ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 725

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тивности деятельности от шума.

Из сказанного следует, что без некоторого знания психологических

тестов невозможно адекватное понимание основных направлений совре-

менной психологии. Настоящая книга готовилась именно с этой целью

и поэтому не рассчитана на то, что по ее прочтении человек становится

или квалифицированным исследователем, или практикующим тестоло-

гом, или экспертом по составлению тестов. Книга ориентирована не на

специалистов по тестам, а на изучающих общую психологию. Некоторое

знакомство с основными тестами, применяемыми в настоящее время, не-

обходимо для того, чтобы знать, о чем идет речь, когда такие тесты

Анализ высказываний о культуре в работах западных этнопсихологов, антрополо-

гов и исследователей психологии межкультурных различий свидетельствует о том, что

они относят понятие культуры к произвольно выделенным сторонам социальной жизни.

Национальные культуры рассматриваются западными исследователями внеисторически,

без попыток оценить место каждой из них в развитии производительных сил и производ-

ственных отношений. Главное, чему уделяют внимание исследователи,- это специфичность

культуры, т. е. черты, заметно отличающие данную культуру от культур европейского ти-

па, а конституирующие признаки социальной общности, позволяющие выделить культуры

внутри одного общества, обычно никак не рассматриваются. (Критический разбор за-

падных концепций по проблемам культуры дается в книге С. В. Рощина <Западная психо-

логия>, М.. 1980.) А. Анастази часто пользуется термином субкультура, имея в виду разли-

чия, которые обнаруживаются в культурах социальных общностей, сосуществующих

в одной стране. Но поскольку критериев различения социальных общностей, живущих

в данной культуре или субкультуре и развивающих ее, не дается, то к субкультуре оказы-

вается возможным отнести даже самую малую социальную общность, например семью,

if ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

упоминаются в психологической литературе, правильная же оценка и ин-

терпретация результатов тестов должны в конечном счете основываться

на знании того, как, с какой целью построены тесты и в чем их

ограниченность.

Краткий обзор исторических предпосылок возникновения психологи-

ческого тестирования поможет лучше понять существо современных те-

стов, границы их применимости и перспективы развития.


Корни тестирования теряются в древности. П.Х. Дюбуа

(P.H.Dubois, 1966) приводит любопытное описание существовавшей

около 3000 лет назад системы приема на гражданскую службу в китай-

ской империи. У древних греков тестирование было признанным спутни-

ком процесса обучения. Тесты использовались для оценки овладения фи-

зическими и умственными навыками. Сократический метод, сочетавший

обучение с тестированием, во многом напоминает современное програм-

мированное обучение. В средневековье европейские университеты для

присвоения ученых званий и степеней ввели соответствующие экзамены.

Однако, чтобы выявить основные этапы развития современного тестиро-

вания, достаточно обратиться к XIX столетию.

ПЕРВЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ

В XIX в. впервые заговорили о гуманном обращении с умственно от-

сталыми и душевнобольными. До этого времени на долю этих не-

счастных выпадало пренебрежение, издевательства и даже пытки. С ро-

стом интереса к людям с отклонениями в психике, с созданием

специализированных заведений по уходу за ними пришло осознание не-

обходимости единых критериев для выявления и классификации этих

больных. Сначала было необходимо установить отличия душевно-

больных от умственно отсталых. Первым свойственны эмоциональные

нарушения, не обязательно сопровождающиеся снижением интеллекта от

исходного нормального уровня; вторые характеризовались главным

образом интеллектуальным дефектом, врожденным или приобретенным

в раннем детстве. Вероятно, впервые неявное различение тех и других

проведено в двухтомном труде французского врача Ж.Э.Д.Эскироля

(J.E.D. Esquirol, 1838), где умственная отсталость обсуждается более чем

на ста страницах. Им выделяются различные формы ее выраженно-

сти-от почти нормы до глубокой идиотии. Пытаясь привести в систему

разные стадии и разновидности умственной отсталости, Ж. Эскироль

применил несколько способов и пришел к выводу, что использование ин-

дивидом языка есть самый надежный критерий развития его интеллекта.

Следует сказать, что современные критерии определения умственной от-

сталости и тесты интеллекта в значительной мере также языковые. Из

последующих глав будет видно, сколь значительное место отводится

в этой книге при трактовке интеллекта вербальным способностям.

Другой французский врач-Э. Сеген был первым, кто занялся обуче-


Подробное описание первых психологических тестов имеется в работах Ф.Л. Гуд-

инаф (F.L.Goodenoligh, 1949). Дж.Петерсона (J. Peterson. 1926). История возникновения

тестирования приведена в книгах Э.Г. Боринга (E.G. Boring, 1950) и Г. Мерфи, Дж.К. Ко-

вача (G. Murphy, J.K. Kovach, 1972), П.Х. Дюбуа (Р.Н. Dubois, 1970), а исторические пред-

посылки изучения индивидуальных различий в сборнике под редакцией А. Анастази

20 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

нивм умственно отсталых. Отказавшись от общераспространенного мне-

ния о неизлечимости умственной отсталости, Э. Сеген (Е. Seguin, 1907)

много лет опробовал метод обучения, названный им физиологическим,

и в 1837 г. основал первую школу для обучения умственно отсталых де-

тей. В 1848 г. он уехал в Америку, где его идеи получили широкое при-

знание. Многое из приемов тренировки органов чувств и мышечного ап-

парата, используемых в настоящее время в учреждениях для умственно

отсталых, было изобретено Э. Сегеном. Эта методика позволяет обучить

глубоко отсталых детей сенсорному различению и управлению мотори-

кой. Некоторые из приемов, разработанных с этой целью Э. Сегеном,

были затем включены в тесты действия или невербальные тесты интел-

лекта. Как пример можно назвать доску форм Э. Сегена. На этой доске

от индивида требуется как можно быстрее вставить фигуры разной

формы в соответствующие им углубления.

Более чем полвека спустя после работ Ж. Эскироля и Э. Сегена

французский психолог Альфред Бине уже настаивал на том, чтобы детей,

не справляющихся с обучением в обычной школе, прежде чем отчислять,

обследовали и, если они будут признаны обучаемыми, направляли в спе-

циальные классы (Т. Н. Wolf, 1973). Вместе с членами Общества психоло-

гического изучения ребенка А. Бине способствовал тому, что Министер-

ство общественного образования предприняло шаги к улучшению

условий обучения детей, отстающих в развитии, в частности министер-

ством была создана комиссия, в которую вошел А. Бине, по изучению

умственно отсталых детей. Какую роль это назначение сыграло в исто-

рии психологического тестирования, расскажем несколько позднее.

ПЕРВЫЕ ПСИХОЛОГИ-ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ

Психологи-экспериментаторы XIX в. измерением индивидуальных разли-

чий обычно не занимались. Их основной целью было создание обоб-

щенных характеристик человеческого поведения, а в центре внимания

были не различия, а сходство, индивидуальные особенности воспринима-


лись ими как неизбежное зло, ограничивающее применимость обобще-

ний. Таким образом, сам факт, что индивиды, наблюдаемые в иден-

тичных условиях, реагируют на эти условия по-разному, рассматривался

как отклонения, индивидуальная изменчивость, делающие обобщение не

точным, а приблизительным. Подобное отношение к индивидуальным

различиям господствовало в таких научных лабораториях, как лаборато-

рия В. Бунд та, основанная им в 1879 г. в Лейпциге, где обучались многие.

из первых психологов-экспериментаторов.

Выбор тем, да и другие стадии работы основателей эксперименталь-

ной психологии во многом определялись их подготовкой как физиологов

и физиков. Проблемы, исследовавшиеся ими в лабораториях, в основном

касались чувствительности к зрительным, слуховым и другим сенсорным

стимулам и времени простой реакции. Этот акцент на сенсорных фено-

менах сказался на характере первых психологических тестов, что будет

видно из последующих разделов.

Экспериментальная психология XJX в. повлияла на направление раз-

вития тестирования еще в одном отношении. Первые психологические

эксперименты выявили необходимость строгого контроля условий про-

ведения наблюдений. Например, формулировка инструкций, дававшихся

испытуемому в эксперименте на время реакции, могла существенно уве-

21

ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

личить или уменьшить ее скорость. Опять-таки яркость или свет окру-

жающего поля могли заметно повлиять на восприятие зрительного сти-

мула. Таким образом, была доказана важность проведения наблюдений

испытуемых в стандартных условиях, и стандартизация процедуры

в конце концов стала одним из отличительных признаков психологиче-

ских тестов.

Вклад Френсиса Гальтона. Английский биолог сэр Френсис

Гальтон был одним из тех, кто положил начало тестированию. Его

многочисленные и разнообразные исследования объединяет интерес к на-

следственности у человека. По мере изучения наследственности Ф. Галь-

тон все более осознавал необходимость измерения характеристик людей,

состоящих и не состоящих в родстве. Только таким путем он смог уста-

новить, например, точную степень сходства между родителями и их по-

томками, братьями и сестрами, родными и двоюродными, или близнеца-

ми. С этой целью Ф. Гальтон обследовал множество учреждений

в системе образования, в которых вел систематические антропометриче-


ские измерения учащихся. Он также организовал на Всемирной выставке

1884 г. антропометрическую лабораторию, и, заплатив три пенса, ее по-

сетители могли измерить некоторые из своих физических характеристик

и пройти тесты на остроту зрения и слуха, мышечную силу, время реак-

ции и другие элементарные сенсомоторные функции. После закрытия вы-

ставки лаборатория переехала в Лондон в Южно-Кенсингтонский музей

и действовала там еще шесть лет. Такими методами постепенно нака-

пливались первые систематические данные по индивидуальным разли-

чиям в протекании простых психологических функций.

Ф. Гальтон сам разработал большинство простых тестов, применяв-

шихся в его лаборатории, многие из них существуют до сих пор: напри-

мер, линейка Гальтона для зрительного различения длины, свисток

Гальтона для определения предела восприятия высоты звука и градуиро-

ванная серия разновесов для измерения кинестетического различения.

Ф. Гальтон полагал, что тесты сенсорного различения могут служить

средством оценки интеллекта человека. В этом отношении на него отча-

сти повлияло учение Дж. Локка. Так, Ф. Гальтон писал: <Информация

о внешних событиях поступает к нам только от наших органов чувств,

и чем лучше эти органы улавливают различия, тем обширнее поле, на

котором могут действовать наши интеллект и рассудок> (Г. Galton, 1883,

р. 27). Ф. Гальтон также заметил, что при идиотии нарушается способ-

ность различать тепло, холод и боль. Это наблюдение только усилило

его убеждение в том, что способность сенсорного различения в целом

<должна быть самой высокой у наиболее интеллектуально одаренных>

(Ibid, р. 29).

Ф. Гальтон был первым, кто применил оценочные шкалы, анкетиро-

вание и технику свободных ассоциаций, впоследствии использовавшихся

для самых различных целей. Еще одной заслугой Ф. Гальтона была раз-

работка методов математической статистики для анализа данных по ин-

дивидуальным различиям. Он придал этим методам форму, позволяв-

шую исследователям, не имеющим математической подготовки, свобод-

но пользоваться ими. В этом направлении продолжали работать многие

из учеников Ф. Гальтона, самым интересным из них был Карл Пирсон.

Джеймс Кэттелл и его <умственные тесты>. Особо заметный

вклад в развитие психологического тестирования внесли работы амери-

канского психолога Джеймса Маккина Кэттелла. Эти работы объедини-