ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 748
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
Глава 1. Функции и происхождение
Глава 2. Природа психологических тестов
Глава 3. Социальные и этические аспекты
Глава 4. Нормы и интерпретация
Глава 10. Тесты для специфических
Глава II. Групповое тестирование
Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,
Часть 1. Вербальные способности. Каждое задание начинается с пары связанных
Часть II. Математические способности. Каждое задание содержит две величи-
выдающимся измерительным инструментом для изучения младенцев.
Нормы для этих шкал были установлены на выборке из 1262 детей, рас-
пределенных примерно поровну в возрастные группы от 2 до 30 мес. Вы-
борка стандартизации была репрезентативной по отношению к популя-
ции США относительно принадлежности к городскому или сельскому
населению, местожительства, агакже с учетом пола и расы (белые-
цветные), и уровня образования главы семьи. В выборку не включались
Обзор соответствующих тестов для младенцев и дошкольников дается в работе
Л.Стотта и Р.Болла (L.H.Stott, R.S. Ball, 1965). Обсуждавшиеся в гл. 9 векслеровские
242 тесты ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
дети, находящиеся в лечебных учреждениях, преждевременно родившиеся
и дети старше года из семей, где говорили на двух языках. Шкалы ум-
ственного и моторного развития дают раздельные индексы развития, вы-
раженные в нормализованных стандартных показателях с М == 100 и
ст == 16 в единицах стандартного IQ по шкале Станфорд-Бине. Эт ин-
дексы развития устанавливались для каждой возрастной группы
отдельно. Возрастные группы составлялись с интервалом в полмесяца
для возраста от 2 до 6 мес и в месяц для детей от 6 до 30 мес.
Коэффициенты надежности шкалы умственного развития, полу-
ченные методом расщепления теста в отдельных возрастных группах,
принимали значения в интервале от 0,81 до 0,93, с медианой, равной 0,88.
Коэффициенты надежности шкалы моторного развития колебались от
0,68 до 0,92, а медиана равнялась 0,84. Эти коэффициенты выгодно отли-
чаются от тех, которые обычно получаются при тестировании младен-
цев. В руководстве к шкалам приводятся обычные ошибки измерения
и минимальные различия между индексами по шкалам умственного
и моторного развития, необходимые для статистической значимости
данных. Данные о согласованности результатов, полученных эксперимен-
татором-наблюдателем, и надежности повторного тестирования с интер-
валом в 1 нед также говорят в пользу этих шкал.
Н. Бейли указывает, что эти шкалы, как и все предназначенные для
тестирования младенцев, должны использоваться главным образом для
оценки текущего уровня развития, а не для предсказания последующего
развития способностей. На развитие способностей в столь раннем возра-
сте оказывает влияние такое огромное число различных факторов, что
предсказание на длительный период времени оказывается малоценным.
Шкалы весьма полезны для раннего распознания сенсорных и неврологи-
ческих нарушений, эмоциональных расстройств и отрицательных влия-
ний окружающей среды.
Шкалы МакКарти изучения способностей ребенка.
Новым методом исследования детей дошкольного возраста являются
шкалы МакКарти по изучению способностей ребенка (MSCA), рассчи-
танные на детей от 2,5 до 8,5 лет. Они состоят из 18 тестов, сгруппиро-
ванных в шесть частично совпадающих шкал, получивших название вер-
бальной, перцептивного действия, количественной, общих познава-
тельных способностей, памяти и моторной. В тесте на группировку
понятий из шкалы перцептивного действия ребенку показывают красные,
желтые, голубые квадраты и кружки двух разных размеров и просят под-
обрать к ним предметы с заданными характеристиками. Тест общих по-
знавательных способностей наиболее близок традиционному измерению
общего интеллектуального развития. Показатель по этой шкале находят
суммированием тестовых результатов, полученных в первых трех шка-
лах, которые хотя и не совпадают друг с другом, но обязательно содер-
жат все тесты на память и почти все (за исключением трех) моторные
тесты. Таким образом, показатель теста рбщих познавательных способ-
ностей основывается на 15 из 18 тестов батареи.
Этот показатель обозначается как индекс общих познавательных
способностей (GCI) и является нормализованным стандартным показате-
лем с М = 100 и (т==16, найденным для каждой возрастной группы
~ --Ї"Їя пг>м в 3 мес. В руководстве к шкалам поясняется, что хотя GCI
"" ---"-"". " uf. использовалось
243 ТЕСТЫ ДЛЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПОПУЛЯЦИЙ
ся\как показатель деятельности ребенка в период тестирования без при-
дания ему значения неизменности или причинности. Показатели по от-
дельным шкалам-это нормализованные стандартные показатели с М ==
= 5Q и ст = 10 для тех же возрастных групп. Выборка стандартиза-
ции Состояла из 1032 испытуемых и включала приблизительно по 100
детеидля каждого из 10 возрастных уровней с полугодовым интервалом
для дтей от 2,5 до 5,5 лет и годовым интервалом для детей от 5,5 до 8,5
лет. В. каждую возрастную группу выборки входило равное число маль-
чиков ц девочек. Выборка была стратифицирована в соответствии с пере-
писью населения США 1970 г. по принадлежности к городскому и сель-
скому населению, по месту жительства, расовому признаку (белый-цвет-
ной) и по профессии отца. В выборку не включались дети, находящиеся
в учреждениях для умственно отсталых, дети с тяжелыми нарушениями
поведения и эмоциональной сферы, повреждениями мозга и явными фи-
зическими недостатками. Дети, говорящие на другом языке, тестирова-
лись только в том случае, если они могли хорошо говорить и понимать
по-английски.
Коэффициент надежности, найденный методом расщепления, для
GCI в среднем составлял 0,93, коэффициенты надежности других пяти
шкал колебались от 0,79 до 0,88. В руководстве приводятся также стан-
дартные ошибки измерения и минимальные различия между показателя-
ми шкал со значимостью на уровне 0,05. Коэффициенты надежности при
повторном тестировании через месяц для группы из 125 детей, разде-
ленных в зависимости от возраста на три группы, равнялись в среднем
0,90 для GCI и колебались по отдельным шкалам от 0,69 до 0,89.
Что касается валидности, то в руководстве приведены довольно ин-
тересные, но скудные данные по прогностической валидности сравни-
тельно с тестами учебных достижений, предъявляемыми в конце обуче-
ния в первом классе. Первоначальный отбор и группировка тестов
в шкалы опирались на опыт клинических исследований, данные о психо-
логии развития ребенка и результаты факторного анализа. По мере раз-
работки шкал несколько длительных тестовых серий были обработаны
с помощью факторного анализа раздельно в трех возрастных группах,
составивших около <з0Ї/о выборки стандартизации (A. S. Kaufman,
G. P. Hollenbeck, 1973). Для всех возрастных групп были выявлены фак-
торы общих познавательных способностей, памяти и моторики,
а остальные факторы проявлялись по мере развития детей. Очевидно,
можно предположить, что выполнение одних и тех же заданий в разные
возрастные периоды связано с использованием различных способностей.
Например, тесты с рисованием у младших детей содержали больше мо-
торных компонентов, а у более взрослых детей в этих же тестах преобла-
дал понятийный фактор. Результаты предварительного факторного ана-
лиза были в дальнейшем подтверждены данными факторного анализа
окончательного варианта батареи, проведенного на полной выборке
стандартизации (A.S. Kaufman, 1975b).
В других исследованиях рассматривались различия в выполнении за-
даний MSCA в зависимости от пола, расы и социоэкономического стату-
са (определяемого по профессии отца). По половому признаку не было
получено значимых различий ни в GCI, ни индексах отдельных шкал
(A. S. Kaufman, N. L. Kaufman, 1973). Сравнения по этническим признакам
выявили некоторые значимые различия в пользу черных детей по мотор-
----"" "" (. де-i.) ц g пользу белых
244 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
детей по другим шкалам в старших возрастных группах (6,5-8,5 лет).
Кроме того, изучение профессионального уровня родителей показало,
что при выполнении тестовых заданий по шкалам МакКарти социоэко-
номический статус выступает как" более значимый фактор, чем расовый
признак (A.S. Kaufman, N.L. Kaufman, 1975а).
Шкалы Пиаже. Будучи пригодными для изучения детей старше
дошкольного возраста, эти шкалы до сих пор в основном применялись
при изучении раннего детства. Шкалы эти находятся еще в стадии экспе-
риментирования, и лишь небольшое их число пригодно для распростра-
нения. В основном они были разработаны Ж. Пиаже для собственных
программ исследования, хотя некоторые из этих шкал пригодны и для
других исследовательских целей. В настоящее время главный вклад шкал
Пиаже в психологическое тестирование ребенка состоит в создании тео-
ретической системы, стержневым понятием которой является последова-
тельный характер развития и разработки методического подхода, харак-
теризующегося гибкостью и качественной интерпретацией.
Некоторые особенности шкал Пиаже в связи с нормативной интер-
претацией выполнения теста обсуждались в главе 4. По существу, шкалы
Пиаже являются порядковыми в том смысле, что они предполагают еди-
ную последовательность развития через следующие друг за другом ста-
дии. Они являются также ориентированными на содержание, поскольку
обеспечивают качественное описание того, что в действительности мо-
жет делать ребенок. Целью исследования Ж. Пиаже было постепенное
развитие у ребенка специфических понятий или когнитивных схем, а не
формирование качеств личности. Что же касается применения, то основ-
ной задачей шкал Пиаже является выявление объяснения, которое ребе-
нок дает наблюдаемому событию, и нахождение причин, лежащих в ос-
нове этого объяснения. При обработке результатов шкал обычно
учитывается качество реакций ребенка на относительно небольшое число
предъявляемых ему проблемных ситуаций, а не число успешно выпол-
ненных заданий теста и испытываемые при этом трудности. Поэтому
наибольший интерес у экспериментатора вызывают выявляемые при не-
правильных реакциях ошибочные представления. Экспериментатор со-
средоточивает основное внимание на процессе решения проблемы, а не
на его результате.
Благодаря тому что шкалы Пиаже представляют собой весьма ин-
дивидуализированный метод, они особенно пригодны для работы в кли-
нике. Наряду с этим они привлекают большое внимание педагогов, по-
скольку позволяют объединять тестирование и обучение. И все же
наиболее часто они используются в исследованиях по психологии разви-
тия. Приводимые ниже три серии тестов выбраны отчасти из-за их воз-
можного или уже получившего признание использования, вне исследова-
ний типа проводимых Ж. Пиаже и отчасти из-за того, что они подробно
описаны в опубликованных работах.
В Монреальском университете М. Лорендо и А. Пинар провели все-
стороннее и длительное исследование по повторению работы Пиаже
<Схемы>-термин, обычно встречающийся в работах Ж. Пиае и обозначающий,
в сущности, структуру, в которой индивид упорядочивает поступающую сенсорную
информацию. \
Примером такого применения является обсуждающийся в гл. 14 тест <Давайте по-
смотрим на ребенка>.
245 ТР.ГТЫ для СПЕЦИФИЧКСКИХ ПОПУЛЯЦИЙ
в стандартизованных условиях на болыпих репрезентативных выборках
и в разных культурных средах (М. Laurendeau, A. Pinard, 1962, 1970;
A. Pinard, М. Laurendeau, 1964). Одним из результатов этого исследова-
ния было создание шкал умственного развития, которые, в сущности,
могут применяться и другими исследователями. Однако создатели этих
шкал считают, что делать эти шкалы всеобщим достоянием нельзя до
тех пор, пока не будет завершено их исследование.
В ходе своих работ М. Лорендо и А. Пинар предъявляли батарею из
57 тестов 700 детям в возрасте от 2 до 12 лет. Тесты для детей моложе
4 лет либо создавались заново, либо адаптировались задания из обще-
принятых шкал, но все они подбирались таким образом, чтобы оценить
те характеристики, которые Пиаже относит к этому периоду развития. 25
тестов, предназначенных главным образом для детей 4 лет и старше, бы-
ли созданы непосредственно по образцу заданий Пиаже. Результаты, по-
лученные с помощью 10 из этих тестов, подробно приводятся в двух
книгах исследователей (М. Laurendeau, A. Pinard, 1962; 1970). Пять тестов
рассматривают причинность, включая объяснение ребенком природы
и причин сновидений, различий между одушевленными и неодуше-