ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 769
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
Глава 1. Функции и происхождение
Глава 2. Природа психологических тестов
Глава 3. Социальные и этические аспекты
Глава 4. Нормы и интерпретация
Глава 10. Тесты для специфических
Глава II. Групповое тестирование
Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,
Часть 1. Вербальные способности. Каждое задание начинается с пары связанных
Часть II. Математические способности. Каждое задание содержит две величи-
Глава II. Групповое тестирование
В то время как индивидуальные тесты, такие, как шкалы Станфорд-Би-
не и Векслера, находят свое основное применение в клинике, групповые
тесты используются преимущественно в системе образования, граждан-
ских службах, в промышленности и армии. Напомним, что массовое те-
стирование началось в CffiABO время первой мировой войны с разра-
ботки армейских тестов альса и бета. Армейский альфа представлял
собой вербальный тест, предИазначенный для отбора и распределения
новобранцев. Армейский бета был неязыковым тестом и предназначался
для людей, не говорящих по-английски и неграмотных. Эти тесты яви-
лись своего рода образцом для последующего развития большого числа
групповых тестов для гражданского населения.
Варианты обоих армейских тестов для гражданского населения ис-
пользуются до сих пор и известны как проверочный альфа, или модифи-
цированная форма 9 (более распространено название альфа 9), и пере-
265 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
средством предварительного отбора с последующим использованием
классификационных батарей, предназначенных для распределения воен-
нослужащих по соответствующим армейским службам. AFQT обеспечи-
вает единый показатель, получаемый на основе выполнения равного чис-
ла заданий на выявление словарного запаса, арифметических, техниче-
ских способностей, понимания пространственных отношений.
В этой главе дается обзор используемых в настоящее время ос-
новных типов групповых тестов. Начнем с того, что рассмотрим принци-
пиальное различие между групповыми и индивидуальными тестами. За-
тем обсудим характеристики многоуровневых батарей, охватывающих
широкий диапазон возрастов и уровней развития. И наконец, проанали-
зируем групповые тесты, предназначенные для колледжей и других выс-
ших учебных заведений.
ГРУППОВЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
Преимущества группового тестирования. Групповые тесты
разработаны в первую очередь как средство массового тестирования. По
сравнению с индивидуальными тестами у них есть свои достоинства
и свои недостатки. Позитивной стороной групповых тестов является воз-
можность проводить их одновременно с таким количеством людей, ко-
торые удобно разместятся в имеющемся помещении, и предъявлять их
через микрофон. Благодаря развитию техники группового тестирования
стало доступным проведение программ массового тестирования. Предъ-
явление заданий теста в отпечатанном виде, использование простых от-
ветов, которые легко зафиксировать в тестовой тетради или на бланке
ответов, способствовали тому, что отпала необходимость взаимодей-
ствия экспериментатора и испытуемого один на один.
Еще одной особенностью группового тестирования, облегчившей
проведение массовых исследований, является значительное упрощение
функций проводящего тест. В отличие от большой опытности и обучен-
ности, необходимых экспериментатору, например, при тестировании по
шкале Станфорд-Бине, для предъявления большинства групповых те-
стов от экспериментатора требуется лишь умение читать простые ин-
струкции испытуемым и точно соблюдать время. Конечно, желательно
проводить с экспериментаторами предварительные тренировочные заня-
тия, так как неопытность может стать причиной отклонения от стандар-
тизованной процедуры тестирования и тем самым сказаться на результа-
тах теста. В то же время при групповом тестировании могут быть
обеспечены более единообразные условия, чем при индивидуальном, по-
скольку роль экспериментатора сведена к минимуму. Предъявление те-
стовых заданий в форме звуковых записей, фильмов открывает дальней-
шие возможности для стандартизации процедуры тестирования
и применения его в больших масштабах.
Обработка показателей при групповом тестировании обычно носит
более объективный характер и может быть выполнена простым служа-
щим. Результаты большинства групповых тестов могут обрабатываться
на ЭВМ. Кроме того, независимо от способов обработки групповые
тесты обычно предусматривают специальные бланки ответов и тестовые
тетради, а раз в тестах все ответы заносятся на отдельные бланки, те-
стовые брошюры могут использоваться до тех пор, пока не износятся,
------- ~" "n,,nn -ге-гпппгп ллаТРГШЯТТЯ КПЯНКИ
266 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ответов занимают меньше места, чем тестовые брошюры, и потому бо-
лее удобны для групп с большим числом испытуемых.
Еще одно преимущество группового тестирования-относительная
легкость и быстрота сбора данных и как следствие более благоприятные
по сравнению с индивидуальным тестированием условия для установле-
ния норм. Для большинства современных стандартизованных групповых
тестов нет ничего необычного в том, что их нормативные выборки вклю-
чают от 100000 до 200000 человек, в то время как даже наиболее тща-
тельно разработанные индивидуальные шкалы при стандартизации
с трудом собирают данные для 2000-4000 случаев.
Групповые тесты существенно отличаются от индивидуальных как
по форме, так и по расположению заданий. Хотя в групповых тестах мо-
гут использоваться местоименные вопросы, требующие произвольных
ответов (они особенно часто встречались в первых групповых тестах), все
же на сегодняшний день более типичным является применение вопросов
с множественным выбором заранее подготовленных ответов. Введение
такой формы было вызвано необходимостью соблюдать принцип еди-
нообразия и объективности при обработке результатов как машинным,
так и ручным способом. Что касается расположения заданий, то в отли-
чие от тестов типа шкал Вине, в которых задания располагаются по воз-
растным уровням, в групповых тестах задания обычно группируются по
сходству содержания в отдельные, проводимые в определенное время суб-
тесты. Внутри каждого субтеста задания, как правило, расположены по
возрастающей трудности. Такое расположение обеспечивает испытуемо-
му возможность попробовать свои силы в каждом типе заданий (напри-
мер, на словарный запас, арифметику, пространственные взаимосвязи
и т.д.) и завершить выполнение самых легких пунктов каждого вида до
того, как начнутся более трудные, на которые может понадобиться боль-
ше времени.
Однако практическая трудность, встречающаяся при использовании
раздельных субтестов, состоит в том, что менее опытные и менее внима-
тельные экспериментаторы могут неправильно организовывать тест во
рремени. Такие ошибки, по-видимому, чаще встречаются и имеют более
серьезные последствия, когда вместо указания общего времени проведе-
ния теста приводится время проведения отдельных заданий. Чтобы отне-
сти отведенный на тест лимит времени с таким расположением заданий,
которое позволило бы испытуемым испробовать все типы задач, в неко-
торых тестах используется спиральное расположение заданий. Одним из
первых примеров такого расположения заданий были самоприменимые
тесты умственных способностей Отиса, в которых, как указывает их на-
звание, предпринята попытка свести роль экспериментатора к минимуму.
Такое же расположение было сохранено и в следующем тесте ум-
ственных способностей Отиса-Леннона, предназначенном для испы-
туемых старше IV класса. В тесте со спиральным расположением зада-
ний наиболее легкие задание каждого типа представлены в самом начале
теста, затем идут следующие по степени трудности задания каждого ти-
па и т.д., примерно так, как это приводится ниже.
Ответ
1. Противоположным ненависти является: а) вражда, б) страх, в) любовь,
г) дружба, д) игра ........................ ()
2. Если 3 карандаша стоят 25 центов, сколько карандашей можно купить на
75 центов?
267 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
3. У птицы не всегда бывают: а) крылья, б) глаза, в) ноги, г) гнездо, д) клюв.
4. Противоположным чести является: а) слава, б) бесчестье, в) трусость,
г) страх, д) поражение ....................... ()
Для того чтобы избежать необходимости повторять инструкции для
каждого задания и свести их число к минимуму, в некоторых тестах по
спирали располагаются не единичные задания, а блоки из 5-10 заданий.
Такой прием используется, например, в армейском квалификационном
тесте и тесте способности к обучению Совета по вступительным экзаме-
нам в колледж.
Недостатки группового тестирования. Хотя групповые
тесты обладают некоторыми желательными качествами и отвечают за-
дачам современного тестирования, следует отметить и их ограничен-
ность. При групповом тестировании у экспериментатора гораздо меньше
возможностей добиться взаимопонимания с испытуемым, заинтересо-
вать его и заручиться его сотрудничеством. Любые случайные со-
стояния обследуемого, такие, как болезнь, утомление, беспокойство или
тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, гораздо
труднее выявить в групповом тестировании. В целом лица, незнакомые
с такой процедурой, скорее покажут более низкие результаты в груп-
повых тестах, нежели в индивидуальных. Существуют данные, свидетель-
ствующие о том, что дети с нарушениями эмоциональной сферы лучше
выполняют индивидуальные тесты, а не групповые (Е.М. Bower, 1969;
J. Willis, 1970).
Вместе с тем групповые тесты подвергаются нападкам за ограниче-
ния, налагаемые на ответы испытуемых. Особенно критикуются задания
с множественным выбором ответов и такие стандартные типы заданий,
как аналогии, нахождение сходства и классификация (В. Hoffman, 1962;
L. La Fave, 1966). Правда, используемые при этом доводы не всегда до-
статочно убедительны. Одним из спорных является аргумент, что такие
задания ставят в невыгодное положение тех, кто блестяще и оригиналь-
но мыслит, кто ищет в ответах необычный смысл. Заметим, кстати, что
если это и происходит, то очень редко, о чем говорят анализ заданий
и данные по валидности.
Часть критиков, что характерно для подхода Пиаже (I.E. Sigel, 1963),
указывают на важность анализа ошибок и выяснения причин, которые
побуждают индивида выбирать определенный ответ. Несомненно, груп-
повые тесты почти или совсем не позволяют непосредственно наблюдать
поведение испытуемых и устанавливать источник нетипичного выполне-
ния тестов. По этой и другим причинам в тех случаях, когда принимае-
мое по результатам тестирования решение важно для испытуемого, же-
лательно дополнить результаты группового тестирования либо индиви-
дуальной проверкой неясных случЦв, либо информацией, полученной из
других источников.
Еще одним ограничением традиционного группового тестирования
является его недостаточная гибкость, поскольку каждый обследуемый те-
стируется одинаково по всем заданиям, хотя отводимое для тестирова-
ния время может быть использовано более эффективно, если каждый ис-
пытуемый сосредоточит свои силы на заданиях, соответствующих его
уровню способностей. Более того, такая процедура могла бы помочь из-
бежать CKVK-и ппи выполнении слишком легких запаний. с одной сто-
268 ГЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
роны, а с другой - способствовала бы снятию фрустрации и тревожности
при попытке выполнить задания, превышающие по сложности уровень
способностей индивида. Напомним, что в некоторых индивидуальных те-
стах, таких, как Станфорд-Бине и словарный тест в картинках Пибоди,
выбор заданий осуществляется экспериментатором в зависимости от от-
ветов испытуемого, т.е. в этих тестах обследуемому предъявляются
только задания, соответствующие его уровню способностей.
Использование компьютеров. С тем чтобы объединить не-
которые достоинства индивидуальпото с преимуществами группового
тестирования, стали использовать технические достижения. Основной ин-
терес до сих пор представляли методики приспособления набора заданий
к характеристикам ответа испытуемых. Во все увеличивающейся литера-
туре, посвященной этой проблеме, такой подход обозначался как адап-
тивный, последовательный, разветвленный, дриспособительный, индиви-