ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 745

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

его валидность. Столь же необходима и информация о надежности, осо-

бенностях группы, на которой устанавливались нормы, и т.п. Суще-

ственными для интерпретации любых показателей теста являются общие

сведения о тестируемом индивиде. Один и тот же показатель получается

у разных лиц по совершенно различным причинам. Поэтому заключения,

которые делают, исходя из таких показателей, могут полностью не сов-

падать. Наконец, нельзя не упомянуть и такие особые факторы, влияю-

щие на конкретный показатель, как необычные условия тестирования,

временные эмоциональные или физические состояния испытуемого и его

предварительное знакомство с тестами.

ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ

Разумное объяснение применения тестирования заключается в возмож-

ности обобщения поведения, проявляемого в тестовой ситуации, на пове-

дение в иных, нетестовых условиях. Тестовый показатель должен помочь

нам предсказать, как пациент будет себя чувствовать и действовать за

пределами клиники, как студент будет учиться в колледже, а поступаю-

щий на работу справится со своими обязанностями. Любое свойственное

тестовой ситуации воздействие послужит основой ошибочного варианта

и уменьшит валидность теста. Вот почему важно выявить связанные

с тестом воздействия, ограничивающие или снижающие обобщающее

значение тестовых результатов.

Рассмотрению подходящих приемов тестирования можно посвятить

целый том, но такой обзор выходит за рамки данной книги. Более того,

полезнее познакомиться с такими приемами в конкретной обстановке,

поскольку обычно ни один человек не имеет дело со всеми формами те-

стирования,-от проверки младенцев до клинического обследования ду-

шевнобольных или проведения программ массового тестирования воен-

нослужащих. Поэтому в задачи этой книги входит главным образом

рассмотрение общих основ тестирования, а не специальных вопросов

проведения тестов

Предварительная подготовка экспериментаторов. Наибо-

лее важным условием правильного проведения тестирования является

предварительная подготовка. При тестировании не должны возникать

непредвиденные обстоятельства. Поэтому должны быть приняты спе-

циальные меры для того, чтобы предвидеть и предупредить возникнове-

ние возможных случайностей. Только так можно обеспечить единообра-

зие процедуры тестирования.

Предварительная подготовка к сеансу тестирования достаточно


многообразна. Для большинства индивидуальных тестов важно точно

помнить словесную инструкцию. Даже в групповом тесте, в котором ин-

струкции испытуемым зачитываются, некоторое предварительное зна-

комство с их текстом предупреждает неправильное прочтение, запинание

Подробное рассмотрение общей процедуры тестирования приводится в работах

rtw Г> Пяпирпя И Г> Palmer 1970) ЛжМ Гяттттепа (.Т.М. Sattler. 1974). индивидуального

40 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

и обеспечивает при тестировании более естественную, непринужденную

манеру поведения экспериментатора. Еще одним важным предвари-

тельным моментом является подготовка тестовых материалов. В инди-

видуальном тестировании, особенно при проведении тестов действия, та-

кая подготовка включает размещение необходимых материалов с тем,

чтобы свести к минимуму их поиски или неловкое обращение с ними.

Как правило, материалы должны располагаться на столе вблизи места

тестирования так, чтобы они были доступны экспериментатору, но и не

отвлекали внимания испытуемого. При использовании аппаратуры часто

возникает необходимость в ее периодическом контроле и калибровке.

При групповом тестировании все тестовые бланки, листки для ответов,

специальные карандаши и другие материалы заранее должны быть тща-

тельно проверены, пересчитаны и приведены в порядок.

Подробное знакомство с конкретной процедурой тестирования-еще

одна важная его предпосылка. Для индивидуального тестирования осо-

бенно существенно предварительное обучение проведению определенно-

го теста. В зависимости от характера теста и типа исследуемых испы-

туемых для такого обучения может оказаться достаточным нескольких

показов и практических занятий, а может потребоваться более чем го-

дичное обучение. При групповом тестировании и особенно в массовых

обследованиях такая подготовка может включать предварительный ин-

структаж экспериментаторов и кураторов с тем, чтобы каждый хорошо

представлял свои функции. Обычно экспериментаторы зачитывают ин-

струкции, следят за временем выполнения и руководят группой в усло-

виях тесгироцапия. Кураторы выдают и собирают тестовые материалы,

следят за тем, чтобы испытуемые выполняли инструкции, отвечают

в разрешенных инструкцией пределах на их вопросы, не допускают с их

стороны обмана.

Условия тестирования. Стандартизация затрагивает не только


словесные инструкции, время, материалы и другие аспекты тестирования,

но и окружающую обстановку. Определенное внимание нужно уделить

выбору подходящего для тестирования помещения. Оно должно быть

изолировано от чрезмерного шума и всего, что отвлекает внимание;

в нем необходимо создать подходящее освещение, обеспечить вентиля-

цию, удобные сиденья и рабочее место испытуемого. Следует также при-

нять специальные меры, предотвращающие прерывание тестирования.

Установка на двери специального знака, предупреждающего, что ведется

тестирование, эффективна лишь при условии, что все знают, что такой

знак запрещает входить в помещение при любых обстоятельствах. Воз-

можно также при тестировании больших групп запереть двери или по-

ставить около них помощников, не позволяющих войти опоздавшим.

Важно осознавать те пределы, в которых условия тестирования мо-

гут влиять на тестовые показатели. Даже кажущиеся незначительными

аспекты тестовой ситуации могут заметно влиять на выполнение теста.

Например, такой фактор, как использование парт или кресел с откидным

столиком, повлиял на результаты группового тестирования учащихся

средних школ; в группах, сидевших за партами, они оказались выше

(Т. L. КеПеу, 1943; А. Е. Traxler, R. N. Hilkert, 1942). Имеются также доказа-

тельства того, что тип использованных бланков для ответов может

влиять на тестовые показатели (F.O.Beh, A.L.Hoff, K.B.Hoyt, 1964).

Поскольку агентства, подсчитывающие и обрабатывающие тестовые

данные, делают это независимо друг от друга и Rгrг-""-- --"

41

ПРИРОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

бланки для ответов на задания теста, то бывают случаи, когда экспери-

ментаторы проводят тестирование с помощью других бланков ответов,

приспособленных к машинной обработке и отличных от тех, что исполь-

зовались при стандартизации теста. Без эмпирической проверки эквива-

лентность таких бланков не может считаться чем-то само собой разу-

меющимся. Например, тесты различных способностей вполне можно

проводить с помощью любого из пяти различных бланков ответов. Для

теста скорости и точности канцелярской работы в этой батарее для трех

из пяти видов бланков приводятся отдельные нормы, так как было уста-

новлено, что показатели по ним существенно отличаются от тех, что бы-

ли получены с помощью опросника, примененного на выборке стандар-


тизации. При тестировании детей до V класса использование любого

отдельно взятого бланка для ответов может значительно снизить те-

стовые показатели. Для детей такого уровня развития, как правило,

предпочтительней, чтобы они просто отмечали свои ответы в тестовой

тетради.

Множество других, менее очевидных условий тестирования также

могут влиять на выполнение тестов способностей и личностных тестов.

Так, на тестовые показатели может заметно повлиять знакомство испы-

туемого с экзаменатором (E.L. Sacks, 1952; A. Tsudzuki, Y. Hata, T. Kuze,

1957). В одном исследовании было обнаружено, что на результаты тести-

рования оказала решающее влияние манера поведения экспериментато-

ра; он улыбался в знак согласия, кивал головой, делал замечания типа

<хорошо>, <прекрасно> (Т. A. Wickes, 1956). В проективном тесте, где от

испытуемого требовалось написать истории к специально подобранным

картинкам, присутствие экспериментатора в комнате часто приводило

к снижению эмоциональной окрашенности содержания этих историй

(L. Bernstein, 1956). При проведении теста на умение печатать на машин-

ке поступавшие на работу печатали значительно быстрее, если тестиро-

вались в одиночку, по сравнению с тестированием в группах из двух

и более человек (W.K. Kirchner, 1966).

Примеры можно было бы приводить еще и еще, но выводы из них

означают выполнение следующих трех требований. Во-первых, необходи-

мо следовать процедурам стандартизации даже в самых незначительных

подробностях. Создатель теста и его издатель несут ответственность за

то, чтобы процедура тестирования полно и достаточно ясно была описа-

на в руководстве по использованию теста. Во-вторых, следует регистри-

ровать любые нестандартные условия тестирования, какими бы второ-

степенными они ни казались. В-третьих, при интерпретации результатов

теста важно учитывать условия тестирования. При подробном обследо-

вании личности методом индивидуального тестирования опытный экспе-

риментатор иногда отступает от стандартной процедуры проведения те-

ста, с тем чтобы выявить дополнительные данные. Поступив таким

образом, он теряет право интерпретировать ответы испытуемого в со-

ответствии с тестовыми нормами. В этом случае тестовые задания ис-

пользуются только для качественного исследования; и ответы испы-

туемых необходимо рассматривать точно так же, как любые другие

неформальные наблюдения за их поведением или данные интервью.


Взаимопонимание. В психометрии термин <взаимопонимание>

означает стремление экспериментатора вызвать у испытуемого интерес

к тесту, установить с ним контакт и обеспечить, чтобы он выполнял

стандаотные тестовые инструкции. В тестах способностей инструкции

ДаТ "туем " ния

> "РИН <ий и ло Решени

мыхПо зависят тактов РяженУы.

торы v> тировани, возраста > ются в "ифи-

-

oPeaL Ly-

-ойсетеТ т" T

e другие n теи из ньгя ическ-му aть, что иу ои

--

же

iR-

жиз-

43 ПРИРОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ TF<"TOU И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

С проблемой особой мотивации можно столкнуться при тестирова-

нии эмоционально неуравновешенных лиц, заключенных или малолетних

преступников. Если тестирование происходит в официальной обстановке,

эти люди, по-видимому, должны проявить такие неприятные черты, как

подозрительность, неуверенность, страх или циничное равнодушие. Не-

нормальные условия их прошлой жизни, вероятно, также должны небла-

гоприятно отразиться на выполнении теста. Например, вследствие преж-

них неудач и срывов в школе у них может сложиться враждебное,

сопровождаемое чувством собственной неполноценности отношение

к школьным задачам, на которые похожи задания теста. Опытный экспе-

риментатор приложит CIILI иальные. усилия для того, чтобы в таких усло-

виях наладить контакт с испытуемым. Во всяком случае он должен быть

чуток к такого рода трудностям и принимать их во внимание при интер-

претации и объяснении выполнения теста.

При тестировании школьников или взрослых следует иметь в виду,

что каждый тест неявно задевает престиж индивида. Поэтому сначала

испытуемых следует немного успокоить. Полезно, например, объяснить,

что никто не ждет, что все задания будут выполнены или правильно ре-

шены. В противном случае индивид, приступая к более трудным зада-

ниям и понимая, что не в состоянии закончить их в отведенное время,

может испытать растущее чувство неудачи.

Итак, в тестовой ситуации желательно насколько возможно исклю-

чить элемент неожиданности, так как все неожиданное и неизвестное, по-

видимому, вызывает у испытуемых тревожность. Многие групповые

тесты снабжаются пояснениями, зачитываемыми экспериментатором.

Еще лучше объявить о тестировании за несколько дней до его начала

и дать каждому испытуемому отпечатанную брошюру, в которой объяс-