ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 760

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

он выполняет свои функции? Эти вопросы могут вызывать, и иногда вы-

зывают, длительные бесплодные дискуссии. Предубеждения, субъек-

тивные выводы, личные пристрастия могут вести, с одной стороны,

к переоценке возможностей конкретного теста, а с другой-к упорному

его неприятию. Единственный способ ответить на подобные вопросы-

эмпирическая проверка. Объективная оценка психологических тестов

прежде всего означает определение их надежности и валидности в кон-

кретных ситуациях.

В психометрии термин <надежность> всегда означает согласован-

ность. Надежность теста есть согласованность показателей, полученных

у тех же самых испытуемых при повторном тестировании тем же самым

тестом или эквивалентной его формой. Если у ребенка IQ в понедельник

равен 110, а в пятницу 80, то очевидно, что к такому показателю вряд ли

можно отнестись с доверием. Аналогично, если индивид в ряду из 50

слов правильно определил 40, а в другом считающемся эквивалентным

ряду-только 20, то ни один из этих показателей не может рассматри-

ваться в качестве меры его вербального понимания. Разумеется, в обоих

примерах возможно, что ошибочным является только один из двух пока-

зателей, но это может подтвердить лишь последующее тестирование; из

приведенных данных следует только то, что вместе показатели не могут

быть правильными.

Прежде чем психологический тест станет общим достоянием, необ-

ходимо провести тщательную объективную проверку его надежности.

36

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

смериваются в гл. 5. Надежность может проверяться относительно вре-

менных изменений, выбора конкретных заданий, или тестовой выборки

поведения, роли индивидуальности экспериментатора или специалиста

по обработке тестовых показателей и других аспектов тестирования.

Очень важно точно указать тип надежности и способ ее определения, по-

скольку один и тот же тест может изменяться в различных аспектах. Же-

лательно также иметь сведения о численности и особенностях индиви-

дов, на которых проверялась надежность теста. Такая информация

позволит пользующемуся тестом решить, насколько надежен этот тест

для той группы, к которой он собирается его применить.

Валидность. Несомненно, самый важный вопрос относительно

всякого психологического теста-это его валидность, т.е. степень, в кото-

рой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен. Валид-


ность обеспечивается непосредственным контролем за тем, насколько хо-

рошо тест выполняет свою функцию. Для определения валидности

обычно требуется независимый внешний критерий всего того, что тест

должен измерять. Например, если тест медицинских способностей ис-

пользуется при отборе поступающих в медицинское училище, критерием

будет являться успешность обучения в этом училище. Чтобы установить

валидность такого теста, его следует провести на большой группе сту-

дентов в то время, когда они поступают в училище. Показателями ре-

зультативности их обучения в медицинском училище будут служить по-

лучаемые каждым учащимся отметки, характеристики преподавателей,

какие-либо заметные успехи или неудачи в учебе и т. п. Совокупность та-

ких показателей и будет критерием, с которым следует соотнести ис-

ходные тестовые показатели студентов. Высокая корреляция, или высо-

кий коэффициент валидности, означала бы, что индивиды, имевшие

высокие показатели, добивались в медицинском училище заметных успе-

хов, а у имевших низкие показатели успехи были слабыми. При низкой

корреляции соответствие между тестовым показателем и критерием бы-

ло бы незначительным и, следовательно, валидность теста низкой. Коэф-

фициент валидности позволяет определить, насколько точно может быть

предсказана на основе тестовых показателей успешность критериальной

деятельности.

Подобным же образом устанавливается валидность тестов, предназ-

наченных для других целей. Например, для теста профессиональной при-

годности валидность можно установить, основываясь на результативно-

сти работы контрольной группы, составленной из вновь нанятого

персонала. Валидность батареи тестов, предназначенных для определе-

ния летных качеств, может быть установлена по результатам обучения

летному делу. Валидность тестов, применяющихся более широко, обыч-

но устанавливается относительно ряда критериев, благодаря постепенно-

му накоплению данных из множества различных исследований.

Читатель, может быть, обратил внимание на кажущуюся парадок-

сальность понятия тестовой валидности. Если так необходимо наблю-

дать за испытуемыми вне тестовой ситуации или как-то иначе получать

объективные данные о том, что пытается предсказать тест, почему же не

отказаться от самого теста? Ответ на этот вопрос нужно искать в разли-

чиях между группой, на которой определяется валидность теста, и груп-


пой, которой тест предъявляется практически. Валидность теста устана-

вливается на репрезентативной выборке испытуемых. Показатели этих

37

ПРИРОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

Если таким способом доказывается валидность теста, его можно приме-

нять на других выборках без измерений критерия.

В качестве довода в пользу тестирования можно сослаться и на тот

факт, что, прежде чем критериальные показатели могут быть получены,

приходится довольно долго ждать. Такая процедура настолько расточи-

тельна по затратам времени и энергии, что в большинстве случаев дол-

жна запрещаться. В самом деле, следуя ей, можно определить, кто из по-

ступающих на работу справится с ней или кто из студентов успешно

закончит колледж, только приняв всех желающих и дождавшись оконча-

тельных итогов! Самое страшное в такой процедуре-ее пагубное эмо-

циональное воздействие на индивидов, а именно его тесты предназна-

чены свести к минимуму. С их помощью можно заранее с известной

вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида не-

обходимых навыков, знаний и других релевантных характеристик,

составляющих предпосылку будущей деятельности. И чем выше валид-

ность и надежность теста, тем меньше будет вероятность ошибки.

Конкретные проблемы, с которыми сталкиваются при определении

валидности тестов разных типов, а также используемые при этом спе-

циальные критерии и статистические методы рассматриваются в гл. 6

и 7. Однако один момент необходимо обсудить сейчас. Валидность гово-

рит не только о степени соответствия теста своим функциям. В действи-

тельности она указывает на то, что именно измеряется данным тестом.

Поэтому было бы более точным определение валидности как той меры,

с помощью которой устанавливается, что измеряется тестом. Несомнен-

но, интерпретация тссювых показателей была бы более ясной и одно-

значной, если бы тесты все время назывались в соответствии с крите-

риальными данными, с помощью которых оценивалась их валидность.

Примером такого соответствия могут служить названия таких тестов,

как тест способностей к обучению и тест распределения персонала вме-

сто неопределенного-тест интеллекта.

ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ?

<Могу ли я получить бланки теста Станфорд-Бине? Мой племянник на следующей


неделе поступает в школу, и мне бы хотелось немного попрактиковать его, чтобы он смог

поступить>.

<Чтобы усовершенствовать чтение лекций в нашей школе, нам нужен IQ-ec, не

учитывающий влияния межкультурных различий и позволяющий измерять врожденный

потенциал ребенка>.

<Вчера вечером я ответил на вопросы интеллектуального теста, опубликованного

в журнале, и получил IQ, равный 80, я думаю, что психологические тесты просто глупы>.

<Моя соседка по комнате изучает психологию. Она дала мне личностный тест, по

которому я оказалась невротичной. Я так расстроилась, что даже перестала ходить на

занятия>.

<В прошлом году вы давали нашим служащим с исследовательскими целями новый

личностный тест. Нам бы теперь хотелось иметь их тестовые показатели для картотеки

кадров>.

Эти высказывания не выдуманы. Каждое взято из реальных случаев,

перечисление которых легко может продолжить любой психолог. Эти

высказывания есть примеры возможного неправильного использования

или интерпретации психологических тестов, ведущих к представлению

- ---_".. ..",. "м-гп йм-ппттечном или даже вредящем обследуемому.

38

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИТОВДНИЯ

тесты, чтобы быть эффективными, должны правильно использоваться.

В руках недобросовестного или некоиицированного экспериментато-

ра тесты могут принести серьезный вред.

Две основные причины необходимости контроля за использованием

психологических тестов такоиы: а) предотвратить делающую тест нева-

лидным всеобщую доступное] ь его содержания, б) гарантировать ис-

пользование тестов только .пифицириванными экспериментаторами.

Ясно, что если индивид запилю..!.;[ праиильпые ответы в тесте на цве-

торазличение, то этим тестом уже нельзя измерить его цветовое зрение.

В этом случае тест полностью терист с.:"-40 валидность. Очевидно, что

сохранение содержания теста в тайне пооллет предотвратить предна-

меренное искажение показателей.

В иных случаях последствия знакомства с тестом могут быть не

столь очевидными, а тест yipaiiibaci СБОЮ валидиость благодаря дей-

ствиям малоосведомленных лиц. Школьный учитель, например, может

специально натренировать свой класс в решении задач, сходных с зада-

ниями теста интеллекта с тем, <-иооы ученики были хорошо подгото-

влены к проведению теста>. Такое отношение к тесту определяется отно-


шением к подготовке к школьным экзаменам. Однако в случае с тестом

интеллекта такая предварительная тренировка, или подготовка, скорее

всего повысит тестовые показатели, не повлияв сколь-нибудь заметно на

более широкую область поведения, которую тестом пытаются прове-

рить. При этих условиях валидность теста как средства прогноза

снижается.

Потребность в квалифицированном экспериментаторе на каждом из

трех основных этапов тестирования-выбор теста, его проведение, полу-

чение показателей и их интерпретация-очевидна. Тесты нельзя выби-

рать, подобно косилкам для газонов, по каталогу, высланному почтой.

Они не могут быть оценены по названию, автору или другим каким-то

признакам идентификации теста. Разумеется, 4iuubi оцепишь такие фак-

торы, как цена, объем, способ транспортировки тестовых материалов,

время, необходимое для проведения тестирования, легкость и быстрота

в получении показателей психологической подготовки не требуется, ин-

формация по этим вопросам обычно приводится в каталоге тестов, и ее

необходимо учитывать при составлении программы тестирования. Одна-

ко для того, чтобы тест выполнил свои функции, важно оценить такие

его технические характеристики, как валидность, надежность, степень

трудности и нормы. Только таким образом человек, пользующийся те-

стом, определит, насколько тест пригоден для его целей и соответствует

типу испытуемых, для которых он этот тест предназначил.

В кратком обсуждении стандартизации теста, уже приводившемся

в этой главе, обосновывалась необходимость опытного экспериментато-

ра. Точность в выполнении требований инструкции, а также основатель-

ное знакомство со стандартными инструкциями необходимы, если нужно

сравнить полученные разными экспериментаторами тестовые п эказатели

или же если индивидуальные показатели необходимо оценить в соответ-

ствии с опубликованными нормами. Столь же важен тщательный кон-

троль за условиями тестирования. Кроме того, неправильное или не со-

всем точное определение тестовых показателей может сделать их

бесполезными. При отсутствии надлежащего контроля ошибки в показа-

39

ПРИРОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

него понимания самого теста, индивида и условий тестирования. Что

именно измеряется-можно объективно определить, только соотнеся тест

со специфическими процедурами, на основе которых была установлена