ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 733
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
Глава 1. Функции и происхождение
Глава 2. Природа психологических тестов
Глава 3. Социальные и этические аспекты
Глава 4. Нормы и интерпретация
Глава 10. Тесты для специфических
Глава II. Групповое тестирование
Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,
Часть 1. Вербальные способности. Каждое задание начинается с пары связанных
Часть II. Математические способности. Каждое задание содержит две величи-
ся общие принципы оценки тестов.
Все возрастающее число тестов никак не сказалось на количестве об-
суждаемых в книге конкретных тестов: моей целью никогда не было со-
здание компактного <Ежегодника по измерению умственных способно-
стей>. Тем не менее я сознаю, что принципы построения и интерпрета-
ции тестов понимаются лучше, если поясняются конкретными примера-
ми. Более того, знакомство с основными типами существующих тестов
при понимании их специфики и сферы применения является суще-
ственным компонентом знания современного тестирования. По этим
причинам в этом издании конкретные тесты рассматриваются в частях
3-5. Приведенные там тесты были выбраны или потому, что они
являются наиболее яркими примерами, с которыми следует быть зна-
комым всем изучающим тестирование, или потому, что они иллюстри-
руют какой-то конкретный момент составления или интерпретации те-
ста. В книге как целом основной акцент делается скорее не на частных
методиках, а на типах тестов.
Многое из того, что происходило в мире с середины 60-х гг., повлия-
ло на развитие психологического тестирования. Некоторые из происшед-
ших изменений были кратко описаны в последних двух главах предыду-
щего издания, но сегодня они стали частью основного направления
в тестировании и потому были включены в соответствующие разделы
этой книги. Последние достижения психологического тестирования, за-
ставившие внести изменения в настоящее издание, можно охарактеризо-
вать тремя уровнями: (1) изменение общего отношения к тестированию,
(2) существенные методические разработки, (3) <обычные достижения>,
такие, как публикация новых или пересмотр прежних тестов.
Примером достижений уровня (1) является всевозрастающее осозна-
ние этических, социальных и правовых последствий тестирования. Вот
почему в настоящем издании в отличие от предыдущих эта тема рассмо-
трена более подробно (гл. 3, Ethic. Prin....). Развитие тестологии связано
также с расширением области применения тестов. Помимо традиционно-
го использования тестов при отборе и диагностировании все большее
внимание уделяется тестам как средству самопознания и саморазвития,
индивиды обучаются использовать при принятии решений собственные
результаты по тесту (гл. 3 и 4). Сюда же можно отнести постепенный
переход от суммарных показателей к профилям по многим характери-
стикам и применение стратегий классификации, благодаря которым
<каждый может проявить уровень выше среднего> по одному или более
социально значимому параметру (гл. 7). Вместе с тем, принимая во вни-
мание накопленные психологические знания, предпринимаются попытки
модифицировать традиционную интерпретацию показателей тестов как
в когнитивной, так и в некогнитивной области. В гл. 12 этого издания
обсуждаются такие психологические вопросы, как учитывающая стабиль-
ность и изменение во времени интеллектуального уровня интерпретация
показателей интеллектуальных тестов, природа интеллек-тя
16 " ПРЕДИСЛОВИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ
интеллекта в раннем детстве, старости и при разнице в культурах. Еще
одним примером может служить стимулируемый по большей части тео-
ретиками по социальной психологии все усиливающийся в личностных
тестах акцент по специфике ситуации, ее влиянии на личность (гл. 17).
Достижения уровня (2) связаны с влиянием вычислительной техники
на развитие тестирования (см., в частности, гл. 4, II, 13, 17, 18, .19). Ис-
пользование компьютеров, хотя и не только оно, при создании учебных
программ способствовало развитию критериально-ориентированных те-
стов (см. гл. 4, 5, 14). Из других методик, проанализированных в настоя-
щем издании по сравнению с предыдущим более детально, можно на-
звать тесты на выявление специфических трудностей в обучении (гл. 16),
опросники и другие средства, используемые в программах модификации
поведения (гл. 20), средства оценки знаний дошкольника (гл. 14), <поряд-
ковые> шкалы Пиаже (гл. 10 и 14), тесты на уровни образования и гра-
мотности для взрослых (гл. 13, 14) и методики оценки социального окру-
жения (гл. 20). Различные аспекты оценки меньшинств, в том числе
вопрос о систематической ошибке теста, обсуждаются в гл. 3, 7, 8 и 12.
В отношении достижений уровня (3) следует сказать, что в этом из-
дании более 100 тестов или публикуются впервые, или же в пересмотрен-
ном после издания 1968 г. варианте. В качестве примеров можно назвать
шкалы детских способностей Маккарти, WISC-R, нормы 1972 г. Стан-
форд-Бине со всеми изменениями в интерпретации, формы S и Т DAT,
самые последние варианты теста достижений Станфордского университе-
та и национальных тестов готовности к школе.
Приятно отметить, что при подготовке этого издания помощь при-
ходила из самых различных мест. Завершение книги во многом было
облегчено благодаря тому, что Ученым советом университета Фордхама
ко мне в ассистенты на полгода был прикреплен научный сотрудник
Стэнли Фридланд, сочетавший в себе необычайную компетентность, от-
ветственность и доброжелательность. Я многим обязана авторам и изда-
телям тестов, предоставившим мне оттиски статей, рукописи, образцы
наборов тестов и отвечавшим на мои бесчисленные вопросы. За помощь,
далеко превосходящую их интересы и обязанности издателей, я особенно
признательна Анне Драгосиц из Службы тестирования в образовании
и Блайс Митчелл из Харкорт Брейс Джованович Инкорпорейшн.
За содержательное обсуждение и критические замечания по кон-
кретным проблемам я искренне благодарна Вильяму X. Ангоффу из
Службы тестирования в образовании, а также сотрудникам факультета
психологии Университета Фордхама, особенно Дэвиду Р. Чеботу, Мэр-
вину Резникову, Робену М. Шонебауму и Уоррену В. Трайону. Хочется
также отметить ценные советы, полученные как отклик на вопросник,
распространенный среди преподавателей, пользовавшихся третьим изда-
нием этой книги. В этой связи мне особенно приятно поблагодарить Мэ-
ри Кэрол Кахилл за ее подробные, конструктивные и разнообразные
предложения. Я хочу выразить свою признательность Виктории Овер-
тон, сотруднице библиотеки Университета Фордхама, за ее существен-
ную и сердечную помощь при составлении библиографии. Наконец,
я счастлива отметить вклад моего мужа, Джона Портера Фоули (млад-
шего), уже не первый раз помогавшего мне разрешить бесчисленные про-
блемы, возникавшие на всех стадиях подготовки этой книги.
А.А.
Часть 1
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ТЕСТИРОВАНИЯ
Глава 1. Функции и происхождение
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
Всякий читающий эту книгу сегодня, несомненно, мог бы привести при-
мер психологического теста. Достаточно было припомнить тест, ко-
торый читателю предлагался в школе, колледже, на военной службе,
в консультационном центре или в отделе кадров. Возможно также, что
читатель участвовал в эксперименте, где использовались стандартизо-
ванные тесты. Но еще пятьдесят лет назад ничего подобного, разумеется,
не было. Психологическое тестирование-относительно молодое напра-
вление в одной из самых молодых наук.
СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ
В сущности задача психологических тестов-измерить различия между
индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях.
Одной из проблем, побудивших к разработке психологических тестов,
было выявление умственно отсталых. И до сегодняшнего дня определе-
ние интеллектуальной неполноценности остается важной областью при-
менения определенных видов психологических тестов. Клиническое ис-
пользование таких тестов включает обследование правонарушителей,
лиц с эмоциональными и другими типами отклонений в поведении.
Серьезным импульсом к развитию тестов стали проблемы типа тех,
что возникают при обучении. В настоящее время школы-один из ос-
новных потребителей тестов. Распределение детей по способностям, в со-
ответствии с которыми применяются разные типы школьного обучения.
выявление интеллектуально отсталых, с одной стороны, и одаренных-с
другой, оценка причин академической неуспеваемости, учебные и профес-
сиональные консультации учащихся средних школ и колледжей, отбор
в профессиональные и другие специальные школы-вот лишь некоторые
примеры использования тестов в образовании.
Отбор и распределение персонала на промышленных предприяти-
ях-еще одно достаточно обширное приложение психологического тести-
рования. От оператора на линии сборки или делопроизводителя до со-
трудников управленческого аппарата вряд ли найдется работа, для
которой тестирование не оказалось бы полезным при решении вопроса
о найме, распределении обязанностей, переводе на новое место, повыше-
нии или увольнении. Разумеется, эффективное применение тестов в боль-
шинстве случаев, особенно при приеме на высококвалифицированные ра-
боты, возможно лишь при условии интерпретации тестовых показателей
с учетом дополнительной информации об индивиде, которую можно по-
лучить только на основе правильно построенного интервьюирования.
Тем не менее тестирование составляет важную часть работы с персона-
лом. Подобным же образом психологическое тестирование применяется
при отборе и распределении военнослужащих. Использование гестов.
столь незначительное в первой мировой войне, во время второй мировой
18 <:<,!!-:"ААЧИЕ ПСИХО.ЮГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
войны необычайно вырастает, расширяются границы применения, вариа-
тивность психологических тестов. Впоследствии исследованиями по раз-
работке тестов были охвачены все рода войск.
Использование тестов при консультировании постепенно расшири-
лось от узконаправленных советов относительно учебных и профессио-
нальных планов до рассмотрения всех аспектов жизни человека. Эмоцио-
нальное состояние и действенные межличностные отношения все больше
и больше становятся объектом консультирования. Растет также исполь-
зование тестов как средства самопознания и развития личности. В по-
следнем случае показатели тестов становятся средством, облегчающим
индивиду принятие решения.
Из сказанного ясно, что психологические тесты в настоящее время
применяются при решении широкого круга практических проблем. Одна-
ко не следует упускать тот факт, что тесты-важное средство фундамен-
тальных исследований. Почти все проблемы, в частности дифферен-
циальной психологии, нуждаются в тестировании как средстве сбора
данных. В качестве примера можно указать работы о природе, характере
и степени выраженности индивидуальных различий, по выявлению пси-
хологических особенностей, измерению групповых различий и исследова-
нию биологических и культурных факторов, влияющих на различия
в поведении. В подобных областях исследования точное измерение инди-
видуальных различий, ставшее возможным благодаря правильно по-
строенным тестам,-один из существенных факторов. Психологические
тесты являются также стандартными методами изучения столь разных
проблем, как возрастные изменения в развитии индивида, относительная
эффективность разных методов обучения, результаты воздействия психо-
терапии, влияние реализации социальных программ, зависимость эффек-