ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.09.2024
Просмотров: 672
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Формирование культурной традиции востока и запада.
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
Формирование китайской парадигмы культуры
Классическая культура древней индии. Культура ом
Пространство, время, закон в системе ведического знания
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 6. О месте пребывания разума
__________________________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
III античная культура логоса и греческая пайдейя
Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры
Греческий полис и античный идеал
Ранние формы калокагатии. Арете
Лучшее для смертных – здоровье –
Греческая мифология и античная культура
Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос
Основные смыслообразующие элементы античной культуры
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич. Античная эстетика.
Утраченные сокровища древнего мира. Древний Рим / Lost treasures of the ancient world. Ancient Rome
Год выпуска: 1999 Страна: США Продолжительность: 48 мин. Описание: Древний Рим относиться к Западному типу древних цивилизаций и связан с завершением истории античного общества. Древние римляне оставили после себя большое количество научных открытий, грандиозные архитектурные ансамбли, сооружения потрясающей инженерной техники, реалистический, доходящий до беспощадности портрет в скульптуре, высокие образцы монументальной живописи и произведения монументального искусства. Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов и прежде всего древних греков. Но выросла она на земле, где была уже собственная самобытная древнеиталийская культура, начало которой восходит ещё к 3 тысячелетию до н. э. (культура этрусков). Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на всё последующее развитие Европы.
1Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х тт.Т. 1. М., 1972, с. 178-179.
2Мы воспользовались здесь идеей С.С. Аверинцева, данной им при характеристике античной
парадигмы культуры: «Греки не только создали свою культуру – конкретную, исторически неповторимую со своими специфическими характеристиками и локальными ограничениями; одновременно в двуедином творческом процессе они создали парадигму культуры вообще. Парадигма эта, отрешившись от греческой «почвы» еще в эпоху эллинизма, а от обязательной связи с греческим языком – в Риме, осталась значимой и для Средневековья,и для Ренессанса и далее, вплоть до эпохи индустриальной революции»// См. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. С. 145.
3Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998, с. 460.
4Флоренский П.А. Соч. в 4 тт. Т. 3\2. С. 22.
5Определение человека как «совершенного деяния» содержится в древнем ведическом тексте «Айтарейе араньяке»II(1.3,3,3).
6Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии М., 1996. С. 16.
7О ней говорится в древнейшей эпической поэме «О все видавшем» («Поэма о Гильгамеше»). Избытком этой способности наделены создатели индийских Вед, совершенномудрые Риши. Проблема различия «зрения» и «видения» является центральной в знаменитой индийской «Йога-сутре». В текстах Древнего Китая способность «видения» характеризуется как путь к познанию «истинной реальности» и источник «всех искусств». В Древней Греции важнейшей из способностей, которой наделяет людей Прометей, является именно «способность видения». Особое место занимает проблема видения в учении Платона. Благодаря этой способности философ способен осуществить «перелет» из мира вещей в мир идей, являющийся, по его мнению, «истинной реальностью».
8«Культурность» - качество, определяющее способность человека«возвысится над самим собой».В культурах Индии, Греции и Китая оно не данообычномучеловеку от рождения, а является результатом определенной системы воспитания (санкхья-йога, пайдейя, вэнь-жень).
9См. Флоренский П.А. Термин. Собр. соч. в 4-х томах. Т. 3 (1),X-XI.
10Это связано с тем, что человеческоезрение, которое греки считали «источником величайшей пользы» (Платон), воспринимает мир в трех измерениях, т.е. «скульптурно». В диалоге «Тимей» Платон говорит, что из «орудий промыслительной способности души» важнейшими являются глаза, ибо они «несут с собой свет», что только благодаря зрению становятся видимыми результаты деятельности рассудка и ума – способностей, которыми обладает невидимая душа. Благодаря зрению они «сопрягаются» с видимыми телами: огнем, водой, землей и воздухом. Способность видения – признак мудрости, т.к. дает возможность представить все существующее и мыслимое в их единстве («как одно»). Поэтому «зрение для нас – источник величайшей пользы» («Тимей» 46d-e, 47a).
11Характеризуя решение этой задачи Платоном, А.Ф Лосев пишет: «…вся эта детальнейшим образом разработаннаякосмология является только идеальным образцом для теории идеального человека и идеального общества» (Платон. Соб соч. в трех томах. Т. 3 (1). М., 1971, с. 659). В равной степени такая же характеристика подобных текстов классической Индии и классического Китая является вполне правомерной.
12Следует различать тот смысл, который вкладывали в этот термин «откровение» люди Древнего мира и человек Средневековья. Для древних этот термин обозначал особоезнание. Оно дано только мудрецам, которые обладают способностью «видения», позволяющей им представитьистинув ее незамутненном виде. Обычные же люди могут получить это знание только какавторитетное свидетельствооб истине, полученное непосредственно отмудрыхи зафиксированное в «священных книгах».
13Конрад Н. И. История всемирной литературы. (макет) М., 1967, с.145-148.
14Согласно преданию, он получил власть из рук мудрого и добродетельного правителяШуня(XXIIIв. до н. э.), которому ранее вручил ее мифический герой древностиЯо, правивший Китаем в течение ста лет.
15Первые надписи на черепаховых панцирях, бронзе и камне появились в Китае вXIV-XIвв. до н.э., иероглифические надписи вXII-IIIвв. до н.э.
16Начало разложения родового строя в Китае относится к ХIIв. до н.э.
17Чжоу было владением династии Чжоу (XI-IIIвв. до н. э.), имея титул «Сыновей Неба», они одновременно считались правителями всей Поднебесной.
18В эпоху династииСя существовали школысяо, в эпохуШан школысюи, в эпохуЧжоушколысян. В них помимо общеобразовательных предметов, предполагавших изучение письма, счета, ритуала включалось и обучение «военным искусствам»: стрельбе из лука и управлению боевой колесницей, а также и воспитанию нравственных качеств. Так, в период Чжоу школы были обязаны содержать пожилых людей.
19Малявин В. Китайская цивилизация. М., 2000, с. 383.
20Термин «Лю и» (6 искусств) позднее стал употребляться и для обозначения 6 канонических текстов
конфуцианского канона, т.н. «Шестикнижья».
21«Шицзин». Посещение школы.IV,IV, 3.
22Более подробно идейная борьба конфуцианцев и легистов будет рассмотрена при анализе конфуцианской доктрины.
23Административная система в империях Цинь и Хань на высшем уровне включала: 1. «Великий воевода» (тан вэй). 2. «Советник» (чэн сян). Под его началом находились 9 министров двора («дзюнцзин») и 13 ведомств.
24Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х тт. Т. 1. С. 147-149.
25История Древнего мира. Индия. Китай. Страны Юго-Восточной Азии. Минск, 1998. С. 668.
26Там же, с. 686-689.
27Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М.,1965. Гл. 2. Мифы о Нью-ва и Фу-си.
28Традиция, связанная с созданием «графического чертежа» вселенной, восходит к древнейшим временам. В 13 главе даоского текста «Чжуан цзы» сохранилось упоминание о древнем архаическом мифе: «Когда появились из [реки] Ло девять [начертаний], порядок установился совершенный, свойства обрели полноту. Предки, как зеркальное отражение, освещали все внизу на земле. Все в Поднебесной их поддерживали. Они-то и назывались высшими предками». (Цит. по: Мудрецы Китая. Ян Чжу. Лецзы. Чжуанцзы. СПб.,1994. С.212.)
29Понятиеузор – «узорочье» («вэнь») было в Древнем Китае символическим обозначением имени «культура» («культурность). В китайской традиции представление о культуре было неразрывно связано с письменным словом. Его изобретение приписывалось некоему Цан Це, помощнику мифического основателя китайской цивилизации, одному из 5 мифических императоров Хуан-Ди.
30Шогуа чжуань. Чжан 1.
31Щуцкий Ю. в книге «Китайская классическая «Книга перемен» приводит таблицу связи в «ба-гуа» черт, символов и свойств. С. 14.
ЗнакНазваниеСвойствоОбразЦин творчествокрепостьнебоКунь исполнение самоотдачаземля Чжень возбуждениеподвижностьгромКань погружениеопасностьводаГэньпребывание незыблемость гораСуньутончениепроникновенностьветер, дерево Ли сцеплениеясностьогоньДуй разрушениерадостностьводоем
32В комментариях к «Книге перемен» эта теория найдет свое законченное выражение в учении о единстве дао и дэ.
33Из комментария к «Книге перемен» «Шогуа Чжуань».
34Два типа черт (сяо) делятся на: 1) целые горизонтальные чертыян («световые») и 2) прерванные в середине горизонтальные черты инь («теневые»). Из сочетания трех черт складываются 8 символов (гуа) триграмм, связанных с определенным кругом понятий; а из сочетания в самых различных комбинациях шести таких черт 64 символа гексаграмм, обозначающих действительность.
35«Десять крыльев»делятся по на: 1. «Туань-чжуань» («Традиция суждений») в двух частях. 2. «Сянь-чжуань» («Традиция образов») в двух частях. 3. «Сицы-чжуань» или «Да-чжуань» («Традиция афоризмов», или «Великая традиция») в двух частях. 4. «Шогуа–чжуань» («Традиция объяснения триграмм). 5. «Сюйгуа-чжуань» («Традиция о последовательности гексаграмм»). 6. «Цзагуа-чжуань» («Различные традиции о гексаграммах»). 7. «Вэньян-чжуань» («Традиция о знаках и словах»).
36«Сицы-чжуань», или «Дачжуань» («Большой комментарий») представляет собою своего рода трактат, в котором излагаются основы философской концепции «Книги перемен» (онтология, космология, гносеология).
37В китайском языкеслово отождествлялось с егописьменным выражением и обозначалось одним термином «вэнь».
38Гране М. Китайская мысль. М., 2004. С. 28.
В 30-40-е годы С. Эйзенштейн, штудировавший книгу М. Гране в связи с разработкой им теории монтажа, в своей известной статье «Чет-нечет» писал : в «китайской науке… научные системыпостроены не по принципам отвлеченного мышления, апо нормам мышления чувственного… не по типу научных систем, а по образу и подобию художественных произведений». (Цит по: «Восток-Запад». Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988, с. 239.)
39Там же, с. 25.
40Изобретение иероглифики традиция приписывала министру первого императора Хуанди.
41«Древность, служащая изначальным идеалом для китайцев всегда и прежде всего представала перед ними в образах правителей – мудрецов», - пишет И.И. Симененко (цит. по: Гране М. Китайская мысль. С. 480.)
42Там же, с. 191.
43Там же, с. 202.
44Число 3символизировало единство – Дао неба, Дао земли и Дао человека.Число 5,близкое по своему значению как «все» символизировало пропорциональную соотносимость небесных феноменов, пространства и времени, природных стихий и человека (его прародителей и первопредков, его способностей и добродетелей). В текстах древнего Китая речь идет о 5стихиях(элементах) -У син. О 5-ти священныхгорах и морях, обозначающих пространство (Поднебесной). О 5-тиоснованиях времени. О 5-ти видах злаков – У-гу. О 5-тиосновных цветах (У-сюэ) извуках (тонах)-У-гу. О 5-тинебесных императорах – владыках севера, юга, запада и востока, выступающих и в роли величайших культурных героев, первоправителей и первопредков, научивших людей добывать огонь, заниматься рыболовством, обрабатывать землю, писать и считать. О 5-тисвойствах человеческой природы и пятидобродетелях, которыми он должен овладеть и им неукоснительно следовать.Число 8использовалось для пропорционального соотнесения восьми направлений пространстваи восьмиглавных государственных дел.
45Числа календаря определялись термином «ли шу», они были наиболее подходящими для обозначения положений частиц «ци».
46Гране М. Китайская мысль. С. 192.
47«Ши цзи» цит. по: «Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.2. С. 312.
48Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». С. 152.
49Говоря об упражнениях в искусствах, Конфуций имеет в виду не только пятерку древних искусств «Лю и», но и изучения канонических текстов.
50«Хэсюевы времена» - это не только эпоха «золотого века», когда люди, согласно традиции, жили, следуя естественному порядку вещей, но и время перехода к цивилизованным формам жизни, зарождение которых было связано с деятельностью совершенномудрых и добродетельных правителей.
51Дао дэ цзин. Чжан 5.
52Чжуан-цзы. //Мудрецы Китая. Ян жу, Лецзы, Чжуан цзы. СПб., 1994, с. 157 (В дальнейшем текст «Чжуан цзы» цитируется по этому изданию).
53Там же, с. 240, 203.
54Там же, с. 176-177.
55Древнекитайсуая философия. Собр. текстов в двух томах. Т.1. С. 274.
56Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998, с. 460.
57«Мудрецы Китая», с. 271. (Это место из текста даоского философа перекликается с замечательным образцом древнекитайской поэзии «Щи цзина», песней-притчей «Белый жеребенок», в которой прекрасный миг жизни, воплощенный в образе белого жеребенка, уподоблен вечности: «Светло-светло-белый жеребенок, В огороде ешь росточки, милый. Привяжу тебя, тебя стреножу. Чтобы это утро вечным было…» («Ши цзин».II,IV, 2).
58Цит. по книге: Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000, с. 382.
59Упоминание об этом предании содержится в тексте «Шу цзын» в главе «Великий закон»
60(Ригведа. Мандалы. I-IV. М. 1989. с. 80)
61Все ссылки на «Ригведу» даны по: Ригведа. МандалыI-X. М.. Наука, 1989-1999.
62(Атхарваведа. Избранное. М. 1989, с. 32-33).
63Варна – каста, сословие. Традиционным считалось деление на три высших касты: брамины –жрецы, кшатрии – воины и правители, вайши – земледельцы и торговцы. Низшей считалась каста шудр – слуг. Позднее появилось множество мелких каст.
64Впервые этот термин упоминается в «Ригведе», но для обозначения сословий используется, только начиная с периода брахман (Шатападха брахмана V. 5. 4, 9. VI.4.4., 13).
65Брихадараньяка уп-да 111. 9. 8.
66Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М., СПб., 1997. С. 156.
67Философские тексты МАХАБХАРАТЫ. БХАГАВАДГИТА. Изд. 3. Перевод, предисловие и примечания акад. Б. Л. Смирнова. Akademia. 1994, с. 80.