ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 722

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бине и WISC. Эти корреляции колеблются от 0,56 до 0,92, но получены

они большей частью на разнородных Ьыборках.

Тесты для возрастных уровней от 2 до 12 лет применяются так же,

как адаптации Артура международной шкалы действия Лейтер. Эта

адаптация, наиболее пригодная для тестирования детей от 3 до 8 лет,

была стандартизована А. Артуром в 1952 г. Нормы следует рассматри-

вать как весьма ограниченные, поскольку они получены на выборке стан-

дартизации из 289 городских детей из западных штатов. Как и исходные

шкалы, адаптация Артура обрабатывается в единицах МА и относитель-

ного IQ.

Разработанный Р. Б. Кеттеллом тест интеллекта, свободный от влия-

ния культуры, был опубликован Институтом личностного тестирования

и тестирования способностей. Этот тест относится к типу <карандаш-

бумага> и применяется на трех уровнях. Шкала 1 предназначена для воз-

растов от IV до VIII и умственно отсталых взрослых, шкала 2-для воз-

растов от VIII до XIII и для подросткового, шкала З-для возрастов от

Х до XVI и для взрослого. Каждая шкала подготовлена в двух парал-

лельных формах А и В. По крайней мере некоторые из тестов шкалы

Рис. 32. Материалы, используемые в международной шкале действия Лейтер. На ри-

сунке изображен тест на аналогию возрастания признака для 6-летнего уровня.

С любезного согласия К. X. Стоэлинг компани

257

ТР.СТЫ ДЛЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПОПУЛЯЦИЙ

1 требуют индивидуального предъявления, другие шкалы могут приме-

няться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

Шкала 1 состоит из 8 тестов, 4 из которых обозначены автором как

<свободные от влияния культур>. Остальные 4 включают и вербальное

понимание, и специфическую для культуры информацию. Предполагает-

ся, что 4 теста, свободные от влияния культуры, могут использоваться

как самостоятельная суббатарея; для этой сокращенной шкалы суще-

ствуют отдельные нормы. Шкалы 2 и 3 подобны друг другу во всем,

кроме уровня трудности. Каждая состоит из перечисленных ниже тестов,

отдельные задания которых представлены на рис. 33.

1. Серии: выбор завершающего серию элемента.

2. Классификация: в каждом ряду отметить не относящийся к ряду элемент.

3. Матрицы: отметить элемент, который правильно завершает данную матрицу или

модель.

4. Условия: отметить точкой один из данных на выбор рисунков таким образом,

чтобы соблюсти условие, заданное в образце. Так, в примере, представленном на рис. 33,


точка должна быть поставлена, в двух прямоугольниках, но не в круге. Это условие может

быть выполнено только в третьем варианте, который и отмечен на рис. 33.

Шкала 1 обрабатывается только по относительному IQ. Показатели

шкал 2 и 3 могут быть переведены в стандартный IQ с о = 16. Шкалы

2 и 3 стандартизованы на большей выборке, чем шкала 1, но репрезента-

тивность выборки и число испытуемых в некоторых возрастных группах

не достигает уровня, требуемого стандартами, принятыми для построе-

Рис. 33. Выборка заданий из теста интеллекта, свободного от влияния культуры,

шкала 2.

c Институт личностного тестирования и тестирования способностей

Тест 1. Серии

--i i imm01

Q1 1 )Q(Г

Тест 2. Классификация

--1-

Тест 3. Матрицы

0 аm s д]

и и0 .... -"

Тест 4, Условия

Rи <"? йь

258 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ния тестов. Хотя тесты высокоскоростные, некоторые нормы предста-

влены и для вариантов без ограничений во времени выполнения. Прове-

дение теста сопровождается довольно пространными словесными ин-

струкциями, но, как утверждает Р.Б. Кеттелл, перевод этих инструкций

на иностранный язык или на язык жестов не влияет на трудность теста.

Коэффициенты надежности, определенные методами внутренней со-

гласованности и взаимозаменяемых форм, находятся на предельном

уровне допустимости, особенно для шкалы 3, для которой они в основ-

ном принимают значения в диапазоне от 0,50 до 0,60. Валидность рас-

сматривается преимущественно с точки зрения насыщенности фактором

общего интеллекта (д), что выяснялось главным образом через корреля-

цию с другими тестами с помощью факторного анализа. Разрозненные

исследования текущей и прогностической валидности подтверждают

умеренную корреляцию с критериями учебных и профессиональных до-

стижений. Тесты Р. Б. Кеттелла были проведены в некоторых различных

по культуре странах Европы, Америки, Африки и Азии. Нормы остава-

лись неизменными в культурах, схожих с той, в которой разрабатыва-

лись тесты, но в других культурах выполнение тестов оказалось значи-

тельно ниже исходных норм. Более того, в США черные дети из семей

с низким социоэкономическим уровнем выполняли этот тест не лучше,

чем тест Станфорд-Бине (L.S. Willard, 1968).

Разработанные в Великобритании Дж. Равеном прогрессивные ма-

трицы предназначались для измерения фактора д по Спирману. Этот


тест, построенный по большей части на выявлении отношений между аб-

страктными фигурами, рассматривается большинством британских пси-

хологов как лучший из существующих измеритель фактора д. Тест со-

стоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом.

Испытуемый выбирает недостающий элемент среди 6-8 предложенных

вариантов. Задания сгруппированы в пять серий, каждая из которых со-

держит 12 однотипных, но возрастающей трудности матриц. В первых

сериях требуется лишь точность различения, а в последних, более

трудных, предполагается использование аналогий, перестановок, измене-

ний образца и других API носких связей. Два образца заданий предста-

влены на рис. 34.

Проведение теста не ограничено во времени, сам тест может давать-

ся как индивидуальный и как групповой. Инструкция крайне проста

и дается устно. Процентильные нормы получены для детей в возрасте от

8 до 14 лет с возрастным интервалом в 6 мес и для взрослых от 20 до 65

лет с интервалом в 5 лет. Нормы устанавливались на выборке испы-

туемых из Великобритании; выборка включала 1407 детей, 3665 военных,

тестировавшихся во время второй мировой войны, и 2192 взрослых из

гражданского населения. Весьма близкие нормы были получены для 1680

детей из Аргентины (H.J. Rimoldi, 1948). Применение теста в ряде евро-

пейских стран также подтвердило пригодность существующих норм. Од-

нако исследования в странах неевропейской культуры усилили сомнения

относительно возможности использования этого теста в группах с силь-

но отличными условиями жизни. Более того, было установлено, что в та-

ких группах тест отражает уровень образования и подвержен влиянию

научения.

Руководство к прогрессивным матрицам довольно несовершенно,

в нем слишком мало сведений о надежности метода и совсем нет данных

259

ТЕСТЫ ДЛЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПОПУЛЯЦИЙ

А5

<>>><>

><><<><Н>

-им

>4>>4>

хИ

S

Рис. 34. Выборка заданий из теста прогрессивных матриц.

С разрешения Дж. К. Равена

ванных исследованиях. В обзоре публикаций, появившихся до 1957 г.,

X. Бёрке (H.R. Burke, 1958) перечисляет более 50 исследований, появив-

шихся в Англии, 14 в Америке и 10 в других странах. С этого времени

происходит стремительное накопление результатов, особенно в Америке,

где этот тест получил большое признание. Седьмой Ежегодник по изме-


рению умственных способностей указывает примерно 400 работ, многие

из которых посвящены применению этого теста к пациентам, находя-

щимся в клинике.

Надежность, определенная методом ретеста в достаточно одно-

родных группах детей старшего возраста и взрослых, колеблется при-

близительно от 0,70 до 0,90. Для более низких тестовых результатов на-

дёжность оказывается значительно меньше этих значений. Корреляции

с тестами интеллекта, как вербальными так и действия, изменяются от

0,40 до 0,75, при этом корреляции с тестами действия выше. Исследова-

ния с группами умственно отсталых испытуемых и людьми, отличающи-

мися по уровню образования и профессии, отмечают хорошую текущую

валидность. Коэффициенты прогностической валидности относительно

критериев успеваемости оказываются ниже, чем эти же коэффициенты

у обычных вербальных тестов интеллекта. Некоторые исследования

с применением факторного анализа свидетельствуют о том, что прогрес-

сивные матрицы заметно перегружены фактором, общим большинству

тестов интеллекта, обозначенного британскими психологами как фактор

дпо Спирмену, но на выполнение теста влияют также пространственные

способности, индуктивное мышление, точность восприятия и другие

групповые факторы (Н. R. Burke, 1958).

Более легкая форма-цветные прогрессивные матрицы-пригодна

для детей от 5 до II лет и для умственно отсталых взрослых. Более

сложная форма подготовлена для взрослых с высоким уровнем интел-

лекта, но применять ее могут только опытные и официально признанные

260 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Еще один подход характеризует тест Гудинаф <нарисуй человека>,

в котором испытуемого просят изобразить мужчину и постараться сде-

лать это как можно лучше. Этот тест употреблялся без изменений с мо-

мента его первоначальной стандартизации в 1926 г. до 1963 г. В 1963 г.

тест был пересмотрен, расширен и опубликован под названием тест Гу-

динаф-Харриса <рисование> (D.B. Harris, 1963). В нем, как и в исходном

варианте, акцент делался на точности детской наблюдательности, на раз-

витии понятийного мышления, а не на умении рисовать. Оценка дава-

лась на основе того, какие части тела и детали одежды изображает ребе-

нок, как учтены пропорции, перспектива и другие особенности.

Суммарный показатель определяется 73 оцениваемыми элементами, ото-

бранными на основе возрастных различий, отношения к суммарным ре-


зультатам теста и отношения к показателям группового теста интеллек-

та. Данные по результатам теста были получены на выборках,

состоявших из 50 мальчиков и 50 девочек каждого возрастного уровня,

начиная от детского сада и до IX класса школ, находящихся в городской

и сельской местности штатов Миннесота и Висконсин. Выборки были

стратифицированы в соответствии с профессиями отцов.

В новом варианте теста испытуемого просили нарисовать женщину

и свой портрет. Выполнение теста на изображение женщины оценивалось

в единицах, сходных с теми, которые применялись при изображении

мужчины, но учитывался 71 элемент. Шкала по изображению самого се-

бя разрабатывалась как проективный личностный тест, но имеющиеся

данные об использовании этого метода нельзя назвать многообещающи-

ми. Нормы по шкалам изображения мужчины и женщины были установ-

лены на новой выборке, состоявшей из детей в возрасте от 5 до 15 лет.

Каждая группа с возрастным интервалом в 1 год включала 300 детей.

Выборка была репрезентативной по отношению к географическим райо-

нам США и профессиям отцов. Показатели по каждой шкале переводи-

лись в стандартные показатели с М = 100 и о- = 15. На рис. 35 приве-

дены изображения мужчины, выполненные детьми в возрасте 5 лет

8 мес, 8 лет 8 мес и 12 лет II мес, и соответствующие показатели выпол-

нения теста: первичные и стандартные. Более простой способ обработки

результатов теста дают шкалы качества изображений мужчины или жен-

щины. Вместо подсчета отдельных элементов в шкалах качества исполь-

зуется общая качественная оценка рисунка как целого посредством сопо-

ставления изображения, сделанного ребенком, с серией из 12 располо-

женных в определенном порядке образцов и выявления наиболее

похожего из них на оцениваемый рисунок.

Надежность теста <нарисуй человека> неоднократно исследовалась

различными методами. В одной тщательно выполненной работе первый

вариант теста предъявлялся 386 учащимся III и IV классов, коэффициент

корреляции при повторном тестировании с интервалом в 1 нед составил

0,68, а коэффициент корреляции, полученный методом расщепления те-

ста, оказался равным 0,89 (W.A. Me Carthy, 1944). Коэффициент надежно-

сти, определенный-методом переоценки теста другими лицами, равнялся

0,90, а определенный переоценкой рисунков теми же лицами, равнялся

0,94. Исследования норой формы теста дали сходные результаты