ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 752
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
Глава 1. Функции и происхождение
Глава 2. Природа психологических тестов
Глава 3. Социальные и этические аспекты
Глава 4. Нормы и интерпретация
Глава 10. Тесты для специфических
Глава II. Групповое тестирование
Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,
Часть 1. Вербальные способности. Каждое задание начинается с пары связанных
Часть II. Математические способности. Каждое задание содержит две величи-
симо друг от друга установили коэффициенты текущей валидности
между ранним вариантом WISC и тестами достижений или други-
ми учебными критериями интеллекта. Значение этих коэффициентов в ос-
новном располагалось в пределах 0,5-0,6 (W.M. Littell, 1960; 1. L. Zimmer-
man, J. M. Woo-Sam, 1972). Как и следовало ожидать, показатели вер-
бальной шкалы имели более высокие корреляции с такими критериями,
чем показатели шкалы действия. Когда дети из выборки стандартизации
WISC были разгруппированы по профессиональному положению их от-
цов, проявилась обычная иерархия средних значений IQ (Н. G. Seashore,
A.G.Wesman, J.E.Doppelt, 1950). Различия были несколько больше по
вербальной шкале, чем по шкале действия, и несколько уменьшились
с возрастом, возможно из-за сглаживающего влияния обучения
(B.W.Estes, 1953; 1955).
В руководстве WISC-R приводятся коэффициенты корреляции с по-
казателями IQ по шкале Станфорд-Бине внутри однородных по воз-
растному признаку групп. Средние значения корреляции с показателями
IQ по полной шкале равны 0,73. И опять-таки показатели вербальной
шкалы коррелируют на более высоком уровне с показателями по тесту
Станфорд-Бине, чем данные шкалы действия (0,71 по сравнению с 0,60).
Для субтестов самые высокие значения корреляции установлены в тесте
<словарный запас> (0,69), а самые низкие в тесте <кодирование> (0,26).
В качестве дополнительных в руководстве к WISC-R приведены све-
дения о взаимокорреляции между индивидуальными субтестами, корре-
ляции каждого субтеста с показателями полной и вербальной шкалы,
шкалы действия и этих трех составных показателей друг с другом. Все
корреляции даны отдельно для 200 случаев в каждой из II возрастных
групп выборки стандартизации. Значения корреляции между всеми пока-
зателями вербальной шкалы и шкалы действия распределяются в преде-
лах возрастных групп от 0,60 до 0,75. Итак, обе части шкалы имеют
много общего, хотя корреляции между ними не столь высоки, чтобы со-
хранять раздельное употребление показателей.
Факторный анализ субтестов ранней WISC выявил те же факторы,
которые были обнаружены в шкалах для взрослых и получили название
общего вербального понимания, восприятия пространства и памяти (W.
M. Littell, 1960; 1. L. Zimmerman, J.M. Woo-Sam, 1972). В более позднем
-ттдпгтятгои субтесты WISC были подвергнуты факторному анализу по
""-"" " "pnHM\ и 487 мек-
231 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
1973). Результаты подтвердили преобладание фактора вербального пони-
мания, получившего значимые корреляции с пятью вербальными теста-
ми, и фактора перцептивной организации значимо коррелировавшего
с субтестами <конструирование блоков> и <сборка объекта>. Основной
результат этого исследования - выявление сходства факторной структуры
по трем этническим группам. Это означает, что в этих группах тесты из-
меряют одни и те же способности. Факторный анализ показателей
WISC-R, полученных в выборке стандартизации испытуемыми в возра-
сте от 6,5 до 16,5 лет и распределенных по II возрастным уровням, весь-
ма убедительно подтвердил наличие на каждом из уровней трех ос-
новных факторов (A. S. Kaufman, 1975 я). Эти факторы точно соответ-
ствовали факторам вербального понимания, перцептивной организации
и умению сосредоточиться.
ВЕКСЛЕРОВСКАЯ ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Описание." Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников
и младших школьников (WPPSI) может быть обозначена как детская по
многим причинам. Эта шкала, опубликованная в 1967 г., предназнача-
лась для возрастного диапазона от 4 до 6,5 лет. Шкала состояла из II
субтестов, из которых только 10 учитываются при нахождении IQ. 8 суб-
тестов есть облегченные и адаптированные варианты заданий WISC,
остальные 3 были разработаны заново, чтобы заменить непригодные по
тем или иным причинам субтесты из WISC. Как в WISC и в WAIS, они
были сгруппированы в вербальную шкалу и шкалу действия, из показа-
телей которых находились значения IQ для полной и вербальной шкалы
и шкалы действия. Как и в WISC-R, предъявление тестов из вербальной
шкалы и шкалы действия чередуются. Это делает процедуру тестирова-
ния более разнообразной, способствует поддержанию интереса ребенка
к эксперименту, положительно влияет на взаимоотношения с экспери-
ментатором. Общее время, необходимое для проведения тестирования,
колеблется от 50 до 75 мин. Эксперимент можно проводить в один или
в два приема. В приводимом ниже списке субтестов вновь введенные за-
дания помечены звездочкой.
Вербальная шкала Шкала действия
Осведомленность Дом животного
Словарный запас Завершение картинок
Арифметика Лабиринты
Нахождение сходства Геометрические схемы
Понимание Конструирование блоков
Предложения (дополнительный тест)
<Предложения>-это тест на запоминание, заменивший тест <запо-
минание цифр> из WISC. От ребенка требуется вслед за экспериментато-
ром повторять каждое произносимое им предложение. Этот тест можно
использовать либо вместо любого вербального теста, либо предъявить
как дополнительный для получения более точной информации о ребенке,
в последнем случае результаты выполнения теста не учитываются при
232 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
карта с изображениями собаки, цыпленка, рыбы и кошки. В верхней ча-
сти карты размещаются картинки-ключи со вставленными в них различ-
ного цвета цилиндриками (дом животного). От ребенка требуется расста-
вить домики по соответствующим изображениям животных. Показате-
лем успешности выполнения заданий служат время выполнения, ошибки
и пропуски. В тесте <геометрические схемы> от ребенка требуется с по-
мощью цветного карандаша скопировать 10 простых чертежей.
Возможности использования сокращенных вариантов WPPSI столь
же усиленно исследовались специалистами, как это было для шкал WAIS
и WISC. Некоторых специалистов, например А. Б. Силверстейна, интере-
совало создание сокращенных шкал по всем трем уровням
(А.В. Silverstein, 1968 о; b; 1970; 1971). В частности, в тщательно прове-
денной работе Кауфмана (A. S. Kaufman, 1972) была разработана корот-
кая форма теста, состоявшая из двух вербальных субтестов (<арифмети-
ка> и <понимание>) и двух субтестов действия (<конструирование
блоков> и <завершение картинок>). По отдельным возрастным уровням
эта батарея имела коэффициенты надежности в диапазоне от 0,91 до 0,94
и корреляции с показателями IQ по полной шкале от 0,89 до 0,92. По-
ловина показателей выборки стандартизации WPPSI была использована
для отбора тестов, а другая половина использовалась при установлении
перекрестной валидности окончательной батареи тестов. В этой работе
А. С. Кауфман не забывает также напомнить о необходимости пользо-
ваться сокращенной шкалой только в крайних случаях.
Нормы. WPPSI была стандартизована на национальной выборке из
1200 детей от 4 до 6,5 лет (по 100 мальчиков и 100 девочек в каждой воз-
растной группе); возрастной интервал равнялся полугоду, иными слова-
ми, дети включались в одну возрастную группу, если они были моложе
или старше требуемого возраста не более чем на 6 недель. Выборка бы-
ла стратифицирована относительно переписи США 1960 г. по месту жи-
тельства, принадлежности к городскому или сельскому населению, расо-
вому признаку (белый-цветной) и с учетом профессионального уровня
отцов. Первичные показатели каждого субтеста переводились в стан-
дартные показатели сМ=10ист=3 для каждой возрастной группы
с возрастным интервалом в четверть года. Суммы шкалированных пока-
зателей полной и вербальной шкалы и шкалы действия переводились за-
тем в стандартный IQ с М = 100 и о = 15. Хотя сам Д. Векслер возра-
жал против использования показателей умственного возраста из-за их
возможного неправильного истолкования, в руководстве к тесту поме-
щены таблицы для перевода первичных показателей по каждому субте-
сту в тестовые возраста в единицах по четвертям года.
Надежность. Для каждого субтеста, исключая <дом животного>,
были подсчитаны коэффициенты надежности методом коррелирования
показателей четных и нечетных заданий и применения формулы Спирма-
на-Брауна. Поскольку показатели по тесту <дом животного> зависят
в значительной степени от скорости выполнения, их надежность опреде-
лялась методом ретеста в конце сеанса тестирования. Коэффициенты
надежности подсчитывались отдельно для каждой возрастной группы
с возрастным интервалом в полгода. Изменяясь в зависимости от субте-
~ " ""ястного уровня, эти коэффициенты в большинстве своем рав-
"""""" ""<-язателей IQ по полной шкале
233 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
ошибки измерения и таблицы для оценки значимости различий между
показателями. Из этих данных следует, что различия в 15 единиц и более
между показателями IQ вербальной шкалы и шкалы действия доста-
точны, чтобы начать исследование причины их появления.
Стабильность во времени проверялась в группе из 50 детей детского
сада повторным тестированием через 11 недель. В этих условиях коэффи-
циенты надежности IQ по полной шкале были равны 0,92, по вербаль-
ной-0,86, а по шкале действия-0,89.
Валидность. Как и для двух других шкал Векслера, в руководстве
к WPPSI нет раздела, в котором бы обсуждалась валидность теста, хотя
некоторые данные о валидности в руководстве все-таки имеются. Так,
взаимокорреляции II субтестов на каждом возрастном уровне выборки
стандартизации чаще всего колеблются в пределах от 0,4 до 0,6. Корре-
ляции между показателями полной и вербальной шкал и шкалы дей-
ствия приблизительно так же высоки, как и внутри каждой шкалы. Ча-
стичное совпадение между двумя шкалами подтверждается и средним
значением корреляций между показателями IQ по вербальной шкале
и шкале действия, равном 0,66.
В руководстве приводятся коэффициенты корреляции на уровне 0,75
с показателями IQ по шкале Станфорд-Бине для группы из 98 детей
в возрасте от 5 до 6 лет. Как и в случае с WISC, корреляции с данными
шкалы Станфорд-Бине выше по вербальной шкале (0,76), чем по шкале
действия (0,56). Эти данные подтвердились и в последующих работах
других исследователей. В тринадцати работах, проанализированных
Дж. Сэттлером (J. М. Sattler, 1974), медианные корреляции показателей
IQ WPPSI и теста Станфорд-Бине были равны 0,82, 0,81 и 0,67 для пол-
ной и вербальной шкал и шкалы действия соответственно. Были так-
же найдены корреляции с другими тестами общих способностей
(J. М. Sattler, 1974, р. 290). Данные о прогностической валидности до-
вольно скудны (A.S. Kaufman, 1973 а).
Тщательно проведенный повторный анализ выборки стандартизации
из 1200 испытуемых (A.S. Kaufman, 1973 b) выявил связь показателей
WPPSI с социоэкономическим статусом (показатель профессионального
положения отца), принадлежностью к городскому или сельскому населе-
нию и месту жительства. Для каждого из этих трех условий сравнива-
лись показатели IQ по всем трем шкалам выборок, выравненных по всем
факторам, кроме рассматриваемого.
Социоэкономический статус дал значимые различия только в экстре-
мальных зонах распределения. Дети, чьи отцы работали по специально-
стям, требовавшим высокой профессиональной подготовки, получили
более высокие IQ, значительно выше, чем в остальных группах (в сред-
нем их IQ == 110). Те дети, чьи отцы занимаются трудом неквалифициро-
ванным, получили более низкие, чем в остальных группах, показатели (в
среднем их IQ = 92,1). Влияние фактора принадлежности к определенно-
му географическому району никак не сказалось. В отличие от первых ис-
следований WISC и Станфорд-Бине не удалось выявить значимых раз-
личий по выборкам городских и сельских детей (H.G. Seashore,
A.G. Wesman,J.E. Doppelt, 1950; Q. Me Nemar, 1942). Это расхождение
можно, по мнению авторов работ, отнести за счет влияния других пере-
менных, которые в первых исследованиях не учитывались, а в последую-
щих были взяты под контроль. Но более важным фактором является
234 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
тельные изменения и в перемещении населения из деревни в город и на-
оборот и, следовательно, изменяется и уровень образования, и уровень
культуры. Можно полагать, что такие социокультурные изменения могут