ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 725
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
Глава 1. Функции и происхождение
Глава 2. Природа психологических тестов
Глава 3. Социальные и этические аспекты
Глава 4. Нормы и интерпретация
Глава 10. Тесты для специфических
Глава II. Групповое тестирование
Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,
Часть 1. Вербальные способности. Каждое задание начинается с пары связанных
Часть II. Математические способности. Каждое задание содержит две величи-
тивности деятельности от шума.
Из сказанного следует, что без некоторого знания психологических
тестов невозможно адекватное понимание основных направлений совре-
менной психологии. Настоящая книга готовилась именно с этой целью
и поэтому не рассчитана на то, что по ее прочтении человек становится
или квалифицированным исследователем, или практикующим тестоло-
гом, или экспертом по составлению тестов. Книга ориентирована не на
специалистов по тестам, а на изучающих общую психологию. Некоторое
знакомство с основными тестами, применяемыми в настоящее время, не-
обходимо для того, чтобы знать, о чем идет речь, когда такие тесты
Анализ высказываний о культуре в работах западных этнопсихологов, антрополо-
гов и исследователей психологии межкультурных различий свидетельствует о том, что
они относят понятие культуры к произвольно выделенным сторонам социальной жизни.
Национальные культуры рассматриваются западными исследователями внеисторически,
без попыток оценить место каждой из них в развитии производительных сил и производ-
ственных отношений. Главное, чему уделяют внимание исследователи,- это специфичность
культуры, т. е. черты, заметно отличающие данную культуру от культур европейского ти-
па, а конституирующие признаки социальной общности, позволяющие выделить культуры
внутри одного общества, обычно никак не рассматриваются. (Критический разбор за-
падных концепций по проблемам культуры дается в книге С. В. Рощина <Западная психо-
логия>, М.. 1980.) А. Анастази часто пользуется термином субкультура, имея в виду разли-
чия, которые обнаруживаются в культурах социальных общностей, сосуществующих
в одной стране. Но поскольку критериев различения социальных общностей, живущих
в данной культуре или субкультуре и развивающих ее, не дается, то к субкультуре оказы-
вается возможным отнести даже самую малую социальную общность, например семью,
if ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
упоминаются в психологической литературе, правильная же оценка и ин-
терпретация результатов тестов должны в конечном счете основываться
на знании того, как, с какой целью построены тесты и в чем их
ограниченность.
Краткий обзор исторических предпосылок возникновения психологи-
ческого тестирования поможет лучше понять существо современных те-
стов, границы их применимости и перспективы развития.
Корни тестирования теряются в древности. П.Х. Дюбуа
(P.H.Dubois, 1966) приводит любопытное описание существовавшей
около 3000 лет назад системы приема на гражданскую службу в китай-
ской империи. У древних греков тестирование было признанным спутни-
ком процесса обучения. Тесты использовались для оценки овладения фи-
зическими и умственными навыками. Сократический метод, сочетавший
обучение с тестированием, во многом напоминает современное програм-
мированное обучение. В средневековье европейские университеты для
присвоения ученых званий и степеней ввели соответствующие экзамены.
Однако, чтобы выявить основные этапы развития современного тестиро-
вания, достаточно обратиться к XIX столетию.
ПЕРВЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ
В XIX в. впервые заговорили о гуманном обращении с умственно от-
сталыми и душевнобольными. До этого времени на долю этих не-
счастных выпадало пренебрежение, издевательства и даже пытки. С ро-
стом интереса к людям с отклонениями в психике, с созданием
специализированных заведений по уходу за ними пришло осознание не-
обходимости единых критериев для выявления и классификации этих
больных. Сначала было необходимо установить отличия душевно-
больных от умственно отсталых. Первым свойственны эмоциональные
нарушения, не обязательно сопровождающиеся снижением интеллекта от
исходного нормального уровня; вторые характеризовались главным
образом интеллектуальным дефектом, врожденным или приобретенным
в раннем детстве. Вероятно, впервые неявное различение тех и других
проведено в двухтомном труде французского врача Ж.Э.Д.Эскироля
(J.E.D. Esquirol, 1838), где умственная отсталость обсуждается более чем
на ста страницах. Им выделяются различные формы ее выраженно-
сти-от почти нормы до глубокой идиотии. Пытаясь привести в систему
разные стадии и разновидности умственной отсталости, Ж. Эскироль
применил несколько способов и пришел к выводу, что использование ин-
дивидом языка есть самый надежный критерий развития его интеллекта.
Следует сказать, что современные критерии определения умственной от-
сталости и тесты интеллекта в значительной мере также языковые. Из
последующих глав будет видно, сколь значительное место отводится
в этой книге при трактовке интеллекта вербальным способностям.
Другой французский врач-Э. Сеген был первым, кто занялся обуче-
Подробное описание первых психологических тестов имеется в работах Ф.Л. Гуд-
инаф (F.L.Goodenoligh, 1949). Дж.Петерсона (J. Peterson. 1926). История возникновения
тестирования приведена в книгах Э.Г. Боринга (E.G. Boring, 1950) и Г. Мерфи, Дж.К. Ко-
вача (G. Murphy, J.K. Kovach, 1972), П.Х. Дюбуа (Р.Н. Dubois, 1970), а исторические пред-
посылки изучения индивидуальных различий в сборнике под редакцией А. Анастази
20 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
нивм умственно отсталых. Отказавшись от общераспространенного мне-
ния о неизлечимости умственной отсталости, Э. Сеген (Е. Seguin, 1907)
много лет опробовал метод обучения, названный им физиологическим,
и в 1837 г. основал первую школу для обучения умственно отсталых де-
тей. В 1848 г. он уехал в Америку, где его идеи получили широкое при-
знание. Многое из приемов тренировки органов чувств и мышечного ап-
парата, используемых в настоящее время в учреждениях для умственно
отсталых, было изобретено Э. Сегеном. Эта методика позволяет обучить
глубоко отсталых детей сенсорному различению и управлению мотори-
кой. Некоторые из приемов, разработанных с этой целью Э. Сегеном,
были затем включены в тесты действия или невербальные тесты интел-
лекта. Как пример можно назвать доску форм Э. Сегена. На этой доске
от индивида требуется как можно быстрее вставить фигуры разной
формы в соответствующие им углубления.
Более чем полвека спустя после работ Ж. Эскироля и Э. Сегена
французский психолог Альфред Бине уже настаивал на том, чтобы детей,
не справляющихся с обучением в обычной школе, прежде чем отчислять,
обследовали и, если они будут признаны обучаемыми, направляли в спе-
циальные классы (Т. Н. Wolf, 1973). Вместе с членами Общества психоло-
гического изучения ребенка А. Бине способствовал тому, что Министер-
ство общественного образования предприняло шаги к улучшению
условий обучения детей, отстающих в развитии, в частности министер-
ством была создана комиссия, в которую вошел А. Бине, по изучению
умственно отсталых детей. Какую роль это назначение сыграло в исто-
рии психологического тестирования, расскажем несколько позднее.
ПЕРВЫЕ ПСИХОЛОГИ-ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ
Психологи-экспериментаторы XIX в. измерением индивидуальных разли-
чий обычно не занимались. Их основной целью было создание обоб-
щенных характеристик человеческого поведения, а в центре внимания
были не различия, а сходство, индивидуальные особенности воспринима-
лись ими как неизбежное зло, ограничивающее применимость обобще-
ний. Таким образом, сам факт, что индивиды, наблюдаемые в иден-
тичных условиях, реагируют на эти условия по-разному, рассматривался
как отклонения, индивидуальная изменчивость, делающие обобщение не
точным, а приблизительным. Подобное отношение к индивидуальным
различиям господствовало в таких научных лабораториях, как лаборато-
рия В. Бунд та, основанная им в 1879 г. в Лейпциге, где обучались многие.
из первых психологов-экспериментаторов.
Выбор тем, да и другие стадии работы основателей эксперименталь-
ной психологии во многом определялись их подготовкой как физиологов
и физиков. Проблемы, исследовавшиеся ими в лабораториях, в основном
касались чувствительности к зрительным, слуховым и другим сенсорным
стимулам и времени простой реакции. Этот акцент на сенсорных фено-
менах сказался на характере первых психологических тестов, что будет
видно из последующих разделов.
Экспериментальная психология XJX в. повлияла на направление раз-
вития тестирования еще в одном отношении. Первые психологические
эксперименты выявили необходимость строгого контроля условий про-
ведения наблюдений. Например, формулировка инструкций, дававшихся
испытуемому в эксперименте на время реакции, могла существенно уве-
21
ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
личить или уменьшить ее скорость. Опять-таки яркость или свет окру-
жающего поля могли заметно повлиять на восприятие зрительного сти-
мула. Таким образом, была доказана важность проведения наблюдений
испытуемых в стандартных условиях, и стандартизация процедуры
в конце концов стала одним из отличительных признаков психологиче-
ских тестов.
Вклад Френсиса Гальтона. Английский биолог сэр Френсис
Гальтон был одним из тех, кто положил начало тестированию. Его
многочисленные и разнообразные исследования объединяет интерес к на-
следственности у человека. По мере изучения наследственности Ф. Галь-
тон все более осознавал необходимость измерения характеристик людей,
состоящих и не состоящих в родстве. Только таким путем он смог уста-
новить, например, точную степень сходства между родителями и их по-
томками, братьями и сестрами, родными и двоюродными, или близнеца-
ми. С этой целью Ф. Гальтон обследовал множество учреждений
в системе образования, в которых вел систематические антропометриче-
ские измерения учащихся. Он также организовал на Всемирной выставке
1884 г. антропометрическую лабораторию, и, заплатив три пенса, ее по-
сетители могли измерить некоторые из своих физических характеристик
и пройти тесты на остроту зрения и слуха, мышечную силу, время реак-
ции и другие элементарные сенсомоторные функции. После закрытия вы-
ставки лаборатория переехала в Лондон в Южно-Кенсингтонский музей
и действовала там еще шесть лет. Такими методами постепенно нака-
пливались первые систематические данные по индивидуальным разли-
чиям в протекании простых психологических функций.
Ф. Гальтон сам разработал большинство простых тестов, применяв-
шихся в его лаборатории, многие из них существуют до сих пор: напри-
мер, линейка Гальтона для зрительного различения длины, свисток
Гальтона для определения предела восприятия высоты звука и градуиро-
ванная серия разновесов для измерения кинестетического различения.
Ф. Гальтон полагал, что тесты сенсорного различения могут служить
средством оценки интеллекта человека. В этом отношении на него отча-
сти повлияло учение Дж. Локка. Так, Ф. Гальтон писал: <Информация
о внешних событиях поступает к нам только от наших органов чувств,
и чем лучше эти органы улавливают различия, тем обширнее поле, на
котором могут действовать наши интеллект и рассудок> (Г. Galton, 1883,
р. 27). Ф. Гальтон также заметил, что при идиотии нарушается способ-
ность различать тепло, холод и боль. Это наблюдение только усилило
его убеждение в том, что способность сенсорного различения в целом
<должна быть самой высокой у наиболее интеллектуально одаренных>
(Ibid, р. 29).
Ф. Гальтон был первым, кто применил оценочные шкалы, анкетиро-
вание и технику свободных ассоциаций, впоследствии использовавшихся
для самых различных целей. Еще одной заслугой Ф. Гальтона была раз-
работка методов математической статистики для анализа данных по ин-
дивидуальным различиям. Он придал этим методам форму, позволяв-
шую исследователям, не имеющим математической подготовки, свобод-
но пользоваться ими. В этом направлении продолжали работать многие
из учеников Ф. Гальтона, самым интересным из них был Карл Пирсон.
Джеймс Кэттелл и его <умственные тесты>. Особо заметный
вклад в развитие психологического тестирования внесли работы амери-
канского психолога Джеймса Маккина Кэттелла. Эти работы объедини-