Файл: КУЛЬТУРА ОБРАЗЦА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2024

Просмотров: 664

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Формирование культурной традиции востока и запада.

Культура образца

Материалы к лекциям

Словарь 98

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Формирование китайской парадигмы культуры

Теогония

Космогония и космология

Культурологический миф

Конфуцианство. Жэнь и ли

Даосизм. Дао и дэ

Чжуан цзы

Приложение

Классическая культура древней индии. Культура ом

I. Ведическая традиция

Для миров

Пространство, время, закон в системе ведического знания

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения словарь а

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 6. О месте пребывания разума

__________________________________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

III античная культура логоса и греческая пайдейя

Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры

Греческий полис и античный идеал

Ранние формы калокагатии. Арете

Лучшее для смертных – здоровье –

Греческая мифология и античная культура

Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос

Основные смыслообразующие элементы античной культуры

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич. Античная эстетика.

Притоком грязным, свежей не испить воды.

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

В процессе этой «творческой разработки» была осуществлена трансформация «культурных образов» космологической мифологии в образцы-парадигмы классических культур Востока и Запада. Каждая из них имеет свое символическое обозначение: древнекитайская – ДАО, древнеиндийская – ОМ, древнегреческая – ЛОГОС.


Классические культуры древнего востока

Классические культуры Востока и Запада при всей их специфике имеют между собой и нечто общее – этим общим является то, что все они представляют собой системы воспитания совершенного человека. Их создатели были убеждены, что стремление к совершенству заложено в самой природе человека, который является микрокосмосом –аналогом большого мирового космоса, который для людей классической эпохи был символом совершенства.

ДРЕВНИЙ КИТАЙ – КУЛЬТУРА ДАО

Когда небо и земля рождают совершенного человека, он приводит в порядок все, что находится между небом и землей, совершенный человек правильно понимает свое отношение к небу и земле, он является повелителем вещей, отцом и матерью народа. Когда нет совершенного человека, все, что находится между небом и землей, не упорядочено, ритуал и долг не систематизированы, наверху не существует ни правителя ни наставника, внизу не существует ни отца ни сына, - вот что называется крайней степенью беспорядка

Сюнь цзы

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

Раннеземледельческие культуры – центры

Яншао. Ранний неолит (4800-3600 гг. до н.э.)

Культура расписной керамики. Поселения, окруженные рвом, разведение риса, проса, сельскохозяйственных животных, посуды со сложными геометрическими узорами и стилизованными изображениями рыб, птиц, масок, символизировавших духов предков.

Луншань. Поздний неолит (2500-1700 гг. до н.э.)

Культура черной тонкостенной керамики. Широкое распространение обработки нефрита – камня, которому приписывались магические свойства. В этот период искусство расписной керамики переживает свой «золотой век», т.н. «культура мацзацо». Появляются первые деревянные постройки – начало китайской архитектуры.

Эрлитоу

Эпоха бронзы (1600-1200 гг. до н. э)

Саньсиндуй

В Эрлитоу древнейшие изделия из бронзы (1600 г. до н.э.). Это время появления первых поселений городского типа. Широкое распространение изделий из бронзы, символизировавших царскую власть и ценившихся выше золота (ритуальные сосуды, детали колесниц, украшения. В Саньсиндуе, находящемся от Эрлитоу на расстоянии 1000 км, были обнаружены более полусотни огромных масок стилизованных человеческих голов) и громадная (2,6 м) человеческая статуя из бронзы, датируемые 1200 г. до н.э., по-видимому также связанных с поклонением культу предков.


II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

Исторически, эпоха трех династий: СЯ, ШАН-ИНЬ и ЧЖОУ, совпадает с формированием и укреплением земледелия как ведущей технологической и экономической основы жизни китайского этноса, с возникновением и ростом количества городов, созданием монументальных строений (дворцов, крепостных укреплений, культовых сооружений и захоронений), расцветом ремесел (литья бронзы, производства шелка, лакового покрытия для изделий из дерева, изделий из нефрита), изобретением письменности. В религии это время формирования единого культа Неба и связанной с ним единой формы ритуала. В области знания – с возникновением многочисленных философских школ. В области творчества – с расцветом прикладного искусства, музыки, живописи (на шелке). Все эти достижения создали условия для формирования китайской культурной парадигмы и создания на ее основе великой культуры Древнего Китая. В этот период произошло объединение чрезвычайно многоликого по своему этническому составу населения Поднебесной в единое целое, которому были присущи общая духовная настроенность, относительная целостность мыслей и верований, общность представлений о мироздании и месте в нем человека, т.е. всего того, что принято обозначать термином ментальность и что придает неповторимость и своеобразие культурной традиции того или иного этноса. Разумеется, вклад каждой из трех названных «династий» в создание культурной классики Китая был различен.

О династии Ся (2000-1600 гг. до н.э.) до настоящего времени существует больше легенд и мифов, чем достоверных археологических свидетельств. Ее Основателем, согласно традиции, был легендарный правитель «Юй Великий»14, по преданию он усмирил потоп, устроив дамбы и укротив реки, обучил людей поливному земледелию, применению удобрений и плавки металла.

О династии Шан-Инь (1700-1050 гг. до н.э.) сведений сохранилось больше. Ее основателем был, согласно традиции, Чэн Тан. Основные археологические свидетельства об этой эпохе связаны с изучением многочисленных гадательных костей и бронзовых сосудов, на которых сохранились надписи на языке, являющемся предшественником современного китайского языка. Раскопки в последней столице Династии Шан – городе Аньяне, которые продолжаются до настоящего времени, дали богатый материал. Он свидетельствует о том, что это было время повсеместного распространения продуктивных форм рисоводства и проса. Эпоха Шан – время расцвета китайского бронзового века. Шанцы обладали высокой культурой обработки бронзы задолго, почти за тысячу лет, до бронзовой культуры в Греции. Бронза использовалась при создании ритуальных сосудов, оружия, боевых колесниц. Только в одном из богатых захоронений было обнаружено до 200 разнообразных и богато орнаментированных бронзовых сосудов различного назначения. Изготовлялись из бронзы и предметы пластики (статуэтки, головы). В Шанский период в Китае появляются первые поселения городского типа. Город Эрлиган (провинция Хэбей) стал древней столицей Шанского царства, которую вскоре сменил Эрлитоу. Последней столицей Шан-Инь был (с 1300 по 1050 гг. до н.э.) город Аньян, который принято считать колыбелью китайской цивилизации. Во время раскопок этого города были обнаружены крупные сооружения дворца или храма, в которых просматриваются черты «закрытого города», доступного только правителю и жрецам. Он был отгорожен земляным валом от других построек ремесленного, торгового, жилого характера. Исследователи усматривают в такой планировке городской застройки начало традиции, которая сохранится затем в градостроительстве Китая на многие века. Эпоха Шан-Инь, время изобретения китайской письменности, которая, как свидетельствуют поздние источники, проделала путь от древнейшего «узелкового письма» и пиктограмм к иероглифической форме письма.15


Гибель эпохи Шан-Инь овеяна легендами. Одна из них гласит, что последний 29 правитель Ди Синь был лишен «мандата неба» за порочный образ жизни. В 1045 г. до н. э. он потерпел жестокое поражение от династии Чжоу и был свергнут. С этого момента, как утверждает сложившаяся в Древнем Китае историографическая традиция, уходит в прошлое Эпоха Шан – «время охотников», и ее сменяет эпоха Чжоу – «время земледельцев». Одновременно завершается и переход Китая от эпохи родового строя к цивилизованным формам социальной жизни16.

История династии Чжоу (1050-221 гг. до н. э.)17 восходит к XIII в. до н.э., тогда это было всего лишь племя, обитавшее на северо-западе Китая. Утверждение Чжоу в качестве ведущей державы Поднебесной произошло в 1050 г. до н.э. после завоевания бывших земель Шан, находившихся на территории нынешней провинции Шэнси. Правитель Чжоу Вэнь ван, получивший имя «просвещенный», был признан «образцом» добродетели и мудрости, а его сын и преемник У ван («воинственный») подчинил себе Китай и стал основателем династии Чжоу. Просуществовавшая восемь веков чжоуская держава пережила за время своего существования две эпохи.

Западная Чжоу (1050-771 гг. до н.э.). В этот, ранний, период большая часть территории Чжоу находилась в провинции Шэнси. Столицей Западного Чжоу стал г. Сиань. Это было время окончательного утверждения в качестве приоритетной технологии земледелия, пришедшего на смену господствовавшим в экономике эпохи Шан охотничьим хозяйствам. Одновременно произошло и утверждение связанного с земледелием единого культа неба (Тянь). Распространение культа неба и связанного с ним ритуала стимулировало процесс рационализации традиционной мифологии, в которой все более отчетливо обнаруживались натурфилософские мотивы и стремление к отождествлению ее персонажей с образами исторической памяти. Примером здесь может послужить эволюция текста древней «Книги Перемен». Первоначально она использовалась в качестве гадательной книги, что указывает на ее связь с древнейшей традицией, уходящей своими корнями в эпоху первых династий. В Чжоуский период в текст книги вносятся дополнения, в результате которых осуществляется замена в тексте книги гадания на суждение, благодаря чему он обретает новый философский смысл. В 771 году столица Чжоу была перенесена на Восток в город Хэнань. С этого момента начинается второй период развития Чжоу, получивший название – восточная.


Восточная Чжоу (771-221 гг. до н. э.) делится, в свою очередь, на два подпериода: «Весны и Осени»Чжун цзю» 770-475 гг. до н. э.) и «Сражающихся царств» Чжань го» 475-221 гг. до н. э.). В VII-VI вв. единое государство Чжоу распалось на 150 удельных княжеств. Пять среди них играли ведущую роль и обозначались как «пять гегемонов» царства – Цинь, Цзинь, Ци, Чу и Юэ. Они вели между собой постоянные войны, в результате которых состояние стабильности, сохранявшееся в Поднебесной с XI по V вв. до н. э., сменилось хаосом. Несмотря на царившую в Поднебесной в периоды «Раздельных княжеств» и «Сражающихся царств» нестабильность продолжало развиваться земледелие, что стимулировало использование в нем орудий из железа, пришедших на смену мотыге и бронзовому плугу. Интенсивный характер земледелия и культурная жизнь в значительной степени были связаны с распространением новых форм иероглифической письменности. Усилилась тяга к знанию и образованности, чему способствовало повсеместное распространение общеобразовательных школ, которые существовали и совершенствовались на протяжении всего времени существования «трех династий»18. Изменилась форма написания иероглифов, усложнился словарный запас языка. В VIII в. был составлен список иероглифов и кодифицирована графика письма, определявшая нормативные начертания знаков, т.н. «великая печать»19. В Чжоусский период обучение Люи20 «шести искусствам» (ритуалу, музыке, письме, счету, стрельбе из лука и управлению боевой колесницей) было обязательным для представителей высшего аристократического сословия, к которому относились все без исключения государственные служащие и воины, служители культа. Школы, как правило, создавались правителями княжеств. Об одной из таких школ, созданной правителем княжества Лу, повествует один из гимнов «Книги песен»:

Светлого, светлого разума луский наш князь!

Может сиять нам достоинством светлым своим:

Ныне устроил для школы и пруд и дворец21

В V-III вв. до н.э. появляются многочисленные философские школы, представители которых ведут между собой активный диалог. Не случайно эта эпоха получила название «Времени 100 школ». Двум из них, «жу цзя» («школе ученых»), основанной Конфуцием, и «дао-дэ цзя» («школе Пути и благой силы»), основателем которой считается Лао цзы, было суждено стать двумя главными течениями философской мысли Китая. Это произойдет позднее, когда в результате деятельности различных школ, образованных последователями конфуцианской и даоской доктрины, будет осуществлено их всестороннее философское обоснование и созданы своды канонических текстов, в которых многовековая философская традиция древнего Китая будет переосмыслена с позиции идейных установок и принципов этих доктрин.