ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 777
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
Глава 1. Функции и происхождение
Глава 2. Природа психологических тестов
Глава 3. Социальные и этические аспекты
Глава 4. Нормы и интерпретация
Глава 10. Тесты для специфических
Глава II. Групповое тестирование
Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,
Часть 1. Вербальные способности. Каждое задание начинается с пары связанных
Часть II. Математические способности. Каждое задание содержит две величи-
отклонений в единицах <7 от среднего значения для нормальной кривой.
Сначала определяется процент лиц в нормативной выборке с тем же или
более высоким первичным результатом. Этот процент затем отыскивают
в таблице нормального распределения частот и по нему находят со-
ответствующее значение нормализованного стандартного показателя.
Нормализованные стандартные показатели имеют ту же форму, что
и линейно преобразованные стандартные показатели, т.е. при среднем
значении они равны 0, а при стандартном отклонении равны 1. Таким
образом, значение 0 нормализованный показатель принимает в случае,
если индивидуальный результат приходится на самую середину нормаль-
ной кривой, т. е. превосходит 50Їо результатов группы. Результат - 1 оз-
начает, что он превосходит приблизительно 16Їо результатов группы, а
+ 1 - 84Їо. Эти проценты соответствуют точкам, лежащим на 1 <7 ниже
и выше среднего значения нормальной кривой (см. рис. 4).
Как и при линейном преобразовании, нормализованным стан-
дартным показателям можно придать любую удобную форму. Умножив
нормализованный стандартный показатель на IQ и прибавив (по-прежне-
" Частично по этой причине, а частично как следствие каких-то иных теоретических
соображений весьма поспешно утверждается, что нормализацией первичных показателей
можно вывести шкалу, подобную шкалам физических величин с равными единицами из-
мерения. Это спорное мнение основывается на принятии достаточно проблематичных
80 пРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
му с учетом знака) это произведение к 50, получаем показатель, пред-
ложенный впервые Мак-Коллом (McCall, 1922): на шкале Т число 50 со-
ответствует среднему значению, 60 - 1ст над средним и т.д.
Еще одним достаточно известным нелинейным преобразованием
является шкала станайнразработанная во время второй мировой войны
для использования военно-воздушными силами США. В этой шкале ис-
пользуются только однозначные числа. Среднее значение показателя
равно 5, а (т-примерно 2. Название станайн (сокращение от standard
nine, т. е. стандартная девятка) связано с тем, что этот показатель прини-
мает значения от 1 до 9. Использование однозначных чисел удобно для
машинной обработки, поскольку каждый показатель занимает на перфо-
карте всего один столбец.
Первичные показатели легко преобразуются в станайны упорядочи-
ванием их числовых значений и приписыванием им новых значений в со-
ответствии с нормальной кривой процентов, приведенной на табл. 4. На-
пример, если в группе ровно 100 человек, то 4 из них, имеющие низшие
показатели, получают станайн 1, следующие 7-станайн 2, следующие
12-станайн 3 и т.д. Если группа состоит из большего или меньшего чис-
ла случаев, то предварительно выясняется, скольким из них соответ-
ствует каждый из выписанных в табл. 4 процентов. Так, при 200 случаях
станайн 1 будет приписан 8 случаям (4Їо от 200), а при 150 случаях-6
(4Їо от 150). С.Д. Бартлетт и X. А. Эдгертон (C.J. Bartlett, Н.А. Edgerton,
1966) составили таблицу перевода рядов случаев непосредственно в ста-
найны для любой группы от 10 до 100 случаев. Станайны, ввиду их прак-
тических и теоретических достоинств, находят все более широкое приме-
нение, особенно в тестах способностей и достижений.
Хотя нормализованные стандар-
Таблица 4 тные показатели отвечают основным
Проценты нормального распределения для целям тестирования, тем не менее
перевода первичных результатов теста имеются определенные технические
в станайны возражения против нормализации
- всех распределений подряд. Такое
Процент 4 712172017127 4 преобразование следует проводить
- при наличии большой и репрезента-
Станайн 12 3456789 тивной выборки, когда есть основа-
_____________________________ ния считать, что отклонение распре-
деления от нормального произошло
в силу определенных дефектов текста, а не особенностей выборки или дей-
ствия других факторов, влияющих на исследуемую функцию. Следует так-
же отметить, что, когда исходное распределение первичных показателей
приближается к нормальному, линейные и нормализованные стандартные
показатели мало будут отличаться друг от друга. Хотя методы получения
этих двух типов показателей совершенно различны, сами показатели в таких
условиях будут почти тождественны. Очевидно, что нормализация распре-
деления, которое и без того фактически нормально, мало или ничего не из-
менит. В целом, если это возможно, следует предпочесть такую нормализа-
Ф.Х. Кайзером (F.H. Kaiser, 1958) предложен более удобный для вычислений ва-
риант шкалы с небольшими изменениями процентов и <т равным 2. К вариантам этого ти-
па можно отнести С-нгеалу (J.P. Guilford, В. Frucher, 1973, гл. 19), содержащую II единиц
и а также равным 2, и 10-разрядную стен-шкалу по 5 единиц в ту и другую сторону от
среднего значения (A.A.Canfield, 1951).
81
НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ TFCTA
76 = 100 х
пию распределения, которая достигается надлежащей коррекцией уровней
трудности тестовых заданий, а не путем последующего преобразования
явно ненормального распределения. При наличии приблизительно нор-
мального распределения первичных показателей линейные стандартные
показатели будут служить тем же целям, что и нормализова.нные стан-
дартные показатели.
Стандартный IQ (deviation /(3).Для того чтобы на основе пока-
зателя МА (умственного возраста) получить единообразную численную
характеристику относительного положения индивида, в ранних тестах
умственного развития был введен индекс (коэффициент интеллектаТа-
кой IQ определялся как отношение умственного возраста (МЛ) к факти-
ческому (СЛ), для устранения десятичных дробей умноженное на 100:
МА
СА..
Очевидно, что если МА ребенка равен его СА. то ею IQ равняется 100.
IQ = 100 означает нормальное или обычное выполнение теста. 10 ниже
100 указывает на отставание, а выше 100-на ускоренное умственное
развитие.
Очевидная логическая простота традиционного относительною IQ,
однако, оказалась обманчивой. Главная техническая трудность состояла
в том, что если (7 распределения этого отношения не остается приблизи-
тельно постоянным для разных возрастов, то значения IQ оказываются
несопоставимыми. Например, IQ, равный 115 в возрасте 10 лет, может
указывать на ту же степень развития, что и IQ == 125 для 12 лет, по-
скольку оба могут приходиться на отметку 1(7 над средним значением
в соответствующих возрастных распределениях. В реальной практике,
как оказывается, очень трудно построить тесты, удовлетворяющие пси-
хометрическим требованиям сопоставимости относительных IQ по всему
возрастному диапазону. Главным образом по этой причине относи-
тельный IQ сейчас повсеместно заменен его стандартным вариантом,
в принципе являющимся еще одной разновидностью уже знакомого
стандартного показателя. Стандартный IQ представляет собой стан-
дартный показатель со средним значением 100 и стандартным отклоне-
нием, приблизительно равным (7 распределения IQ в тестах Станфорд-
Бине (вариант 1937 г.).отя стандартное отклонение для относительных
IQ Станфорд-Бине нбыло строго постоянным для всех возрастов, оно
колебалось вокруг значения медианы, чуть превышавшего 16. Поэтому
если при выборе стандартных показателей для нового теста принять зна-
чение о, близкое к 16, то результирующие показатели можно интерпре-
тировать так же, как и относительный IQ Станфорд-Бине. Поскольку
IQ Станфорд-Бине в ходу уже мною лет, тестологи и клиницисты при-
выкли при интерпретации и классификации выполнения теста ориентиро-
ваться на определенные уровни. Они уже знают, чего следует ожидать
от лиц с IQ- 40, 70, 90, 130 и т.д. Таким образом, имеются определенные
преимущества в использовании производной шкалы, которая соответ-
ствует привычному распределению IQ шкал Станфорд-Бине. Такое со-
ответствие показателей можно достигнуть отбором численных значений
М и ст, близких к соответствующим характеристикам распределения для
шкал Станфорд-Бине.
Может показаться, .что обозначение стандартных показа гелей симво-
ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
ляются иначе, нежели традиционное отношение IQ. Они не являются от-
ношениями умственных и фактических возрастов. Несмотря на это,
употребление применительно к ним традиционного обозначения
оправдывается его привычностью, а также тем, что такие показатели мо-
гут интерпретироваться как IQ, если ст для них выбрано приблизительно
равным стандартному отклонению показателя, уже известного IQ. Среди
первых тестов, чьи показатели выражались в соответствии с отклоне-
нием IQ, были векслеровские шкалы интеллекта со средним значением
равным 100, а (7-15. Стандартный IQ используется в ряде современных
групповых тестов интеллекта и в последних формах шкал Станфорд-Бине.
Ввиду все более широкого применения стандартных IQ важно пом-
нить, что они сравнимы лишь при условии использования тех же самых
или близких по значению (7. Эти значения должны обязательно приво-
диться в руководстве по использованию теста, и применяющий тест не-
пременно должен обращать на них внимание. Если при построении ка-
кой-либо стандартной шкалы IQ выбирается иное а, чем в других тестах,
то и интерпретация значений нового IQ должна производиться по-ино-
му. В табл. 5 приведены проценты случаев в нормальном распределении
с <J от 12 до 18 в зависимости от уровней IQ. Эти значения о фактически
использованы в шкалах IQ ряда опубликованных тестов. Из табл. 5 вид-
но, например, что на IQ ниже 70 приходится 3,1Їо, если ст == 16 (как
в шкалах Станфорд-Бине), 0,7Ї, если сг = 12 и 5,1Їо при о = 18; IQ,
равный 70, традиционно служит точкой отсчета для выявления умствен-
ной отсталости. Подобные расхождения, разумеется, имеют место Для
IQ свыше 130-значение, которое может быть использовано при отборе
детей для обучения по программам повышенной трудности. На IQ меж-
ду 90 и 110, обычно рассматриваемом как нора, может приходиться
в зависимости от выбранного теста от 42 до 59,6Ї популяции. Правда,
издатели тестов стараются унифицировать ст, принимая его равным 16
в новых и переизданиях старых тестов, но сохранившийся разнобой в ис-
пользуемых тестах заставляет каждый раз выяснять значение ст.
Соотношения внутригрупповых показателей. На дан-
ном этапе рассмотрения производных показателей читатель, вероятно,
Таблица 5
Проценты случаев, приходящиеся на различные интервалы значений IQ в нормальном рас-
пределении с М = 100 и ст= 12, 14, 16 и 18.
С любезною согласия отдела тестирования Харкорт Брейс Джованович Инкорпорейшн
<QПроцент случаев
о = 12о = 14ст = 16о = 18
130 и выше
120-129
110-119
100109
90-99
80-89
73-79
0,7
4,3
15,2
29,8 \
298 )
15,2
4,3
П.7
23.6 \
23.6 >
16,0
6,3
1,6
5,1
8,5
15,4
21,0 \
21,0 ]
15,4
8,5
5,1
100,0
83
НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
уже уловил определенную общность между ними Процентили постепен-
но приобрели, по крайней мере графически, сходство с нормализованны-
ми стандартными показателями. Линейные стандартные показатели ока-
зались неотличимыми от нормализованных, если исходное распределе-
ние первичных результатов теста близко к нормальному. Наконец,
стандартные показатели обратились в IQ, и наоборот. Последнее обстоя-
тельство позволило переосмыслить значение относительного IQ тестов
Станфорд-Бине и трактовать его как стандартный показатель Если рас-
пределение IQ имеет М = 100 и ст -= 16, то отсюда следует, что IQ = 116
находится на расстоянии в 1ст справа от среднего значения и соответ-
ствует стандартному показателю z, равному + 1,0. Аналогично IQ = 132
соответствует z == 2,0, IQ = 76- z == -1,5 и т.д. Более того, IQ = 116
отвечает примерно 84 процентилям, поскольку в нормальном распреде-
лении на область слева от отметки 1ст приходится приблизительно 84Ї/"
случаев (рис. 4).
На рис. 6 изображены соотношения при нормальном распределении
Рис. 6, Соотношения различных типов тестовых показателей при нормальном распре-
делении