ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 758
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
Глава 1. Функции и происхождение
Глава 2. Природа психологических тестов
Глава 3. Социальные и этические аспекты
Глава 4. Нормы и интерпретация
Глава 10. Тесты для специфических
Глава II. Групповое тестирование
Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,
Часть 1. Вербальные способности. Каждое задание начинается с пары связанных
Часть II. Математические способности. Каждое задание содержит две величи-
ваны в России в 1923 г. и затем были переведены на несколько языков
и использованы в ряде стран Европы. В 1946 г. Э.А.Долл (Е. A. Doll,
1946), впоследствии руководитель исследований в специальной школе
в Вайнленде, издал в Англии перевод португальской адаптации этих
тестов. Шкала моторного развития особенно полезна при тестирова-
нии умственно отсталых, у которых часто наблюдаются дефекты разви-
тия моторики. Еще одно применение тесты Озерецкого нашли в тестиро-
вании детей с нарушениями моторики, минимальными мозговыми
дисфункциями или с трудностями в обучении, особенно в связи
с разработкой индивидуализированных программ обучения. Первые
тесты Озерецкого предназначались для лиц в возрасте от 4 до 16 лет
и располагались по возрастным уровням, так же как в шкалах Стан-
форд-Бине. Шкала Озерецкого предназначалась для изучения всех ос-
новных типов моторного поведения, от принятия позы и макродви-
жений тела до координации движения пальцев и контроля лицевой
мускулатуры. Для проведения этих тестов требуются очень простые, до-
ступные материалы, такие, как деревянные катушки, нитки, бумага,
веревки, коробки и резиновый мяч. Инструкции даются устно или непос-
редственным показом того, что надо выполнить.
В 1955 г. была выпущена шкала моторного развития Линкольна-
Озерецкого (W. Sloan, 1955), которая представляла собой пересмо-
тренные и заново стандартизованные тесты Озерецкого с упрощенными
инструкциями и улучшенными методами оценки результатов. Этот ва-
риант включал 36 из 85 пунктов первоначальной шкалы и был рассчитан
на возраст от 6 до 14 лет, тесты располагались в нем в порядке возра-
стающей трудности и были отобраны на основе возрастной корреляции,
надежности и некоторых практических соображений. Экспериментальные
процентильные нормы были установлены на выборке стандартизации из
380 мальчиков и 369 девочек, посещающих общественные школы в цен-
тральном Иллинойсе. Коэффициенты надежности, подсчитанные мето-
дом расщепления теста для групп, отличающихся по возрасту и полу,
в большинстве своем приходились на интервал от 0,8 до 0,9. При по-
вторном тестировании через год коэффициент корреляции оказался
равным 0,7. Факторный анализ данных, полученных с помощью более
раннего и удлиненного варианта теста, выявил наличие единого общего
фактора, обозначенного как моторное развитие.
Шкала социальное зрелости школы в Вайнленде (Е. A. Doll, 1953,
1965) является таблицей развития способностей индивида следить за
своими практическими потребностями и брать на себя ответственность.
Хотя эта шкала рассчитана на возрастной диапазон от рождения до 25
Другие моторные тесты, предназначенные для диагностирования трудностей
в обучении, будут рассмотрены в гл. 16,
39 ТЕСТЫ ДЛЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПОПУЛЯЦИЙ
лет и выше, она признана наиболее эффективной для изучения детей
младшего возраста и умственно отсталых. Полная шкала содержит 117
заданий, сгруппированных по возрастным уровням. Информация по каж-
домУ заданию извлекается не путем создания тестовой ситуации, а на ос-
нове\ интервью с человеком, могущим дать необходимые сведения, или
с саим испытуемым. Шкала строится на выполнении деятельности, ко-
торуА) испытуемый осуществляет в обыденной жизни. Задания распреде-
лены 10 восьми категориям: общее самообслуживание, самообслужива-
ние в время еды, при одевании, управление собой, занятия, общение,
движения, социализация. Социальный возраст (SA) и коэффициент со-
циальйости (SQ) могут быть вычислены на основании данных о субъекте,
полученных по полной шкале.
Шкала Вайнленд была стандартизована на 620 испытуемых в возра-
сте от рождения до 30 лет. В каждую из возрастных групп входили по 10
представителей мужского пола и 10 женского. Эти нормы, несомненно,
уже несколько устарели. Более того, выборка содержала слишком мало
испытуемых в каждой возрастной группе и не была достаточно репрезен-
тативной по отношению к общей популяции, поскольку большинство ис-
пытуемых принадлежали к среднему классу. Коэффициент надежности
при повторном тестировании с интервалами от одного дня до 9 мес для
группы из 123 испытуемых оказался равным 0,92. Использование разных
экспериментаторов или лиц, дающих необходимую информацию, не ока-
зало ощутимого влияния на результаты в этой группе, поскольку все эти
лица имели равные возможности для наблюдения за испытуемыми.
Валидность шкалы определялась на основе возрастных различий,
сравнения нормальных испытуемых с умственно отсталыми и корреля-
ций тестовых показателей с суждениями наблюдателей, хорошо знавших
испытуемых. Корреляции между шкалой Вайнленд и тестом Станфорд-
Бине широко варьируют, но в целом достаточно низки и позволяют
утверждать, что с помощью этих двух шкал измеряются разные аспекты
поведения. Шкалы социальной зрелости Вайнленд помогают клиници-
стам при диагностировании умственной отсталости и принятии решений
о помещении обследуемых в лечебные учреждения. Например, индивид,
признанный умственно неполноценным по результатам тестирования по
шкале Станфорд.-Бине, может удовлетворительно приспособиться
к жизни в нормальном окружении, если его социальный возраст по шка-
ле Вайнленд соответствует норме.
Более современным и более полным методом является шкала адап-
тивного поведения (АВС), разработанная Комитетом американской ассо-
циации по изучению умственной неполноценности. Предназначенная пер-
воначально для умственно отсталых, эта шкала может быть использова-
на также для изучения эмоционально неустойчивых и страдающих дру-
гими расстройствам лиц. Адаптивное поведение определяется как <спо-
собность индивида/соотносить свои действия с природными и со-
циальными требованиями окружения> (American Association..., 1974).
В варианте 1974 г. эта шкала обеспечивает единую форму, применимую
начиная с 3 лет. Как и шкала социальной зрелости Вайнленд, она осно-
вана на наблюдениях за ежедневным поведением испытуемого и может
заполняться родителями, учителями, врачами и другими людьми, нахо-
дящимися в тесном контакте с испытуемыми. Другим способом получе-
ния информации является опрос одного или нескольких наблюдавших
240 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ /
ABS состоит из двух частей. Первая часть представляет собой шклу
развития по 10 областям поведения, некоторые из них подразделен на
более мелкие подобласти, так как это представлено ниже. /
/
Самообслуживание: еда, туалет, гигиена, внешний вид, уход за одеждой, одевание
и раздевание, перемещение, общее самообслуживание. !
Физическое развитие: сенсорное, моторное. /
Хозяйственная деятельность: обращение с деньгами, планирование бюджета, уме-
ние делать покупки.
Развитие языка: выразительность, понимание, социальное общение.
Числа и время.
Домашняя работа: уборка дома, обязанности по кухне, другие виды домашнего
труда.
Профессиональная деятельность.
Саморегуляция: инициатива, настойчивость, свободное время.
Ответственность.
Социализация.
Каждая область или подобласть шкалы снабжена специальными за-
даниями, содержащими ответ с множественным выбором. Для ответов
на вопросы, касающиеся видов деятельности, которые испытуемый мо-
жет и не выполнять (например, покупки в магазине, обед в ресторане),
приводятся специальные инструкции.
Вторая часть предназначена для оценки плохо адаптированного по-
ведения, связанного с личностными и поведенческими нарушениями. Она
охватывает 14 сфер поведения, таких, как несдержанность и стремление
к разрушению, замкнутость и тенденции к гиперактивности и т.д. По
каждой из этих сфер сообщения о специфическом поведении (например,
<задирается>, <пытался совершить поджог>) оцениваются единицей, если
носят случайный характер, и двойкой, если встречаются часто.
Инструкции по предъявлению шкалы и ее обработке изложены
в самой форме теста и подробнее объясняются в руководстве к нему.
Шкала дает суммарный профиль показателей в процентилях по каждой
из 24 сфер поведения. Нормы получены на группе содержащихся в спе-
циальном учреждении умственно отсталых обоего пола в возрасте от
3 до 69 лет. Процентильные эквиваленты приводятся для II возрастных
уровней с интервалами в 1 год для младших испытуемых и интервалами
в 2, 3, 10 и 20 лет для более взрослых испытуемых. Испытуемые выбира-
лись в специальных учреждениях по всем Соединенным Штатам, и их
число для каждого возрастного уровня колебалось от 100 до чуть боль-
ше 500.
При интерпретации результатов авторы теста считают важным
учитывать способности индивида к адекватному поведению в обычной
обстановке, обычном или близком к обычному окружении. Предвари-
тельные данные по оценкнадежности и валидности (конструктной и те-
кущей) многообещающи, вторы указывают также некоторые направле-
ния исследований по применению шкалы для изучения умственно
отсталых, не находящихся в специальных учреждениях, и для лиц с эмо-
циональными расстройствами, но не являющихся умственно отсталыми,
а также в лонгитюдных исследованиях изменений тестовых показателей
в процессе лечения и после прохождения курса обучения по специальным
программам и, наконец, изучению различных психометрических свойств
ут,г>й т1№атт1.т гаг Лlтrlпl-IЧftгкnгn ИНСТПУМеНТа.
21 TI-CTbl ДЛЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПОПУЛЯЦИЙ
психометрическим требованиям, особенно в отношении репрезентативно-
сти нормативных данных. С точки зрения современных принципов по-
строения тестовых методик, эти шкалы нуждаются в дополнительных ис-
следованиях для более адекватной интерпретации результатов тестиро-
вание и представляют интерес главным образом потому, что указывают,
в каксцй мере те или иные функции необходимо включить в исследование
маленьких детей и детей более старшего возраста с недостатками в ум-
ственным и физическом развитии.
Шалы развития младенцев Бейли. В 60-70-х гг. резко воз-
рос интерес к тестам для младенцев и дошкольников. Одной из причин
этого б1ло быстрое распространение программ обучения для умственно
отсталых детей. Другой причиной явилось широкое развитие программ
коррекционного дошкольного обучения культурно неразвитых детей.
В ответ на запросы практики появились новые тесты и было проведено
значительное число исследований для разработки новых методов оценки
уровня развития детей
Наиболее разработанным тестом для самых маленьких детей
являются шкалы развития младенцев Бейли. Эти шкалы явились резуль-
татом многолетних научных изысканий Н. Бейли и ее коллег по универ-
ситету в Беркли, проводивших также и лонгитюдные исследования по
изучению развития. Некоторые из заданий были заимствованы из таб-
лиц Гезелла и других тестов для младенцев и дошкольников.
Шкалы Бейли предусматривают три вспомогательных средства
оценки степени развития ребенка в возрасте от 2 мес до 2,5 лет: шкалу
умственного развития, шкалу моторного развития и записи поведения
младенца. Шкала умственного развития выявляет такие функции, как
восприятие, память, обучаемость, решение проблем, вокализация, зачат-
ки словесного общения и простейшее абстрактное мышление. Шкала мо-
торного развития измеряет макромоторные способности, такие, как уме-
ние сидеть, стоять, ходить и подниматься по ступенькам, а также умение
двигать руками и пальцами. В младенческом возрасте развитие двига-
тельных функций, манипулирование с предметами играют важную роль
во взаимосвязи ребенка с окружающей средой и, следовательно, в разви-
тии его умственных процессов. Записи поведения младенца предста-
вляют собой оценочную шкалу, заполняемую экспериментатором после
проведения двух других частей теста. Она предназначена для оценки раз-
личных аспектов развития личности ребенка, таких, как эмоциональное
и социальное поведение, объем внимания, настойчивость и целеустрем-
ленность.
С точки зрения методики, шкалы Бейли несомненно можно считать