ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 745
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
Глава 1. Функции и происхождение
Глава 2. Природа психологических тестов
Глава 3. Социальные и этические аспекты
Глава 4. Нормы и интерпретация
Глава 10. Тесты для специфических
Глава II. Групповое тестирование
Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,
Часть 1. Вербальные способности. Каждое задание начинается с пары связанных
Часть II. Математические способности. Каждое задание содержит две величи-
его валидность. Столь же необходима и информация о надежности, осо-
бенностях группы, на которой устанавливались нормы, и т.п. Суще-
ственными для интерпретации любых показателей теста являются общие
сведения о тестируемом индивиде. Один и тот же показатель получается
у разных лиц по совершенно различным причинам. Поэтому заключения,
которые делают, исходя из таких показателей, могут полностью не сов-
падать. Наконец, нельзя не упомянуть и такие особые факторы, влияю-
щие на конкретный показатель, как необычные условия тестирования,
временные эмоциональные или физические состояния испытуемого и его
предварительное знакомство с тестами.
ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ
Разумное объяснение применения тестирования заключается в возмож-
ности обобщения поведения, проявляемого в тестовой ситуации, на пове-
дение в иных, нетестовых условиях. Тестовый показатель должен помочь
нам предсказать, как пациент будет себя чувствовать и действовать за
пределами клиники, как студент будет учиться в колледже, а поступаю-
щий на работу справится со своими обязанностями. Любое свойственное
тестовой ситуации воздействие послужит основой ошибочного варианта
и уменьшит валидность теста. Вот почему важно выявить связанные
с тестом воздействия, ограничивающие или снижающие обобщающее
значение тестовых результатов.
Рассмотрению подходящих приемов тестирования можно посвятить
целый том, но такой обзор выходит за рамки данной книги. Более того,
полезнее познакомиться с такими приемами в конкретной обстановке,
поскольку обычно ни один человек не имеет дело со всеми формами те-
стирования,-от проверки младенцев до клинического обследования ду-
шевнобольных или проведения программ массового тестирования воен-
нослужащих. Поэтому в задачи этой книги входит главным образом
рассмотрение общих основ тестирования, а не специальных вопросов
проведения тестов
Предварительная подготовка экспериментаторов. Наибо-
лее важным условием правильного проведения тестирования является
предварительная подготовка. При тестировании не должны возникать
непредвиденные обстоятельства. Поэтому должны быть приняты спе-
циальные меры для того, чтобы предвидеть и предупредить возникнове-
ние возможных случайностей. Только так можно обеспечить единообра-
зие процедуры тестирования.
Предварительная подготовка к сеансу тестирования достаточно
многообразна. Для большинства индивидуальных тестов важно точно
помнить словесную инструкцию. Даже в групповом тесте, в котором ин-
струкции испытуемым зачитываются, некоторое предварительное зна-
комство с их текстом предупреждает неправильное прочтение, запинание
Подробное рассмотрение общей процедуры тестирования приводится в работах
rtw Г> Пяпирпя И Г> Palmer 1970) ЛжМ Гяттттепа (.Т.М. Sattler. 1974). индивидуального
40 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
и обеспечивает при тестировании более естественную, непринужденную
манеру поведения экспериментатора. Еще одним важным предвари-
тельным моментом является подготовка тестовых материалов. В инди-
видуальном тестировании, особенно при проведении тестов действия, та-
кая подготовка включает размещение необходимых материалов с тем,
чтобы свести к минимуму их поиски или неловкое обращение с ними.
Как правило, материалы должны располагаться на столе вблизи места
тестирования так, чтобы они были доступны экспериментатору, но и не
отвлекали внимания испытуемого. При использовании аппаратуры часто
возникает необходимость в ее периодическом контроле и калибровке.
При групповом тестировании все тестовые бланки, листки для ответов,
специальные карандаши и другие материалы заранее должны быть тща-
тельно проверены, пересчитаны и приведены в порядок.
Подробное знакомство с конкретной процедурой тестирования-еще
одна важная его предпосылка. Для индивидуального тестирования осо-
бенно существенно предварительное обучение проведению определенно-
го теста. В зависимости от характера теста и типа исследуемых испы-
туемых для такого обучения может оказаться достаточным нескольких
показов и практических занятий, а может потребоваться более чем го-
дичное обучение. При групповом тестировании и особенно в массовых
обследованиях такая подготовка может включать предварительный ин-
структаж экспериментаторов и кураторов с тем, чтобы каждый хорошо
представлял свои функции. Обычно экспериментаторы зачитывают ин-
струкции, следят за временем выполнения и руководят группой в усло-
виях тесгироцапия. Кураторы выдают и собирают тестовые материалы,
следят за тем, чтобы испытуемые выполняли инструкции, отвечают
в разрешенных инструкцией пределах на их вопросы, не допускают с их
стороны обмана.
Условия тестирования. Стандартизация затрагивает не только
словесные инструкции, время, материалы и другие аспекты тестирования,
но и окружающую обстановку. Определенное внимание нужно уделить
выбору подходящего для тестирования помещения. Оно должно быть
изолировано от чрезмерного шума и всего, что отвлекает внимание;
в нем необходимо создать подходящее освещение, обеспечить вентиля-
цию, удобные сиденья и рабочее место испытуемого. Следует также при-
нять специальные меры, предотвращающие прерывание тестирования.
Установка на двери специального знака, предупреждающего, что ведется
тестирование, эффективна лишь при условии, что все знают, что такой
знак запрещает входить в помещение при любых обстоятельствах. Воз-
можно также при тестировании больших групп запереть двери или по-
ставить около них помощников, не позволяющих войти опоздавшим.
Важно осознавать те пределы, в которых условия тестирования мо-
гут влиять на тестовые показатели. Даже кажущиеся незначительными
аспекты тестовой ситуации могут заметно влиять на выполнение теста.
Например, такой фактор, как использование парт или кресел с откидным
столиком, повлиял на результаты группового тестирования учащихся
средних школ; в группах, сидевших за партами, они оказались выше
(Т. L. КеПеу, 1943; А. Е. Traxler, R. N. Hilkert, 1942). Имеются также доказа-
тельства того, что тип использованных бланков для ответов может
влиять на тестовые показатели (F.O.Beh, A.L.Hoff, K.B.Hoyt, 1964).
Поскольку агентства, подсчитывающие и обрабатывающие тестовые
данные, делают это независимо друг от друга и Rгrг-""-- --"
41
ПРИРОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
бланки для ответов на задания теста, то бывают случаи, когда экспери-
ментаторы проводят тестирование с помощью других бланков ответов,
приспособленных к машинной обработке и отличных от тех, что исполь-
зовались при стандартизации теста. Без эмпирической проверки эквива-
лентность таких бланков не может считаться чем-то само собой разу-
меющимся. Например, тесты различных способностей вполне можно
проводить с помощью любого из пяти различных бланков ответов. Для
теста скорости и точности канцелярской работы в этой батарее для трех
из пяти видов бланков приводятся отдельные нормы, так как было уста-
новлено, что показатели по ним существенно отличаются от тех, что бы-
ли получены с помощью опросника, примененного на выборке стандар-
тизации. При тестировании детей до V класса использование любого
отдельно взятого бланка для ответов может значительно снизить те-
стовые показатели. Для детей такого уровня развития, как правило,
предпочтительней, чтобы они просто отмечали свои ответы в тестовой
тетради.
Множество других, менее очевидных условий тестирования также
могут влиять на выполнение тестов способностей и личностных тестов.
Так, на тестовые показатели может заметно повлиять знакомство испы-
туемого с экзаменатором (E.L. Sacks, 1952; A. Tsudzuki, Y. Hata, T. Kuze,
1957). В одном исследовании было обнаружено, что на результаты тести-
рования оказала решающее влияние манера поведения экспериментато-
ра; он улыбался в знак согласия, кивал головой, делал замечания типа
<хорошо>, <прекрасно> (Т. A. Wickes, 1956). В проективном тесте, где от
испытуемого требовалось написать истории к специально подобранным
картинкам, присутствие экспериментатора в комнате часто приводило
к снижению эмоциональной окрашенности содержания этих историй
(L. Bernstein, 1956). При проведении теста на умение печатать на машин-
ке поступавшие на работу печатали значительно быстрее, если тестиро-
вались в одиночку, по сравнению с тестированием в группах из двух
и более человек (W.K. Kirchner, 1966).
Примеры можно было бы приводить еще и еще, но выводы из них
означают выполнение следующих трех требований. Во-первых, необходи-
мо следовать процедурам стандартизации даже в самых незначительных
подробностях. Создатель теста и его издатель несут ответственность за
то, чтобы процедура тестирования полно и достаточно ясно была описа-
на в руководстве по использованию теста. Во-вторых, следует регистри-
ровать любые нестандартные условия тестирования, какими бы второ-
степенными они ни казались. В-третьих, при интерпретации результатов
теста важно учитывать условия тестирования. При подробном обследо-
вании личности методом индивидуального тестирования опытный экспе-
риментатор иногда отступает от стандартной процедуры проведения те-
ста, с тем чтобы выявить дополнительные данные. Поступив таким
образом, он теряет право интерпретировать ответы испытуемого в со-
ответствии с тестовыми нормами. В этом случае тестовые задания ис-
пользуются только для качественного исследования; и ответы испы-
туемых необходимо рассматривать точно так же, как любые другие
неформальные наблюдения за их поведением или данные интервью.
Взаимопонимание. В психометрии термин <взаимопонимание>
означает стремление экспериментатора вызвать у испытуемого интерес
к тесту, установить с ним контакт и обеспечить, чтобы он выполнял
стандаотные тестовые инструкции. В тестах способностей инструкции
ДаТ "туем " ния
> "РИН <ий и ло Решени
мыхПо зависят тактов РяженУы.
торы v> тировани, возраста > ются в "ифи-
-
oPeaL Ly-
-ойсетеТ т" T
e другие n теи из ньгя ическ-му aть, что иу ои
--
же
iR-
жиз-
43 ПРИРОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ TF<"TOU И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
С проблемой особой мотивации можно столкнуться при тестирова-
нии эмоционально неуравновешенных лиц, заключенных или малолетних
преступников. Если тестирование происходит в официальной обстановке,
эти люди, по-видимому, должны проявить такие неприятные черты, как
подозрительность, неуверенность, страх или циничное равнодушие. Не-
нормальные условия их прошлой жизни, вероятно, также должны небла-
гоприятно отразиться на выполнении теста. Например, вследствие преж-
них неудач и срывов в школе у них может сложиться враждебное,
сопровождаемое чувством собственной неполноценности отношение
к школьным задачам, на которые похожи задания теста. Опытный экспе-
риментатор приложит CIILI иальные. усилия для того, чтобы в таких усло-
виях наладить контакт с испытуемым. Во всяком случае он должен быть
чуток к такого рода трудностям и принимать их во внимание при интер-
претации и объяснении выполнения теста.
При тестировании школьников или взрослых следует иметь в виду,
что каждый тест неявно задевает престиж индивида. Поэтому сначала
испытуемых следует немного успокоить. Полезно, например, объяснить,
что никто не ждет, что все задания будут выполнены или правильно ре-
шены. В противном случае индивид, приступая к более трудным зада-
ниям и понимая, что не в состоянии закончить их в отведенное время,
может испытать растущее чувство неудачи.
Итак, в тестовой ситуации желательно насколько возможно исклю-
чить элемент неожиданности, так как все неожиданное и неизвестное, по-
видимому, вызывает у испытуемых тревожность. Многие групповые
тесты снабжаются пояснениями, зачитываемыми экспериментатором.
Еще лучше объявить о тестировании за несколько дней до его начала
и дать каждому испытуемому отпечатанную брошюру, в которой объяс-