ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 753

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ственные учреждения. Как уже сообщалось, систематические экзамены

при приеме на гражданскую службу в китайской империи были введены

еще в 1115 г. до н.э. В европейских странах это случилось в конце

XVIII-начале XIX в. Комиссия гражданской службы Соединенных Шта-

тов утвердила конкурсные экзамены в 1883 г. (S. Kavruch, 1956). Методы

составления тестов, разработанные до и во время первой мировой вой-

ны, стали использоваться в экзаменационной Программе гражданской

службы Соединенных Штатов после назначения Л.Дж. 0Рурке директо-

ром созданного в 1922 г. исследовательского отдела комиссии.

Чем больше психологов-психометристов участвовало в создании

стандартизованных тестов достижений, тем сильнее техника их построе-

ния напоминала технику построения тестов интеллекта и способностей.

Процедуры составления и оценки всех этих тестов имеют много общего.

Все усиливающееся стремление создать тесты достижений, которые мог-.

ли бы оценить владение навыками, отвечающими широким образова-

тельным целям, а не способность воспроизводить частные детали, тоже

делало похожим содержание тестов достижений на тесты интеллекта.

В настоящее время разница между этими типами тестов в основном сво-

дится к степени специфичности содержания, определяемого тем курсом

обучения, уровень освоения которого оценивается тестом.

ИЗМЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Еще одно направление психологического тестирования связано с аффек-

тивными, или неинтеллектуальными, аспектами поведения. Предназна-

ченные для этого тесты обычно называют личностными, хотя некоторые

психологи используют термин <личность> более широко, понимая под

ним индивида как целое. В таком случае в этот раздел следовало бы

включить рассмотрение как интеллектуальных, так и неинтеллек-

туальных характеристик человека. Однако в психологическом тестирова-

нии термин <личностный тест> чаще всего указывает на измерение таких

особенностей, как эмоциональная регуляция, межличностные отношения,

мотивация, интересы и установки.

Одним из первых тестов, положивших начало тестированию лично-

сти, был крепелиновский вариант теста свободных ассоциаций, приме-

ненный им для обследования больных с психическими отклонениями.

В этом тесте индивиду предъявляются специально подобранные слова-

стимулы, на которые он отвечает первым пришедшим ему в голову сло-


вом. Э. Крепелин (Е. Kraepelin, 1892) использовал этот же прием для из-

учения психологических последствий утомления, голода и приема

лекарственных препаратов и пришел к выводу, что эти факторы увеличи-

34 COДI:ИД[IИE ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ .

в эти же годы Р. Соммер (R. Sommer, 1894) предложил использовать тест

свободных ассоциаций для определения форм психических расстройств.

Впоследствии техника свободных ассоциа.ций стала использоваться для

самых разных целей тестирования, она не теряет своего значения и в на-

ши дни. Здесь следует упомянуть разработку Ф. Гальтоном, К. Пирсо-

ном и Дж. Кэттеллом стандартизованных анкет и шкал ранжирования,

предназначавшихся ими совсем не для тех целей, с которыми в итоге их

стали использовать другие исследователи при составлении одних из

самых распространенных в настоящее время личностных тестов.

В качестве исходного варианта анкеты личности или заполняемого

испытуемым опросите можно назвать листок личностных данных

Р. С. Вудвортса, разработанный им в годы первой мировой войны

(Р.Н. Dllbois, 1970; P.M. Symonds, J931, гл. 5; L.R. Goldberg, 1971). Этот

листок предназначался для первичного выявления людей, страдающих

неврозами и не пригодных к военной службе. Тест содержал ряд вопро-

сов о наличии обычных признаков невроза, а тестируемый отмечал,

имеются они у него или нет. Общий показатель получался подсчетом от-

меченных симптомов. Во время войны листок личностных данных так

и не был доведен до практического использования, но сразу же после ее

окончания были подготовлены его формы для гражданского использова-

ния, в том числе специальная форма для опроса детей. Более того, ли-

сток личностных данных Вудвортса послужил образцом для более позд-

них опросников по эмоциональной регуляции. В одном из этих тестов

эмоциональная регуляция подразделялась на более конкретные формы,

такие, как регуляция семейных, школьных и профессиональных отноше-

ний, в других вопросы концентрировались в основном на ограниченной

сфере поведения или более четко выявляли социальные реакции, такие,

как преобладание в межличностных контактах реакции подчинения. По-

зднее были разработаны тесты для количественной оценки интересов

и установок, но они, в сущности, тоже использовали технику опросников.

Другой подход к измерению личностных характеристик представлен

в тестах действия, или ситуационных тестах. В этих тестах испытуемый


получает задания, цель которых часто остается ему неизвестной. Боль-

шей частью они довольно точно воспроизводят обыденные ситуации.

Впервые подобная методика была широко применена в тестах, разрабо-

танных Г. Хартсхорном. М.Л. Меем и их сотрудниками в конце 20-х-на-

чале 30-х гг. (H.Hartshorne, M.A.May, 1928, 1929; H.Hartshorne,

M.A. May, F.K. Shuttleworth, 1930). Серия, стандартизованная на школь-

никах, затрагивала такие особенности поведения, как обман, ложь, во-

ровство, согласованность действий и настойчивость. Количественные по-

казатели могли быть получены по каждому из многочисленных частных

тестов. Позднее этот метод был применен в серии ситуационных тестов

для взрослых, созданной в годы второй мировой войны в рамках атте-

стационной программы Управления стратегических служб (OSS, 1948).

Эти тесты были рассчитаны на достаточно сложное и трудно различи-

мое социальное и эмоциональное поведение и требовали довольно тон-

кой техники исполнения и обученного персонала, а интерпретация реак-

ции испытуемого была в них относительно субъективной.

Третий подход в изучении личности представляют проективные ме-

тодики, получившие, особенно у клиницистов, чрезвычайно широкое, рас-

пространение. В тестах этого типа испытуемому дается неструктуриро-

ванное задание, допускающее многие способы решений. Эти методики

31

ПРИРОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ИХ ПРИМЕНГ.НИЕ

основаны на предположении, что в своем решении индивид проявит ха-

рактерные для него способы реакции. Так же как и в тестах действия,

или ситуационных тестах, методика проективных тестов в той или иной

степени не позволяет испытуемому угадать их цель и тем самым умень-

шает вероятность того, что испытуемый сможет намеренно создать же-

лаемое впечатление. Уже упоминавшийся тест свободных ассоциаций- -

один из наиболее ранних типов проективных методик. К этому же типу

можно отнести тест на завершение предложений. К заданиям иного ти-

па, обычно применяемым в проективных тестах, относятся рисование,

представляющая сценку расстановка игрушек, импровизация драматиче-

ской сцены и интерпретация картинок или чернильных пятен.

Применение любых из имеющихся типов личностных тестов связано

с серьезными трудностями, как практическими, так и теоретическими.

Каждый подход имеет свои преимущества и свои недостатки, а в целом

тестирование личности сильно отстает от тестирования способностей, но


это отставание не следует приписывать недостатку усилий. Количество

исследований по измерению личностных характеристик с 1950 г. дости-

гло внушительной цифры, и многие остроумные приемы и технические

усовершенствования принимаются специалистами на вооружение. Мед-

ленный прогресс в этой области объясняется особыми трудностями,

с которыми сталкивается измерение свойств личности.


Глава 2. Природа психологических тестов

И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

В гл. 1 приводились некоторые из многочисленных областей применения

психологических тестов и говорилось об их достаточном разнообразии.

Общественное мнение все еще склонно отождествлять психологические

тесты с JQ-тестами и тестами на выявление эмоциональных нарушений,

хотя они составляют лишь незначительную часть употребляемых тестов.

Основные типы психологических тестов (тесты общего интеллектуально-

го уровня, традиционно называемые тестами интеллекта; тесты от-

дельных способностей, в том числе комплексные батареи способностей.

тесты специальных способностей и тесты достижений; личностные тесты,

связанные с изменением эмоциональных и мотивационных особенностей

межличностного поведения, интересов, установок и других иекогни-

тивных характеристик) анализируются в частях 3-5.

При столь очевидном разнообразии характера и целей психологиче-

ских тестов каковы их общие наиболее характерные особенности? Чем

они отличаются от других методов изучения человека? Ответ следует ис-

кать в определенных основных чертах построения и использования те-

стов. Эти черты и рассматриваются в настоящей главе.

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ?

Выборка поведения. Психологический тест в сущности есть объектив-

ное и стандартизованное измерение выборки поведения. Психологиче-

ские тесты, подобно экспериментам в других науках, проводятся на

малой, но тщательно отобранной выборке поведения индивида. В этом

ji СОДЕРЖ-ЛНИГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

щий свои заключения о составе крови или питьевой воды на анализе

лишь небольшой их части. Если психолог хочет проверить словарный за-

пас ребенка, способность служащего к счету или зрительно-двигатель-

ную координацию у пилота, он предъявляет им репрезентативные на-

боры слов, арифметических задач или же тесты двигательных способно-

стей. Насколько адекватен тест измеряемому поведению, зависит,

очевидно, от числа и характера его заданий. Так, арифметический тест,

состоящий из 5 задач или включающий лишь вопросы на умножение,

вряд ли может дать достаточное представление о счетных навыках инди-

вида, а словарный тест, построенный на терминах игры в бейсбол, едва

ли обеспечит надежную оценку словарного запаса ребенка.