ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 702

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стологии. В настоящей книге и в книгах, посвященных тем же пробле-

мам, об этих тестах сообщается главным образом как о новой

разновидности тестов, добавившейся к существующим. Правильно ли

это? Нам представляется, что в критериально-ориентированных тестах

заложено нечто такое, чего нет и не было в других тестах. Критериаль-

но-ориентированные тесты способны диагностировать психические осо-

бенности в динамике. Обычные тесты, в частности тесты интеллекта, не-

смотря на все вполне разумные оговорки, таили в себе идею предела,

оценивая тестовые показатели испытуемого по их месту в распределении

результатов выборки стандартизации и как бы указывая на границы раз-

вития этого человека. Критериально-ориентированные тесты не грешат

подобной метафизичностью. Они избавляют диагностику от норм, от не-

обходимости сравнивать как отдельных людей, так и их группы с неко-

торыми искусственными показателями, искусственными потому, что по-

пуляция всегда есть конгломерат различных социально-детерминиро-

ванных выборок. Критериально-ориентированные тесты по мере разра-

ботки могли бы стать надежным инструментом пегигтпатт>" ""--- - -

12 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА

го развития, понимаемого не абстрактно, а в его конкретно-исторической

форме развития, сопоставляемого с реальными условиями.

Критериально-ориентированные тесты содержат в себе возмож-

ность, если не немедленно, то в перспективе, освободить психологиче-

скую диагностику от груза проблем, с которым связана валидация теста.

Казалось бы, что это одно из наиболее простых понятий тестологии:

<валидность теста-понятие, указывающее нам, что тест измеряет и на-

сколько хорошо он это делает> (кн. 1, с. 126). Бесспорно, каждому поль-

зователю теста нужно знать тест с этой стороны.

За внешней простотой характеристики валидности таится, однако,

много неясностей, и они давно обсуждаются в соответствующей литера-

туре. Что измеряет тест? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала

подумать о том, в какой системе понятий описывается это измеряемое

тестом <нечто>. Можно попытаться ответить на вопрос, обратившись

к системе понятий, сложившихся в общей психологии. Но многие фунда-

ментальные понятия тестологии в общей психологии вообще не рассма-

триваются, например интеллект. В общей психологии речь идет о мыш-

лении и его чертах, но не об интеллекте. В то же время интеллекту, ин-


теллектуальному уровню посвящена часть 3 этой книги, и уже одно это

свидетельствует, насколько важно данное понятие для тестологии.

Можно рассматривать тест в системе понятий, относящихся к прак-

тической деятельности, и ответ будет звучать примерно так: тест изме-

ряет способность к выполнению определенного профессионального дей-

ствия, а его валидность указывает, насколько хорошо тест это делает.

Нередко валидность именно так и характеризуют. Но из такого ответа

неясно, какие в подобной способности представлены умения, знания, на-

выки. В таком случае исследователь имеет дело с так называемым те-

стом достижений, а не с психологическим тестом.

Обращение к критериально-ориентированным тестам позволило бы

уточнить те психологические требования, которые предъявляет критерий,

приблизиться к пониманию формы психической активности, обеспечи-

вающей достижение критерия.

О том, как оценивает критериально-ориентированные тесты сама

А. Анастази, можно судить по такому ее высказыванию: <Вместе с тем

своим акцентом на содержательном смысле интерпретации тестовых по-

казателей критериально-ориентированное тестирование может оказать

благотворное влияние на тестирование в целом. От такого подхода вы-

игрывает, например, интерпретация показателей тестов интеллекта. Если

выполнение ребенком заданий таких тестов описывать в терминах специ-

фических интеллектуальных навыков и знаний, то это устранило бы мно-

гие нападки на IQ, вызванные недоразумениями и неправильными пред-

ставлениями. В общем виде критериально-ориентированный подход

равносилен интерпретации тестовых результатов, согласно доказанной

валидности конкретного теста, а не посредством неких туманных сущно-

стей, лежащих в его основе. Разумеется, такая интерпретация может со-

четаться с отнесением результатов к нормам> (кн. 1, с. 93). Хотелось бы

добавить к этому высказыванию, с которым в принципе нельзя не согла-

ситься, следующее: все-таки, прежде чем описывать выполнение заданий

теста в терминах специфических навыков и знаний, необходимо охарак-

теризовать их в терминах, принятых в общей психологии.

Нам хотелось бы сказать, что критериальная ориентированность как

-----" ..пт",аг-уптп ппигхя путей совершенствования пси-

13 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА

хологического диагностирования может найти свое место не только в та-


ких методиках, какими являются тесты, но также в самоотчетах, опрос-

никах и т.п. <В личностных тестах (А. Анастази, в соответствии

с западной традицией в тестологии, называет самоотчеты и опросники

тестами.- К. Г., В. Л.), по-видимому, в еще большей степени, чем в тестах

способностей, проявляются различия в субкультурах и культурах> (кн. 2,

с. 132). С таким утверждением, вероятно, согласятся советские исследо-

ватели. В самом деле, как могут возникнуть регистрируемые в опросни-

ках и самоотчетах черты индивидуальности, если не из воздействий со-

циального окружения? Поскольку это так, то любые результаты, в виде

профиля показателей или числа очков, могут приобрести для исследова-

теля смысл не сами по себе, а лишь при сопоставлении с качественной

оценкой и уровнем критериальных требований, последние же опреде-

ляются общественной средой, в которой протекает жизнь и деятельность

данного индивида. Конечно, определение качества и уровня крите-

риальных требований-дело непростое. Но трудности, которые здесь воз-

никают,-это трудности психологического порядка, а не пришедшие

в диагностику из статистики или других научных дисциплин. Кому же их

решать, как не психологам?

Мы думаем, что с особым интересом советские психологи прочи-

тают страницы книги, в которых раскрываются взгляды А. Анастази на

природу интеллекта. <Интеллект индивида в любой момент времени

есть конечный продукт большого и сложного ряда взаимодействий на-

следственных факторов и факторов окружения. На любой стадии этой

причинной цепи существует возможность взаимодействия с новыми фак-

торами, а поскольку каждое взаимодействие само опредеяяет направле-

ние последующих взаимодействий, то, значит, существует все расширяю-

щаяся сеть возможных исходов> (кн. 1, с. 313). А. Анастази видит глав-

ную цель тестирования не в том, чтобы выявить границы возможностей

индивида, а в том, чтобы помочь ему успешно развиваться. <Любые

тесты, в том числе и интеллектуальные, следует использовать не для на-

вешивания ярлыков, а для понимания самого индивида. ... Важной целью

современного тестирования является содействие самопознанию и разви-

тию личности> (кн. 1, с. 309).

Мы не ставили перед собой задачи дать конспективное изложение

проблематики всей книги. Задача эта вряд ли может быть решена,

в частности, и потому, что текст А. Анастази нельзя передать без потерь


в содержании. Да и зачем это делать, когда перед читателем книга.

Чрезвычайно существенно как для оценки книги, так и для характеристи-

ки самой А. Анастази, что она сумела увидеть и выделить в большом по-

токе публикаций работы, возможно, ведущие к изменению современного

состояния тестологии. Было бы ненужным преувеличением утверждать,

будто вся книга отражает такого рода тенденции. Это не так, в ней не-

редко слышны отголоски уходящих в историю точек зрения. Вероятно,

это определилось тем, что автор считал необходимым дать объективную

картину современного состояния тестологии в США, а картина эта по

представленным в ней тенденциям весьма противоречива, пестра и раз-

нонаправленна. Тем более важно увидеть в ней движение вперед.

В заключение-несколько слов о путях использования книги А. Ана-

стази в наших условиях. Психологическая диагностика в таких ее фор-

мах, как тесты, опросники, самоотчеты, тесты достижений (учета

успешности), еще не заняла заметного места в работе школы, профессио-

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА

нально-технических училищ, предприятий, учреждений и вузов. Между

тем в настоящее время вырисовывается ряд областей, где потребность

в подобных методиках велика и где они могли бы применяться с боль-

шой пользой. Так, с помощью психологических тестов и тестов достиже-

ний можно было бы следить за психическим развитием детей. Не говоря

уже о научном значении получаемых при таких обследованиях материа-

лов, нужно сказать, что административные органы располагали бы го-

раздо более точной и объективной картиной состояния дел в общеобра-

зовательной и профессиональной школе, чем та, которую они получают

из всевозможных отчетов. Специальные тесты могут показать

целенаправленное развитие способностей детей и подростков при прове-

дении психолого-педагогических мероприятий.

Большое значение имеют тесты и опросники для решения собствен-

но методических задач-сравнение различных методик преподавания, тех

или иных учебников и т.п. Адекватно составленные тесты достижений

выявят, с какими разделами программы и как справляются учащиеся,

как преподаваемые предметы влияют на их развитие. Одной из задач,

решение которой может быть улучшено с помощью тестирования,

является консультирование подростков по проблемам профессиональ-

ной ориентации. Психологические методики должны занять свое место


и в деле дифференциальной диагностики нарушений развития индивида

и комплектования специальных школ.

Вряд ли нужно говорить о том, что перечень стоящих перед тестоло-

гией и психологической диагностикой задач далеко не исчерпан. Но

чтобы вся эта непростая работа могла проводиться, нужен соответ-

ствующий инструмент, методики.

Решить проблему методик за счет разработанных в других странах,

как показывает труд А. Анастази, вряд ли возможно. Методики, которые

используются в психолого-диагностической работе, должны быть со-

зданы на базе нашей, социалистической культуры. И, как свидетель-

ствует предлагаемая вниманию читателя книга, создание подобных ме-

тодик требует и квалификации, и опыта.

Среди причин, которые не благоприятствуют применению диагно-

стических методик, определенное место занимает некоторое недоверие

к ним. Нельзя сказать, что оно не обосновано. Бездумное применение на-

скоро адаптированных тестов в советской школе в 20-30 х гг. принесло

вред воспитанию и образованию молодого поколения. Понадобилось

специальное вмешательство ЦК нашей партии, чтобы прекратить невер-

ную практику применения тестов, создававшую ложные представления

о психическом развитии детей. Со времени принятия постановления ЦК

ВКП (б) о педологических извращениях в системе наркомпросов (Народ-

ное образование в СССР. М., 1974, с. 173) прошло более 45 лет. Развитие

психологической диагностики показало, что это постановление правиль-

но отразило органические недостатки тестирования того времени. Нужно

учесть сделанные ошибки, но нельзя останавливаться на этом, нужно их

исправлять. Отказываться от такого инструмента, в котором так ну-

ждается наша школа, у нас нет никаких оснований. В трудной работе, ко-

торую еще предстоит нам выполнить, книга А. Анастази может сыграть

весьма полезную роль.

К. М. Гуревич,

В. И. Лубовский

ПРЕДИСЛОВИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗ/ДАНИЮ

Основная цель настоящей книги-дать должную оценку психологическим

тестам, а также способствовать верному пониманию и использованию их

результатов. А для этого требуется следующее: (1) знание основных

принципов построения тестов, (2) знание психологии оцениваемого пове-

дения, (3) понимание социальных и этических последствий использования

тестов, (4) хорошее представление о типах имеющихся методик и источ-

никах сведений о тестах. Нововведением предлагаемого издания являют-