ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 702
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
Глава 1. Функции и происхождение
Глава 2. Природа психологических тестов
Глава 3. Социальные и этические аспекты
Глава 4. Нормы и интерпретация
Глава 10. Тесты для специфических
Глава II. Групповое тестирование
Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,
Часть 1. Вербальные способности. Каждое задание начинается с пары связанных
Часть II. Математические способности. Каждое задание содержит две величи-
стологии. В настоящей книге и в книгах, посвященных тем же пробле-
мам, об этих тестах сообщается главным образом как о новой
разновидности тестов, добавившейся к существующим. Правильно ли
это? Нам представляется, что в критериально-ориентированных тестах
заложено нечто такое, чего нет и не было в других тестах. Критериаль-
но-ориентированные тесты способны диагностировать психические осо-
бенности в динамике. Обычные тесты, в частности тесты интеллекта, не-
смотря на все вполне разумные оговорки, таили в себе идею предела,
оценивая тестовые показатели испытуемого по их месту в распределении
результатов выборки стандартизации и как бы указывая на границы раз-
вития этого человека. Критериально-ориентированные тесты не грешат
подобной метафизичностью. Они избавляют диагностику от норм, от не-
обходимости сравнивать как отдельных людей, так и их группы с неко-
торыми искусственными показателями, искусственными потому, что по-
пуляция всегда есть конгломерат различных социально-детерминиро-
ванных выборок. Критериально-ориентированные тесты по мере разра-
ботки могли бы стать надежным инструментом пегигтпатт>" ""--- - -
12 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА
го развития, понимаемого не абстрактно, а в его конкретно-исторической
форме развития, сопоставляемого с реальными условиями.
Критериально-ориентированные тесты содержат в себе возмож-
ность, если не немедленно, то в перспективе, освободить психологиче-
скую диагностику от груза проблем, с которым связана валидация теста.
Казалось бы, что это одно из наиболее простых понятий тестологии:
<валидность теста-понятие, указывающее нам, что тест измеряет и на-
сколько хорошо он это делает> (кн. 1, с. 126). Бесспорно, каждому поль-
зователю теста нужно знать тест с этой стороны.
За внешней простотой характеристики валидности таится, однако,
много неясностей, и они давно обсуждаются в соответствующей литера-
туре. Что измеряет тест? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала
подумать о том, в какой системе понятий описывается это измеряемое
тестом <нечто>. Можно попытаться ответить на вопрос, обратившись
к системе понятий, сложившихся в общей психологии. Но многие фунда-
ментальные понятия тестологии в общей психологии вообще не рассма-
триваются, например интеллект. В общей психологии речь идет о мыш-
лении и его чертах, но не об интеллекте. В то же время интеллекту, ин-
теллектуальному уровню посвящена часть 3 этой книги, и уже одно это
свидетельствует, насколько важно данное понятие для тестологии.
Можно рассматривать тест в системе понятий, относящихся к прак-
тической деятельности, и ответ будет звучать примерно так: тест изме-
ряет способность к выполнению определенного профессионального дей-
ствия, а его валидность указывает, насколько хорошо тест это делает.
Нередко валидность именно так и характеризуют. Но из такого ответа
неясно, какие в подобной способности представлены умения, знания, на-
выки. В таком случае исследователь имеет дело с так называемым те-
стом достижений, а не с психологическим тестом.
Обращение к критериально-ориентированным тестам позволило бы
уточнить те психологические требования, которые предъявляет критерий,
приблизиться к пониманию формы психической активности, обеспечи-
вающей достижение критерия.
О том, как оценивает критериально-ориентированные тесты сама
А. Анастази, можно судить по такому ее высказыванию: <Вместе с тем
своим акцентом на содержательном смысле интерпретации тестовых по-
казателей критериально-ориентированное тестирование может оказать
благотворное влияние на тестирование в целом. От такого подхода вы-
игрывает, например, интерпретация показателей тестов интеллекта. Если
выполнение ребенком заданий таких тестов описывать в терминах специ-
фических интеллектуальных навыков и знаний, то это устранило бы мно-
гие нападки на IQ, вызванные недоразумениями и неправильными пред-
ставлениями. В общем виде критериально-ориентированный подход
равносилен интерпретации тестовых результатов, согласно доказанной
валидности конкретного теста, а не посредством неких туманных сущно-
стей, лежащих в его основе. Разумеется, такая интерпретация может со-
четаться с отнесением результатов к нормам> (кн. 1, с. 93). Хотелось бы
добавить к этому высказыванию, с которым в принципе нельзя не согла-
ситься, следующее: все-таки, прежде чем описывать выполнение заданий
теста в терминах специфических навыков и знаний, необходимо охарак-
теризовать их в терминах, принятых в общей психологии.
Нам хотелось бы сказать, что критериальная ориентированность как
-----" ..пт",аг-уптп ппигхя путей совершенствования пси-
13 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА
хологического диагностирования может найти свое место не только в та-
ких методиках, какими являются тесты, но также в самоотчетах, опрос-
никах и т.п. <В личностных тестах (А. Анастази, в соответствии
с западной традицией в тестологии, называет самоотчеты и опросники
тестами.- К. Г., В. Л.), по-видимому, в еще большей степени, чем в тестах
способностей, проявляются различия в субкультурах и культурах> (кн. 2,
с. 132). С таким утверждением, вероятно, согласятся советские исследо-
ватели. В самом деле, как могут возникнуть регистрируемые в опросни-
ках и самоотчетах черты индивидуальности, если не из воздействий со-
циального окружения? Поскольку это так, то любые результаты, в виде
профиля показателей или числа очков, могут приобрести для исследова-
теля смысл не сами по себе, а лишь при сопоставлении с качественной
оценкой и уровнем критериальных требований, последние же опреде-
ляются общественной средой, в которой протекает жизнь и деятельность
данного индивида. Конечно, определение качества и уровня крите-
риальных требований-дело непростое. Но трудности, которые здесь воз-
никают,-это трудности психологического порядка, а не пришедшие
в диагностику из статистики или других научных дисциплин. Кому же их
решать, как не психологам?
Мы думаем, что с особым интересом советские психологи прочи-
тают страницы книги, в которых раскрываются взгляды А. Анастази на
природу интеллекта. <Интеллект индивида в любой момент времени
есть конечный продукт большого и сложного ряда взаимодействий на-
следственных факторов и факторов окружения. На любой стадии этой
причинной цепи существует возможность взаимодействия с новыми фак-
торами, а поскольку каждое взаимодействие само опредеяяет направле-
ние последующих взаимодействий, то, значит, существует все расширяю-
щаяся сеть возможных исходов> (кн. 1, с. 313). А. Анастази видит глав-
ную цель тестирования не в том, чтобы выявить границы возможностей
индивида, а в том, чтобы помочь ему успешно развиваться. <Любые
тесты, в том числе и интеллектуальные, следует использовать не для на-
вешивания ярлыков, а для понимания самого индивида. ... Важной целью
современного тестирования является содействие самопознанию и разви-
тию личности> (кн. 1, с. 309).
Мы не ставили перед собой задачи дать конспективное изложение
проблематики всей книги. Задача эта вряд ли может быть решена,
в частности, и потому, что текст А. Анастази нельзя передать без потерь
в содержании. Да и зачем это делать, когда перед читателем книга.
Чрезвычайно существенно как для оценки книги, так и для характеристи-
ки самой А. Анастази, что она сумела увидеть и выделить в большом по-
токе публикаций работы, возможно, ведущие к изменению современного
состояния тестологии. Было бы ненужным преувеличением утверждать,
будто вся книга отражает такого рода тенденции. Это не так, в ней не-
редко слышны отголоски уходящих в историю точек зрения. Вероятно,
это определилось тем, что автор считал необходимым дать объективную
картину современного состояния тестологии в США, а картина эта по
представленным в ней тенденциям весьма противоречива, пестра и раз-
нонаправленна. Тем более важно увидеть в ней движение вперед.
В заключение-несколько слов о путях использования книги А. Ана-
стази в наших условиях. Психологическая диагностика в таких ее фор-
мах, как тесты, опросники, самоотчеты, тесты достижений (учета
успешности), еще не заняла заметного места в работе школы, профессио-
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА
нально-технических училищ, предприятий, учреждений и вузов. Между
тем в настоящее время вырисовывается ряд областей, где потребность
в подобных методиках велика и где они могли бы применяться с боль-
шой пользой. Так, с помощью психологических тестов и тестов достиже-
ний можно было бы следить за психическим развитием детей. Не говоря
уже о научном значении получаемых при таких обследованиях материа-
лов, нужно сказать, что административные органы располагали бы го-
раздо более точной и объективной картиной состояния дел в общеобра-
зовательной и профессиональной школе, чем та, которую они получают
из всевозможных отчетов. Специальные тесты могут показать
целенаправленное развитие способностей детей и подростков при прове-
дении психолого-педагогических мероприятий.
Большое значение имеют тесты и опросники для решения собствен-
но методических задач-сравнение различных методик преподавания, тех
или иных учебников и т.п. Адекватно составленные тесты достижений
выявят, с какими разделами программы и как справляются учащиеся,
как преподаваемые предметы влияют на их развитие. Одной из задач,
решение которой может быть улучшено с помощью тестирования,
является консультирование подростков по проблемам профессиональ-
ной ориентации. Психологические методики должны занять свое место
и в деле дифференциальной диагностики нарушений развития индивида
и комплектования специальных школ.
Вряд ли нужно говорить о том, что перечень стоящих перед тестоло-
гией и психологической диагностикой задач далеко не исчерпан. Но
чтобы вся эта непростая работа могла проводиться, нужен соответ-
ствующий инструмент, методики.
Решить проблему методик за счет разработанных в других странах,
как показывает труд А. Анастази, вряд ли возможно. Методики, которые
используются в психолого-диагностической работе, должны быть со-
зданы на базе нашей, социалистической культуры. И, как свидетель-
ствует предлагаемая вниманию читателя книга, создание подобных ме-
тодик требует и квалификации, и опыта.
Среди причин, которые не благоприятствуют применению диагно-
стических методик, определенное место занимает некоторое недоверие
к ним. Нельзя сказать, что оно не обосновано. Бездумное применение на-
скоро адаптированных тестов в советской школе в 20-30 х гг. принесло
вред воспитанию и образованию молодого поколения. Понадобилось
специальное вмешательство ЦК нашей партии, чтобы прекратить невер-
ную практику применения тестов, создававшую ложные представления
о психическом развитии детей. Со времени принятия постановления ЦК
ВКП (б) о педологических извращениях в системе наркомпросов (Народ-
ное образование в СССР. М., 1974, с. 173) прошло более 45 лет. Развитие
психологической диагностики показало, что это постановление правиль-
но отразило органические недостатки тестирования того времени. Нужно
учесть сделанные ошибки, но нельзя останавливаться на этом, нужно их
исправлять. Отказываться от такого инструмента, в котором так ну-
ждается наша школа, у нас нет никаких оснований. В трудной работе, ко-
торую еще предстоит нам выполнить, книга А. Анастази может сыграть
весьма полезную роль.
К. М. Гуревич,
В. И. Лубовский
ПРЕДИСЛОВИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗ/ДАНИЮ
Основная цель настоящей книги-дать должную оценку психологическим
тестам, а также способствовать верному пониманию и использованию их
результатов. А для этого требуется следующее: (1) знание основных
принципов построения тестов, (2) знание психологии оцениваемого пове-
дения, (3) понимание социальных и этических последствий использования
тестов, (4) хорошее представление о типах имеющихся методик и источ-
никах сведений о тестах. Нововведением предлагаемого издания являют-