ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 769

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава II. Групповое тестирование

В то время как индивидуальные тесты, такие, как шкалы Станфорд-Би-

не и Векслера, находят свое основное применение в клинике, групповые

тесты используются преимущественно в системе образования, граждан-

ских службах, в промышленности и армии. Напомним, что массовое те-

стирование началось в CffiABO время первой мировой войны с разра-

ботки армейских тестов альса и бета. Армейский альфа представлял

собой вербальный тест, предИазначенный для отбора и распределения

новобранцев. Армейский бета был неязыковым тестом и предназначался

для людей, не говорящих по-английски и неграмотных. Эти тесты яви-

лись своего рода образцом для последующего развития большого числа

групповых тестов для гражданского населения.

Варианты обоих армейских тестов для гражданского населения ис-

пользуются до сих пор и известны как проверочный альфа, или модифи-

цированная форма 9 (более распространено название альфа 9), и пере-

265 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

средством предварительного отбора с последующим использованием

классификационных батарей, предназначенных для распределения воен-

нослужащих по соответствующим армейским службам. AFQT обеспечи-

вает единый показатель, получаемый на основе выполнения равного чис-

ла заданий на выявление словарного запаса, арифметических, техниче-

ских способностей, понимания пространственных отношений.

В этой главе дается обзор используемых в настоящее время ос-

новных типов групповых тестов. Начнем с того, что рассмотрим принци-

пиальное различие между групповыми и индивидуальными тестами. За-

тем обсудим характеристики многоуровневых батарей, охватывающих

широкий диапазон возрастов и уровней развития. И наконец, проанали-

зируем групповые тесты, предназначенные для колледжей и других выс-

ших учебных заведений.

ГРУППОВЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

Преимущества группового тестирования. Групповые тесты

разработаны в первую очередь как средство массового тестирования. По

сравнению с индивидуальными тестами у них есть свои достоинства

и свои недостатки. Позитивной стороной групповых тестов является воз-

можность проводить их одновременно с таким количеством людей, ко-

торые удобно разместятся в имеющемся помещении, и предъявлять их


через микрофон. Благодаря развитию техники группового тестирования

стало доступным проведение программ массового тестирования. Предъ-

явление заданий теста в отпечатанном виде, использование простых от-

ветов, которые легко зафиксировать в тестовой тетради или на бланке

ответов, способствовали тому, что отпала необходимость взаимодей-

ствия экспериментатора и испытуемого один на один.

Еще одной особенностью группового тестирования, облегчившей

проведение массовых исследований, является значительное упрощение

функций проводящего тест. В отличие от большой опытности и обучен-

ности, необходимых экспериментатору, например, при тестировании по

шкале Станфорд-Бине, для предъявления большинства групповых те-

стов от экспериментатора требуется лишь умение читать простые ин-

струкции испытуемым и точно соблюдать время. Конечно, желательно

проводить с экспериментаторами предварительные тренировочные заня-

тия, так как неопытность может стать причиной отклонения от стандар-

тизованной процедуры тестирования и тем самым сказаться на результа-

тах теста. В то же время при групповом тестировании могут быть

обеспечены более единообразные условия, чем при индивидуальном, по-

скольку роль экспериментатора сведена к минимуму. Предъявление те-

стовых заданий в форме звуковых записей, фильмов открывает дальней-

шие возможности для стандартизации процедуры тестирования

и применения его в больших масштабах.

Обработка показателей при групповом тестировании обычно носит

более объективный характер и может быть выполнена простым служа-

щим. Результаты большинства групповых тестов могут обрабатываться

на ЭВМ. Кроме того, независимо от способов обработки групповые

тесты обычно предусматривают специальные бланки ответов и тестовые

тетради, а раз в тестах все ответы заносятся на отдельные бланки, те-

стовые брошюры могут использоваться до тех пор, пока не износятся,

------- ~" "n,,nn -ге-гпппгп ллаТРГШЯТТЯ КПЯНКИ

266 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ответов занимают меньше места, чем тестовые брошюры, и потому бо-

лее удобны для групп с большим числом испытуемых.

Еще одно преимущество группового тестирования-относительная

легкость и быстрота сбора данных и как следствие более благоприятные

по сравнению с индивидуальным тестированием условия для установле-


ния норм. Для большинства современных стандартизованных групповых

тестов нет ничего необычного в том, что их нормативные выборки вклю-

чают от 100000 до 200000 человек, в то время как даже наиболее тща-

тельно разработанные индивидуальные шкалы при стандартизации

с трудом собирают данные для 2000-4000 случаев.

Групповые тесты существенно отличаются от индивидуальных как

по форме, так и по расположению заданий. Хотя в групповых тестах мо-

гут использоваться местоименные вопросы, требующие произвольных

ответов (они особенно часто встречались в первых групповых тестах), все

же на сегодняшний день более типичным является применение вопросов

с множественным выбором заранее подготовленных ответов. Введение

такой формы было вызвано необходимостью соблюдать принцип еди-

нообразия и объективности при обработке результатов как машинным,

так и ручным способом. Что касается расположения заданий, то в отли-

чие от тестов типа шкал Вине, в которых задания располагаются по воз-

растным уровням, в групповых тестах задания обычно группируются по

сходству содержания в отдельные, проводимые в определенное время суб-

тесты. Внутри каждого субтеста задания, как правило, расположены по

возрастающей трудности. Такое расположение обеспечивает испытуемо-

му возможность попробовать свои силы в каждом типе заданий (напри-

мер, на словарный запас, арифметику, пространственные взаимосвязи

и т.д.) и завершить выполнение самых легких пунктов каждого вида до

того, как начнутся более трудные, на которые может понадобиться боль-

ше времени.

Однако практическая трудность, встречающаяся при использовании

раздельных субтестов, состоит в том, что менее опытные и менее внима-

тельные экспериментаторы могут неправильно организовывать тест во

рремени. Такие ошибки, по-видимому, чаще встречаются и имеют более

серьезные последствия, когда вместо указания общего времени проведе-

ния теста приводится время проведения отдельных заданий. Чтобы отне-

сти отведенный на тест лимит времени с таким расположением заданий,

которое позволило бы испытуемым испробовать все типы задач, в неко-

торых тестах используется спиральное расположение заданий. Одним из

первых примеров такого расположения заданий были самоприменимые

тесты умственных способностей Отиса, в которых, как указывает их на-

звание, предпринята попытка свести роль экспериментатора к минимуму.


Такое же расположение было сохранено и в следующем тесте ум-

ственных способностей Отиса-Леннона, предназначенном для испы-

туемых старше IV класса. В тесте со спиральным расположением зада-

ний наиболее легкие задание каждого типа представлены в самом начале

теста, затем идут следующие по степени трудности задания каждого ти-

па и т.д., примерно так, как это приводится ниже.

Ответ

1. Противоположным ненависти является: а) вражда, б) страх, в) любовь,

г) дружба, д) игра ........................ ()

2. Если 3 карандаша стоят 25 центов, сколько карандашей можно купить на

75 центов?

267 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

3. У птицы не всегда бывают: а) крылья, б) глаза, в) ноги, г) гнездо, д) клюв.

4. Противоположным чести является: а) слава, б) бесчестье, в) трусость,

г) страх, д) поражение ....................... ()

Для того чтобы избежать необходимости повторять инструкции для

каждого задания и свести их число к минимуму, в некоторых тестах по

спирали располагаются не единичные задания, а блоки из 5-10 заданий.

Такой прием используется, например, в армейском квалификационном

тесте и тесте способности к обучению Совета по вступительным экзаме-

нам в колледж.

Недостатки группового тестирования. Хотя групповые

тесты обладают некоторыми желательными качествами и отвечают за-

дачам современного тестирования, следует отметить и их ограничен-

ность. При групповом тестировании у экспериментатора гораздо меньше

возможностей добиться взаимопонимания с испытуемым, заинтересо-

вать его и заручиться его сотрудничеством. Любые случайные со-

стояния обследуемого, такие, как болезнь, утомление, беспокойство или

тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, гораздо

труднее выявить в групповом тестировании. В целом лица, незнакомые

с такой процедурой, скорее покажут более низкие результаты в груп-

повых тестах, нежели в индивидуальных. Существуют данные, свидетель-

ствующие о том, что дети с нарушениями эмоциональной сферы лучше

выполняют индивидуальные тесты, а не групповые (Е.М. Bower, 1969;

J. Willis, 1970).

Вместе с тем групповые тесты подвергаются нападкам за ограниче-

ния, налагаемые на ответы испытуемых. Особенно критикуются задания

с множественным выбором ответов и такие стандартные типы заданий,

как аналогии, нахождение сходства и классификация (В. Hoffman, 1962;

L. La Fave, 1966). Правда, используемые при этом доводы не всегда до-


статочно убедительны. Одним из спорных является аргумент, что такие

задания ставят в невыгодное положение тех, кто блестяще и оригиналь-

но мыслит, кто ищет в ответах необычный смысл. Заметим, кстати, что

если это и происходит, то очень редко, о чем говорят анализ заданий

и данные по валидности.

Часть критиков, что характерно для подхода Пиаже (I.E. Sigel, 1963),

указывают на важность анализа ошибок и выяснения причин, которые

побуждают индивида выбирать определенный ответ. Несомненно, груп-

повые тесты почти или совсем не позволяют непосредственно наблюдать

поведение испытуемых и устанавливать источник нетипичного выполне-

ния тестов. По этой и другим причинам в тех случаях, когда принимае-

мое по результатам тестирования решение важно для испытуемого, же-

лательно дополнить результаты группового тестирования либо индиви-

дуальной проверкой неясных случЦв, либо информацией, полученной из

других источников.

Еще одним ограничением традиционного группового тестирования

является его недостаточная гибкость, поскольку каждый обследуемый те-

стируется одинаково по всем заданиям, хотя отводимое для тестирова-

ния время может быть использовано более эффективно, если каждый ис-

пытуемый сосредоточит свои силы на заданиях, соответствующих его

уровню способностей. Более того, такая процедура могла бы помочь из-

бежать CKVK-и ппи выполнении слишком легких запаний. с одной сто-

268 ГЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

роны, а с другой - способствовала бы снятию фрустрации и тревожности

при попытке выполнить задания, превышающие по сложности уровень

способностей индивида. Напомним, что в некоторых индивидуальных те-

стах, таких, как Станфорд-Бине и словарный тест в картинках Пибоди,

выбор заданий осуществляется экспериментатором в зависимости от от-

ветов испытуемого, т.е. в этих тестах обследуемому предъявляются

только задания, соответствующие его уровню способностей.

Использование компьютеров. С тем чтобы объединить не-

которые достоинства индивидуальпото с преимуществами группового

тестирования, стали использовать технические достижения. Основной ин-

терес до сих пор представляли методики приспособления набора заданий

к характеристикам ответа испытуемых. Во все увеличивающейся литера-

туре, посвященной этой проблеме, такой подход обозначался как адап-

тивный, последовательный, разветвленный, дриспособительный, индиви-