ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 752

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

симо друг от друга установили коэффициенты текущей валидности

между ранним вариантом WISC и тестами достижений или други-

ми учебными критериями интеллекта. Значение этих коэффициентов в ос-

новном располагалось в пределах 0,5-0,6 (W.M. Littell, 1960; 1. L. Zimmer-

man, J. M. Woo-Sam, 1972). Как и следовало ожидать, показатели вер-

бальной шкалы имели более высокие корреляции с такими критериями,

чем показатели шкалы действия. Когда дети из выборки стандартизации

WISC были разгруппированы по профессиональному положению их от-

цов, проявилась обычная иерархия средних значений IQ (Н. G. Seashore,

A.G.Wesman, J.E.Doppelt, 1950). Различия были несколько больше по

вербальной шкале, чем по шкале действия, и несколько уменьшились

с возрастом, возможно из-за сглаживающего влияния обучения

(B.W.Estes, 1953; 1955).

В руководстве WISC-R приводятся коэффициенты корреляции с по-

казателями IQ по шкале Станфорд-Бине внутри однородных по воз-

растному признаку групп. Средние значения корреляции с показателями

IQ по полной шкале равны 0,73. И опять-таки показатели вербальной

шкалы коррелируют на более высоком уровне с показателями по тесту

Станфорд-Бине, чем данные шкалы действия (0,71 по сравнению с 0,60).

Для субтестов самые высокие значения корреляции установлены в тесте

<словарный запас> (0,69), а самые низкие в тесте <кодирование> (0,26).

В качестве дополнительных в руководстве к WISC-R приведены све-

дения о взаимокорреляции между индивидуальными субтестами, корре-

ляции каждого субтеста с показателями полной и вербальной шкалы,

шкалы действия и этих трех составных показателей друг с другом. Все

корреляции даны отдельно для 200 случаев в каждой из II возрастных

групп выборки стандартизации. Значения корреляции между всеми пока-

зателями вербальной шкалы и шкалы действия распределяются в преде-

лах возрастных групп от 0,60 до 0,75. Итак, обе части шкалы имеют

много общего, хотя корреляции между ними не столь высоки, чтобы со-

хранять раздельное употребление показателей.

Факторный анализ субтестов ранней WISC выявил те же факторы,

которые были обнаружены в шкалах для взрослых и получили название

общего вербального понимания, восприятия пространства и памяти (W.

M. Littell, 1960; 1. L. Zimmerman, J.M. Woo-Sam, 1972). В более позднем

-ттдпгтятгои субтесты WISC были подвергнуты факторному анализу по

""-"" " "pnHM\ и 487 мек-

231 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

1973). Результаты подтвердили преобладание фактора вербального пони-


мания, получившего значимые корреляции с пятью вербальными теста-

ми, и фактора перцептивной организации значимо коррелировавшего

с субтестами <конструирование блоков> и <сборка объекта>. Основной

результат этого исследования - выявление сходства факторной структуры

по трем этническим группам. Это означает, что в этих группах тесты из-

меряют одни и те же способности. Факторный анализ показателей

WISC-R, полученных в выборке стандартизации испытуемыми в возра-

сте от 6,5 до 16,5 лет и распределенных по II возрастным уровням, весь-

ма убедительно подтвердил наличие на каждом из уровней трех ос-

новных факторов (A. S. Kaufman, 1975 я). Эти факторы точно соответ-

ствовали факторам вербального понимания, перцептивной организации

и умению сосредоточиться.

ВЕКСЛЕРОВСКАЯ ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Описание." Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников

и младших школьников (WPPSI) может быть обозначена как детская по

многим причинам. Эта шкала, опубликованная в 1967 г., предназнача-

лась для возрастного диапазона от 4 до 6,5 лет. Шкала состояла из II

субтестов, из которых только 10 учитываются при нахождении IQ. 8 суб-

тестов есть облегченные и адаптированные варианты заданий WISC,

остальные 3 были разработаны заново, чтобы заменить непригодные по

тем или иным причинам субтесты из WISC. Как в WISC и в WAIS, они

были сгруппированы в вербальную шкалу и шкалу действия, из показа-

телей которых находились значения IQ для полной и вербальной шкалы

и шкалы действия. Как и в WISC-R, предъявление тестов из вербальной

шкалы и шкалы действия чередуются. Это делает процедуру тестирова-

ния более разнообразной, способствует поддержанию интереса ребенка

к эксперименту, положительно влияет на взаимоотношения с экспери-

ментатором. Общее время, необходимое для проведения тестирования,

колеблется от 50 до 75 мин. Эксперимент можно проводить в один или

в два приема. В приводимом ниже списке субтестов вновь введенные за-

дания помечены звездочкой.

Вербальная шкала Шкала действия

Осведомленность Дом животного

Словарный запас Завершение картинок

Арифметика Лабиринты

Нахождение сходства Геометрические схемы

Понимание Конструирование блоков

Предложения (дополнительный тест)

<Предложения>-это тест на запоминание, заменивший тест <запо-

минание цифр> из WISC. От ребенка требуется вслед за экспериментато-


ром повторять каждое произносимое им предложение. Этот тест можно

использовать либо вместо любого вербального теста, либо предъявить

как дополнительный для получения более точной информации о ребенке,

в последнем случае результаты выполнения теста не учитываются при

232 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

карта с изображениями собаки, цыпленка, рыбы и кошки. В верхней ча-

сти карты размещаются картинки-ключи со вставленными в них различ-

ного цвета цилиндриками (дом животного). От ребенка требуется расста-

вить домики по соответствующим изображениям животных. Показате-

лем успешности выполнения заданий служат время выполнения, ошибки

и пропуски. В тесте <геометрические схемы> от ребенка требуется с по-

мощью цветного карандаша скопировать 10 простых чертежей.

Возможности использования сокращенных вариантов WPPSI столь

же усиленно исследовались специалистами, как это было для шкал WAIS

и WISC. Некоторых специалистов, например А. Б. Силверстейна, интере-

совало создание сокращенных шкал по всем трем уровням

(А.В. Silverstein, 1968 о; b; 1970; 1971). В частности, в тщательно прове-

денной работе Кауфмана (A. S. Kaufman, 1972) была разработана корот-

кая форма теста, состоявшая из двух вербальных субтестов (<арифмети-

ка> и <понимание>) и двух субтестов действия (<конструирование

блоков> и <завершение картинок>). По отдельным возрастным уровням

эта батарея имела коэффициенты надежности в диапазоне от 0,91 до 0,94

и корреляции с показателями IQ по полной шкале от 0,89 до 0,92. По-

ловина показателей выборки стандартизации WPPSI была использована

для отбора тестов, а другая половина использовалась при установлении

перекрестной валидности окончательной батареи тестов. В этой работе

А. С. Кауфман не забывает также напомнить о необходимости пользо-

ваться сокращенной шкалой только в крайних случаях.

Нормы. WPPSI была стандартизована на национальной выборке из

1200 детей от 4 до 6,5 лет (по 100 мальчиков и 100 девочек в каждой воз-

растной группе); возрастной интервал равнялся полугоду, иными слова-

ми, дети включались в одну возрастную группу, если они были моложе

или старше требуемого возраста не более чем на 6 недель. Выборка бы-

ла стратифицирована относительно переписи США 1960 г. по месту жи-

тельства, принадлежности к городскому или сельскому населению, расо-

вому признаку (белый-цветной) и с учетом профессионального уровня


отцов. Первичные показатели каждого субтеста переводились в стан-

дартные показатели сМ=10ист=3 для каждой возрастной группы

с возрастным интервалом в четверть года. Суммы шкалированных пока-

зателей полной и вербальной шкалы и шкалы действия переводились за-

тем в стандартный IQ с М = 100 и о = 15. Хотя сам Д. Векслер возра-

жал против использования показателей умственного возраста из-за их

возможного неправильного истолкования, в руководстве к тесту поме-

щены таблицы для перевода первичных показателей по каждому субте-

сту в тестовые возраста в единицах по четвертям года.

Надежность. Для каждого субтеста, исключая <дом животного>,

были подсчитаны коэффициенты надежности методом коррелирования

показателей четных и нечетных заданий и применения формулы Спирма-

на-Брауна. Поскольку показатели по тесту <дом животного> зависят

в значительной степени от скорости выполнения, их надежность опреде-

лялась методом ретеста в конце сеанса тестирования. Коэффициенты

надежности подсчитывались отдельно для каждой возрастной группы

с возрастным интервалом в полгода. Изменяясь в зависимости от субте-

~ " ""ястного уровня, эти коэффициенты в большинстве своем рав-

"""""" ""<-язателей IQ по полной шкале

233 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

ошибки измерения и таблицы для оценки значимости различий между

показателями. Из этих данных следует, что различия в 15 единиц и более

между показателями IQ вербальной шкалы и шкалы действия доста-

точны, чтобы начать исследование причины их появления.

Стабильность во времени проверялась в группе из 50 детей детского

сада повторным тестированием через 11 недель. В этих условиях коэффи-

циенты надежности IQ по полной шкале были равны 0,92, по вербаль-

ной-0,86, а по шкале действия-0,89.

Валидность. Как и для двух других шкал Векслера, в руководстве

к WPPSI нет раздела, в котором бы обсуждалась валидность теста, хотя

некоторые данные о валидности в руководстве все-таки имеются. Так,

взаимокорреляции II субтестов на каждом возрастном уровне выборки

стандартизации чаще всего колеблются в пределах от 0,4 до 0,6. Корре-

ляции между показателями полной и вербальной шкал и шкалы дей-

ствия приблизительно так же высоки, как и внутри каждой шкалы. Ча-

стичное совпадение между двумя шкалами подтверждается и средним

значением корреляций между показателями IQ по вербальной шкале


и шкале действия, равном 0,66.

В руководстве приводятся коэффициенты корреляции на уровне 0,75

с показателями IQ по шкале Станфорд-Бине для группы из 98 детей

в возрасте от 5 до 6 лет. Как и в случае с WISC, корреляции с данными

шкалы Станфорд-Бине выше по вербальной шкале (0,76), чем по шкале

действия (0,56). Эти данные подтвердились и в последующих работах

других исследователей. В тринадцати работах, проанализированных

Дж. Сэттлером (J. М. Sattler, 1974), медианные корреляции показателей

IQ WPPSI и теста Станфорд-Бине были равны 0,82, 0,81 и 0,67 для пол-

ной и вербальной шкал и шкалы действия соответственно. Были так-

же найдены корреляции с другими тестами общих способностей

(J. М. Sattler, 1974, р. 290). Данные о прогностической валидности до-

вольно скудны (A.S. Kaufman, 1973 а).

Тщательно проведенный повторный анализ выборки стандартизации

из 1200 испытуемых (A.S. Kaufman, 1973 b) выявил связь показателей

WPPSI с социоэкономическим статусом (показатель профессионального

положения отца), принадлежностью к городскому или сельскому населе-

нию и месту жительства. Для каждого из этих трех условий сравнива-

лись показатели IQ по всем трем шкалам выборок, выравненных по всем

факторам, кроме рассматриваемого.

Социоэкономический статус дал значимые различия только в экстре-

мальных зонах распределения. Дети, чьи отцы работали по специально-

стям, требовавшим высокой профессиональной подготовки, получили

более высокие IQ, значительно выше, чем в остальных группах (в сред-

нем их IQ == 110). Те дети, чьи отцы занимаются трудом неквалифициро-

ванным, получили более низкие, чем в остальных группах, показатели (в

среднем их IQ = 92,1). Влияние фактора принадлежности к определенно-

му географическому району никак не сказалось. В отличие от первых ис-

следований WISC и Станфорд-Бине не удалось выявить значимых раз-

личий по выборкам городских и сельских детей (H.G. Seashore,

A.G. Wesman,J.E. Doppelt, 1950; Q. Me Nemar, 1942). Это расхождение

можно, по мнению авторов работ, отнести за счет влияния других пере-

менных, которые в первых исследованиях не учитывались, а в последую-

щих были взяты под контроль. Но более важным фактором является

234 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

тельные изменения и в перемещении населения из деревни в город и на-

оборот и, следовательно, изменяется и уровень образования, и уровень

культуры. Можно полагать, что такие социокультурные изменения могут