ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 526

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

учения Будды, не может быть элементом универсальной схемы. В действитель-

ности это не так. Если понимать мораль как путь, который ведет человека от

несовершенства к совершенству, то достижение совершенства не может не быть

выходом за границы морали, неким возвышением над моралью. Другой вопрос —

можно ли достичь такого состояния или нет. Но если помыслить себе такое

состояние достижимым, а идеал осуществленным, то необходимо признать, что это

как раз означает преодоленность морали.

По ту сторону добра и зла

В учении Будды есть два ряда утверждений, которые очевидным образом

противоречат друг другу. С одной стороны, буддийский идеал предполагает

освобождение от всех желаний, от удовольствий в такой же мере, в какой и от

страданий. "Нет уз для тех, у которых нет приятного или неприятного" (211).

Отсюда вытекает, что для достижения нирваны необходимо прорваться по ту

сторону добра и зла. Одно из высказываний Будды гласит: "Я называю брахманом

того, кто здесь избежал привязанности и к доброму и к злому, кто беспечален,

бесстрастен и чист" (412). Блаженный потому является

'Брахманом в Индии называли носителя самых высоких моральных качеств. Будда, заимствовав этот

термин, связывает его со своим представлением о нирване, с состоянием просветленности.

59

блаженным, что он "с благим и неблагим покончил" и ему "ни гнев, ни милость не

свойственны" (ВМ, 164, 194). С другой стороны, Будда связывает достижение нирваны

с нравственным образом действий, прежде всего с решительным, самым

последовательным отказом от ненависти и насилия: "Ибо никогда в этом мире

ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она.

Вот извечная дхамма" (5); "Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью,

всегда бодрствуют. И днем и ночью их ум радуется ненасилию" (300). Он прямо

апеллирует к золотому правилу, являющемуся сердцевиной нравственности: "Все

боятся смерти — поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к

убийству" (129). Как же соотносятся между собой эти взаимоисключающие суждения о

морали?

Понятия добра и зла связаны с промежуточным статусом человека в мире. Человек —

существо несовершенное. Понятие зла выражает отрицательное отношение человека к

своему несовершенству, а понятие добра — перспективу его преодоления: Если

человека уподобить путнику, то добро и зло обозначают противоположные векторы


пути, по которому он идет. Они разграничивают все явления человеческой жизни и

окружающего мира на два класса в зависимости от того, помогают ли они человеку

двигаться вперед, к заветной цели, или препятствуют этому. Буддийское ненасилие

предполагает существо, которое есть само совершенство. Это состояние человека,

который дошел до цели. Ненасилие, означающее абсолютный запрет на насилие и

ненависть, не проводит различия между живыми существами с точки зрения их

нравственного качества, оно равно распространяется на добрых и злых. Для путника,

достигшего цели, не существует тягот пройденного пути. Точно так же для блаженного

не существует различий между добром и злом. Здесь речь идет о двух разных оптиках:

оптике человека, который еще находится в пути и, раздирая в кровь руки, карабкается

вверх, и оптике человека, который уже преодолел этот путь и спокойно стоит на

вершине. Для первого существенно знать, где добро и где зло, за какой куст он может

схватиться, а за какой нет, для второго это потеряло актуальность.

Хотя ненасилие выше борьбы между добром и злом, оно тем не менее имеет ту же

природу, что и добро. Более

60

того, оно и есть добро, не ограниченное необходимостью противостоять злу. Это

как бы чистое добро, которое не опускается до противостояния злу, а просто

отторгает его, подобно тому как океан выбрасывает на берег трупы. Можно сказать

так: буддийское ненасилие выше противоположности добра и зла, но не самого

добра. Обратимся снова к помощи аналогии. Для земного существования очень

важное значение имеет смена дня и ночи. Но рассмотренное с точки зрения

солнечного центра, это различие теряет какой бы то ни было смысл. Солнце оди-

наково светит и днем и ночью. Тем не менее все-таки день ближе к солнечному

свету, чем ночь, его и называют светлым в отличие от темной ночи, Точно так же

свет закона ненасилия одинаково освещает добрых и злых, хотя и светит светом

добра. "Кто добрым делом искупает зло, тот освещает этот мир, как луна,

освобожденная от облаков" (173).

Учение Будды начинает с того, что ставит под сомнение противоположность между

наслаждением и страданием, исходя из убеждения, согласно которому все есть

страдание. В своем итоговом нормативном выводе оно подвергает сомнению

противоположность между добром и злом, чтобы обосновать правомерность одного

лишь добра. Начало, где все сводится к одному лишь страданию, предполагает


именно такой конец, где все сводится к одному лишь добру. Тем самым все учение

оказывается стянутым обручем тех самых противоположностей, от которых оно

стремилось освободиться. Страдание, оставаясь страданием, оказывается в нем

также полюсом зла. Субстанцию четырех благородных истин в такой же мере

можно обозначить понятием страдания, как и понятием зла: "Зло, происхождение

зла и преодоление зла, и благородный восьмеричный путь, ведущий к

прекращению зла" (191). Добро, оставаясь добром, в то же время выступает в

учении Будды как полюс наслаждений. Не о том ли говорит следующее

высказывание Будды: "Дар дхаммы превосходит всякий дар; сладость дхаммы

превосходит всякую сладость; радость дхаммы превосходит всякую радость;

уничтожение желаний побеждает любую печаль" (354). Тем самым страдание —

зло противостоит добру — наслаждению.

1 Дхамма — слово, означающее добродетель, закон, учение, качество, вещь. Здесь имеется в виду

учение Будды.

61

Идеал Будды — больше, чем регулятивный принцип или абстрактный ориентир

поведения. Он представляет собой вполне конкретную жизненную программу,

которая посильна человеку и которая полностью реализована в жизненном опыте

самого Будды. Будда — воплощенный нравственный идеал. Он выше людей и

выше богов, он положил конец тому, что не имеет начала, — цепи рождений и

смертей. Хотя, достигнув просветления, он физически еще оставался в мире в

течение сорока четырех лет, чтобы вести проповедническую деятельность, тем не

менее внутренне он уже находился вне мира; не свободный от телесной боли, он

полностью освободился от боли душевной. Он достиг нирваны, которая находится

за пределом и времени и пространства, ее единственное место и единственное

время — это нравственность, отсутствие чего-либо дурного. С этой позиции

абсолютной нравственной чистоты, совпадающей с вечностью, отношение к миру

может быть только отрицательным. Поэтому все требования этики Будды являются

запретами, а в совокупности они представляют собой некую систематику

нравственного отрешения от мира. Моральный кодекс сторонника Будды состоит

из пяти запретов: буддист-мирянин не должен убивать; воровать; жить

нецеломудренно; лгать; употреблять опьяняющие напитки. Монах плюс к ска-

занному должен еще воздерживаться от пения, танцев, музыки, украшений,

роскоши, золота и серебра, принятия пищи в неурочное время.


Будду сложно идентифицировать. Будда и не человек, и не бог. Он выше. Он —

Будда, просветленный. Это его собственное и нарицательное имя одновременно.

Любой человек, став Буддой, становится таким же, как он. Он совпадает с

вечностью, с бессмертием. Он стал Буддой постольку, поскольку искоренил в себе

все человеческие и божественные привязанности, все индивидуально-особенное.

Совершенствование по-буддийски можно истолковать как движение от инди-

видуально-личностной определенности к абсолютно безличному началу.

Моральные запреты Будды направлены на отказ от человеческой самости, от всего,

что выделяет человека как индивида, обособляет его от других людей и более

широко — от всех живых существ. Выражением этого является универсализм этики

Будды, выражающийся в одинаковом отношении ко всему живому. В учении

Будды есть

62

понятие metta, переводимое на русский язык как дружелюбие, сострадание. Это такое

состояние, которого достигает человек, преодолевший в себе вражду и чувственную

привязанность к миру, и которое реализуется в одинаково благосклонном отношении

ко всем живым существам.

Существует мнение, согласно которому этика Будды принципиально безличностна.

Оно по меньшей мере односторонне. Действительно, восхождение к нирване означает

погружение в абсолютно безличное, внутренне нерасчлененное состояние. В этом

заключается спасение человека. Однако осуществляется оно исключительно в

результате усилий самого человека, на основе его свободного индивидуального выбора.

Все определяется мерой добродетельности намерений и поступков индивида,

обнаруживаемых, правда, во всей совокупности предшествующих рождений.

Поскольку нравственная судьба человека полностью подконтрольна ему самому и

возможности его спасения не ограничены ничем, кроме его собственных грехов и

ошибок, то по этому признаку этику Будды вполне можно квалифицировать как этику

личности. Как полагает Будда, человек, чтобы утвердиться в качестве нравственной

личности, должен победить самого себя как обособленного эмпирического индивида. В

этом смысле его можно упрекнуть в том, что он предельно этизирует понятие

личности.

Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее

самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные цели. При этом

нравственность интересует Будду прежде всего в ее практически действенном


выражении, как путь спасения. Вопросы ее философско-доктринального обоснования

он оставляет в стороне. Точно так же в учении Будды крайне слабо выражен

религиозный элемент. Правда, ученики Будды были организованы в монашеские

общины. Община (сангха) наряду с учителем и учением — одно из трех прибежищ

буддиста. Однако сама община цементировалась во времена Будды общностью

духовно-нравственных стремлений и соответствующего образа жизни; составленный

им устав общины основывается на прецедентах. Буддизм в его первоначальном

содержании не был отгорожен от мира ни философским, ни религиозным панцирем.

Это предопределило его удивительную пластичность, способность к изменениям и

ассимиляции. На

63

почве разнообразных философских и исторических традиций буддизм стал быстро

видоизменяться, он разделился на ряд течений, из которых наиболее значительными стали

северный буддизм (махаяна, что переводится как "большая колесница") и южный буддизм

(хинаяна, "малая колесница"). Одновременно происходило обожествление образа Будды,

превращение буддизма в религиозное мировоззрение и практику. В таком виде он дошел до

наших дней. Буддизм имеет сегодня сотни миллионов приверженцев и является очень

заметным, значимым элементом в религиозно-культурном многообразии современного

мира.