ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 795
Скачиваний: 0
отдельности (отношения по вертикали, отношения по го-
ризонтали, отношение к труду). Интегрирование полу-
ченных трех рядов данных представляет до сих пор оп-
ределенное затруднение. Отдельные исследобатели вво-
дят понятие типа социально-психологического климата
и выделяют четыре возможных типа: а) благоприятный,
б) противоречивый, в) средне благоприятный, г) небла-
гоприятный климат. Однако вопрос о том, какая сово-
купность показателей по трем блокам даег <благоприят-
ный> (или <неблагоприятный>) климат, сказать с точ-
ностью пока нельзя. Только продолжение исследований
по этой проблеме поможет довести до конца решение и
этого вопроса.
Относительно новой проблемой социально-психоло-
гических исследований на промышленном предприятии
является проблема коммуникаций внутри производст-
венного коллектива. При многочисленных исследова-
Человек и его работа. Под ред. А. Г. Здравомыслова,
В. А. Ядова, В. П. Рожина, М" 1967.
ниях психологического климата выяснилось, что очень
часто члены более мелких подразделений крупного про-
мышленного предприятия (бригад, цехов, смен) при
благоприятном психологическом климате, существую-
щем в этом подразделении, оказываются довольно
замкнутыми в рамках <своей> бригады, цеха, смены
и т. д. В этом случае характерна их плохая информиро-
ванность относительно предприятия в целом, его пока-
зателей, значимости данного участка внутри целого
предприятия, ритма его работы, качества его продук-
ции. Вместе с тем бывает и плохое знание людей пред-
приятия за пределами своего подразделения. Также бы-
ло выяснено, что уровень информированности относи-
тельно предприятия в целом положи гельно влияет на
общую атмосферу в каждом подразделении. Теоретичес-
ки этот эмпирический факт можно объяснить тем, что
включенность каждого коллектива в более широкую со-
циальную структуру и осознание этой включенности
всегда создает новую, дополнительную мотивацию в
деятельности, которая выступает как элемент более об-
щей деятельности. Поэтому в последнее время пробле-
ма информированности коллектива, а значит, и проб-
лема развития коммуникаций стала предметом иссле-
дования.
Своеобразной сквозной темой исследования в про-
мышленности является проблема управления. Это об-
условлено тем, что она имеет отношение к самым раз-
личным отраслям знания, и прежде всего потому, что
вместе с психологами в ее разработку вовлечены спе-
циалисты по экономике. Социальная психология имеет
здесь свой собственный аспект, достаточно четко обоз-
наченный. Для ее области проблема управления тоже
носит сквозной характер, поскольку теми или иными
своими сторонами она включена и в изучение психоло-
гического климата, и в изучение текучести кадров, и во-
обще в любое исследование, связанное с анализом пси-
хологических характеристик трудового коллектива.
Вместе с тем проблема управления в ее социально-пси-
хологическом разрезе имеет и свои собственные вопро-
сы для исследования.
Социально-психологические проблемы руководства и управле-
ния коллективами. (Научные сообщения к симпозиуму. Рига,
1974). М" 1974.
Самой главной частью в ней является вопрос о необ-
ходимых 1 руководителю психологических качествах.
Многочисленные прикладные исследования ориентиро-
ваны именно на выяснение этого вопроса. Ради этого
применяются различные личностные тесты, конструи-
руются специальные методики, часто даются описа-
тельные характеристики идеального руководителя. Есте-
ственно, что посредством этих методик схватываются
многие, действительно необходимые руководителю свой-
ства, перечень которых почерпнут из житейского опыта.
Нет слов, и эта работа полезна. Однако при проведении
прикладного исследования по этой проблеме нельзя за-
бывать о нерешенности на теоретическом уровне многих
относящихся сюда вопросов.
Иногда складывается парадоксальная ситуация, ког-
да психологи-профессионалы знают все доводы против,
например, теории <черт>, объясняющей феномен лидер-
ства, всю тщетность попыток построить научно обосно-
ванный перечень <черт> лидера, и тем не менее на при-
кладном уровне прилежно выясняют, какими чертами
должен обладать руководитель. Аргумент, который
иногда можно услышать по этому поводу, заключается
в том, что жизненные проблемы <не ждут> и надо хоть
<что-то> делать для их решения. Несмотря на кажущую-
ся вескость такого аргумента, вряд ли с ним можно
полностью согласиться. Естественно, жизненные проб-
лемы <не ждут>, но из этого не следует, что их нужно
решать способами, о негодности которых доподлинно
известно в <большой> науке. Ситуация с <чертами> ру-
ководителя хорошо иллюстрирует тот самый случай,
когда нужно сделать очень трудный шаг: честно сказать
заказчику, что наука пока не располагает средствами
для решения его проблем. Такая позиция ничего обще-
го не имеет с простым отказом от включения в реше-
ние нужной проблемы, но она не сеет иллюзий относи-
тельно якобы имеющихся в наличии знаний.
В проблеме управления можно и сегодня найти та-
кие задачи, которые социальная психология может ре-
шить: это проблема соотношения стиля руководства н
эффективности групповой деятельности, проблема раз-
решения конфликтов, возникших на психологическом
уровне, проблема руководства принятием группового
решения и многие другие. Что же касается качеств ру-
ководителей, то и здесь можно обозначить Кое-какие
подходы, не вступающие в противоречие с разработкой
вопроса на теоретическом уровне: например, анализ
совместимости руководителя и коллектива, /выявление
роли <обратной связи> (знание руководителом того, как
он воспринимается подчиненными) в эффективности уп-
равления и т. д. Кроме того, когда на прикладном уров-
не встает задача исследовать некоторые проблемы уп-
равления и руководства, практически возникает по-
требность исследования многих смежных с проблемой
управления вопросов, которые лишь косвенно относятся
к управлению, хотя и чрезвычайно важны для его опти-
мизации. Поэтому мы и отмечаем <сквозной> характер
проблемы управления для социальной психологии.
В том что при ее изучении в прикладном исследовании
фактически фигурируют и другие предметы социально-
психологического анализа, например анализ межлично-
стных отношений в группе, нет ничего ущемляющего
проблему управления. Введение этих новых поворотов
не есть уход от темы, но лишь выведение темы на тот
уровень исследования, который возможен при совре-
менном состоянии науки. Зацикливание же этой проб-
лемы на выявлении <черт>, <качеств>, <свойств> руково-
дителя есть гораздо большая дискредитация социальной
психологии.
Все сказанное приобретает особую опасность, когда
в исследования включаются непрофессионалы, весьма
приблизительно представляющие себе сущность вопро
са и методик его исследования. Чаще всего в этом слу-
чае довольно категорично требуют во что бы то ни ста-
ло использования тестов, демонстрируя наивную веру в
их абсолютное могущество. Тот факт, что тестов много,
что применять их нужно при совершенном владении тех-
никой, что каждый из них обладает саоими собственны-
ми достоинствами и недостатками, при таком подходе
просто исключается. Тест превращается в некий символ
научности исследования; противостоять его применению
становится весьма затруднительно, даже если очевид-
на его неревалентность в конкретном случае. Трудно
сказать, каковы причины формирования в сознании мно-
гих заказчиков совершенно ложного образа социальной
психологии (и психологии вообще) как науки о приме-
нении тестов. Весь смысл прикладных исследований, их
Ш
отличие с социологических прикладных исследований
усматривают при этом в том, что психолог должен <тес-
тировать>. К сожалению, такой образ уже в какой-то
мере успел сформироваться, и проведение прикладных
исследований, в частности, в области исследования пси-
хологический проблем управления приходится начинать
зрушения этого ложного и опасного стереотипа.
адача психолога на промышленном предприятии
сегодня-это нс просто проведение прикладных иссле-
дований по предлагаемым темам, но и своего рода про-
паганда социально-психологических знаний, с целью
формулирования самой проблематики. Смысл этой дея-
тельности должен заключаться в том, чтобы объяснить
заказчику, что в состоянии предложить ему социальная
психология так, чтобы эти предложения базировались
на действительных возможностях науки
Хорошей формой для такой работы является совер-
шенствование планов социального развития. Каждый
план содержит три раздела: аналитическую часть, где
описывается состояние коллектива, прогностическую
часть, где формулируется прогноз по каждому показа-
телю жизни коллектива, и часть, содержащую перечень
необходимых исследований. Социальный психолог дол-
жен четко продумать и вопрос о методиках, уместных
для выполнения первой части, и, особенно, содержание
третьей части, где ему совместно с другими специалис-
тами предстоит дать своеобразную программу исследо-
ваний. Именно здесь он должен доказать и необходи-
мость, и возможность, и обоснованность определенного
набора проблем. Профессиональная подготовка обязы-
вает его занять здесь активную позицию, основанную
как на понимании реальных проблем предприятия, так
и четком представлении о возможностях социальной
психологии
В отличие от промышленного про-
изводства такая важная область
общественного организма, как сис-
тема средств массовой информации
и пропаганды, не имеет до сих пор
организационного оформления своих отношений с со-
циальной психологией. Это не означает того, что в этой
Социальная психология и социальное планирование. Под ред.
Е. С. Кузьмина и А. А. Бодалева. Л., 1973.
Социально-психоло-
гические проблемы
массовой коммуни-
кации и пропаганды
сфере общественной жизни отсутствуют интерес и по-
требность в социально-психологических исследованиях.
Напротив, как это неоднократно отмечалось/ и в офи-
циальных постановлениях, вся область прпагандист-
. ской работы не может развиваться, не опираясь на
:: научные исследования, в том числе и на следования
; социальных психологов.. Речь идет просто/ о том, что
все исследования такого плана выполняются пока ли
бо на общественных началах, либо на основе хозяйст-
венных договоров, но в аппарате учреждений, связан-
ных с организацией массовой информации и пропаган-
ды, отсутствуют специально фиксированные должности
социальных психологов (или психологов вообще). Са-
ма же проблематика социально-психологических иссле-
дований в этой сфере разрабатывается достаточно ак-
тивно. Есть и удачные примеры приложения результа-
тов этих исследований, применение их рекомендаций в
практике.
Можно сказать, что все компоненты рассмотренной
выше пятичленной формулы, раскрывающей структуру
коммуникативного процесса, являются в настоящее вре-
мя объектами прикладных исследований: коммуника-
тор, сообщение, аудитория, канал, эффективность.
В каждой из групп исследований, посвященных изуче-
нию отдельного компонента, выделились наиболее важ-
ные и интересные темы. Это связано с тем обстоятель-
ством, что массовая коммуникация, а значит, и область
пропагандистского воздействия, является равновид-
ностью массового общения людей, где информация рас-
пространяется преимущественно при помощи техничес-
ких средств (печать, телевидение, радио). Весь этот
процесс организуется и направляется определенными
социальными институтами. Поскольку содержанием их
деятельности в нашем обществе является коммунисти-
ческое воспитание широких масс населения, такая вы-