ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 733

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ся общие принципы оценки тестов.

Все возрастающее число тестов никак не сказалось на количестве об-

суждаемых в книге конкретных тестов: моей целью никогда не было со-

здание компактного <Ежегодника по измерению умственных способно-

стей>. Тем не менее я сознаю, что принципы построения и интерпрета-

ции тестов понимаются лучше, если поясняются конкретными примера-

ми. Более того, знакомство с основными типами существующих тестов

при понимании их специфики и сферы применения является суще-

ственным компонентом знания современного тестирования. По этим

причинам в этом издании конкретные тесты рассматриваются в частях

3-5. Приведенные там тесты были выбраны или потому, что они

являются наиболее яркими примерами, с которыми следует быть зна-

комым всем изучающим тестирование, или потому, что они иллюстри-

руют какой-то конкретный момент составления или интерпретации те-

ста. В книге как целом основной акцент делается скорее не на частных

методиках, а на типах тестов.

Многое из того, что происходило в мире с середины 60-х гг., повлия-

ло на развитие психологического тестирования. Некоторые из происшед-

ших изменений были кратко описаны в последних двух главах предыду-

щего издания, но сегодня они стали частью основного направления

в тестировании и потому были включены в соответствующие разделы

этой книги. Последние достижения психологического тестирования, за-

ставившие внести изменения в настоящее издание, можно охарактеризо-

вать тремя уровнями: (1) изменение общего отношения к тестированию,

(2) существенные методические разработки, (3) <обычные достижения>,

такие, как публикация новых или пересмотр прежних тестов.

Примером достижений уровня (1) является всевозрастающее осозна-

ние этических, социальных и правовых последствий тестирования. Вот

почему в настоящем издании в отличие от предыдущих эта тема рассмо-

трена более подробно (гл. 3, Ethic. Prin....). Развитие тестологии связано

также с расширением области применения тестов. Помимо традиционно-

го использования тестов при отборе и диагностировании все большее

внимание уделяется тестам как средству самопознания и саморазвития,

индивиды обучаются использовать при принятии решений собственные

результаты по тесту (гл. 3 и 4). Сюда же можно отнести постепенный

переход от суммарных показателей к профилям по многим характери-


стикам и применение стратегий классификации, благодаря которым

<каждый может проявить уровень выше среднего> по одному или более

социально значимому параметру (гл. 7). Вместе с тем, принимая во вни-

мание накопленные психологические знания, предпринимаются попытки

модифицировать традиционную интерпретацию показателей тестов как

в когнитивной, так и в некогнитивной области. В гл. 12 этого издания

обсуждаются такие психологические вопросы, как учитывающая стабиль-

ность и изменение во времени интеллектуального уровня интерпретация

показателей интеллектуальных тестов, природа интеллек-тя

16 " ПРЕДИСЛОВИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ

интеллекта в раннем детстве, старости и при разнице в культурах. Еще

одним примером может служить стимулируемый по большей части тео-

ретиками по социальной психологии все усиливающийся в личностных

тестах акцент по специфике ситуации, ее влиянии на личность (гл. 17).

Достижения уровня (2) связаны с влиянием вычислительной техники

на развитие тестирования (см., в частности, гл. 4, II, 13, 17, 18, .19). Ис-

пользование компьютеров, хотя и не только оно, при создании учебных

программ способствовало развитию критериально-ориентированных те-

стов (см. гл. 4, 5, 14). Из других методик, проанализированных в настоя-

щем издании по сравнению с предыдущим более детально, можно на-

звать тесты на выявление специфических трудностей в обучении (гл. 16),

опросники и другие средства, используемые в программах модификации

поведения (гл. 20), средства оценки знаний дошкольника (гл. 14), <поряд-

ковые> шкалы Пиаже (гл. 10 и 14), тесты на уровни образования и гра-

мотности для взрослых (гл. 13, 14) и методики оценки социального окру-

жения (гл. 20). Различные аспекты оценки меньшинств, в том числе

вопрос о систематической ошибке теста, обсуждаются в гл. 3, 7, 8 и 12.

В отношении достижений уровня (3) следует сказать, что в этом из-

дании более 100 тестов или публикуются впервые, или же в пересмотрен-

ном после издания 1968 г. варианте. В качестве примеров можно назвать

шкалы детских способностей Маккарти, WISC-R, нормы 1972 г. Стан-

форд-Бине со всеми изменениями в интерпретации, формы S и Т DAT,

самые последние варианты теста достижений Станфордского университе-

та и национальных тестов готовности к школе.

Приятно отметить, что при подготовке этого издания помощь при-

ходила из самых различных мест. Завершение книги во многом было


облегчено благодаря тому, что Ученым советом университета Фордхама

ко мне в ассистенты на полгода был прикреплен научный сотрудник

Стэнли Фридланд, сочетавший в себе необычайную компетентность, от-

ветственность и доброжелательность. Я многим обязана авторам и изда-

телям тестов, предоставившим мне оттиски статей, рукописи, образцы

наборов тестов и отвечавшим на мои бесчисленные вопросы. За помощь,

далеко превосходящую их интересы и обязанности издателей, я особенно

признательна Анне Драгосиц из Службы тестирования в образовании

и Блайс Митчелл из Харкорт Брейс Джованович Инкорпорейшн.

За содержательное обсуждение и критические замечания по кон-

кретным проблемам я искренне благодарна Вильяму X. Ангоффу из

Службы тестирования в образовании, а также сотрудникам факультета

психологии Университета Фордхама, особенно Дэвиду Р. Чеботу, Мэр-

вину Резникову, Робену М. Шонебауму и Уоррену В. Трайону. Хочется

также отметить ценные советы, полученные как отклик на вопросник,

распространенный среди преподавателей, пользовавшихся третьим изда-

нием этой книги. В этой связи мне особенно приятно поблагодарить Мэ-

ри Кэрол Кахилл за ее подробные, конструктивные и разнообразные

предложения. Я хочу выразить свою признательность Виктории Овер-

тон, сотруднице библиотеки Университета Фордхама, за ее существен-

ную и сердечную помощь при составлении библиографии. Наконец,

я счастлива отметить вклад моего мужа, Джона Портера Фоули (млад-

шего), уже не первый раз помогавшего мне разрешить бесчисленные про-

блемы, возникавшие на всех стадиях подготовки этой книги.

А.А.


Часть 1

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ТЕСТИРОВАНИЯ

Глава 1. Функции и происхождение

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Всякий читающий эту книгу сегодня, несомненно, мог бы привести при-

мер психологического теста. Достаточно было припомнить тест, ко-

торый читателю предлагался в школе, колледже, на военной службе,

в консультационном центре или в отделе кадров. Возможно также, что

читатель участвовал в эксперименте, где использовались стандартизо-

ванные тесты. Но еще пятьдесят лет назад ничего подобного, разумеется,

не было. Психологическое тестирование-относительно молодое напра-

вление в одной из самых молодых наук.

СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ

В сущности задача психологических тестов-измерить различия между

индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях.

Одной из проблем, побудивших к разработке психологических тестов,

было выявление умственно отсталых. И до сегодняшнего дня определе-

ние интеллектуальной неполноценности остается важной областью при-

менения определенных видов психологических тестов. Клиническое ис-

пользование таких тестов включает обследование правонарушителей,

лиц с эмоциональными и другими типами отклонений в поведении.

Серьезным импульсом к развитию тестов стали проблемы типа тех,

что возникают при обучении. В настоящее время школы-один из ос-

новных потребителей тестов. Распределение детей по способностям, в со-

ответствии с которыми применяются разные типы школьного обучения.

выявление интеллектуально отсталых, с одной стороны, и одаренных-с

другой, оценка причин академической неуспеваемости, учебные и профес-

сиональные консультации учащихся средних школ и колледжей, отбор

в профессиональные и другие специальные школы-вот лишь некоторые

примеры использования тестов в образовании.

Отбор и распределение персонала на промышленных предприяти-

ях-еще одно достаточно обширное приложение психологического тести-

рования. От оператора на линии сборки или делопроизводителя до со-

трудников управленческого аппарата вряд ли найдется работа, для

которой тестирование не оказалось бы полезным при решении вопроса

о найме, распределении обязанностей, переводе на новое место, повыше-

нии или увольнении. Разумеется, эффективное применение тестов в боль-


шинстве случаев, особенно при приеме на высококвалифицированные ра-

боты, возможно лишь при условии интерпретации тестовых показателей

с учетом дополнительной информации об индивиде, которую можно по-

лучить только на основе правильно построенного интервьюирования.

Тем не менее тестирование составляет важную часть работы с персона-

лом. Подобным же образом психологическое тестирование применяется

при отборе и распределении военнослужащих. Использование гестов.

столь незначительное в первой мировой войне, во время второй мировой

18 <:<,!!-:"ААЧИЕ ПСИХО.ЮГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

войны необычайно вырастает, расширяются границы применения, вариа-

тивность психологических тестов. Впоследствии исследованиями по раз-

работке тестов были охвачены все рода войск.

Использование тестов при консультировании постепенно расшири-

лось от узконаправленных советов относительно учебных и профессио-

нальных планов до рассмотрения всех аспектов жизни человека. Эмоцио-

нальное состояние и действенные межличностные отношения все больше

и больше становятся объектом консультирования. Растет также исполь-

зование тестов как средства самопознания и развития личности. В по-

следнем случае показатели тестов становятся средством, облегчающим

индивиду принятие решения.

Из сказанного ясно, что психологические тесты в настоящее время

применяются при решении широкого круга практических проблем. Одна-

ко не следует упускать тот факт, что тесты-важное средство фундамен-

тальных исследований. Почти все проблемы, в частности дифферен-

циальной психологии, нуждаются в тестировании как средстве сбора

данных. В качестве примера можно указать работы о природе, характере

и степени выраженности индивидуальных различий, по выявлению пси-

хологических особенностей, измерению групповых различий и исследова-

нию биологических и культурных факторов, влияющих на различия

в поведении. В подобных областях исследования точное измерение инди-

видуальных различий, ставшее возможным благодаря правильно по-

строенным тестам,-один из существенных факторов. Психологические

тесты являются также стандартными методами изучения столь разных

проблем, как возрастные изменения в развитии индивида, относительная

эффективность разных методов обучения, результаты воздействия психо-

терапии, влияние реализации социальных программ, зависимость эффек-