Файл: КУЛЬТУРА ОБРАЗЦА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2024

Просмотров: 636

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Формирование культурной традиции востока и запада.

Культура образца

Материалы к лекциям

Словарь 98

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Формирование китайской парадигмы культуры

Теогония

Космогония и космология

Культурологический миф

Конфуцианство. Жэнь и ли

Даосизм. Дао и дэ

Чжуан цзы

Приложение

Классическая культура древней индии. Культура ом

I. Ведическая традиция

Для миров

Пространство, время, закон в системе ведического знания

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения словарь а

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 6. О месте пребывания разума

__________________________________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

III античная культура логоса и греческая пайдейя

Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры

Греческий полис и античный идеал

Ранние формы калокагатии. Арете

Лучшее для смертных – здоровье –

Греческая мифология и античная культура

Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос

Основные смыслообразующие элементы античной культуры

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич. Античная эстетика.

Притоком грязным, свежей не испить воды.

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

Г.К. Пондопуло

Формирование культурной традиции востока и запада.

Культура образца

Материалы к лекциям

СОДЕРЖАНИЕ

Формирование образца 3

Смысловое единство, разнообразие и структура

культурных парадигм Востока и Запада 8

Классические культуры Древнего Востока 11

Древний Китай – культура ДАО 11

Приложения:

основные термины 36

тексты 51

литература 51

фильмы 52

Классическая культура Древней Индии.

Культура ОМ 53

Приложения:

Словарь 98

тексты 116

дополнительная литература 117

фильмы 118

таблица: структура и краткое содержание

ведических текстов 120

Античная культура логоса и греческая пайдейя 124

Приложения:

тексты 187

литература 188 фильмы 189

В период классической древности индусы, греки, китайцы одновременно с созданием исторически неповторимых культур со своими специфическими характеристиками и локальными ограничениями сформировали и парадигмы (образцы) культуры вообще, которые, отрешившись от своей первоначальной исторической почвы и языковой формы, оставались значимыми для различных регионов Востока и Запада на протяжении длительного исторического периода вплоть до возникновения современной индустриальной цивилизации. На ту, поистине судьбоносную роль, которую сыграли культурные образцы в историческом становлении различных региональных, а позднее и национальных культур, указывают не только многочисленные тексты, сохранившиеся со времен древних цивилизаций. Примером может служить текст из книги Мо-цзы, одного из авторитетных философов и политических деятелей Древнего Китая (V в.до н.э.). В 4-й главе книги, названной его именем, «Фа-и» («Подражание образцу») Мо-цзы утверждает: «При выполнении дел в Поднебесной нельзя обойтись без подражания образцу. Без подражания образцу не было завершено ни одно дело». В качестве образца для всех дел, в том числе и управления государством, должно быть взято Небо (закон неба), т.к. оно является выражением всеобщности, потому что «Действия неба обширны и бескорыстны» 1. Сведения о доминирующей роли в истории культуры ее всеобщих образцов – парадигм содержатся в работах современных исследователей культуры (М. Элиаде, К.Лоренца, С.Аверинцева и др.)2.


ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗЦА

Вся культурная традиция перенимается у образца…Стихийная сила образца действует лишь в том случае, если он одобряется во всех отношениях, и прежде всего в этическом…вся культура перенимается у образца…это несомненно способствует постоянству культуры

К.Лоренц

Интуиции космогонического мифа

как основа создания идеальных моделей космоса

Создание космогонического мифа, отсутствующего в ранних мифологиях, завершает формирование буквальной мифологии. Доминирующее значение космологический миф приобретает тогда, когда родовые формы жизни достигают зрелости и близки к своему закату. Основной функцией мифа является функция моделирования.Характер моделей, создаваемых в процессе мифотворчества, менялся по мере эволюции родовой жизни. Как известно человеческий род в процессе своего развития прошелтри основных стадии:предметную, когда человек отождествляет себя с миром вещей; духовною, когда он одушевляет весь предметный мир и представляет его в качестве органической системы, подобной человеческому телу; наконец идеальную, на которой осуществляетсясинтез человека и мироздания, и формируется представление о человеке как о «серединном» существе и «совершенном деянии», объединяющем предметную и духовную сферы бытия. На третьей, заключительной, стадии эволюции рода создаются предпосылки для формирования новых, неизвестной родовому человеку, форм жизнедеятельности, которые органически связаны с ценностным восприятием действительности.Позднее, в период классической древности, эта эпоха будет характеризоваться, как время второго «духовного» рождения человека.

Выдающийся современный австрийский биолог и мыслитель Конрад Лоренц писал: «У человека есть ценностные восприятия, находящиеся в несомненном соответствии с великим становлением мира организмов… соответствие состоит в том, что каждый нормальный человек воспринимает как величайшую ценность то, что делает испокон веку органическое становление, превращая неупорядоченное и более вероятное в упорядоченное и менее вероятное. Этот процесс все мы воспринимаем как создание ценностей. Шкала ценностей «ниже-выше» совершенно одинаковым образом применима к видам животных, культурам и созданным человеком произведениям искусства, согласованность нашего восприятия с творческим свершением, охватывающим все живое, может быть основана на том, что определенные процессы, действующие во всем мире организмов, в человеке как мыслящем существе побуждают к сознанию. Если это так, товосприятие, мышление и бытие образуют в этом отношении единое целое»3.


Человек не только мыслит, но и действует, причем мысль и действие у него неразрывно связаны. Формирование у человека ценностного отношения к действительности придает действию человека характер осознанной, целенаправленной деятельности,при этом «ставящая себе цели целеполагающая Воля человека делает из объекта природы объект культуры»4.

Мифопоэтическое моделирование – первая чисто интуитивная попытка целеполагания. В процессе эволюции рода характер целеполагания приобретает все более осмысленный и универсальный характер. На заключительной стадии родовой жизни создаютсяидеальные моделимироздания, основанные на интуициях, содержащихся в космогонических мифах, которые выявляются в процессе их использования в качестве сценарной основы для новых, связанных с земледельческим культом, ритуалов. Участвуя в подобных ритуалах, которые в условной форме воссоздавали процесс возникновения и организации мироздания, каким он был описан в древней космогонии, человек ощущал себя соучастником космического действа. В результате земледелию придавалось универсальное и сакральное и даже мистическое значение как занятию не только материально и духовно обогащающему, но и «очищающему» человека и тем самым позволяющему ему «возвысится над собой», преодолеть в себе «естественного» человека и стать «настоящим» человеком, который олицетворяет собой «совершенное деяние»5-земное и космическое. Моментсопричастности к нему стимулировался как мифологическим характером мышления, характерной особенностью которого было сочетание реального и мыслимого, так и родовой традицией, в которой представления о прошлом ассоциировалось с рассказами очевидцев – «все видавших» мудрецов.

Именно в образах этих мудрецов(в их роли выступалибоги, исполнявшие роль культурных героев древности; мудрыеправители, давшие людям «закон и правду»; великиепоэты, хранители древних традиций; первыенатурфилософы– творцы древнейших космологических моделей) была представлена «древность», служившая тем идеалом, на базе которой позднее были разработаны культурные образцы-парадигмы в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. При создании древних космологических моделей мироздания основную роль играли не элементы рационального познания – рассудок и разум, а «логика мифа», в которой главной познавательной силой былаинтуиция, опиравшаяся на творческий потенциал чувственного – образного, эстетического – восприятия действительности, сформировавшегося в процессе нескольких тысячелетий мифотворчества. Конкретное выражение это нашло в особой интеллектуальной способности, получившей название «видения». По многочисленным свидетельствам, сохранившимся со времен создания древнейших письменных памятников, именно «избытком этой способности видения» обладали мудрецы, представлявшие ту «древность», которая воспринималась поколениями людей классической эпохи в качестве идеала и образца для подражания.


По мнению абсолютного большинства выдающихся мыслителей классической эпохи, обычные люди, не обладающие способностью видения, а полагающиеся лишь на собственные чувства (которые лгут) и свой разум (который склонен к заблуждениям), не способны представит мир как единое целое (т.е как «истинную реальность), они его воспринимают как «совокупность множества», лишенную какой бы но ни было организованности и целостности – как хаос.Только совершенномудрый человек способен преодолеет этот хаос и все привести в порядок. Только такой человек достоин быть правителем других людей и указать им верный путь к благой жизни. Знание «единого», полученное посредством способности видения, рассматривалось как высшее знание и как признакмудрости человека, им обладающего.

Обычным же людям это знание может быть дано как откровение.Приобщение к нему осуществлялось посредством связи с мудрецом, выступавшим в роли и учителя и воспитателя, а также в ряде случаев - посредством участия в особых ритуалах. Как правило, ритуалы были связанных с земледельческим культом и предполагали систему магических и мистериальных актов, имевших целью осуществить духовное слияние человека с действием мировых стихий и общение с олицетворявшими их богами, демонами и первопредками. Главной целью при этом было духовное «очищение» человека, открывавшее ему путь к постижению «истинной реальности» и «возвышению над собой», т.е. над своей «естественной» жизнью, к обретению новой духовной формы своего бытия. Не случайно, приобщенные к высшему знанию – знанию общего и прошедших мистериальный цикл «очищения» именовались «дважды рожденными».

Такого рода мистерии широко практиковались в период бронзового века и ранней классики и сохранялись вплоть до конца классической древности. О их традиционной связи с земледельческими культами и их роли в «духовном обогащении» человека и даже целых народов народов сохранились многочисленные свидетельства в текстах Древнего Китая, Древней Индии и Древней Греции. Примером таких мистерий, связанных с земледельческим культом, являются древнейшие обряды (оргии) Орфея, знаменитые Элевсинские мистерии, основу которых составляли таинства в честь богини земледелия Деметры, имеющие своей целью «рождение человека духовного из человека естественного»6.

В основе идеальных моделей, созданных в период классической древности в Индии, Греции и Китае, лежал один и тот же триадический принцип. Это свидетельствует о том, что представление о структуре мирового космоса в период окончания эпохи родового строя формировалось в процессе духовного осмысления опыта родовой жизни, связанного с тремя ступенями ее эволюции, которая завершилась в этих регионах примерно в одно и то же время, совпадающее с эпохой т.н. «бронзового века», пришедшего вIVтысячелетии до н.э. на смену эпохе неолита. Каждый из трех основных элементов триады имелв структуре идеальной модели свое обозначение и соотносился с тремя сферами бытия и соответствующими им символами (знаками).


1. Предметныйобозначалсясимволом (знаком)вещии был связан сземлей.

2. Духовныйсоотносился с– речьюи был связан со знакомнеба.

3. Идеальный – счеловеком, занимающим серединноеместо между землей и небом, и с его «совершенным деянием», в которомедины земное и небесное, телесное и духовное, вещь и ее смысл (слово), речь и разум (мысль). Человек «середины» - это и есть «классический» человек, пришедший на смену «естественному» (родовому) человеку. Именно в таком типе человека, стремящемся «к возвышению над самим собой»,культурная парадигманаходит свое наивысшее выражение. Все культурные системы классической древности представляют собой системы, главной задачей которых является формированиеклассическоготипа человека.

Идеальные модели космоса и парадигмы (образцы) культуры

Единым (да будет) ваш замысел,

Едиными – ваши сердца!

Единой да будет ваша мысль,

Чтобы было у вас доброе согласие!

Ригведа. Гимн единению

То, что принято определять как культурные образцы или парадигмы культуры, имеет своей основой идеальные модели космоса. Вместе с тем между моделью и образцом имеется существенное различие.

Идеальная модель мироздания создается на базе знания некоего объективного исходного первоначала, лежащего в основе организации миропорядка (макрокосмоса). В этой роли в космогонии древнеиндийскихвед выступает –рита, в древнегреческой –логос, в древнекитайской –дао. Знание о них считалосьвысшим знаниеми не могло быть получено обычным путем, с помощью чувств и разума. Согласно традиции, оно дается людям какоткровениеи только тем из них, кто обладает особой способностью-способностью видения7. Соответственно этому культура, а точнее «культурность»8- это не столько социальный феномен, а качество, присущее избранным «совершенно- мудрым», «дваждырожденным», «божественным» мудрецам, пророкам, героям. Не случайно, слово «культурность» появляется гораздо раньше термина «культура». Латинский термин «kultura» появился лишь в заключительный период истории античного мира.