ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.09.2024
Просмотров: 644
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Формирование культурной традиции востока и запада.
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
Формирование китайской парадигмы культуры
Классическая культура древней индии. Культура ом
Пространство, время, закон в системе ведического знания
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 6. О месте пребывания разума
__________________________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
III античная культура логоса и греческая пайдейя
Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры
Греческий полис и античный идеал
Ранние формы калокагатии. Арете
Лучшее для смертных – здоровье –
Греческая мифология и античная культура
Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос
Основные смыслообразующие элементы античной культуры
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич. Античная эстетика.
Конфуцианство. Жэнь и ли
Человек может сделать великим путь, которым он идет, но путь не может сделать человека великим.
Конфуций.
Конфуций родился в 551 г. до н.э. в небольшом царстве Лу в семье старого солдата. В молодости будучи чиновником находил время для постоянного совершенствования в «Лю-и» -шести древних искусствах (письме, счете, стрельбе из лука, управлению боевой колесницей, музыке) и изучении древних ритуалов и древних канонов и их кодификации. Создал частную философскую школу, в которой процесс изучения древних текстов и ритуалов сочетался с воспитанием, основанном на гуманистических принципах, исходивших из утверждения приоритетной роли в жизни людей стремлений к миру, доброте и счастью, человечности (культуре). По мнению учеников Конфуция, он обучал их словесности, благонравному поведению, преданности и доверию» (Цит.: Малявин В. Конфуций. ЖЗЛ. М., 1992, с. 132). При этом постоянно обращался к древним канонам, которые впоследствии вошли в состав конфуцианского канона.
Ши цзын – «Книга песен» (начало в иньской эпохе, окончательное оформление XI- VIII вв. до н.э., в ней содержатся только добродетельные мысли, связанные с почитанием воли неба, занятием земледелием и обучением искусствам).
Шу цзын – «Книга истории» (оформление XXIV-VIII вв. до н.э.) Первая глава дает знание действия в жизни (син) и воли неба и характеристику пяти свойств человеческой природы (добродетелей): человечности (жень), чувства долга, справедливости (и), благопристойности (ли), искренности (синь), воли, стремления, желания (чжи). Данные от рождения они становятся качествами характера только благодаря системе воспитания и образования. Важнейшим разделом «Книги истории» является 2 глава, которая содержит учение о «Ху Фан» («Великом законе», «Великом плане», «Великом образце»). Она включает 9 разделов:
1.О пяти началах мироздания: воде, огне, дереве, металле, земле.
2. О пяти способностях человека: внешнем облике, зрении, мышлении, слухе.
3. О 8 государственных делах.
4. О 5 основах времени: годе, месяце, дне, о 28 созвездиях, 12 знаках зодиака, о вычислениях для установления календаря.
5. О совершенстве правителя как Сына Неба, отца и матери народа, образца добродетели.
6. О трех моральных качествах: умении делать вещи правильными, быть мягким, быть твердым.
7. Об использовании сомнений.
8. О различных указаниях (явлениях природы: дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер, - и указаниях правителю, как вести себя во время каждого из них).
9. О пяти проявлениях счастья (долголетие, богатство, здоровье (тела) и спокойствие (духа), любовь к целомудрию, спокойная кончина, завершающая жизнь).
Ли цзы – «Книга ритуалов» (записана в IV-I вв. до н.э.). Основа китайской доктрины. Верность древней традиции. Следование ритуалу имеет главной задачей –воспитание, духовное возрождение народа и правителя. «Ритуал основан на постоянстве движения неба, порядке явлений на земле и поведении народа», - пишет любимый ученик Конфуция в летописи «Цзо чжуань». Важнейшим положением канона «Ли цзы» является проблема действенности ритуала. Она определяется его связью с долгом (и), в основе которого лежит заложенное в природе человека стремление следовать «корню неба» («тянь гень»). Центральное место в «Ли цзы» занимает глава «Великое учение», которая начинается с определения главной обязанности правителя, состоящей в «просвещении народа», которое должно осуществляться в школах в соответствии со знаниями, содержащимися в древних канонах. Обучение должно быть постоянным и никогда не прерываться. В главе «Поведение ученого» говорится о том, что он должен быть «образцом добродетели». Его важнейшими качествами должны быть «гуманность», скромность, воздержанность в речах, справедливость в суждениях. В окончательную редакцию текста «Ли цзы» конфуцианцы включили два небольших текста – «О середине» («Чжун юн») и «О музыке» («Юэ цзын»). Середина и музыка рассматривались в качестве важнейших организующих факторов, в результате которых во всей системе космической организации и человеческой жизни может быть достигнута гармония (Хэ). Впоследствии эти тексты вошли в главный конфуцианский канон «Шестикнижье» (Лю и) в качестве самостоятельных его частей.
И цзын – «Книга перемен» (как самостоятельная книга сложилась в VI в. до н.э.)
Этот текст первоначально не входил в конфуцианский канон, т.к. во времена Конфуция его содержание исчерпывалось перечислением 64 гексаграмм, афоризмам к ним и афоризмам к отдельным чертам. Вместе с тем Конфуций считал задачу изучения и истолкования этого текста важнейшей задачей созданной им философской школы «Жу цзя». В итоге были созданы знаменитые комментарии «Десять крыльев» (Ши и), в результате чего текст «Книги перемен» окончательно утратил облик гадательной книги и обрел черты философского текста, которому было суждено сыграть в культурной истории Древнего Китая исключительную роль.
Самому Конфуцию приписывается лишь одно сочинение «Чунь цзю» («Весны и осени»), являющееся хроникой царства Лу, родины Конфуция.
Основным произведением, излагающим учение Конфуция, являются «Суждения и беседы» («Лунь юй»), представляющие запись бесед Конфуция его учениками. Центральное место в нем занимают учения о ЖЕНЬ (человечности), о ЛИ (ритуале) и о ЦЮНЬ ЦЗЫ (благородном муже). Во всех этих тесно связанных между собой учениях Конфуций неукоснительно следует традиции, восходящей истоками к древним канонам, систематизируя их содержание в соответствии с запросами своего времени. Итогом работы Конфуция и его школы было оформление культурного образца, предопределившего направленность культурного развития Китая на протяжении многих столетий, что нашло отражение в характеристике этого великого мыслителя как «учителя десяти тысяч поколений».
Учение о добродетели. Ключевую роль в учении Конфуция о добродетели играет ЖЭНЬ (человечность), которому он придает универсальное значение. В конкретном смысле этот термин обозначает «человек», в широком значении «человеколюбие» - любовь к людям вообще. Специальное смысловое значение этого термина состоит в том, что он используется в качестве критерия, отличающего благородного правителя и человека от «низкого», ничтожного человека. Опираясь на это значение термина «жэнь», Конфуций формулирует систему 5 сновных добродетелей (четырех ДЭ): жэнь (человеколюбие, взаимность), и (долг, справедливость), ли (ритуал, этикет), синь (доверие, вера), чжи (стремление, желание, знание). Он соотносит эти добродетели с интуициями древней космогонии о ци (частицах Инь и Ян): о законе неба – символом которого выступает путь ДАО, о мировой гармонии ХЭ, связанной с «серединой» и «музыкой»; с принципом «недеяния» (УВЭЙ) – основой всех изменений в природе и всех форм организации государственной жизни и этических норм человеческого поведения. Результатом этого соотнесения мировой и человеческой жизни становится наполнение каждого из названных выше терминов новым смысловым содержанием.
Термин ЖЭНЬ употребляется для обозначения культуры в самом широком ее понимании, как процесс синхронной организации мировой и человеческой жизни,
термин И – как символ должного действия человека, стремящегося сохранить мировую гармонию,
термин ЛИ – как верность традиции, обуславливающей понимание истинного пути мироздания и человека,
термин – СИНЬ как выражение необходимости развития человеком заложенного в нем от природы стремления к совершенствованию,
термин ЧЖИ – как внутреннюю, духовную готовность человека подняться «над самим собой», стать «благородным мужем».
В связи с этим наряду с определением добродетелей Конфуций формулирует два принципа», лежащие в основе мировой гармонии: ДЖУН ЮН («середины», «золотой меры») и ЮЭ (музыки), истоком которой является «великое первоединство» тай-и (синоним Дао), символизирующее мировую гармонию (хэ). В результате сливаются в единое целое Дао неба, Дао земли и Дао Человека.
Учение о ритуале ЛИ. В концепции Конфуция учение о ритуале играет связующую роль между его учениями о ЖЕНЬ (человечности, культуре, добродетели) и ЦЮНЬ ЦЗЫ (благородном муже). Важнейшим требованием ритуала является соблюдение правильного пути Дао. Ритуал основан на принципе постоянства, движении неба, порядке явлений и поведении народа. Именно эти движения следует считать образцом для организации всей человеческой жизни, подражание образцу – важнейшая обязанность человека, совершающего ритуальное действие. Знание воли неба – И (перемен) делает человека мудрым, соблюдение ритуала ЛИ делает его человеколюбивым. Между ними существует неразрывная связь, являющаяся основой культуры ЖЭНЬ. Только через соединение ритуала и долга, являющегося синонимом закона неба ТЯНЬ ГЕНЬ, человек может приобщиться к «великому единому» - ТАЙ И – синониму ДАО.
Учение о цюнь цзы
Учение о «благородном муже» (букв. сыне правителя или знатного человека) составляет одну из фундаментальных основ конфуцианской доктрины. В ней он противопоставляется ничтожному человеку «сяо жень». Главными чертами цюнь цзы являются: знание воли неба («Мин») (целеполагающей космической силы, совокупности условий и всего космоса, «тот, кто не знает Мин, не может быть благородным человеком», считал Конфуций), следование принципу человечности («жень»), неукоснительное соблюдение норм ритуала («ли»), чувство долга («и»), соблюдение норм морали (сыновней почтительности «Сяо» и искренности «Чэнь»).
Цюнь цзы обладает 5-ю «прекрасными качествами»: «в доброте не расточителен; принуждая к труду не вызывает гнева; в желании не алчен; в величии не горд; вызывая почтение не жесток».
«Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек к другим людям».
«Благородный человек движется вверх, низкий движется вниз».
Определяя главную цель жизни «благородного человека», Конфуций говорил: «…направляй свою волю на достижение правильного пути, придерживайся принципов морали, поступай с человеколюбием, упражняйся в искусствах»49.
Конфуцианский канон
Объединение канонических текстов в единый канон «Шестикнижье» («Лю и») произошло в I-II вв. до н.э. В него вошли:
«Книга перемен» («И цзын»). С конфуцианскими комментариями («Ши и»)
«Книга песен» («Ши цзын»)
« Книга истории»( «Шу цзын»)
«Книга обрядов»( «Ли цзы»)
«Канон о музыке»(«Юэ цзын») + Трактат о «середине» («Чжун юн»)
«Книга Весен и Осеней» («Чунь цзю»).
В кодифицировании текстов, вошедших в состав канона, приняли участие ученые восьми конфуцианских школ, появившихся после смерти Конфуция. Наиболее значительный вклад в создание единого и обязательного для изучения канона был сделан выдающимися философами, последователями Конфуция Мэн-цзы и Сюнь-цзы, связанными со знаменитой «Академией Цзися», созданной в III в. до н.э. правителями царства Ци.
Первое упоминание о шести канонах содержится в сочинении выдающегося историка Древнего Китая Сыма Цзяня, автора «Исторических записок» («Ши цзи» 130 г. до н.э.).