ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 775
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
Глава 1. Функции и происхождение
Глава 2. Природа психологических тестов
Глава 3. Социальные и этические аспекты
Глава 4. Нормы и интерпретация
Глава 10. Тесты для специфических
Глава II. Групповое тестирование
Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,
Часть 1. Вербальные способности. Каждое задание начинается с пары связанных
Часть II. Математические способности. Каждое задание содержит две величи-
формы налито одинаковое количество жидкости), т. е. обладают теми же
.; существенными чертами, что и критериальные тесты, обсуждаемые
; в одном из следующих разделов.
; ВНУТРИГРУППОВЫЕ НОРМЫ
> Описания почти всех современных стандартизованных тестов в той или
1 иной форме содержат данные о внутригрутовых нормах./С помощью
1 таких норм индивидуальное выполнение оценивается в соответствии
и с выполнением наиболее сопоставимой нормативной группы Например,
1 первичный показатель ребенка сравнивается с показателямйдетей того
же возраста или того же года обучения. Внутригрупповые показатели
1 имеют единый и четко определенный количественный смысл и могут
1 быть надлежащим образом использованы в рамках большинства мето-
( дов статистического анализа.
Процентили. Процентиль - это процентная доля индивидов из
выборки стандартизации, первичный результат которых ниже данного
первичного показателя. Например, если 28Ї" людей правильно решают
15 задач в тесте на арифметическое мышление, то первичному показате-
лю 15 соответствует 28-й процентиль (Pg).) Процентили указывают на
относительное положение индивида в выборке стандартизация. Их также
можно рассматривать как ранговые градации, общее число которых рав-
но 100, с той разницей, что при ранжировании принято начинать отсчет
сверху, т.е. с лучшего члена группы, получающего ранг 1. Напротив,
в случае процентилей отсчет ведется снизу, так что чем ниже процентиль,
t тем хуже позиция индивида.
50-й процентиль (Рдо) соответствует медиане-одному из упомя-
? нутых выше показателей центральной тенденции. Процентили свыше 50
представляют показатели выше среднего, а те, которые лежат ниже
50,-сравнительно низкие показатели, 25-й и 75-й процентили известны
тягжр пптт нячвянием 1-го и 3-го квартилей (Q, и ()з), поскольку они вы-
76
ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
деляют нижнюю и верхнюю четверти распределения. Как и медиана, они
удобны для описания распределения показателей и сравнения с другими
распределениями.
Процентили не следует смешивать с обычными процентными пока-
зателями. Последние являются первичными показателями и предста-
вляют собой процент правильно выполненных заданий, тогда как про-
центиль-это производный показатель, указывающий на долю от общего
числа членов группы. Первичный результат, который ниже любого пока-
зателя, полученного в выборке стандартизации, имеет нулевой процен-
тильный ранг (РО). Результат, превышающий любой показатель в выбор-
ке стандартизации, получает процентильный ранг 100 {Pioo)- Эти
процентили, однако, не означают нулевого или абсолютного результата
выполнения теста.
Процентильные показатели обладают рядом достоинств. Их легко
рассчитать и понять даже сравнительно неподготовленному человеку. Их
применение достаточно универсально, они одинаково применимы как
к детям, так и взрослым и подходят к любому типу теста, измеряет он
способности или свойства личности.
Главный недостаток процеитилей связан с неравенством их как еди-
ниц измерения, особенно на краях распределения. Если распределение
первичных показателей приближается к нормальной кривой, что справед-
ливо для большинства тестовых показателей, то различия между пер-
вичными показателями вблизи медианы или центра распределения
в процентильном выражении преувеличены, тогда как аналогичные раз-
личия вблизи краев распределения сильно занижены (см. рис. 4). Напом-
ним, что в нормальной кривой случаи тесно сгруппированы в центре
и по мере приближения к краям рассеиваются. Следовательно, каждый
данный процент случаев вблизи центра соответствует более короткому
расстоянию по оси абсцисс, чем тот же процент ближе к краям распреде-
ления. На рис. 4 это расхождение в промежутках между рангами процен-
тилей (РП) хорошо заметно, если сравнить расстояние между РП = 40 и
РП == 50 с расстоянием между РП == 10 и РП = 20. Еще более разитель-
но расхождение ежду этими расстояниями при РП = 10 и РП = 1. (В
теоретической нормальной кривой нулевой процентиль достигается
Рис. 4. Ранги процентилей при нормальном распределении
QI з
рп 1_______________10 20130 40 50 60 70 80 90
77
НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
лишь в бесконечности и поэтому не может быть показан на графике.) То
же соотношение получится, если процентили отмечать интервалами оди-
наковой длины (7, откладывая их влево и вправо от пика нормальной
кривой. Такие процентили выписаны в нижней части рис. 4. Мы видим,
что разность процентилей между пиком и +1ст равна 34 (84-50), а ме-
жду +1(7 и+ 2ст-всего 14 (98-84).
Ясно, !что процентили показывают относительное положение каждо-
го индивиДа в нормативной выборке, а не величину различия между ре-
зультатамиНо если результаты, выраженные в процентилях, наносить
на так называемую линейно-вероятностную масштабную бумагу, то про-
центили также создадут адекватно зрительную картину различий между
показателями. Линейно-вероятностная бумага разграфлена так/что вер-
тикальные линии отстоят друг от друга так же, как и процентили на нор-
мальной кривой, тогда как горизонтальные линии следуют через одина-
ковые интервалы (рис. 4)-или наоборот, как показано на рис. 5. Такие
нормальные процентильные бланки могут быть использованы для графи-
ческого представления показате-
лей, полученных разными людьми
по одному и тому же тесту или
данных одного и того же лица
по разным тестам. В обоих слу-
чаях фактическое различие между
показателями будет представлено
правильно. Этот способ использу-
ется теперь во многих батареях
тестов способностей и достижений
для вычерчивания профиля резуль-
татов, показывающего индивиду-
альное выполнение каждого теста.
В качестве примера можно привес-
ти индивидуальный отчет из тес-
тов различных способностей, изо-
браженный на рис. 13 из гл. 5.
Стандартные показате-
ли. Все большее использование в
современных тестах стандартных
показателей объясняется их при-
годностью во многих отношениях.
Такиепоказатели выражают от-
клонение индивидуального резуль-
тата от средней нормы в единицах,
пропорциональных стандартному
отклонению распределения.
Стандартные показатели мо-
гут быть получены как линейным,
так и нелинейным преобразова-
нием первичных показателей. Ес-
ли используется линейное преоб-.
разование, то при этом сохраня-
ются соотношения между первич-
ными показателями, поскольку
Рис. 5. Нормальный процентильный бланк.
Процентили размещены так, чтобы соответ-
ствовать равным интервалам при нормаль-
ном распределении. Сравним расстояние
между результатами Джона и Мери, с од-
ной стороны, и Элен и Эдгара-с другой.
Разность процентилей и в том и другом
случае равна 5 единицам, а разность резуль-
татов Джейн и Дика, так же как и Билла
с Дебьи, составляет 10 единиц
78 ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
каждого первичного показателя одной и той же величины с после-
дующим делением результата на другую постоянную величину. От-
носительная величина разницы между стандартными показателями,
полученными при таком линейном преобразовании, в точности соответ-
ствует относительной величине различия первичных показателей. Все
свойства первоначального распределения показателей полностью во-
спроизводятся в распределении линейных стандартных показателей. По
этой причине любые вычисления, которые можно производить с ис-
ходными данными, могут также выполняться и с линейными стан-
дартными показателями без какого-либо искажения конечных результа-
тов.
Линейно преобразованные стандартные показатели часто именуются
просто как стандартный показатель или z-показатель. Чтобы вычислить
2., находят разность между индивидуальным первичным результатом
и средним значением для нормативной группы и затем делят эту раз-
ность на (т нормативной группы. На табл. 3 приводится вычисление -по-
казателей для двух испытуемых, z одного из них приходится на отметку
1(7 выше группового среднего значения, а z другого составляет 0,4(7. Вся-
кий первичный показатель, в точности равный среднему значению, имеет
z = 0.
Очевидно, что получающиеся при таком вычислении отрицательные
показатели означают, что выполнение тестов индивидом было ниже
среднего. Более того, поскольку для большинства групп область значе-
ний умещается в пределах от 3(7 ниже и выше среднего значения, удовле-
творительное различение индивидуальных показателей возможно, только
если z вычисляется с точностью хотя бы до одной десятой. Все это де-
лает показатель z неудобным для вычислений и сообщения результатов.
Поэтому обычно применяется еще одно линейное преобразование, един-
ственная цель которого придать показателям более удобную форму. Так,
показатели теста способности к обучению Совета по приемным экзаме-
нам в колледжи представляют собой z, пересчитанный с таким расчетом,
чтобы среднее значение равнялось 500, а (7 100. Таким образом, z =- 1
в этом тесте мог бы соответствовать цифре 400 (500 - 100). Точно так
же z = 1,5 соответствует значение 650 (т.е. 500 + 1,5 х 100). Чтобы пере-
вести z в новую шкалу, необходимо просто умножить его на выбранную
величину (7, в данном случае 100, и полученное произведение прибавить
(с учетом знака при 2) к выбранному среднему значению М (в данном
примере 500). При желании в качестве М и (7 можно выбрать любые дру-
гие удобные значения, например показатели отдельных субтестов в шка-
Таблица з -T интеллекта Вексле-
Вычисление эначений стандартных показателей Р Преооразуются так,
что М == 10, а <7 == 3. Все
х _ м эти меры служат приме-
~ -"- м 60 ст-5 pQ линейного преоб-
___________________________________________ разования стандартных
показателей.
Т"6 Результат илла Напомним, ЧТО ОД-
ной из причин введения
производной шкалы
65-60 58-60 вместо первичных пока-
i - -- =+1,0 z; = -- = - 0,4 зателей является стрем-
ТТиЬТР V ГrПrГГD1X\Яf\rГiЯ
79
НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
показателей различных тестов. Значения только что рассмотренных линей-
но преобразованных стандартных показателей сопоставимы только, если
их исходные распределения имеют приблизительно одну и ту же форму.
В этих условиях результат, соответствующий, скажем, 1(7 над средним
в каких-либо двух тестах, означает, что индивид занимает по отношению
к обеим нормативным группам одно и то же положение. Его показатель
превышает данные для одного и того же процента членов каждой из
групп, и этот процент можно найти, если известна форма распределения.
Если же одно распределение заметно отклоняется от нормального,
а другое нормально, то z = 1 может превосходить, скажем, только 50Їо
случаев в первой группе и 84Їо во второй.
Чтобы добиться сопоставимости результатов, принадлежащих к рас-
пределениям различной формы, можно применить нелинейное преобра-
зование, позволяющее придать распределению форму заданной кривой.
-нелинейных преобразованиях нуждаются, например, такие показатели,
как умственный возраст и процентиль, но с ними связаны другие, уже
упоминавшиеся ограничения. В качестве эталона обычно используется
нормальное распределение, хотя при определенных обстоятельствах дру-
гой тип распределения может оказаться более пригодным Одним из
главных доводов в пользу такого выбора является то, что большинство
распределений первичных показателей ближе к нормальному, чем к како-
му-либо иному. Более того, физические характеристики организма, такие,
как рост и вес, измеряющиеся в шкалах с равными единицами, опреде-
ленными на основе некоторых физических операций, обычно имеют нор-
мальное распределение
Нормализованные стандартные показатели-это стандартные пока-
затели, соответствующие распределению, преобразованному так, что оно
принимает вид нормальной кривой. Их значения могут быть найдены
с помощью таблиц, в которых приводится процент случаев различных