ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 280
Скачиваний: 8
Для части юношей и девушек характерна повышенная критичность. В этих случаях обращается снимание только на те недостатки, которые «их лично» не устраивают. Они предпочитают смотреть на происходящее со стороны. Задача организаторов заключается в том, чтобы помогать сверстникам не только обращать внимание на недостатки, что само по себе является положительным моментом, но и бороться за их исправление, видеть те достоинства в людях, на которые можно опереться в этой работе.
После того как мы с вами побывали в мире Возраста (к сожалению, мы не имеем возможности проведать доверчивое Детство и раскланяться с чопорной Взрослостью), нас ждут на улице Человеческой Индивидуальности.
Здесь мы заглянем в гости к хитрецу Темпераменту, познакомимся с важным Характером и нанесем визит умнице Способности.
Пожалуйста, внимательно присмотритесь к своим друзьям и знакомым. Да и просто к не знакомым людям. Как по-разному они ведут себя в одинаковых ситуациях.
Вот кто-то рассказывает веселую историю: один так и заливается смехом, другой улыбается, третий чуть скривил губы, а четвертый вопросительно смотрит на всех - в чем дело? Смотрим кинофильм. И опять разная реакция: у кого слезы на глазах, кто-то сосредоточен кто-то в полном спокойствии. Одни чувствуют себя в новой обстановке как рыба в воде, для других мучительно трудно приспосабливаться к людям. Один каждый раз торопится, когда говорит, не давая сосредоточиться слушателям, другой вызывает раздражение своей медлительностыо, неторопливостью речи...
У каждого из нас существует свой индивидуальный «почерк» поведения. Этим мы отличаемся друг от друга, и этим, парадокс, мы похожи один на другого. Достаточно всех медлительных отвести в одну сторону, легко возбудимых - в другую, уравновешенных - в третью. Тем самым мы отметили существование еще одних свойств личности, делающих всех нас похожими и в то же время непохожими друг па друга.
Такая совокупность индивидуальных психических свойств человека названа темпераментом. Психологи условно выделили четыре основных типа темперамента.
Холерик — неуравновешенный, вспыльчивый, очень подвижный человек. Быстрый темп деятельности, порывистость в движениях. Способен весь отдаваться работе, при этом создавать большое напряжение. Может быть резок во взаимоотношениях, излишне прямолинеен. В ответ на замечания «взрывается». Ему трудно сдерживать себя, часто не способен выслушивать собеседника до конца, перебивает, пытается вставить слово.
Активен, выступает с различными инициативами. Торопливость холерика может приводить к поспешному необдуманному решению, ошибкам. В организаторской работе большую пользу может принести там, где требуются энергичность, напористость, эмоциональный подъем решительность, оперативность. Холерик отличается настойчивостыо и задором. При неудаче может наблюдаться резкий спад в настроении, расстройство деятельности.
Сангвиник, по выражению И. П. Павлова, «горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много и интересного дела, т, е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым...».
Сангвиников часто называют «солнечными» за преобладание в их поведении оптимизма, жизнерадостности. Настроение у сангвиника можно прочесть на лице: у него живая мимика, выразительные движения. Глядя на сангвиника, можно безошибочно определить, как. он к вам относится — приветливо, настороженно, равнодушно, враждебно.
Сангвиники энергичны, увлекшись делом, могут долго не уставать. Быстро привыкают к новой обстановке. Общительны, у них, как правило, много друзей, знакомых. С готовностью откликаются на просьбы. Сангвиников можно еще узнать по ярко выраженному чувству юмора и остроумию. Быстро забывают перенесенные неприятности.
Если работа носит слишком монотонный характер, сангвиник может быстро потерять к ней интерес, оставить недоделанной. Не всегда способен действовать там, где требуется кропотливость, тщательность. Склонен к переоценке своих сил и возможностей.
В организаторской работе сангвиники хорошо показывают себя, когда нужно мобилизовать людей, увлечь их, разрядить обстановку, если она излишне напряжена или нервозна. Способность сангвиников быстро находить общий язык с людьми, создавать мажорное настроение можно успешно использовать при организации коллективных дел.
Флегматик— внешне невозмутимый, спокойный, всегда ровный в поведении человек. У него несколько замедленный темп движений, речи. Отличается высокой выдержкой, самообладанием. Начиная какое-либо дело, пытается продумывать его во всех деталях.
Трудно приспосабливается к новым условиям. Не сразу сходится с новыми людьми, первое время относится к ним настороженно. У него, как правило, ограниченный круг друзей, но зато дружит с ними крепко. Флегматик достаточно гибок во взаимоотношениях: ему бывает трудно изменить свое мнение о человеке.
В работе трудолюбив, но требуется «раскачка». Особенно нуждается в подробном инструктаже перед началом работы, если она нова для него. Флегматик более полезен в той работе, где нужна основательность, тщательность выполнения. Лучше, если она не связана с быстрой сменой обстановки, а предполагает определенную длительность выполнения. Постоянными требованиями делать быстро, моментально мы можем выбить флегматика из колеи и тем самым лишиться упорного и настойчивого труженика.
Меланхолик отличается повышенной чувствительностью, очень легкой ранимостью, чрезмерной обидчивостью. Как правило, у меланхоликов тихий голос, невыразительная мимика, они замкнуты, малообщительны. В новой обстановке очень стеснительны, застенчивы, нерешительны.
Меланхолики бывают очень чутки к переживаниям других людей, искренне выражают сочувствие. Осторожны, осмотрительны. В спокойной обстановке отличаются добросовестностью, внимательностью, обязательностью по отношению к данному слову. Легко утомляются, не могут выдерживать быстрый темп работы.
Форма обращения, которая считается нормальной по отношению к холерику и сангвинику (повышенность тона, «металл» в голосе и т. п.), может надолго вывести меланхолика из равновесия.
Организатору следует быть особо внимательным к таким людям. Не надо торопиться обвинять меланхоликов нерасторопности, лени, малоподвижности, в нежелании быть со всеми вместе и т. д. Делать этого нельзя. Все мы с вами обладаем разными возможностями, которые зависят не только от нашего желания или сознательности. Нужно считаться и с тем, как устроена у каждого нервна система, которая является «конструктором» темперамента. По отношению к меланхолику надо чаще применят! одобрение, похвалу, что поможет ему преодолевать неуверенность, стеснительность.
Проявление темперамента «в чистом виде» встречается редко. Чаще мы видим водном человеке черты разных темпераментов, однако, при преобладании какого-то одною типа. Картины поведения человека постоянно и меняются: холерик вдруг начинает себя вести как меланхолик, флегматик может разразиться вспышкой гнева. Определять тот или иной тип темперамента человека нельзя по мимолетному впечатлению, нужно видеть человека в разных обстоятельствах, в разных условиях работы.
А теперь попытайтесь проверить, знаете ли вы себя, свои индивидуальные особенности. В таблице, в столбцах слева и справа, дано описание воображаемого поведения двух разных людей. На кого из них вы больше похожи?
Внимательно прочтите вначале предложение слева, затем справа и в середине листа в одной из граф пометьте галочкой, насколько похожи ваши качества на качества того или иного человека. Если вы похожи на человека, качества которого описаны слева, то и галочку надо поставить в одной из двух граф с левой стороны. Если же увидите, что похожи на того, чьи качества указаны справа, то отметку надо ставить ближе к правому столбцу. В случае, когда вы посчитаете, что какие-то качества этих двух людей проявляются в вас в равной степени, то галочку можно поставить в середине — «похож на того и другого».
|
Очень похож |
В основном похож |
Похож на того и другого |
В основном похож |
Очень похож |
|
Всегда веселое настроение, много улыбается и делает веселыми других. |
|
|
|
|
|
Часто считает себя несчастным, редко улыбается, мало шутит. |
Находясь в центре внимания, чувствует себя уверенно. |
|
|
|
|
|
В этих случаях чувствует себя неловко, стесняется. |
Настроение часто меняется, его легко можно вывести из себя. |
|
|
|
|
|
Обычно настроение ровное, его трудно вывести из равновесия. |
Быстр, резок в движениях, жестах, торопится, когда говорит. |
|
|
|
|
|
Движения, жесты, речь замедленны, сдержан, голос тихий. |
Быстро забывает о неудачах и берется за работу. |
|
|
|
|
|
При неудачах очень долго переживает, волнуется, не может взяться за дело. |
Легко знакомится, у него много друзей, товарищей. |
|
|
|
|
|
С людьми сходится с трудом, друзей немного. |
У него масса планов и замыслов; ничего, что одни осуществляются, а другие нет. |
|
|
|
|
|
Долго бьется над решением одной задачи, пытается докопаться до конца. |
Постоянно стремится быть с кем-либо; чувствует себя плохо, когда остается один. |
|
|
|
|
|
Не ищет встреч с людьми, ему одному бывает лучше. |
Хочет, чтобы его радости или горе были замечены другими людьми. |
|
|
|
|
|
Все свои чувства стремится переживать в одиночку. |
Когда получает замечания, то шумно ведет себя, спорит, оправдывается. |
|
|
|
|
|
Выслушивает замечания внешне спокойно, старается не спорить. |
После выполнения трудного задания может быстро браться за другое. |
|
|
|
|
|
Быстро устает и долго чувствует себя усталым. |
Быстро забывает обиды и огорчения. |
|
|
|
|
|
Долго после этого не может прийти в себя. |
Любит подшучивать над друзьями, часто не задумываясь, приятно ли это им.. |
|
|
|
|
|
Он редко шутит сам и часто обижается на шутки. |
Любит сразу приступать к делу, не особенно задумываясь, что будет потом. |
|
|
|
|
|
Любит все продумать заранее, тщательно спланировать, рассчитать. |
Быстро находит выход из трудного положения. |
|
|
|
|
|
Долго раздумывает, размышляет, волнуется, прежде чем принять решение. |
Постоянно ждет новостей, ему не по себе, когда молчит радио, не работает телевизор, когда неразговорчивы друзья. |
|
|
|
|
|
Для него, чем меньше новостей, тем лучше: можно над чем-нибудь подумать. |
Теперь посчитайте галочки слева и справа и выясните, какие свойства в вас преобладают. Имейте в виду, что описание поведения человека, данное слева, в большей степени относится к людям сангвинического и холерического темперамента, справа — к флегматикам и меланхоликам. Предупреждаем, что это — житейское толкование своих индивидуальных свойств. Точно определить темперамент могут лишь специалисты.
Индивидуальные особенности поведения человека определяются не только темпераментом, но и характером личности.
Характер, как утверждали древние, это печать человека. О характере человека мы судим по тому, как ведет он себя в обществе, какие действия и поступки являются для него типичными, определяющими, какова его жизненная позиция.
Характер не приобретается по наследству. Он формируется в процессе всей жизни человека. Пословица гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».
По отношению к характеру мы можем давать те или иные оценки: хороший, скверный, твердый, плохой, мягкий и т. д. (чего мы не имели права делать, говоря о темпераменте). Но это обобщенные, житейские оценки. Складываются же они из нашего отношения к отдельным свойствам характера.
Различают четыре группы наиболее важных свойств характера:
Свойства, выражающие отношение личности к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость требовательность, черствость, эгоизм и др.).
Свойства, выражающиё отношение к деятельности, к труду (трудолюбие, добросовестность, лень, безответственность и др.).
Свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность, бережливость, алчность, неряшливость и др.).
Свойства, выражающие отношение к самому себе (скромность, гордость, самолюбие, уверенность и др.).
Организатору часто приходится оценивать те или иные свойства личности в самом себе и своих товарищах, тем самым давая характеристику личности (слово «характеристика» происходит от слова «характер»). В целях объ ективности оценок свойств характера применяется метод независимых характеристик. Вы можете для начала испытать этот метод на себе. Для этого попросите нескольких своих товарищей или учителей по пятибалльной шкале поставить вам оценки развития некоторых свойств вашей личности. После этого попытайтесь сделать самооценку и сравнить, насколько совпадают мнения ваши и независимые друг от друга мнения товарищей о чертах вашего характера. Для удобства оценки в столбике справа мы помещаем противоположные качества.