ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 526
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Конфуций: этика ритуала
Глава 3. Будда: победить самого себя
Глава 4. Моисей: десять заповедей
Глава 5. Иисус христос: любите врагов ваших
Глава 6. Мухаммед: нет бога кроме аллаха
Глава 7. Сократ: я знаю, что ничего не знаю
Глава 8. Эпикур: живи незаметно
Глава 9. Л. Н. Толстой: непротивление злу насилием
учения Будды, не может быть элементом универсальной схемы. В действитель-
ности это не так. Если понимать мораль как путь, который ведет человека от
несовершенства к совершенству, то достижение совершенства не может не быть
выходом за границы морали, неким возвышением над моралью. Другой вопрос —
можно ли достичь такого состояния или нет. Но если помыслить себе такое
состояние достижимым, а идеал осуществленным, то необходимо признать, что это
как раз означает преодоленность морали.
По ту сторону добра и зла
В учении Будды есть два ряда утверждений, которые очевидным образом
противоречат друг другу. С одной стороны, буддийский идеал предполагает
освобождение от всех желаний, от удовольствий в такой же мере, в какой и от
страданий. "Нет уз для тех, у которых нет приятного или неприятного" (211).
Отсюда вытекает, что для достижения нирваны необходимо прорваться по ту
сторону добра и зла. Одно из высказываний Будды гласит: "Я называю брахманом
того, кто здесь избежал привязанности и к доброму и к злому, кто беспечален,
бесстрастен и чист" (412). Блаженный потому является
'Брахманом в Индии называли носителя самых высоких моральных качеств. Будда, заимствовав этот
термин, связывает его со своим представлением о нирване, с состоянием просветленности.
59
блаженным, что он "с благим и неблагим покончил" и ему "ни гнев, ни милость не
свойственны" (ВМ, 164, 194). С другой стороны, Будда связывает достижение нирваны
с нравственным образом действий, прежде всего с решительным, самым
последовательным отказом от ненависти и насилия: "Ибо никогда в этом мире
ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она.
Вот извечная дхамма" (5); "Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью,
всегда бодрствуют. И днем и ночью их ум радуется ненасилию" (300). Он прямо
апеллирует к золотому правилу, являющемуся сердцевиной нравственности: "Все
боятся смерти — поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к
убийству" (129). Как же соотносятся между собой эти взаимоисключающие суждения о
морали?
Понятия добра и зла связаны с промежуточным статусом человека в мире. Человек —
существо несовершенное. Понятие зла выражает отрицательное отношение человека к
своему несовершенству, а понятие добра — перспективу его преодоления: Если
человека уподобить путнику, то добро и зло обозначают противоположные векторы
пути, по которому он идет. Они разграничивают все явления человеческой жизни и
окружающего мира на два класса в зависимости от того, помогают ли они человеку
двигаться вперед, к заветной цели, или препятствуют этому. Буддийское ненасилие
предполагает существо, которое есть само совершенство. Это состояние человека,
который дошел до цели. Ненасилие, означающее абсолютный запрет на насилие и
ненависть, не проводит различия между живыми существами с точки зрения их
нравственного качества, оно равно распространяется на добрых и злых. Для путника,
достигшего цели, не существует тягот пройденного пути. Точно так же для блаженного
не существует различий между добром и злом. Здесь речь идет о двух разных оптиках:
оптике человека, который еще находится в пути и, раздирая в кровь руки, карабкается
вверх, и оптике человека, который уже преодолел этот путь и спокойно стоит на
вершине. Для первого существенно знать, где добро и где зло, за какой куст он может
схватиться, а за какой нет, для второго это потеряло актуальность.
Хотя ненасилие выше борьбы между добром и злом, оно тем не менее имеет ту же
природу, что и добро. Более
60
того, оно и есть добро, не ограниченное необходимостью противостоять злу. Это
как бы чистое добро, которое не опускается до противостояния злу, а просто
отторгает его, подобно тому как океан выбрасывает на берег трупы. Можно сказать
так: буддийское ненасилие выше противоположности добра и зла, но не самого
добра. Обратимся снова к помощи аналогии. Для земного существования очень
важное значение имеет смена дня и ночи. Но рассмотренное с точки зрения
солнечного центра, это различие теряет какой бы то ни было смысл. Солнце оди-
наково светит и днем и ночью. Тем не менее все-таки день ближе к солнечному
свету, чем ночь, его и называют светлым в отличие от темной ночи, Точно так же
свет закона ненасилия одинаково освещает добрых и злых, хотя и светит светом
добра. "Кто добрым делом искупает зло, тот освещает этот мир, как луна,
освобожденная от облаков" (173).
Учение Будды начинает с того, что ставит под сомнение противоположность между
наслаждением и страданием, исходя из убеждения, согласно которому все есть
страдание. В своем итоговом нормативном выводе оно подвергает сомнению
противоположность между добром и злом, чтобы обосновать правомерность одного
лишь добра. Начало, где все сводится к одному лишь страданию, предполагает
именно такой конец, где все сводится к одному лишь добру. Тем самым все учение
оказывается стянутым обручем тех самых противоположностей, от которых оно
стремилось освободиться. Страдание, оставаясь страданием, оказывается в нем
также полюсом зла. Субстанцию четырех благородных истин в такой же мере
можно обозначить понятием страдания, как и понятием зла: "Зло, происхождение
зла и преодоление зла, и благородный восьмеричный путь, ведущий к
прекращению зла" (191). Добро, оставаясь добром, в то же время выступает в
учении Будды как полюс наслаждений. Не о том ли говорит следующее
высказывание Будды: "Дар дхаммы превосходит всякий дар; сладость дхаммы
превосходит всякую сладость; радость дхаммы превосходит всякую радость;
уничтожение желаний побеждает любую печаль" (354). Тем самым страдание —
зло противостоит добру — наслаждению.
1 Дхамма — слово, означающее добродетель, закон, учение, качество, вещь. Здесь имеется в виду
учение Будды.
61
Идеал Будды — больше, чем регулятивный принцип или абстрактный ориентир
поведения. Он представляет собой вполне конкретную жизненную программу,
которая посильна человеку и которая полностью реализована в жизненном опыте
самого Будды. Будда — воплощенный нравственный идеал. Он выше людей и
выше богов, он положил конец тому, что не имеет начала, — цепи рождений и
смертей. Хотя, достигнув просветления, он физически еще оставался в мире в
течение сорока четырех лет, чтобы вести проповедническую деятельность, тем не
менее внутренне он уже находился вне мира; не свободный от телесной боли, он
полностью освободился от боли душевной. Он достиг нирваны, которая находится
за пределом и времени и пространства, ее единственное место и единственное
время — это нравственность, отсутствие чего-либо дурного. С этой позиции
абсолютной нравственной чистоты, совпадающей с вечностью, отношение к миру
может быть только отрицательным. Поэтому все требования этики Будды являются
запретами, а в совокупности они представляют собой некую систематику
нравственного отрешения от мира. Моральный кодекс сторонника Будды состоит
из пяти запретов: буддист-мирянин не должен убивать; воровать; жить
нецеломудренно; лгать; употреблять опьяняющие напитки. Монах плюс к ска-
занному должен еще воздерживаться от пения, танцев, музыки, украшений,
роскоши, золота и серебра, принятия пищи в неурочное время.
Будду сложно идентифицировать. Будда и не человек, и не бог. Он выше. Он —
Будда, просветленный. Это его собственное и нарицательное имя одновременно.
Любой человек, став Буддой, становится таким же, как он. Он совпадает с
вечностью, с бессмертием. Он стал Буддой постольку, поскольку искоренил в себе
все человеческие и божественные привязанности, все индивидуально-особенное.
Совершенствование по-буддийски можно истолковать как движение от инди-
видуально-личностной определенности к абсолютно безличному началу.
Моральные запреты Будды направлены на отказ от человеческой самости, от всего,
что выделяет человека как индивида, обособляет его от других людей и более
широко — от всех живых существ. Выражением этого является универсализм этики
Будды, выражающийся в одинаковом отношении ко всему живому. В учении
Будды есть
62
понятие metta, переводимое на русский язык как дружелюбие, сострадание. Это такое
состояние, которого достигает человек, преодолевший в себе вражду и чувственную
привязанность к миру, и которое реализуется в одинаково благосклонном отношении
ко всем живым существам.
Существует мнение, согласно которому этика Будды принципиально безличностна.
Оно по меньшей мере односторонне. Действительно, восхождение к нирване означает
погружение в абсолютно безличное, внутренне нерасчлененное состояние. В этом
заключается спасение человека. Однако осуществляется оно исключительно в
результате усилий самого человека, на основе его свободного индивидуального выбора.
Все определяется мерой добродетельности намерений и поступков индивида,
обнаруживаемых, правда, во всей совокупности предшествующих рождений.
Поскольку нравственная судьба человека полностью подконтрольна ему самому и
возможности его спасения не ограничены ничем, кроме его собственных грехов и
ошибок, то по этому признаку этику Будды вполне можно квалифицировать как этику
личности. Как полагает Будда, человек, чтобы утвердиться в качестве нравственной
личности, должен победить самого себя как обособленного эмпирического индивида. В
этом смысле его можно упрекнуть в том, что он предельно этизирует понятие
личности.
Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее
самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные цели. При этом
нравственность интересует Будду прежде всего в ее практически действенном
выражении, как путь спасения. Вопросы ее философско-доктринального обоснования
он оставляет в стороне. Точно так же в учении Будды крайне слабо выражен
религиозный элемент. Правда, ученики Будды были организованы в монашеские
общины. Община (сангха) наряду с учителем и учением — одно из трех прибежищ
буддиста. Однако сама община цементировалась во времена Будды общностью
духовно-нравственных стремлений и соответствующего образа жизни; составленный
им устав общины основывается на прецедентах. Буддизм в его первоначальном
содержании не был отгорожен от мира ни философским, ни религиозным панцирем.
Это предопределило его удивительную пластичность, способность к изменениям и
ассимиляции. На
63
почве разнообразных философских и исторических традиций буддизм стал быстро
видоизменяться, он разделился на ряд течений, из которых наиболее значительными стали
северный буддизм (махаяна, что переводится как "большая колесница") и южный буддизм
(хинаяна, "малая колесница"). Одновременно происходило обожествление образа Будды,
превращение буддизма в религиозное мировоззрение и практику. В таком виде он дошел до
наших дней. Буддизм имеет сегодня сотни миллионов приверженцев и является очень
заметным, значимым элементом в религиозно-культурном многообразии современного
мира.