ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 736

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тетради цветным или простым карандашом. Большинство тестов тре-

буют лишь умения правильно отметить картинку из данного набора изо-

бражений. Некоторые тесты предполагают умение нарисовать линии, со-

единяющие две точки. Разумеется, тесты начального уровня не требуют

от обследуемых умения читать или писать.

Из табл. 24 видно, что некоторые из приведенных в ней батарей

включают тесты начального уровня. Чтобы пояснить характер этих те-

стов, рассмотрим начальный уровень тестаумственных способностей

Отиса-Леннона. Этот тест, опубликованный в 1967-1969 гг., на всех

273 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

уровень фактически сам распадается на два подуровня: начальный 1 (для

детей, посещающих детский сад) и 2 (для первоклассников в первые пол-

года обучения). Эти два уровня идентичны по содержанию и различают-

ся лишь по способам указания ребенком своих ответов. На начальном

уровне 1 ответы отмечаются обведением в кружок выбранного варианта,

и поэтому тест приходится обрабатывать вручную. На начальном уровне

2 используется тетрадь, подготовленная к машинной обработке резуль-

татов тестирования, ребенок отмечает в ней свой ответ, закрашивая рас-

положенный под изображениями небольшой овал (см. рис. 38).

По каждому заданию теста экспериментатором дается устная ин-

струкция. Экспериментатор контролирует также время (около 15 с), необ-

ходимое для выполнения каждого задания. Для проведения всего теста

требуется от 25 до 30 мин. Тест проводится по частям, с коротким пере-

рывом между 1 и II частью; часть 1 состоит из 23 заданий на классифи-

кацию, часть II содержит 32 задания на измерение способностей обра-

зовывать понятия и понимать количественные отношения, общей

осведомленности и умения следовать указаниям. Примеры заданий раз-

личных типов представлены на рис. 38.

Нормы для всех уровней батареи Отиса-Леннона были установ-

лены на тщательно отобранной репрезентативной выборке из 200000

учащихся всех 50 штатов. Показатели могут быть выражены в стан-

дартных IQ с а = 16. Соотнесением с возрастными и классными норма-

ми могут быть также найдены ранги процентилей и станайны. Как было

установлено для начального уровня, правильно построенные тесты обыч-

но имеют удовлетворительную надежность и валидность по критерию.

Для начального уровня 2 батареи Отиса-Леннона данные о надежности

были получены на основе повторного, проводившегося через 2 нед тести-


рования 1047 первоклассников взаимозаменяемой формой теста. Коэф-

фициент надежности оказался равным 0,87. Коэффициент надежности,

определенный методом расщепления, оказался равным 0,90 (для выборки

из 14 044 первоклассников). Проведенное год спустя катамнестическое ис-

следование 144 учащихся дало корреляции с показателями более высоко-

го уровня батареи на уровне 0,80. Коэффициенты, характеризующие те-

кущую и прогностическую валидности теста, вычисленные по результа-

там теста достижений и годовым оценкам, приблизительно равнялись

0,50.

Уровень средних клас с о в. Групповые тесты интеллекта, пред-

назначенные для детей IV класса и старше, весьма сходны как по своему

содержанию, так и по построению. Поскольку учащиеся этой категории

грамотны, преобладают тесты с вербальным содержанием, большинство

тестов включают также арифметические задачи или иные числовые

тесты. Некоторые батареи снабжены нелингвистическими тестами для

оценки тех же способностей у детей, не знающих английского языка, не

умеющих читать или обладающих какими-либо пробелами в образова-

нии.

В качестве примера тестов для средних классов рассмотрим несколь-

ко промежуточных уровней из теста познавательных способностей. Пол-

ная серия рассчитана на два начальных уровня (от детского сада до III

класса) и на различные уровни образования (от III до XII класса). По-

следние содержат восемь уровней (А-Н), представленных в одной тетра-

"" -iwTveMbie, относящиеся к разным уровням, выполняют разные на-

~~"" """"" ппазОМ. ЧТО боЛЬШИНСТВО

274

ТЕСТЫ ОВЩР.ГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ


Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,

отличающуюся от них.

(рисунки)

с>

(геометрические фигурь>)

О

С?

СО

о.;.

о

Часть И. Словесные понятия. Отметьте картинку, где нарисовано пламя.

Количественные отношения. Отметьте картинку, где столько же точек,

сколько частей в круге.

с)

с?

о

Общая осведомленность. Отметьте рисунок предмета, с помощью которого мы можем

вести разговоры.

Следование указаниям. Отметьте картинку со стаканом, помещенным в квадрат,

отмеченный наверху крестиком.

Рис. 38. Примеры заданий для н(цчального уровня теста умственных способностей

275 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

обследуемых выполняют задания среднего уровня трудности, что позво-

ляет различить их наиболее эффективным образом.

Тесты всех восьми уровней состоят из одних и тех же субтестов,

сгруппированных в три батареи следующим образом:

Вербальная батарея-словарный запас, завершение предложений, классификация

слов, словесные аналогии.

Количественная батарея-количественные отношения, числовые серии, составление

равенств.

Невербальная батарея-классификация фигур, аналогия фигур, объединение фигур.

В этих субтестах используются не слова или числа, а изображения геометрических фигур

и рисунков; задания относительно мало связаны со школьной программой.

Каждому субтесту предшествует одинаковый для всех уровней на-

бор упражнений. На рис. 39-41 представлены типичные задания каждого

из 10 субтестов, правда инструкции значительно сокращены. По уровню

трудности эти задания соответствуют тем, которые предназначены для

учащихся IV-VI классов. Создатели теста рекомендуют предъявлять де-

тям эти три батареи в три приема. Для большинства детей невербальная

батарея в отличии от вербальной и количественной батареи не является

предсказателем достижений в учебе. Однако сравнительный анализ вы-

полнения заданий по всем трем батареям может оказаться полезным

при выявлении специальных способностей.

Выборка стандартизации, включавшая приблизительно 20000 слу-

чаев для каждой из 10 групп учащихся разных классов, была составлена

таким образом, чтобы быть репрезентативной относительно популяции


Рис. 39. Типичные эадания из вербальной батареи теста познавательных способностей.

Ответы 1-D, 2-Е, З-С, 4-Е.

С любезного согласия Роберта Л. Торндайка и Элизабет Хаген

1. Словарный запас. Укажите слово, близкое по значению слову, выделенному

жирным шрифтом.

невежливый А-несчастный, В-сердитый, С-коварный, Д - грубый. Е-болтливый

2. Завершение предложений. Укажите слово, которое можно вставить вместо

пропуска в предложении.

Марк очень любил своего учителя естествознания, но ему не -преподаватель

математики.

А-слушаться, В-спорить, С-уважать, Д-хотеть, Е-нравиться

3. Классификация слов. Подумайте, что объединяет напечатанные жирным шриф-

том слова, и отметьте в нижнем ряду слово, которое к ним подходит.

голубь ястреб воробей

А-мотылек, В-летучая мышь, С-чайка,

Д - пчела, Е - белка

4. Словесные аналогии. Подумайте, как связаны первый два слова из верхнего

ряда, и укажите, какое слово из нижнего ряда точно так же связано с третьим.

горох -> боб, персик ->

А-ямя. В-дерево, С-еда

276 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

1. Количественные отношения. Если число, приведенное в столбце 1, больше

числа из столбца 2, отметьте А, если меньше-В, если равно-С.

Столбец 1 Столбец 2

5х0 5

2. Числовые серии. Выберите из правою ряда чисел число, которое может за-

вершить ряд чисел слева.

18 16 14 12 10 A-7, B-8, C-9, Д-10, E-12

3. Составление равенств. Расставьте приведенные внизу слева числа и матема-

тические знаки так, чтобы получилось равенство, и из чисел справа выберите

дающие правильный ответ.

1 89+- А-О, В-З. С-8, Д-9, Е-18

Рис. 40. Типичные задания из количественной батареи теста познавательных способ-

ностей. Ответы 1-В, 2-й, З-А.

С любезного согласия Роберта Л. Торндайка и Элизабет Хаген

школьников страны. Первичные показатели в каждой батарее переводи-

лись в единую для всех уровней шкалу с тем, чтобы обеспечить

непрерывность измерения и сравнимость показателей для разных клас-

сов. Для нормативной интерпретации показатели каждой батареи пере-

водились по каждому возрасту в нормализованные стандартные показа-

тели с М = 100 и (7 == 16. Процентили и станайны также устанавливались

по возрастам и классам. В руководстве к тесту не рекомендуется объеди-

нять показатели трех батарей в единый индекс.

Коэффициенты надежности трех батарей, вычисленные внутри групп


по формуле Кьюдера-Ричардсона, в основном равны 0,90. В руковод-

стве приводятся стандартные ошибки измерения для разных классов

и уровней показателей, а также минимальные различия между показате-

лями батарей, которые можно рассматривать как статистически и прак-

тически значимые. Взаимокорреляции показателей батареи колеблются

от 0,60 до 0,70, взаимокорреляции субтестов также необычно высоки.

Факторный анализ подтвердил наличие общего фактора во всех трех ба-

тареях, скорее всего представляющего способность рассуждать с по-

мощью абстрактных и символических понятий.

Тест познавательных способностей был стандартизован на той же

выборке, что и две батареи достижений теста основных навыков штата

Айова (ITBS) для 111-VIII классов, а также тест успехов в обучении для

1Х-Х11 классов. Текущая валидность теста познавательных способностей

по отношению к ITBS, установленная в группах из 500 испытуемых вы-

борки стандартизации для каждого класса отдельно, колебалась от 0,50

до 0,70. Было также установлено, что по отношению к успехам в школе

вербальная батарея дает самые высокие корреляции с достижениями по

всем учебным предметам, за исключением арифметики, оценки по кото-

рой лучше коррелируют с результатами выполнения количественной

батареи.

Корреляции с тестами достижений, проведенными через три года,

---.._"", " " .р "дй величины, что и текущие корреля-

277

ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

к школьным отметкам, полученным в промежуток времени от 1 до 3 лет,

были несколько ниже, где-то от 0,50 до 0,60. На корреляции этого типа,

вероятно, сказалась ненадежность и другие побочные факторы проце-

дуры оценивания.

Уровень старших классов. Следует отметить, что многоуров-

невые батареи для старшеклассников, как и другие тесты, предназна-

ченные для этой категории учащихся, пригодны также для тестирования

общих не отбираемых со специальной целью групп взрослых. Еще од-

ним источником тестов для взрослых служат тесты для военнослужащих,

адаптированные для применения среди гражданского населения.

Примером группового теста интеллекта для старшеклассников мо-

Рис. 41. Типичные задания из невербальной батареи теста познавательных способ-

ностей. Ответы 1-В, 2-0, 3-3 и 4.

С любезного согласия Роберта Л. Торндайка и Элизабет Хаген и с разрешения

Хо/гтон Миффлин Компани

1. Классификация фигур. Среди фигур, расположенных справа, укажите построенную