Файл: КУЛЬТУРА ОБРАЗЦА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2024

Просмотров: 671

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Формирование культурной традиции востока и запада.

Культура образца

Материалы к лекциям

Словарь 98

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Формирование китайской парадигмы культуры

Теогония

Космогония и космология

Культурологический миф

Конфуцианство. Жэнь и ли

Даосизм. Дао и дэ

Чжуан цзы

Приложение

Классическая культура древней индии. Культура ом

I. Ведическая традиция

Для миров

Пространство, время, закон в системе ведического знания

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения словарь а

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 6. О месте пребывания разума

__________________________________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

III античная культура логоса и греческая пайдейя

Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры

Греческий полис и античный идеал

Ранние формы калокагатии. Арете

Лучшее для смертных – здоровье –

Греческая мифология и античная культура

Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос

Основные смыслообразующие элементы античной культуры

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич. Античная эстетика.

Притоком грязным, свежей не испить воды.

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

Культурные образцы (парадигмы) оформлялись в процессе приведения всех без исключения сфер человеческой жизни и деятельности в соответствие с той или иной идеальной моделью микрокосмоса. Создание подобных образцов было осуществлено в Древней Индии, Древней Греции и Древнем Китае в классический период их существования. В Индии он нашел наиболее полное воплощение в учении Упанишад (санкхья-йога). В Греции в «пайдейе» - системе воспитания, детально разработанной многими поколениями античных философов, следовавших традиции, рожденной образами, созданными великими эпическими поэтами Эллады Гомером и Гесиодом. В Китае материалы древних канонических текстов, таких как древнейшая «Книга песен» («Шицзин»), «Книга перемен» («Ицзин» с комментариями) и «Книга истории» («Шуцзин»), «Книга ритуала и установлений» («Лицзы») и ряд других, стали той основой, на которой Конфуций создал свое знаменитое учение о «жэнь» («человеколюбии», «культуре»), «жэнь» рассматривалось как главное качество «цюнь- цзы» («благородного», совершенного, культурного человека и правителя).

Создание культурных образцов (парадигм) сопровождалось появлением новых форм человеческой деятельности, в которых решение жизненно важных – практических задач оказывается связано с совершенствованием самого человека, его умений, знаний, воли. Такими формами стали «культура умения», «культура знания» и «культура воспитания». Не являясь в полном смысле слова институтами культуры, эти формы отличались от прежних, «технологических» в своей основе, форм человеческой деятельности большей, если можно так выразится, культуроемкостью.

Свое наиболее полное выражение «культура умения» первоначально нашла в создании агрокультуры, которая играла доминирующую роль по отношению к другим культурным формам на всем протяжении истории классической древности. Не случайно, возникновение имени «культура» своим происхождением обязано земледелию9.

Создание культуры земледелия сыграло решающую роль в переходе человечества к цивилизованным формам жизни. В процессе формирования интенсивных форм земледелия возникли первые агрогорода, сформировались новые формы письменности, получили развитие такие формы знания, как математика и астрономия, новые формы гражданской этики, пришедшие на смену ее родовым формам. Жизнь в городах, которые со временем становились городами-государствами и центрами духовной жизни, стимулировала новые идеи, приходившие на смену традиционным мифологическим представлениям о мире и человеке, древним верованиям и культам.


Утрата нормы родовой этики вызвала к жизни появление систем воспитания «совершенного человека» и «образцового гражданина», которые приобретали значение государственного закона. В итоге родовые формы этики были заменены «культурой воспитания», приобщение к которой являлось обязанностью всех граждан города государства. В основе культуры воспитания лежал принцип «выдавливания» из человека «варварского» начала и формирования совершенного человека, в котором следование естественному закону – закону неба сочеталось с верностью общественному долгу гражданина, требованиями полиса – «города-государства». Его главными чертами были физическое здоровье и добродетели – духовные качества, возвышавшее его над обычными людьми. Совершенный человек представлялся в качестве своеобразного микрокосма, в котором гармонически сочетались телесные и духовные качества.

Культура знания была связана с возникновением философии и риторики и их функционированием в качестве важнейших институтов культуры.

Философия рассматривалась как «любовь к мудрости», средство (путь) достижения истинного, «высшего знания», ей отдавалась приоритетная роль важнейшего института культуры на всем протяжении классической древности.

Риторика – искусство слова, средство «научения» мудрости, считалась важной, но служебной, по отношению к философии, дисциплиной.

Главная задача философии состояла в трансформации традиционных (мифологических) моделей мироздания в философские модели, что достигалось путем рационалистической рефлексии буквальной мифологии, разработки культурных парадигм и построении на их основе универсальных систем воспитания жителей городов-государств. Задача риторики заключалась в придании философии и сопутствующим ей дисциплинам статуса определенной системы образования, что делало философское знание достоянием не только мудрецов- философов, но становилось доступным для всех граждан полиса. Таким образом, главной функцией философии было целеполагание, а функцией риторики – просвещение. В завершающий период классической древности роль риторики возрастает. В риторских школах Древнего Рима она становится, наряду с философией, логикой и этикой, одним из основных элементов образования.

Вместе с тем, не во всех цивилизациях классической древности формирование культуры осуществлялось на основе идеальных моделей космоса, и соответственно не были созданы и культурные парадигмы. Как правило, это было связано с отсутствием развитых форм философского мышления. К таким цивилизациям можно отнести цивилизации Месопотамии, Египта, Эгеиды, Мезоамерики, в которых культурные структуры формировались на основе не парадигм, а канонов.


Если культурные парадигмы, имевшие всеобщее значение, сохраняли его при любых изменениях в культурной жизни, то каноны такого значение не имели. Они выступали в роли не «хранителей границ культуры», а «хранителями» незыблемости тех или иных ее форм и тем самым способствовали «омертвению» зарождавшейся культурной традиции, превращению ее в систему незыблемых догм и предписаний, что неизбежно вело к увяданию, а затем и гибели всей культурной системы. Как правило, стремление к канонизации тех или иных культурных форм было связано с влиянием религиозных культов и ритуалистики. Слишком тесная связь зарождавшихся культурных форм с ними локализовала весь культурный процесс в достаточно узких региональных и этнических границах. Напротив, для великих культур древности их связь с традиционными верованиями и культами хотя и была постоянно действующим фактором, никогда не имела характера подчинения. В центре внимания великих культур древности всегда оставался интерес к проблеме «возвышения» человека до уровня его единства с мировым космосом, при этом в человеке интересовало не «частное»-индивидуальное, а общее, что позволяло говорить о его «тождестве» с мировым космосом.

Формирование культуры воспитания было связано с процессом замены норм родовой этики, правовыми нормами, определяемыми законами, регулирующими отношения между людьми как гражданами города-государства. Главным результатом создания культурных парадигм было формирование нового – классического – типа человека.

СМЫСЛОВОЕ ЕДИНСТВО, РАЗНООБРАЗИЕ И СТРУКТУРА

КУЛЬТУРНЫХ ПАРАДИГМ ВОСТОКА И ЗАПАДА

Основу всех культурных парадигм древности, которые сложились примерно в одно и то же время (первая половина 1 тысячелетия до н.э.) составляли философские модели космоса, что определяет их смысловое единство. Оно состоит в приоритетном интересе к единому. Проблема единого доминировала в равной степени в сознании идейных вдохновителей классических культур Востока и Запада. Именно поэтому разработанные ими культурные образцы определили расцвет культуры в эпоху нового древнего мира и ее общечеловеческое значение.

Смысловое единство древних парадигм культуры не исключало их разнообразия. Идеальные модели космоса, на которые они опирались, создавались на материале отличных друг от друга мифологических систем. Интуиции космологического мифа, выражавшие представление о единстве мироздания, воплощались в различных системах образов восприятия, традиционных для менталитета тех или иных этнических групп.


Так, для древних ведийцев основой подобной системы был звуковой образ. Его приоритетная роль в восприятии действительности определялась характером ведического ритуала, в котором изначально приоритетная роль в духовном акте отводилась гимну-песнопению, носившему ритмический характер (гимны исполнялись в соответствии с музыкальными нотациями).

Для древних греков духовный акт был связан не с ритуалом, а с созерцанием, приоритетную роль в системе образов восприятия играл пластический образ10.

Древние китайцы, согласно их мифологической традиции, воспринимали единство мира сквозь призму перемен. Дао – единое, продукт этих перемен, которые они символически обозначали в виде двух линий – непрерывной (ян) и прерывистой (инь). Шесть триграмм, каждая из которых состоит из трех различных сочетаний этих линий, образовывали «Ба-гуа» - план-чертеж мироздания в форме графического образа, представлявший структуру китайского космоса. Приоритетная роль графической символики в китайской космогонии была связана с особенностями китайской иероглифической письменности, в которой каждый иероглиф обозначал особое понятие.

Культура образца представляла собой единство действия, знания и воспитания. Создание культурных парадигм главной своей задачей имело приобщение к мудрости, символом которой было единство Мирового Ума и Мировой Души. С этой целью разрабатывались идеальные модели космоса, государственного устройства и воспитания идеального человека11. Свою значимость парадигмы культуры, созданные классической древностью, сохраняли в течении многих веков, пока в ходе индустриальных революций не начинается процесс формирования нового типа человека, главным устремлением которого становится не «возвышение над самим собой», а «погружение в самого себя».

В процессе формирования культурных образцов сложились древнейшие формы культурной деятельности, которыми стали

культура разума, предполагавшая знание астрономии, геометрии и диалектики,

культура умения, предполагавшая владение навыками, необходимыми для ведения хозяйственных дел, и законами, необходимыми для ведения дел политических,

культура знания, предполагавшая владение письмом, числом и словом,

культура воспитания, предполагавшая знание древних преданий и ритуалов и владение искусством очищения от дурных страстей, способными помочь человеку «возвысится над самим собой» («выдавить» из себя звериное начало).


В период высокой классики на их основе сформировались традиционные институты культуры: философия и риторика, право и этика, наука и искусство, - получившие определенную автономию от технологических процессов, непосредственная связь с которыми еще сохранялась в раннеклассический период.

Важнейшую роль в этой трансформации древнейших форм культурной деятельности в традиционные институты культуры сыграло повсеместное распространение в Древнем мире новых знаковых форм письменности, принципиально отличавшихся от ее древнейших форм, которые были связаны не со словом, а с материальными объектами (предметами, узелками, рисунками). Это определяло становление культуры как особой – духовной формы человеческого бытия, связанной не только с «опытом» практической деятельности, но прежде всего с творческой работой духа, с мыслью, разумом, познанием, с миром не вещей, а смыслов. Первыми литературными памятниками, в которых история культуры предстает перед нами не в образах, а в письменном слове, были тексты, представлявшие собой не «написанную», а «записанную» литературу, т.к. создавались она на основе уже существовавшей ранее в течение длительного времени устной традиции, уходившей своими корнями в глубь веков и освященной памятью многих поколений. Создание ее приписывалось, как правило, мифологическим персонажам (богам, героям – первопредкам, мудрецам), наделенным особой способностью –«видением», даром божественным. Соответственно, содержание священных книг изначально воспринималось как откровение12.

Процесс формирования таких текстов осуществлялся в течение длительного времени и проходил ряд этапов. На первом, самом раннем этапе, в корпус «священных книг» входили две основные группы текстов. Первая была непосредственно связана с ритуалом, в котором они использовались в качестве сценарной основы. Вторая объединяла «предания», первоначально существовавшие в устной форме, а позднее были письменно оформлены в качестве песен и эпических поэм, таких как китайская «Книга песен» («Шицзин»), индийская «Махабхарата», греческие «Илиада» и «Одиссея», положившие начало древнейшему институту культуры – литературе.

Характеризуя культурное значение появления феномена письменного слова, академик Н.И. Конрад писал: «Старый Древний мир своими разными сторонами и в каждой зоне по-своему как бы врос в «новый» и многое в нем предопределил. Однако для литературы самым важным из всего, что дал старый Древний мир новому, было письмо… Важность письма для литературы не требует объяснений. Достаточно одного только, что европейское слово «литература» идет от слова «литера» - «письменный знак»: в древнем же китайском языке понятие «литература» просто отождествлялось с понятием ее письменного выражения, что и проявилось в обозначении того и другого одним и тем же словом «вень». Так что появление в старом Древнем мире письма создало почву, на которой зародилась и развилась литература как особое явление жизни и культуры…Уже одно это может оправдать отношение к старому Древнему миру как прологу нового: прологу в смысле создания «начал», от которых потом развилась огромная творческая работа человеческого духа, воплощаемая в литературе… Старый Древний мир дал первый материал для литературы нового; иначе говоря, «завязка» произошла еще тогда, последующая же история этого материала, вылившаяся в конечном счете в создание известных литературных памятников, - творческая разработка этой первоначальной завязки»13.