Файл: КУЛЬТУРА ОБРАЗЦА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2024

Просмотров: 663

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Формирование культурной традиции востока и запада.

Культура образца

Материалы к лекциям

Словарь 98

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Формирование китайской парадигмы культуры

Теогония

Космогония и космология

Культурологический миф

Конфуцианство. Жэнь и ли

Даосизм. Дао и дэ

Чжуан цзы

Приложение

Классическая культура древней индии. Культура ом

I. Ведическая традиция

Для миров

Пространство, время, закон в системе ведического знания

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения словарь а

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 6. О месте пребывания разума

__________________________________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

III античная культура логоса и греческая пайдейя

Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры

Греческий полис и античный идеал

Ранние формы калокагатии. Арете

Лучшее для смертных – здоровье –

Греческая мифология и античная культура

Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос

Основные смыслообразующие элементы античной культуры

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич. Античная эстетика.

Притоком грязным, свежей не испить воды.

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

Рефлексия культурных образцов, созданных в период классической древности, достигла своей кульминации, когда обнаруживаются кризисные тенденции в развитии великих цивилизаций древности. В социальной сфере это было связано с кризисом полисов (городов-государств) и возникновением империй. В результате культуры, созданные в рамках полиса, вышли за его пределы и интегрировались с иными культурами, сохраняя при этом свое доминирующее значение. В Европе примером того, к чему привел выход античного мира и его культуры за границы классического полиса, дает культура эпохи эллинизма. Ее начало положило создание новой цивилизации, возникшей в результате завоеваний Александра Македонсеого, которая объединяла огромную территорию, включавшую наряду с Македонией и Грецией, Египет, Ближний и Средний Восток, вплоть до границ с Индией. В этот период культурные ценности классической Греции становятся доминирующей силой в жизни многочисленных народов и стран.

Характерной особенностью этого процесса эллинизации было не вытеснение существующих в различных областях эллинистического мира местных, часто мощных культурных традиций, а интеграция античного образца «вовнутрь» этих культур. В результате сам этот образец не только трансформировался под их влиянием, но обретал своеобразную многоликость. Эти многочисленные варианты эллинистической культуры, образно выражаясь, выступали как отдельные, индивидуальные, характерные «лики» античной культуры.

Очевиден двойственный характер этого процесса. С одной стороны, античный образец культуры обретал своего рода универсальный и, в известном смысле, «мировой» характер, а, с другой, утрачивал ту «статуарность», идеальность и гражданственность, которая была свойственна «великой пайдейе» и была ориентирована на формирование того типа лучшего, совершенного человека и гражданина, который принято определять как «классический».

Завершая этот анализ эллинистической культуры, А.Ф. Лосев характеризует ее как «период индивидуализма и диалектически с ним связанного космополитизма. Что касается личности, то эллинистический человек уже не воспринимает себя в качестве «серединного существа» - центра, в котором обретают единство макро и микрокосмос, закон и правда, добродетельность и гражданственность, личность здесь погружается в себя, отходит от внешнего мира, становится аполитичной. Философы эллинизма, пишет Лосев, все наперебой вопиют нам о своей аполитичности, проповедуют отход от общественности и государственности. Это стоики и эпекурейцы скептики»237.


Подобные процессы происходили в постклассическую эпоху в Китае и в Индии. Их результатом была смена культурных периодов, традиционный период завершался и начинался новый традиционно-рефлекторный период истории культуры, который будет связан с процессом культурного самосознания индивида. Для этого культурного периода все достижения «культуры образца» будут переосмыслены с точки зрения их ценности и значимости для конкретного «лица». Для этого времени культура существует не в «...вещах как таковых, а в свободно преломляющихся по поводу них воле человека, чувствах человека и его целях. Совокупность же волевых устремлений и целей характеризует лицо»238.

Традиционно-рефлекторный характер культуры этого периода очевиден. В полной мере он реализуется в создании новых институтов культуры, основу деятельности которых составляет интеграция достижений культуры образца в новые культуры, возникающие на основе отличных от социальных структур древнего мира цивилизаций. Первыми из таких институтов становятся: ХРАМ, понимаемый как «синтез искусств», и УНИВЕРСИТЕТ, понимаемый как синтез знания, позднее АКАДЕМИЯ, понимаемая как синтез искусства и знания. Каждый из этих институтов культуры связан с формированием культуры индивида («культуры нравственных обязанностей, культуры Разума, культуры призвания).


Приложения

ТЕКСТЫ

Гомер. Илиада. Песнь 18 (478-608).

Гесиод. Труды и дни. Земледель­ческая поэма. Теогония// О происхождении богов. М., 1990.

Фрагменты ранних греческий философов. Ч. 1. М., 1989, с .33 -66.

Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора. М., 1997.

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе . М., 1993.

Платон. Сочинения. В 3-х т. М., 1968-1972. Протагор 31 8 а – 334 с . Т. 1. Тимей 27 а- 41 д., 50 а-50 д , 47 с- 50 д. , 88 а - 92. Т. З. , ч. 1 . Го­сударство. Кн. 7 . Т. З. , ч. 1. Законы. Кн. 1 , 2, 7, 8, 10 (889 д – 889 ).Т. З, кн» 2.

Аристотель. Собр. соч. В 4-х т. М., 1976-1984. Метафизика. Гл. 1-7. Т.1. Политика. Кн. 7 -8. Т .4 . Никомахова этика. Кн. 2(В), кн.З(Г). Т.4. Риторика. Кн. .1 , кн. 2 (1-18), кн. З. (13-17).

Геродот. История. Кн. 1. Клио// Геродот. История. В 9-ти тт. М., 1993.

Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2-х т. Т .1 . Перикл. М.. 1989, с. 56-215.

Павсаний. Описание Эллады. В 2-х т. М., 1994.

Цицерон. Тускуланские беседы. Кн. 1 (1-4)//Цицерон. Эстетика.Трактаты. Речи. Письма. М., 1994, с. 384 -386. О природе богов// Цицерон. Эстетика. Трактаты. Речи. Письма. С. 434-446. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993.

Сенека Письма к Луцилию. Трагедии. М., 1986.

Тит Лукреций Кар. О природе вещей. Кн. 1,4-5. М., 1983.

Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 1990, с. 169-179, 190-194, 210-216, 235-247.

Гелий Авл. Аттические ночи. М., 1993, с. 180-183.

Поймандр. В кн. Гермес Трисмегист и герметическая тралиция Востока и Запада. М., 1998, с. 13-32.

ЛИТЕРАТУРА

Античная цивилизация. М., 1973.

Быт и история Античности. М., 1988.

Древняя Греция. История. Быт. Культура. М., 1997. Древний Рим. История. Быт. Культура. М., 1997.

Аверинцев С. Греческая "литература" и ближневосточная"словесность" // Типология и взаимосвязь литера­тур Древнего мира. М., 1971. Аверинцев С. Античность (вступительная статья) к разделу// Идеи эстетического воспитания. В 2-х т. T.I. M., 1973. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.

Аверинцев С. Другой Рим. M., 2005. Ахутин А. Понятие "природа" в Античности и в Новое время. М., 1988, с. 111-124, 163-183. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М, 1988.

Гадамер Г.-Г. Прометей и трагедия культуры// Гадамер Г.Г. Акту­альность прекрасного. М., 1991. Йегер В. Пайдейя. Т. 2 М., 1997. Йегер В. Пайдейя Т.I. М. 2001 Кнабе Г. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре Древнего Рима. М., 1993. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М., 1996. Лосев А. Двенадцать тезисов об античной культуре// Лосев А. Дер­зание духа. М., 1988. Лосев А. Античная философия истории. М., 1977. Лосев А. Общая характеристика античной эстетики// Лосев А. Ис­тория античной эстетики. В 8-ми т. Т. 8, кн. 1, с. 308 -350. Лосев А. Классический период развития античной культуры (основные этапы). Введение в классический пери­од// Лосев А. История античной эстетики. Т. 1, с .255 Ранняя классика. Т. 1 , с. 258- 262, 263-274, 304-308. Средняя классика. Т. 2 , с .3 -45 , 51-54, 79-82. Вы­сокая классика. Т.2, с. 127-131, 152-161. Поздняя классика. Т. З, с. 3 -8. Т. 4 , с .7 -14, 37, 38, 77, 166-168, 262-277, 394-402, 402-405, 417-418, 422-423, 564-578, 618-638.


Мелетинский Е. Мифы древнего мира в сравнительном освещении// Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971. Пондопуло Г. Формирование культурной традиции. Античная культура и пайдейя. М., ВГИК, 2001.

Рожанский И. Наука в контексте античной культуры// Наука и культура. Сб. М., 1984. Хайдеггер М. Учение Платона об истине// Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

ФИЛЬМЫ

Исчезнувшие цивилизации / Lost Civilizations Год выпуска: 1995

Страна: США Жанр: Древние культуры Продолжительность: 8 серий, каждая серия - 48 мин.

Фильм 1. Эгейское море. По следам Атлантиды Фильм 5. Греция. В стремлении к совершенству

О чём знали древние / What the Ancients Knew Год выпуска: 2004 Страна: США Продолжительность: 6 серий, каждая серия - 46 мин. В ролях: Джек Тёрнер / Jack Terner Документальный цикл канала Discovery рассказывает об истории древних цивилизаций, в котором Джек Тёрнер путешествует по местам древних памятников и посещает города, знакомясь с культурой древних цивилизаций.

Фильм «Греция»

Фильм «Римляне»

BBC: Древний Рим. (Римская Империя). Расцвет и падение империи BBC: Ancient Rome. The Rise and Fall of an Empire

Год выпуска: 2006 Страна: Великобритания, коллекция BBC Продолжительность: 300 мин. Описание: Фильм повествует о расцвете и падении Великой Римской Империи и о шести ключевых переломных моментах в ее истории. Основан на обширном историческом исследовании. Фильм показывает, как жажда власти и амбиции великих мужей Рима, таких как Цезарь, Нерон, Константин создали Империю. Фильм рассказывает историю войны Рима с Карфагеном, который был завоеван Цезарем, а также - как было подавлено еврейское восстание, и как Рим принял Христианство. С помощью актеров и компьютерной графики удалось воссоздать захватывающие сцены из истории Древнего Рима во всех подробностях.

1-я серия (Безумие Нерона) 2-я серия (Кинжал в спину Цезаря) 3-я серия (Гнев народа)

4-я серия (Бунт Иудеев) 5-я серия (Константин) 6-я серия (Падение Рима)

Рим: сила и величие / Rome: Power and Glory (3 фильма):

Легионы завоевателей / Legions of Conquest Культ порядка / The Cult of Order Падение империи / The Fall

Год выпуска: 1998 Страна: США Продолжительность: 3 х 52 мин Описание: Портрет Римской империи и подробный рассказ о древних римлянах — героях, завоевателях и творцах, о том, какое наследие оставила Римская империя современному миру и что роднит нас с древними римлянами. Легионы завоевателей: несметные легионы вымуштрованных воинов, завоевавшие огромнейшие территории, раскололись на враждующие группировки. Почему они не сумели удержать захваченные земли? Римскую армию, несравненный символ военного могущества, погубили алчность и коррупция… Культ порядка: Культура и зодчество Древнего Рима нашли свое отражение в западном искусстве, архитектуре, медицине и городском планировании. По мере роста империи языческие верования смешивались с новыми убеждениями. Так родилось христианство, во многом противоречащее ценностям римской культуры. Падение империи: К концу IV века шаткая военная машина Римской Империи уже не могла противостоять вторжению варваров. Близок был тот роковой час, когда Рим, сердце империи, оказался во власти вандалов. Но захватчиков ждал неприятный сюрприз: их встретила лишь тишина пустых улиц и запустение в ветхих домах. Империя рушилась на глазах, но прошло еще сто лет, прежде чем жестокая судьба настигла могучий и славный Рим.


Древние открытия / Ancient Discoveries Год выпуска: 2007 Страна: Великобритания Продолжительность: 7 серий по 45 минут Режиссер: Stuart Clarke, Ben Mole Описание: Историки античности нередко сталкиваются с удивительным парадоксом: то, что было когда-то создано руками наших далеких предков, можно было воплотить в жизнь, лишь опираясь на современную науку… Как же справлялись со своей задачей инженеры древности. Ведь им удалось создать краны, переносившие грузы весом в десятки тонн, водные гарпуны, которыми можно было потопить корабль, механические пилы, приводимые в действие силой воды и многое другое. Способна ли современная наука разгадать, какими технологиями пользовались древние инженеры? Могут инструменты, которыми пользовались наши предки, найти применение в наши дни?

Фильм 1. Машины Востока

Фильм 2. Китайское оружие

Фильм 3. Баллистические орудия

Фильм 4. Утонувшие города

Фильм 5. Оружие древних

Фильм 6. Величайшие суда античности

Фильм 7. Роботы древности

Загадки древности. [Cекреты Ацтеков, Рыцари-тамплиеры: воинствующие монахи, Древний Рим и его таинственные города, Загадки Великой Китайской стены, Реинкарнация, Древние пророчества, Загадка майя, Магия алхимии, Александрийская библиотека] / Ancient mysteries

Год выпуска: 1995 -1997 Страна: США Продолжительность: 9 фильмов х 45 мин Описание: "Секреты ацтеков". Археологические находки в Теночтитлане и исследования ученых позволяют представить, какой была жизнь ацтеков - великой цивилизации, существовавшей на территории современной Мексики до начала XVI века. "Рыцари-тамплиеры: воинствующие монахи". Вскоре после первого крестового похода (1118 - 1119 года) в Сирии и Палестине появился французский духовно-рыцарский орден тамплиеров (храмовников). Орден тамплиеров и его судьба - одна из самых драматических и таинственных страниц средневековой истории. "Древний Рим и его таинственные города". Рим был основой целой империи. Армия Древнего Рима была самой сильной из существовавших в то время. Она завоевывала государства, покоряла народы, строила новые города. "Загадки Великой Китайской стены". В 1974 году неподалеку от китайского города Линтонг крестьяне, копая колодец, нашли фигуры солдат и лошадей. Так было сделано сенсационное открытие - циньская монументальная скульптура, тысячи терракотовых фигур. Они были захоронены рядом с императором Цинь Шихуанди - инициатором строительства Великой Китайской стены. "Загадки древности. Реинкарнация". Есть ли жизнь после смерти? Если существует душа, бессмертна ли она? Может ли она возродиться в другом теле? Какие доказательства могут подтвердить реинкарнацию? Что иудаизм и христианство говорят о переселении душ? "Древние пророчества". Можем ли мы объяснить феномен провидцев прошлого и их предсказаний? Какой смысл заложен в загадочных центуриях Нострадамуса? "Загадка майя". О народе, который играл в футбол, принося проигравших в жертву богам, и полагал, что знает точную дату конца света. Путешествие в Паленке - религиозный центр древних майя. "Магия алхимии". Алхимики пытались получить золото из неблагородных металлов, искали секрет бессмертия. Алхимией увлекались многие ученые, например - Исаак Ньютон. История алхимии хранит множество загадок. "Александрийская библиотека"