ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 758

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ваны в России в 1923 г. и затем были переведены на несколько языков

и использованы в ряде стран Европы. В 1946 г. Э.А.Долл (Е. A. Doll,

1946), впоследствии руководитель исследований в специальной школе

в Вайнленде, издал в Англии перевод португальской адаптации этих

тестов. Шкала моторного развития особенно полезна при тестирова-

нии умственно отсталых, у которых часто наблюдаются дефекты разви-

тия моторики. Еще одно применение тесты Озерецкого нашли в тестиро-

вании детей с нарушениями моторики, минимальными мозговыми

дисфункциями или с трудностями в обучении, особенно в связи

с разработкой индивидуализированных программ обучения. Первые

тесты Озерецкого предназначались для лиц в возрасте от 4 до 16 лет

и располагались по возрастным уровням, так же как в шкалах Стан-

форд-Бине. Шкала Озерецкого предназначалась для изучения всех ос-

новных типов моторного поведения, от принятия позы и макродви-

жений тела до координации движения пальцев и контроля лицевой

мускулатуры. Для проведения этих тестов требуются очень простые, до-

ступные материалы, такие, как деревянные катушки, нитки, бумага,

веревки, коробки и резиновый мяч. Инструкции даются устно или непос-

редственным показом того, что надо выполнить.

В 1955 г. была выпущена шкала моторного развития Линкольна-

Озерецкого (W. Sloan, 1955), которая представляла собой пересмо-

тренные и заново стандартизованные тесты Озерецкого с упрощенными

инструкциями и улучшенными методами оценки результатов. Этот ва-

риант включал 36 из 85 пунктов первоначальной шкалы и был рассчитан

на возраст от 6 до 14 лет, тесты располагались в нем в порядке возра-

стающей трудности и были отобраны на основе возрастной корреляции,

надежности и некоторых практических соображений. Экспериментальные

процентильные нормы были установлены на выборке стандартизации из

380 мальчиков и 369 девочек, посещающих общественные школы в цен-

тральном Иллинойсе. Коэффициенты надежности, подсчитанные мето-

дом расщепления теста для групп, отличающихся по возрасту и полу,

в большинстве своем приходились на интервал от 0,8 до 0,9. При по-

вторном тестировании через год коэффициент корреляции оказался

равным 0,7. Факторный анализ данных, полученных с помощью более

раннего и удлиненного варианта теста, выявил наличие единого общего

фактора, обозначенного как моторное развитие.

Шкала социальное зрелости школы в Вайнленде (Е. A. Doll, 1953,


1965) является таблицей развития способностей индивида следить за

своими практическими потребностями и брать на себя ответственность.

Хотя эта шкала рассчитана на возрастной диапазон от рождения до 25

Другие моторные тесты, предназначенные для диагностирования трудностей

в обучении, будут рассмотрены в гл. 16,

39 ТЕСТЫ ДЛЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПОПУЛЯЦИЙ

лет и выше, она признана наиболее эффективной для изучения детей

младшего возраста и умственно отсталых. Полная шкала содержит 117

заданий, сгруппированных по возрастным уровням. Информация по каж-

домУ заданию извлекается не путем создания тестовой ситуации, а на ос-

нове\ интервью с человеком, могущим дать необходимые сведения, или

с саим испытуемым. Шкала строится на выполнении деятельности, ко-

торуА) испытуемый осуществляет в обыденной жизни. Задания распреде-

лены 10 восьми категориям: общее самообслуживание, самообслужива-

ние в время еды, при одевании, управление собой, занятия, общение,

движения, социализация. Социальный возраст (SA) и коэффициент со-

циальйости (SQ) могут быть вычислены на основании данных о субъекте,

полученных по полной шкале.

Шкала Вайнленд была стандартизована на 620 испытуемых в возра-

сте от рождения до 30 лет. В каждую из возрастных групп входили по 10

представителей мужского пола и 10 женского. Эти нормы, несомненно,

уже несколько устарели. Более того, выборка содержала слишком мало

испытуемых в каждой возрастной группе и не была достаточно репрезен-

тативной по отношению к общей популяции, поскольку большинство ис-

пытуемых принадлежали к среднему классу. Коэффициент надежности

при повторном тестировании с интервалами от одного дня до 9 мес для

группы из 123 испытуемых оказался равным 0,92. Использование разных

экспериментаторов или лиц, дающих необходимую информацию, не ока-

зало ощутимого влияния на результаты в этой группе, поскольку все эти

лица имели равные возможности для наблюдения за испытуемыми.

Валидность шкалы определялась на основе возрастных различий,

сравнения нормальных испытуемых с умственно отсталыми и корреля-

ций тестовых показателей с суждениями наблюдателей, хорошо знавших

испытуемых. Корреляции между шкалой Вайнленд и тестом Станфорд-

Бине широко варьируют, но в целом достаточно низки и позволяют

утверждать, что с помощью этих двух шкал измеряются разные аспекты


поведения. Шкалы социальной зрелости Вайнленд помогают клиници-

стам при диагностировании умственной отсталости и принятии решений

о помещении обследуемых в лечебные учреждения. Например, индивид,

признанный умственно неполноценным по результатам тестирования по

шкале Станфорд.-Бине, может удовлетворительно приспособиться

к жизни в нормальном окружении, если его социальный возраст по шка-

ле Вайнленд соответствует норме.

Более современным и более полным методом является шкала адап-

тивного поведения (АВС), разработанная Комитетом американской ассо-

циации по изучению умственной неполноценности. Предназначенная пер-

воначально для умственно отсталых, эта шкала может быть использова-

на также для изучения эмоционально неустойчивых и страдающих дру-

гими расстройствам лиц. Адаптивное поведение определяется как <спо-

собность индивида/соотносить свои действия с природными и со-

циальными требованиями окружения> (American Association..., 1974).

В варианте 1974 г. эта шкала обеспечивает единую форму, применимую

начиная с 3 лет. Как и шкала социальной зрелости Вайнленд, она осно-

вана на наблюдениях за ежедневным поведением испытуемого и может

заполняться родителями, учителями, врачами и другими людьми, нахо-

дящимися в тесном контакте с испытуемыми. Другим способом получе-

ния информации является опрос одного или нескольких наблюдавших

240 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ /

ABS состоит из двух частей. Первая часть представляет собой шклу

развития по 10 областям поведения, некоторые из них подразделен на

более мелкие подобласти, так как это представлено ниже. /

/

Самообслуживание: еда, туалет, гигиена, внешний вид, уход за одеждой, одевание

и раздевание, перемещение, общее самообслуживание. !

Физическое развитие: сенсорное, моторное. /

Хозяйственная деятельность: обращение с деньгами, планирование бюджета, уме-

ние делать покупки.

Развитие языка: выразительность, понимание, социальное общение.

Числа и время.

Домашняя работа: уборка дома, обязанности по кухне, другие виды домашнего

труда.

Профессиональная деятельность.

Саморегуляция: инициатива, настойчивость, свободное время.

Ответственность.

Социализация.

Каждая область или подобласть шкалы снабжена специальными за-

даниями, содержащими ответ с множественным выбором. Для ответов


на вопросы, касающиеся видов деятельности, которые испытуемый мо-

жет и не выполнять (например, покупки в магазине, обед в ресторане),

приводятся специальные инструкции.

Вторая часть предназначена для оценки плохо адаптированного по-

ведения, связанного с личностными и поведенческими нарушениями. Она

охватывает 14 сфер поведения, таких, как несдержанность и стремление

к разрушению, замкнутость и тенденции к гиперактивности и т.д. По

каждой из этих сфер сообщения о специфическом поведении (например,

<задирается>, <пытался совершить поджог>) оцениваются единицей, если

носят случайный характер, и двойкой, если встречаются часто.

Инструкции по предъявлению шкалы и ее обработке изложены

в самой форме теста и подробнее объясняются в руководстве к нему.

Шкала дает суммарный профиль показателей в процентилях по каждой

из 24 сфер поведения. Нормы получены на группе содержащихся в спе-

циальном учреждении умственно отсталых обоего пола в возрасте от

3 до 69 лет. Процентильные эквиваленты приводятся для II возрастных

уровней с интервалами в 1 год для младших испытуемых и интервалами

в 2, 3, 10 и 20 лет для более взрослых испытуемых. Испытуемые выбира-

лись в специальных учреждениях по всем Соединенным Штатам, и их

число для каждого возрастного уровня колебалось от 100 до чуть боль-

ше 500.

При интерпретации результатов авторы теста считают важным

учитывать способности индивида к адекватному поведению в обычной

обстановке, обычном или близком к обычному окружении. Предвари-

тельные данные по оценкнадежности и валидности (конструктной и те-

кущей) многообещающи, вторы указывают также некоторые направле-

ния исследований по применению шкалы для изучения умственно

отсталых, не находящихся в специальных учреждениях, и для лиц с эмо-

циональными расстройствами, но не являющихся умственно отсталыми,

а также в лонгитюдных исследованиях изменений тестовых показателей

в процессе лечения и после прохождения курса обучения по специальным

программам и, наконец, изучению различных психометрических свойств

ут,г>й т1№атт1.т гаг Лlтrlпl-IЧftгкnгn ИНСТПУМеНТа.

21 TI-CTbl ДЛЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПОПУЛЯЦИЙ

психометрическим требованиям, особенно в отношении репрезентативно-

сти нормативных данных. С точки зрения современных принципов по-

строения тестовых методик, эти шкалы нуждаются в дополнительных ис-


следованиях для более адекватной интерпретации результатов тестиро-

вание и представляют интерес главным образом потому, что указывают,

в каксцй мере те или иные функции необходимо включить в исследование

маленьких детей и детей более старшего возраста с недостатками в ум-

ственным и физическом развитии.

Шалы развития младенцев Бейли. В 60-70-х гг. резко воз-

рос интерес к тестам для младенцев и дошкольников. Одной из причин

этого б1ло быстрое распространение программ обучения для умственно

отсталых детей. Другой причиной явилось широкое развитие программ

коррекционного дошкольного обучения культурно неразвитых детей.

В ответ на запросы практики появились новые тесты и было проведено

значительное число исследований для разработки новых методов оценки

уровня развития детей

Наиболее разработанным тестом для самых маленьких детей

являются шкалы развития младенцев Бейли. Эти шкалы явились резуль-

татом многолетних научных изысканий Н. Бейли и ее коллег по универ-

ситету в Беркли, проводивших также и лонгитюдные исследования по

изучению развития. Некоторые из заданий были заимствованы из таб-

лиц Гезелла и других тестов для младенцев и дошкольников.

Шкалы Бейли предусматривают три вспомогательных средства

оценки степени развития ребенка в возрасте от 2 мес до 2,5 лет: шкалу

умственного развития, шкалу моторного развития и записи поведения

младенца. Шкала умственного развития выявляет такие функции, как

восприятие, память, обучаемость, решение проблем, вокализация, зачат-

ки словесного общения и простейшее абстрактное мышление. Шкала мо-

торного развития измеряет макромоторные способности, такие, как уме-

ние сидеть, стоять, ходить и подниматься по ступенькам, а также умение

двигать руками и пальцами. В младенческом возрасте развитие двига-

тельных функций, манипулирование с предметами играют важную роль

во взаимосвязи ребенка с окружающей средой и, следовательно, в разви-

тии его умственных процессов. Записи поведения младенца предста-

вляют собой оценочную шкалу, заполняемую экспериментатором после

проведения двух других частей теста. Она предназначена для оценки раз-

личных аспектов развития личности ребенка, таких, как эмоциональное

и социальное поведение, объем внимания, настойчивость и целеустрем-

ленность.

С точки зрения методики, шкалы Бейли несомненно можно считать