ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 731
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
Глава 1. Функции и происхождение
Глава 2. Природа психологических тестов
Глава 3. Социальные и этические аспекты
Глава 4. Нормы и интерпретация
Глава 10. Тесты для специфических
Глава II. Групповое тестирование
Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,
Часть 1. Вербальные способности. Каждое задание начинается с пары связанных
Часть II. Математические способности. Каждое задание содержит две величи-
дуализированный, программируемый, динамичный или зависящий от
ответа (F.B. Baker, J971; R. Glaser, A.J. Nitko, 1971; D.J. Weiss, N.E. Betz,
1973). Хотя тесты типа <карандаш-бумага> можно рассматривать как
использующие адаптивные процедуры, но сама методика адаптации тре-
бует использования вычислительной техники (Т. A. Cleary, R. L. Linn,
D.A. Rock, 1968; F.M. Lord, 1971).
В адаптивном тестировании применяются весьма разнообразные
процедуры (L.J. De Witt, D.J. Weiss, 1974; К. С. Larkin, D.J. Weiss, 1975;
D.J. Weiss, N.E. Betz, 1973). Простой пример тестирования в две стадии
приведен на рис. 36. В этом гипотетическом тесте все обследуемые про-
ходят отправной тест, состоящий из 10 заданий самой разной степени
трудности. В зависимости от успешности выполнения отправного теста
обследуемому предъявляется один из трех различных по трудности те-
стов, каждый из которых состоит из 20 заданий. Таким образом, испы-
туемый выполняет только 30 зада-
ний, в то время как тест в целом
содержит 70 заданий.
Иной порядок расположения
заданий дается в пирамидальном
тесте, изображенном на рис. 37. В
этом случае все обследуемые начи-
нают с задания средней трудности.
Если ответ испытуемого по зада-
нию правилен, то ему предъявляет-
ся следующее по степени трудно-
сти задание; если неправилен, то
следующее по степени легкости.
Процедура повторяется после каж-
дого выполнения задания до тех
пор, пока испытуемый не выполнит
10 заданий. Это пример 10-стадий-
ного теста, в котором каждому ис-
пытуемому предъявляется 10 из 55
входящих в тест задачи.
Некоторые вариант обеих
моделей адаптивного тестирова-
ния могут использоваться как в
форме <карандаш-бумага>, тяь- и
Рис. 36. Двустодийное адаптивное тестиро-
вание с заданиями трех уровней трудностей.
Каждый обследуемый проходит отправной
тест и 20 заданий одного из трех уровней
трудностей
Уровни трудности Трудный
Отправной тест20 задании
1-
Средний
-
-Легкий
20 заданий
269 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
" 12345678910
тестирования .- и u.w
Результать, ++_+++_+++
испытуемого
Рис. 37. Модель пирамидального тестирования. Жирной линией выделен ход тестиро-
вания испытуемого, чьи результаты выполнения заданий приведены в верхней части
рисунка
в виде приспособленных к компьютерам вариантов. Для более сложных
моделей, не предусматривающих заранее установленной системы предъяв-
ления заданий, возможны только формы, приспособленные для машинно-
го использования. В общем, изучение разных подходов показывает, что
адаптивные тесты могут быть столь же надежными и валидными, как
и общепринятые тесты, но при этом их проведение требует гораздо
меньше времени (K.C.Larkin, D.J.Weiss, 1974; D.J.Weiss, N.E.Betz,
1973). Кроме того, адаптивные тесты обеспечивают большую точность
измерения у индивидов верхнего и нижнего уровней измеряемых данным
тестом способностей (F.M. Lord, 1970; 71b; с, D.J.Weiss, N.E.Betz,
1973). К тому же адаптивное тестирование особенно подходит для упо-
минавшихся в гл. 4 индивидуализированный программ обучения. В этих
тауну (hoDM приводятся в работах Д. Вейса, Н. Беца, Л. Девитта
-" <п-п. п i wi.icc 1974).
270 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
случаях учащиеся проходят учебный предмет в удобном для себя темпе
и могут поэтому выполнять значительно отличающиеся по трудности
тестовые задания. Тестирование с использованием вычислительных ма-
шин позволяет прекращать эксперимент, как только ответы испытуемого
показывают, насколько он овладел содержанием предмета.
Наряду с возможностью приспособить тестирование к индиви-
дуальным способностям и потребностям испытуемых вычислительные
устройства могут помочь преодолеть другие недостатки традиционных
групповых тестов (F. В. Baker, 1971; R.GIaser, A.J.Nitko, 1971;
B.F. Green, 1970). Их использование при анализе неверных ответов мо-
жет помочь в конкретных случаях идентифицировать тип ошибок. Спо-
собность компьютеров к немедленной обратной связи позволяет испы-
туемому выбирать ответы до тех пор, пока не найден правильный ответ,
а такая процедура помогает исследовать способ ответов. Еще одна воз-
можность в разработке процедур конкретных ответов и типов заданий-
исследовать способы решения испытуемым проблемной ситуации. На-
пример, исходя из первоначального представления о проблеме, испы-
туемый может запросить у машины информацию, необходимую для ус-
пешного выполнения каждого этапа решения; или испытуемого могут
попросить указать последовательность шагов решения. Проводятся так-
же исследования с использованием некоторых свободных по форме отве-
тов, таких, как подчеркивание соответствующих слов в предложении или
построение ответов, содержащих только одно слово.
МНОГОУРОВНЕВЫЕ БАТАРЕИ
Обзор. В отличие от индивидуальных шкал и разных типов адаптивных
тестов в традиционных групповых тестах одни и те же задания предъ-
являются всем испытуемым, вне независимости от их индивидуальных
ответов. По этой причине любой групповой тест должен содержать зада-
ния относительно ограниченного диапазона трудности, пригодные для
того конкретного возраста или уровня способностей, для которых он
предназначен. Чтобы обеспечить сравнимые меры интеллектуального
развития в более широком диапазоне, созданы серии частично совпадаю-
щих многоуровневых батарей. Таким образом, любой индивид может те-
стироваться на подходящем именно для него уровне, а другие уровни
могут использоваться при повторном тестировании испытуемого в после-
дующие годы или для сравнительных оценок разных возрастных групп.
Частичное совпадение последовательных батарей позволяет адекватно
выявить нижнюю и верхнюю границу возможностей испытуемых для их
возрастного распределения. Конечно, следует иметь в виду, что
сопоставление трудности задания и способностей испытуемого при при-
менении многоуровневых батарей в лучшем случае носит приблизи-
тельный характер. Более того, в отличие от индивидуализированных ме-
тодик, описанных в предыдущем разделе, ссроставление основывается на
предварительных сведениях об испытуемом таких, как его возраст или
класс, в котором он учится, а не на его ответах по тесту.
Многоуровневые батареи особенно удобны в тех случаях, когда
в школе необходимо провести сравнительные исследования через не-
сколько лет. По этой причине уровни обычно обозначаются в соответ-
271 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
дусматривают достаточную степень непрерывности содержания или
охватываемых батареей интеллектуальных функций. Тестовые резуль-
таты повсюду выражаются в одной и той же шкале единиц. Норма-
тивные выборки, используемые на разных уровнях, также более эквива-
лентны, чем это имеет место в раздельно стандартизованных тестах.
В табл. 24 приводятся наиболее представительные многоуровневые
батареи и диапазон охватываемых каждым уровнем классов. Следует от-
метить, что диапазоны достаточно узки, большинство уровней включает
от двух до трех классов. Вместе с тем суммарный диапазон батареи в це-
лом простирается от детей, посещающих детский сад, до студентов
колледжа.
Названия батарей также представляют определенный интерес. Для
обозначения по существу одного и того же типа тестов используются та-
кие понятия, как интеллект, общие способности, умственные способно-
сти, умственная зрелость, обучаемость, школьные способности, способ-
ности к обучению в школе и колледже. В рамках психометрического
подхода эти термины выступают как взаимозаменяемые и рассматри-
ваются как синонимы. Заслуживает внимания то обстоятельство, что
в большинстве созданных в последнее время тестов или пересмотренных
вариантов батарей понятие интеллект заменяется более специальными
терминами. Такая замена объясняется тем, что термин <интеллект> при-
обрел слишком много побочных значений и его использование может
привести к неправильному толкованию тестовых показателей. Одна из
самых последних батарей, представленная в табл. 24, называется <Ана-
лиз обучаемости> и предназначена для предсказания успеваемости
в школе и колледже. Разработка этой батареи начиналась с детального
анализа способностей, необходимых для обучения в школе, что отража-
ло растущий интерес к измерению предпосылок интеллектуальных навы-
ков обучения и других видов обычной деятельности. Главной целью та-
ких батарей является оценка готовности индивида к обучению на любой
стадии получения образования.
Большинство батарей, приведенных в табл. 24, основываются на
стандартных IQ или иных сходных стандартных показателях. В неко-
торых из батарей наряду со стандартным IQ используются несколько
типов норм, в том числе процентили, станайны или эквиваленты классов.
В дополнение к суммарному основному показателю в большинстве бата-
рей предусматриваются раздельные показатели по вербальным и количе-
ственным, лингвистическим и нелингвистическим заданиям. Такое разде-
ление позволяет выявить разницу в выполнении индивидом вербальных
и остальных субтестов, что особенно проявляется на более высоких
уровнях. Была также предпринята попытка (например, в СТММ) пред-
ставить нормы для интерпретации показателей по отдельным субтестам
или их сочетаниям. Однако такой практики вряд ли стоит придерживать-
ся, поскольку частичные показатели обычно весьма ненадежны и слиш-
ком коррелируют друг с другом, чтобы на их основе можно было объяс-
нить индивидуальные различия в выполнении субтестов. Большинство
обсуждаемых в этой главе типов тестов пригодны скорее для оценки об-
щего интеллектуального развития, нежели для установления различий
в способностях. Чтобы пояснить границы применимости современных
многоуровневых батарей, рассмотрим разные уровни каждой из трех ба-
тя пей. Выбранные уровни типичны для применяемых в начальных, сред-
"".пт гпответственно.
272 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Таблица 24
Представительные многоуровневые батареи
Батарея Уровни классов
rill
Анализ обучаемости (ALP) 1, 11-111, IV-VI, VII-IX, Х-XII
Калифорнийский тест умственной зрелости, Д/с-1, 1,5-111, IV-VI, VII-IX, IX-XII,
вариант 1963 г. (СТММ) XII-XVI
Тест познавательных способностей (CAT) д/с-1, 11-111, III, IV, V, VI, VII, VIII-IX
X-XI, XII
Тест умственных способностей Хенмона--
Нельсона, вариант 1973 г. д/с-2, III-VI, VI-IX, 1Х-Х11
Тесты Кюльманна-Андерсона: измерение д/с, 1, II, III-IV, IV-V, V-VII, VII-IX,
обучаемости в школе и колледже IX-XIII
Тест умственных способностей Отиса-Лен-
нона д/с, 1-1,5, 1,6111,9, IV-VI, VII-IX, X-XII
Тест способностей к обучению в школе
и колледже (SCAT), серии II IV-VI, VIII-IX. X-XII, XII-XIV
Короткий тест способностей к обучению
(SRA) д/с-1, 11-111, IV-VI, VII-VIII, IX-XII
Начальный уровень. Доказано, что применение групповых тестов
можно начинать с детей, посещающих детский сад и с первоклассников.
В дошкольном возрасте индивидуальные тесты предпочтительней, по-
скольку в этом возрасте важен непосредственный контакт с испытуемы-
ми, и к тому же используются устные задания и тесты действия. Однако
уже детям 5-6 лет можно предъявлять отпечатанные тесты, но группы
должны быть небольшими, 10-15 человек. Но и при таком тестировании
экспериментатор должен по-прежнему уделять значительное внимание
каждому ребенку, иначе он не сможет быть уверенным, что дети следуют
инструкции. Экспериментатор должен следить, чтобы правильно перево-
рачивались страницы тестовой тетради и соблюдались другие правила
тестирования. При необходимости экспериментатор вместе с одним-дву-
мя помощниками может проводить исследование и с численно больши-
ми группами.
В групповых тестах начального уровня каждому ребенку дается те-
традь с напечатанными картинками и схемами, составляющими задания
теста, инструктирование ведется устно и обычно сопровождается пока-
зом. Часто включаются предварительные упражения, в которых испы-
туемые пробуют выполнить один или два типа заданий и эксперимента-
тор или куратор проверяют ответы, чтобы быть уверенными, что
инструкция понята правильно. Ребенок отмечает свои ответы в тестовой