Файл: Андреева Социальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 795

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отдельности (отношения по вертикали, отношения по го-

ризонтали, отношение к труду). Интегрирование полу-

ченных трех рядов данных представляет до сих пор оп-

ределенное затруднение. Отдельные исследобатели вво-

дят понятие типа социально-психологического климата

и выделяют четыре возможных типа: а) благоприятный,

б) противоречивый, в) средне благоприятный, г) небла-

гоприятный климат. Однако вопрос о том, какая сово-

купность показателей по трем блокам даег <благоприят-

ный> (или <неблагоприятный>) климат, сказать с точ-

ностью пока нельзя. Только продолжение исследований

по этой проблеме поможет довести до конца решение и

этого вопроса.

Относительно новой проблемой социально-психоло-

гических исследований на промышленном предприятии

является проблема коммуникаций внутри производст-

венного коллектива. При многочисленных исследова-

Человек и его работа. Под ред. А. Г. Здравомыслова,

В. А. Ядова, В. П. Рожина, М" 1967.

ниях психологического климата выяснилось, что очень

часто члены более мелких подразделений крупного про-

мышленного предприятия (бригад, цехов, смен) при

благоприятном психологическом климате, существую-

щем в этом подразделении, оказываются довольно

замкнутыми в рамках <своей> бригады, цеха, смены

и т. д. В этом случае характерна их плохая информиро-

ванность относительно предприятия в целом, его пока-

зателей, значимости данного участка внутри целого

предприятия, ритма его работы, качества его продук-

ции. Вместе с тем бывает и плохое знание людей пред-

приятия за пределами своего подразделения. Также бы-

ло выяснено, что уровень информированности относи-

тельно предприятия в целом положи гельно влияет на

общую атмосферу в каждом подразделении. Теоретичес-

ки этот эмпирический факт можно объяснить тем, что

включенность каждого коллектива в более широкую со-

циальную структуру и осознание этой включенности

всегда создает новую, дополнительную мотивацию в

деятельности, которая выступает как элемент более об-

щей деятельности. Поэтому в последнее время пробле-

ма информированности коллектива, а значит, и проб-

лема развития коммуникаций стала предметом иссле-

дования.

Своеобразной сквозной темой исследования в про-

мышленности является проблема управления. Это об-

условлено тем, что она имеет отношение к самым раз-


личным отраслям знания, и прежде всего потому, что

вместе с психологами в ее разработку вовлечены спе-

циалисты по экономике. Социальная психология имеет

здесь свой собственный аспект, достаточно четко обоз-

наченный. Для ее области проблема управления тоже

носит сквозной характер, поскольку теми или иными

своими сторонами она включена и в изучение психоло-

гического климата, и в изучение текучести кадров, и во-

обще в любое исследование, связанное с анализом пси-

хологических характеристик трудового коллектива.

Вместе с тем проблема управления в ее социально-пси-

хологическом разрезе имеет и свои собственные вопро-

сы для исследования.

Социально-психологические проблемы руководства и управле-

ния коллективами. (Научные сообщения к симпозиуму. Рига,

1974). М" 1974.

Самой главной частью в ней является вопрос о необ-

ходимых 1 руководителю психологических качествах.

Многочисленные прикладные исследования ориентиро-

ваны именно на выяснение этого вопроса. Ради этого

применяются различные личностные тесты, конструи-

руются специальные методики, часто даются описа-

тельные характеристики идеального руководителя. Есте-

ственно, что посредством этих методик схватываются

многие, действительно необходимые руководителю свой-

ства, перечень которых почерпнут из житейского опыта.

Нет слов, и эта работа полезна. Однако при проведении

прикладного исследования по этой проблеме нельзя за-

бывать о нерешенности на теоретическом уровне многих

относящихся сюда вопросов.

Иногда складывается парадоксальная ситуация, ког-

да психологи-профессионалы знают все доводы против,

например, теории <черт>, объясняющей феномен лидер-

ства, всю тщетность попыток построить научно обосно-

ванный перечень <черт> лидера, и тем не менее на при-

кладном уровне прилежно выясняют, какими чертами

должен обладать руководитель. Аргумент, который

иногда можно услышать по этому поводу, заключается

в том, что жизненные проблемы <не ждут> и надо хоть

<что-то> делать для их решения. Несмотря на кажущую-

ся вескость такого аргумента, вряд ли с ним можно

полностью согласиться. Естественно, жизненные проб-

лемы <не ждут>, но из этого не следует, что их нужно

решать способами, о негодности которых доподлинно

известно в <большой> науке. Ситуация с <чертами> ру-


ководителя хорошо иллюстрирует тот самый случай,

когда нужно сделать очень трудный шаг: честно сказать

заказчику, что наука пока не располагает средствами

для решения его проблем. Такая позиция ничего обще-

го не имеет с простым отказом от включения в реше-

ние нужной проблемы, но она не сеет иллюзий относи-

тельно якобы имеющихся в наличии знаний.

В проблеме управления можно и сегодня найти та-

кие задачи, которые социальная психология может ре-

шить: это проблема соотношения стиля руководства н

эффективности групповой деятельности, проблема раз-

решения конфликтов, возникших на психологическом

уровне, проблема руководства принятием группового

решения и многие другие. Что же касается качеств ру-

ководителей, то и здесь можно обозначить Кое-какие

подходы, не вступающие в противоречие с разработкой

вопроса на теоретическом уровне: например, анализ

совместимости руководителя и коллектива, /выявление

роли <обратной связи> (знание руководителом того, как

он воспринимается подчиненными) в эффективности уп-

равления и т. д. Кроме того, когда на прикладном уров-

не встает задача исследовать некоторые проблемы уп-

равления и руководства, практически возникает по-

требность исследования многих смежных с проблемой

управления вопросов, которые лишь косвенно относятся

к управлению, хотя и чрезвычайно важны для его опти-

мизации. Поэтому мы и отмечаем <сквозной> характер

проблемы управления для социальной психологии.

В том что при ее изучении в прикладном исследовании

фактически фигурируют и другие предметы социально-

психологического анализа, например анализ межлично-

стных отношений в группе, нет ничего ущемляющего

проблему управления. Введение этих новых поворотов

не есть уход от темы, но лишь выведение темы на тот

уровень исследования, который возможен при совре-

менном состоянии науки. Зацикливание же этой проб-

лемы на выявлении <черт>, <качеств>, <свойств> руково-

дителя есть гораздо большая дискредитация социальной

психологии.

Все сказанное приобретает особую опасность, когда

в исследования включаются непрофессионалы, весьма

приблизительно представляющие себе сущность вопро

са и методик его исследования. Чаще всего в этом слу-

чае довольно категорично требуют во что бы то ни ста-

ло использования тестов, демонстрируя наивную веру в


их абсолютное могущество. Тот факт, что тестов много,

что применять их нужно при совершенном владении тех-

никой, что каждый из них обладает саоими собственны-

ми достоинствами и недостатками, при таком подходе

просто исключается. Тест превращается в некий символ

научности исследования; противостоять его применению

становится весьма затруднительно, даже если очевид-

на его неревалентность в конкретном случае. Трудно

сказать, каковы причины формирования в сознании мно-

гих заказчиков совершенно ложного образа социальной

психологии (и психологии вообще) как науки о приме-

нении тестов. Весь смысл прикладных исследований, их

Ш

отличие с социологических прикладных исследований

усматривают при этом в том, что психолог должен <тес-

тировать>. К сожалению, такой образ уже в какой-то

мере успел сформироваться, и проведение прикладных

исследований, в частности, в области исследования пси-

хологический проблем управления приходится начинать

зрушения этого ложного и опасного стереотипа.

адача психолога на промышленном предприятии

сегодня-это нс просто проведение прикладных иссле-

дований по предлагаемым темам, но и своего рода про-

паганда социально-психологических знаний, с целью

формулирования самой проблематики. Смысл этой дея-

тельности должен заключаться в том, чтобы объяснить

заказчику, что в состоянии предложить ему социальная

психология так, чтобы эти предложения базировались

на действительных возможностях науки

Хорошей формой для такой работы является совер-

шенствование планов социального развития. Каждый

план содержит три раздела: аналитическую часть, где

описывается состояние коллектива, прогностическую

часть, где формулируется прогноз по каждому показа-

телю жизни коллектива, и часть, содержащую перечень

необходимых исследований. Социальный психолог дол-

жен четко продумать и вопрос о методиках, уместных

для выполнения первой части, и, особенно, содержание

третьей части, где ему совместно с другими специалис-

тами предстоит дать своеобразную программу исследо-

ваний. Именно здесь он должен доказать и необходи-

мость, и возможность, и обоснованность определенного

набора проблем. Профессиональная подготовка обязы-

вает его занять здесь активную позицию, основанную

как на понимании реальных проблем предприятия, так


и четком представлении о возможностях социальной

психологии

В отличие от промышленного про-

изводства такая важная область

общественного организма, как сис-

тема средств массовой информации

и пропаганды, не имеет до сих пор

организационного оформления своих отношений с со-

циальной психологией. Это не означает того, что в этой

Социальная психология и социальное планирование. Под ред.

Е. С. Кузьмина и А. А. Бодалева. Л., 1973.

Социально-психоло-

гические проблемы

массовой коммуни-

кации и пропаганды

сфере общественной жизни отсутствуют интерес и по-

требность в социально-психологических исследованиях.

Напротив, как это неоднократно отмечалось/ и в офи-

циальных постановлениях, вся область прпагандист-

. ской работы не может развиваться, не опираясь на

:: научные исследования, в том числе и на следования

; социальных психологов.. Речь идет просто/ о том, что

все исследования такого плана выполняются пока ли

бо на общественных началах, либо на основе хозяйст-

венных договоров, но в аппарате учреждений, связан-

ных с организацией массовой информации и пропаган-

ды, отсутствуют специально фиксированные должности

социальных психологов (или психологов вообще). Са-

ма же проблематика социально-психологических иссле-

дований в этой сфере разрабатывается достаточно ак-

тивно. Есть и удачные примеры приложения результа-

тов этих исследований, применение их рекомендаций в

практике.

Можно сказать, что все компоненты рассмотренной

выше пятичленной формулы, раскрывающей структуру

коммуникативного процесса, являются в настоящее вре-

мя объектами прикладных исследований: коммуника-

тор, сообщение, аудитория, канал, эффективность.

В каждой из групп исследований, посвященных изуче-

нию отдельного компонента, выделились наиболее важ-

ные и интересные темы. Это связано с тем обстоятель-

ством, что массовая коммуникация, а значит, и область

пропагандистского воздействия, является равновид-

ностью массового общения людей, где информация рас-

пространяется преимущественно при помощи техничес-

ких средств (печать, телевидение, радио). Весь этот

процесс организуется и направляется определенными

социальными институтами. Поскольку содержанием их

деятельности в нашем обществе является коммунисти-

ческое воспитание широких масс населения, такая вы-