ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 760
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
Глава 1. Функции и происхождение
Глава 2. Природа психологических тестов
Глава 3. Социальные и этические аспекты
Глава 4. Нормы и интерпретация
Глава 10. Тесты для специфических
Глава II. Групповое тестирование
Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,
Часть 1. Вербальные способности. Каждое задание начинается с пары связанных
Часть II. Математические способности. Каждое задание содержит две величи-
он выполняет свои функции? Эти вопросы могут вызывать, и иногда вы-
зывают, длительные бесплодные дискуссии. Предубеждения, субъек-
тивные выводы, личные пристрастия могут вести, с одной стороны,
к переоценке возможностей конкретного теста, а с другой-к упорному
его неприятию. Единственный способ ответить на подобные вопросы-
эмпирическая проверка. Объективная оценка психологических тестов
прежде всего означает определение их надежности и валидности в кон-
кретных ситуациях.
В психометрии термин <надежность> всегда означает согласован-
ность. Надежность теста есть согласованность показателей, полученных
у тех же самых испытуемых при повторном тестировании тем же самым
тестом или эквивалентной его формой. Если у ребенка IQ в понедельник
равен 110, а в пятницу 80, то очевидно, что к такому показателю вряд ли
можно отнестись с доверием. Аналогично, если индивид в ряду из 50
слов правильно определил 40, а в другом считающемся эквивалентным
ряду-только 20, то ни один из этих показателей не может рассматри-
ваться в качестве меры его вербального понимания. Разумеется, в обоих
примерах возможно, что ошибочным является только один из двух пока-
зателей, но это может подтвердить лишь последующее тестирование; из
приведенных данных следует только то, что вместе показатели не могут
быть правильными.
Прежде чем психологический тест станет общим достоянием, необ-
ходимо провести тщательную объективную проверку его надежности.
36
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
смериваются в гл. 5. Надежность может проверяться относительно вре-
менных изменений, выбора конкретных заданий, или тестовой выборки
поведения, роли индивидуальности экспериментатора или специалиста
по обработке тестовых показателей и других аспектов тестирования.
Очень важно точно указать тип надежности и способ ее определения, по-
скольку один и тот же тест может изменяться в различных аспектах. Же-
лательно также иметь сведения о численности и особенностях индиви-
дов, на которых проверялась надежность теста. Такая информация
позволит пользующемуся тестом решить, насколько надежен этот тест
для той группы, к которой он собирается его применить.
Валидность. Несомненно, самый важный вопрос относительно
всякого психологического теста-это его валидность, т.е. степень, в кото-
рой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен. Валид-
ность обеспечивается непосредственным контролем за тем, насколько хо-
рошо тест выполняет свою функцию. Для определения валидности
обычно требуется независимый внешний критерий всего того, что тест
должен измерять. Например, если тест медицинских способностей ис-
пользуется при отборе поступающих в медицинское училище, критерием
будет являться успешность обучения в этом училище. Чтобы установить
валидность такого теста, его следует провести на большой группе сту-
дентов в то время, когда они поступают в училище. Показателями ре-
зультативности их обучения в медицинском училище будут служить по-
лучаемые каждым учащимся отметки, характеристики преподавателей,
какие-либо заметные успехи или неудачи в учебе и т. п. Совокупность та-
ких показателей и будет критерием, с которым следует соотнести ис-
ходные тестовые показатели студентов. Высокая корреляция, или высо-
кий коэффициент валидности, означала бы, что индивиды, имевшие
высокие показатели, добивались в медицинском училище заметных успе-
хов, а у имевших низкие показатели успехи были слабыми. При низкой
корреляции соответствие между тестовым показателем и критерием бы-
ло бы незначительным и, следовательно, валидность теста низкой. Коэф-
фициент валидности позволяет определить, насколько точно может быть
предсказана на основе тестовых показателей успешность критериальной
деятельности.
Подобным же образом устанавливается валидность тестов, предназ-
наченных для других целей. Например, для теста профессиональной при-
годности валидность можно установить, основываясь на результативно-
сти работы контрольной группы, составленной из вновь нанятого
персонала. Валидность батареи тестов, предназначенных для определе-
ния летных качеств, может быть установлена по результатам обучения
летному делу. Валидность тестов, применяющихся более широко, обыч-
но устанавливается относительно ряда критериев, благодаря постепенно-
му накоплению данных из множества различных исследований.
Читатель, может быть, обратил внимание на кажущуюся парадок-
сальность понятия тестовой валидности. Если так необходимо наблю-
дать за испытуемыми вне тестовой ситуации или как-то иначе получать
объективные данные о том, что пытается предсказать тест, почему же не
отказаться от самого теста? Ответ на этот вопрос нужно искать в разли-
чиях между группой, на которой определяется валидность теста, и груп-
пой, которой тест предъявляется практически. Валидность теста устана-
вливается на репрезентативной выборке испытуемых. Показатели этих
37
ПРИРОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
Если таким способом доказывается валидность теста, его можно приме-
нять на других выборках без измерений критерия.
В качестве довода в пользу тестирования можно сослаться и на тот
факт, что, прежде чем критериальные показатели могут быть получены,
приходится довольно долго ждать. Такая процедура настолько расточи-
тельна по затратам времени и энергии, что в большинстве случаев дол-
жна запрещаться. В самом деле, следуя ей, можно определить, кто из по-
ступающих на работу справится с ней или кто из студентов успешно
закончит колледж, только приняв всех желающих и дождавшись оконча-
тельных итогов! Самое страшное в такой процедуре-ее пагубное эмо-
циональное воздействие на индивидов, а именно его тесты предназна-
чены свести к минимуму. С их помощью можно заранее с известной
вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида не-
обходимых навыков, знаний и других релевантных характеристик,
составляющих предпосылку будущей деятельности. И чем выше валид-
ность и надежность теста, тем меньше будет вероятность ошибки.
Конкретные проблемы, с которыми сталкиваются при определении
валидности тестов разных типов, а также используемые при этом спе-
циальные критерии и статистические методы рассматриваются в гл. 6
и 7. Однако один момент необходимо обсудить сейчас. Валидность гово-
рит не только о степени соответствия теста своим функциям. В действи-
тельности она указывает на то, что именно измеряется данным тестом.
Поэтому было бы более точным определение валидности как той меры,
с помощью которой устанавливается, что измеряется тестом. Несомнен-
но, интерпретация тссювых показателей была бы более ясной и одно-
значной, если бы тесты все время назывались в соответствии с крите-
риальными данными, с помощью которых оценивалась их валидность.
Примером такого соответствия могут служить названия таких тестов,
как тест способностей к обучению и тест распределения персонала вме-
сто неопределенного-тест интеллекта.
ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ?
<Могу ли я получить бланки теста Станфорд-Бине? Мой племянник на следующей
неделе поступает в школу, и мне бы хотелось немного попрактиковать его, чтобы он смог
поступить>.
<Чтобы усовершенствовать чтение лекций в нашей школе, нам нужен IQ-ec, не
учитывающий влияния межкультурных различий и позволяющий измерять врожденный
потенциал ребенка>.
<Вчера вечером я ответил на вопросы интеллектуального теста, опубликованного
в журнале, и получил IQ, равный 80, я думаю, что психологические тесты просто глупы>.
<Моя соседка по комнате изучает психологию. Она дала мне личностный тест, по
которому я оказалась невротичной. Я так расстроилась, что даже перестала ходить на
занятия>.
<В прошлом году вы давали нашим служащим с исследовательскими целями новый
личностный тест. Нам бы теперь хотелось иметь их тестовые показатели для картотеки
кадров>.
Эти высказывания не выдуманы. Каждое взято из реальных случаев,
перечисление которых легко может продолжить любой психолог. Эти
высказывания есть примеры возможного неправильного использования
или интерпретации психологических тестов, ведущих к представлению
- ---_".. ..",. "м-гп йм-ппттечном или даже вредящем обследуемому.
38
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИТОВДНИЯ
тесты, чтобы быть эффективными, должны правильно использоваться.
В руках недобросовестного или некоиицированного экспериментато-
ра тесты могут принести серьезный вред.
Две основные причины необходимости контроля за использованием
психологических тестов такоиы: а) предотвратить делающую тест нева-
лидным всеобщую доступное] ь его содержания, б) гарантировать ис-
пользование тестов только .пифицириванными экспериментаторами.
Ясно, что если индивид запилю..!.;[ праиильпые ответы в тесте на цве-
торазличение, то этим тестом уже нельзя измерить его цветовое зрение.
В этом случае тест полностью терист с.:"-40 валидность. Очевидно, что
сохранение содержания теста в тайне пооллет предотвратить предна-
меренное искажение показателей.
В иных случаях последствия знакомства с тестом могут быть не
столь очевидными, а тест yipaiiibaci СБОЮ валидиость благодаря дей-
ствиям малоосведомленных лиц. Школьный учитель, например, может
специально натренировать свой класс в решении задач, сходных с зада-
ниями теста интеллекта с тем, <-иооы ученики были хорошо подгото-
влены к проведению теста>. Такое отношение к тесту определяется отно-
шением к подготовке к школьным экзаменам. Однако в случае с тестом
интеллекта такая предварительная тренировка, или подготовка, скорее
всего повысит тестовые показатели, не повлияв сколь-нибудь заметно на
более широкую область поведения, которую тестом пытаются прове-
рить. При этих условиях валидность теста как средства прогноза
снижается.
Потребность в квалифицированном экспериментаторе на каждом из
трех основных этапов тестирования-выбор теста, его проведение, полу-
чение показателей и их интерпретация-очевидна. Тесты нельзя выби-
рать, подобно косилкам для газонов, по каталогу, высланному почтой.
Они не могут быть оценены по названию, автору или другим каким-то
признакам идентификации теста. Разумеется, 4iuubi оцепишь такие фак-
торы, как цена, объем, способ транспортировки тестовых материалов,
время, необходимое для проведения тестирования, легкость и быстрота
в получении показателей психологической подготовки не требуется, ин-
формация по этим вопросам обычно приводится в каталоге тестов, и ее
необходимо учитывать при составлении программы тестирования. Одна-
ко для того, чтобы тест выполнил свои функции, важно оценить такие
его технические характеристики, как валидность, надежность, степень
трудности и нормы. Только таким образом человек, пользующийся те-
стом, определит, насколько тест пригоден для его целей и соответствует
типу испытуемых, для которых он этот тест предназначил.
В кратком обсуждении стандартизации теста, уже приводившемся
в этой главе, обосновывалась необходимость опытного экспериментато-
ра. Точность в выполнении требований инструкции, а также основатель-
ное знакомство со стандартными инструкциями необходимы, если нужно
сравнить полученные разными экспериментаторами тестовые п эказатели
или же если индивидуальные показатели необходимо оценить в соответ-
ствии с опубликованными нормами. Столь же важен тщательный кон-
троль за условиями тестирования. Кроме того, неправильное или не со-
всем точное определение тестовых показателей может сделать их
бесполезными. При отсутствии надлежащего контроля ошибки в показа-
39
ПРИРОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
него понимания самого теста, индивида и условий тестирования. Что
именно измеряется-можно объективно определить, только соотнеся тест
со специфическими процедурами, на основе которых была установлена