ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 770
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
Глава 1. Функции и происхождение
Глава 2. Природа психологических тестов
Глава 3. Социальные и этические аспекты
Глава 4. Нормы и интерпретация
Глава 10. Тесты для специфических
Глава II. Групповое тестирование
Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,
Часть 1. Вербальные способности. Каждое задание начинается с пары связанных
Часть II. Математические способности. Каждое задание содержит две величи-
с четырьмя картинками на каждой. Предъявление каждой иллюстрации
экспериментатор сопровождает произношением вслух стимульного сло-
ва; ребенок реагирует с помощью указательного жеста или каким-либо
иным способом, выделяя на иллюстрации ту картинку, которая больше
всею соогисгствуст значению стиму.чьноп) C.IOH.I. Хогя icci/ii целом рас-
считан на возрастной диапазон от 2,5 до IS лег, каждому испытуемому
предъявляются только те иллюстрации, которые соответствуют его
уровню выполнения теста, определяемому экспериментальнр. Первичные
показатели могут быть переведены в показатели умственного возраста,
стандартного IQ или процентили. Время для проведения PPVTue лими-
тировано, но требует от 10 до 15 мин. Тест применяется в двух парал-
лельных формах, в которых используется один и тот же набор карточек,
но с разными стимульными словами.
Выборка стандартизации для PPVT включала в целом 4012 испы-
туемых в возрасте от 2,5 до 18 лет из Нашвилла (Теннесси) и его приго-
родов. Коэффициенты надежности параллельных форм на разных воз-
растных уровнях выборки стандартизации колебались от 0,67 до 0,84.
Коэффициенты надежности, полученные впоследствии в группах ум-
ственно отсталых и лиц с физическими надостатками, находились в том
же диапазоне. Валидность первоначально была установлена относитель-
но возрастных различий. После опубликования тест был применен в ря-
де исследований с нормальными, умственно отсталыми детьми и детьми,
страдающими эмоциональными расстройствами и физическими недо-
253 ТЕСТЫ ДЛЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПОПУЛЯЦИЙ
сравнительно однородных возрастных групп. Понятно, что эти корреля-
ции были выше с вербальными тестами по сравнению с тестами дей-
ствия. Существуют некоторые данные, свидетельствующие об умеренной
текущей и прогностической валидности этого теста по сравнению с те-
стами учебных достижений. Ограниченность этого теста для некоторых
задач тестирования доказывают данные, что культурно неразвитые дети
обычно выполняют этот тест гораздо хуже, чем другие тесты интеллекта
(ICostello, F.AIi, 1971; B.P.Cundick, 1970; N.A.Milgram, M.N.Ozer,
1967; L.A. Rosenberg, M. Straud, 1966). Вместе с тем учившиеся по кор-
рекционной программе обучения для дошкольников выполняли этот тест
лучше, чем тест Станфорд-Вине (J.L. Howard, W.T. Plant, 1967; R.A. К.1-
aus, S.W. Gray, 1968; N.A. Milgram, 1971). Показатели по PPVT, по-види-
мому, частично отражают степень приспособленности ребенка к культур-
ной среде.
Сходные методы проведения теста объединены в тестах на класси-
фикацию картинок, например в колумбийской шкале умственной зрело-
сти (СМ MS). Предназначенная первоначально для детей, страдающих це-
ребральным параличом, эта шкала состояла из 92 заданий, каждое из
которых содержало от 3 до 5 рисунков, отпечатанных на больших ли-
стах. От испытуемого требовалось жестом указать рисунок, который не
принадлежит к классу других. Чтобы повысить интерес к тесту и усилить
его привлекательность, карточки и рисунки делались разноцветными.
Для изображения подбирались предметы, хорошо известные большин-
ству американских детей. Результаты выражались в виде показателей
возрастных отклонений, которые являлись нормализованными стан-
дартными показателями внутри возрастных групп с М = 100 и о = 16.
Для каждого из этих показателей обеспечивались эквиваленты в процен-
тилях и станайнах. В качестве норм развития в руководстве приводится
индекс зрелости, указывающий возрастную группу в выборке стандарти-
зации, чье выполнение теста больше всего соответствует его выполне-
нию данным ребенком.
Выборка стандартизации для CMMS состояла из 2600 детей по 100
мальчиков и по 100 девочек в каждой из 13 возрастных грурп от 3 до 6
и от 9 до II лет с возрастным интервалом в 6 мес. Выборка была стра-
тифицирована по переписи населения США 1960 г. относительно профес-
сионального положения родителей, расы и географических районов. Для
каждой группы в основном соблюдалось пропорциональное отношение
живущих в столице и других городах. Коэффициенты надежности, под-
считанные методом расщепления теста, в возрастных группах колеба-
лись от 0,85 до 0,91. Стандартная ошибка измерения показателей воз-
растных отклонений равнялась 5-6 единицам. Значения надежности при
повторном тестировании трех возрастных групп с интервалом в 7 и10
дней колебались от 0,84 до 0,86. Корреляция со шкалой Станфорд-Бине
для группы из 52 дошкольников и первоклассников равнялась 0,67. Кор-
реляции с показателями теста достижений в выборках учащихся 1 и II
классов колеблются от 0,40 до 0,60. Для первых форм теста имеются бо-
лее подробные сведения об их валидности и применимости к группам де-
тей с разными физическими недостатками.
254 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ТЕСТИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ
Проблема. Тестирование людей с явными различиями в культурах за-
интересовало психологов где-то в 50-е гг. Тесты были необходимы для
максимального использования людских ресурсов в развивающихся стра-
нах Африки и других местах. Потребность в быстро развивающейся
системе образования в этих странах могла быть частично удовлетворена
применением тестирования при поступлении в учебные заведения и инди-
видуальном консультировании. По мере роста промышленности появляет-
ся необходимость в тестах для отбора и распределения персонала, осо-
бенно в сферах технической, конторской деятельности и в специально-
стях, требующих высокой профессиональной подготовки.
В Америке практическое применение тестирования межкультурных
различий определялось главным образом существованием субкультур
и культур меньшинств, включенных в преобладающую культуру. Прав-
да, эту проблему можно поставить и более широко, как применимость
имеющихся тестов к культурно неразвитым группам людей. Необходимо
отметить, что понятие культурной неразвитости относительно. Объек-
тивно между любыми двумя культурами или субкультурами существуют
только различия. Каждая культура способствует развитию такого типа
поведения, которое более приспособлено к выработанным в ней системе
ценностей и ее требованиям. Когда индивид должен приспосабливаться
и продвигаться в условиях культуры или субкультуры, отличающихся от
той, в которой он воспитывался, то имеющиеся различия в культурах
могут выглядеть как культурная неразвитость.
Хотя интерес к тестированию межкультурных различий в значитель-
ной мере был вызван особенностями современного социального и поли-
тического развития, сама проблема была поставлена еще в 1910 г. Самые
первые тесты межкультурных различий создавались в связ с большим
притоком эмигрантов, прибывших в США на рубеже двух (Столетий. Дру-
гие ранние формы тестов разрабатывались в связи с изучением различий
в уровне развития способностей людей, принадлежащих <относительно
изолированным культурным группам. Эти культуры зачастую были
весьма примитивны и почти или совсем не соприкасались с западной ци-
вилизацией, в рамках которой были разработаны большинство психоло-
гических тестов.
Обычно тесты межкультурных различий пытаются исключить один
или более параметров, по которым эти культуры отличаются. Наиболее
известным примером такого параметра может служить язык. Если уча-
ствующие в тестировании представители культурных групп говорят на
разных языках, то тест не должен требовать применения языка ни со
стороны экспериментатора, ни со стороны испытуемого. Если испы-
туемые сильно различаются уровнем образования и в группе преобла-
дают неграмотные, то должны исключаться задания, требующие умения
читать. Устная речь не исключается из процедуры тестирования, если
тесты предназначены для лиц, говорящих на одном языке. Еще одним
параметром, по которому различаются культуры или субкультуры,
является скорость. Не только темп ежедневной жизни, но мотивация
и ценность быстрого выполнения заданий весьма заметно разнятся
в разных национальных культурах, в этнических меньшинствах, внут-
ри одной нации между субкультурами города и села (О. Klineberg,
108 I? I? lnOrr 100 ff\ГГneГГ.rnfлVJ Tt rar.гfv я?A//TГ\T1r1JV пП
255 ТЕСТЫ для СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПОПУЛЯЦИЙ
личий часто, хотя и не всегда, стремятся элиминировать влияние ско-
рости, увеличивая время выполнения заданий и не учитывая более бы-
строе выполнение теста.
Другие параметры, по которым различаются культуры, имеют отно-
шение к содержанию теста. Так, например, материалом для неязыковых
тестов и тестов для не умеющих читать служит информация, специфиче-
ская по отношению к конкретной культуре. Тесты могут требовать от
испытуемого понимания назначений таких предметов, как скрипка, по-
чтовая марка, ружье, перочинный нож, телефон, пианино или зеркало.
Очевидно, лица, выросшие в относительно изолированных культурах,
могут испытывать недостаток жизненного опыта для правильного отве-
та на такие задания. Главным образом для того, чтобы контролировать
влияние параметров такого типа, и были разработаны первые классиче-
ские тесты <свободные от влияния культур>. После рассмотрения обыч-
ных тестов, предназначенных для устранения влияния одного или бо-
лее перечисленных выше параметров, мы перейдем к анализу разных
подходов к тестированию межкультурных различий.
Типичные методики. Пытаясь создать тесты, пригодные для
использования в различных культурах, специалисты по психометрии раз-
работали процедуры, некоторые из которых применяются в рассматри-
ваемых в этом разделе четырех тестах. Международная шкала действия
Лейтер является тестом, требующим индивидуального предъявления.
Шкала была подготовлена после применения в течение ряда лет в раз-
ных этнических группах штата Гавайи, в том числе среди учащихся на-
чальной и средней школы. Впоследствии эта шкала была применена
С. Д. Портеусом к некоторым африканским группам и другими исследо-
вателями к небольшому числу национальных групп. Более поздний ва-
риант теста, подготовленный в 1948 г., основывался на результатах те-
стирования американских детей, студентов и новобранцев во время
второй мировой войны. Отличительной чертой шкады Лейтер является
почти полное исключение из инструкций как речи, -рк и указательных
жестов. Каждый тест начинается с самого легкого извоих заданий. По-
нимание задания рассматривается как часть теста. Материалы теста со-
стоят из рамки для ответов, типа изображенной на рис. 32, с соответ-
ствующим приспособлением для крапления карточек. Все тесты предъяв-
ляются прикреплением к рамке соответствующей карточки с напеча-
танными картинками. Испытуемый выбирает блоки с подходящими
картинками-ответами и вставляет их в рамку.
Шкала Лейтер предназначалась для изучения широкого круга функ-
ций, аналогичных тем, для которых создавались вербальные шкалы. Сре-
ди входящих в шкалу заданий могут быть упомянуты: сопоставление по
цвету, по оттенкам серого цвета, по формам или изображениям; повто-
рение конструкции из блоков; завершение картинок; оценка числа; ана-
логии; завершение серий; узнавание возрастных различий; простран-
ственные отношения; узнавание следов; сходство; память на серии;
классификация животных в соответствии с местами их обитания. Предъ-
являемые индивидуально и без ограничений времени, эти тесты располо-
жены по возрастным уровням от 2 до 18 лет. Шкала обрабатывается
в единицах МА и относительного IQ, хотя нет уверенности, что такие IQ
на разных возрастных уровнях имеют одно и то же значение. Фактически
ОПУблИКОВЯННЫЙ ГТЯННКТД г-иитттрпг-гнуит п 1иаиичг1этт1.ит-1у vnr,aF.nг,,
256 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
щалось в нескольких исследованиях, коэффициенты надежности, полу-
ченные методом расщепления теста, оказались равны 0,91-0,94, но вы-
борки были очень разнородны по возрасту и, возможно, другим
характеристикам. Данные по валидности в основном опирались на
данные о возрастных различиях и внутренней согласованности. Сооб-
щаются также некоторые корреляции с оценками интеллекта детей учи-
телями и с показателями других тестов, в том числе шкалы Станфорд-