Файл: КУЛЬТУРА ОБРАЗЦА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2024

Просмотров: 667

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Формирование культурной традиции востока и запада.

Культура образца

Материалы к лекциям

Словарь 98

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Формирование китайской парадигмы культуры

Теогония

Космогония и космология

Культурологический миф

Конфуцианство. Жэнь и ли

Даосизм. Дао и дэ

Чжуан цзы

Приложение

Классическая культура древней индии. Культура ом

I. Ведическая традиция

Для миров

Пространство, время, закон в системе ведического знания

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения словарь а

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 6. О месте пребывания разума

__________________________________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

III античная культура логоса и греческая пайдейя

Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры

Греческий полис и античный идеал

Ранние формы калокагатии. Арете

Лучшее для смертных – здоровье –

Греческая мифология и античная культура

Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос

Основные смыслообразующие элементы античной культуры

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич. Античная эстетика.

Притоком грязным, свежей не испить воды.

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

Одновременно возникает и идейная оппозиция этим философским школам, претендующим на роль главных духовных наставников Поднебесной. В центре внимания диалога, который вели между собой конфуцианцы, даосы и представители противостоящих этим течениям философских школ, были размышления о природе человека и системе государственного управления; об отношении «верхов» и «низов»; правителя и подданных; проблемы политики, этики, воспитания и образования. В начале IV в. до н.э. в царстве Ци был основан «Цзися сюэгун» («Дворец наук у западных ворот»), т.н. «Академия Цзися», просуществовавшая 100 лет. Учеными «Академии» были написаны 514 трактатов под общим названием «Гуан-цзы», в них были собраны суждения различных философов (конфуцианцев, даосов, натурфилософов школы «инь-ян») по проблемам философии, экономики, социальным, политическим, экономическим проблемам. В IV-III вв. выдающийся философ Сюнь цзы, которого называют «китайским Аристотелем», создал совместно со своими учениками сочинение, включавшее 32 главы, в которых предпринял попытку обобщить и критически переосмыслить все достижения китайской философской мысли от ее зарождения. В шестой главе, под названием: «Против двенадцати мыслителей», он подвергает критическому обзору учения представителей различных философских школ (даосов, конфуцианцев, легистов, «школы имен», моистов).

В VI-V вв. до н.э. путем захвата соседних царств возникли два крупных государства: одно – Цзинь, в нынешней провинции Шаньси со столицей в г. Хоум; другое – Чу, самое крупное из царств, на юге страны со столицей в районе нынешнего Хубея. Каждое из них стало и крупным культурным центром. В Цзинь была чрезвычайно развита культура бронзовой металлургии. В ее столице в результате раскопок была обнаружена огромная литейная мастерская с десятками тысяч фрагментов форм для выплавки изделий различного назначения и стилей. Широко были распространены ремесленные изделия из нефрита, серебра, золота, применявшиеся в качестве украшений оружия и ритуальных предметов. Использовалась в подобных изделиях и техника инкрустации. В царстве Чу наряду с изделиями из бронзы существовали ремесла по производству музыкальных инструментов (один из найденных наборов таких инструментов включал 124 разных инструмента: колокола, каменные пластины, барабаны, лютни, флейты, кифары и др. В многочисленных погребениях сохранились великолепные художественные изделия из металла, создававшиеся по восковым моделям. Особенностью этой культуры было использование изделий из лакированного дерева, украшенных великолепными орнаментами. Подлинный расцвет переживало здесь производство шелка и искусство росписи по шелку.


В 546 г. до н.э. гегемоны договорились о прекращении военных действий, в результате чего образовались крупные княжества, в которых ведущая роль принадлежала династиям Цинь и Хань. Возникшее между ними соперничество превратилась, в конце концов, в борьбу за единую империю.


III. Культура китая в период древних империй

Завершение классического периода истории Древнего Китая связано с историей двух царств Цинь и Хань и формированием в Китае централизованного государства. В этих социальных условиях и особенно в период становления китайской империи «многоголосие» философских школ и связанное с ним развитие литературы, образования, интереса к духовно-нравственным проблемам, хотя и сохраняется в некоторые периоды, в конце концов отходят на второй план, уступая место интересам, связанным с военно-политическими, административными, идеологическими проблемами зарождавшейся имперской власти. Предпринимаются попытки использовать те или иные философские концепции в качестве официальной идеологи.

Империя Цинь – III в. до н.э. (221-206 гг. до н.э.). В Царстве Цинь до правления Ши Хуанди, объявившего себя «первым императором», существовала носившая централизованный характер власть законников – легистов. Легисты противопоставили учению Конфуция о «человечности» и «культурности» идею «всевластия закона» как единственного средства преодоления царившей в Поднебесной смуты. В условиях зарождения в Китае императорской власти это кредо легистов оказалось достаточно актуально и востребовано22.

В 221 г. в результате непрерывных войн Ши Хуанди объединил разрозненные царства Китая в единую империю, а себе присвоил титул «Великого императора», который ранее имели только «небесные» правители (5 мифических императоров-властителей стран света и центра). С правления Ши Хуанди начинается имперский период Китая (он закончится только в XX веке с созданием КНДР). С целью укрепления централизованной власти Ши Хуанди провел целый ряд радикальных реформ. Вся империя была разделена на округа, управлявшиеся чиновниками, назначенными верховным правителем. Была упрощена и унифицирована система письменности (т.н. «малая печать»), введена единая система мер и весов, единая денежная единица, укреплена и лучше организована армия, для ее быстрого передвижения была построена сеть дорог. С целью защиты северных границ было начато строительство Великой Китайской стены, других монументальных сооружений: дворцов, крепостей, дорог. Постоянные войны привели к созданию огромной армии, которая по своей численности в несколько раз превосходила армию римлян времен империи. Совершенствование института власти при Ши Хуанди сопровождалось буквально погромами в области культуры. По приказу императора были сожжены все книги философского содержания. Запрещена деятельность философских школ. Особенно жестоким репрессиям были подвергнуты конфуцианцы. Ученые и философы уничтожались, их убивали, закапывали живыми в землю. Сохранились сведения о том, что более 500 философов были закованы в кандалы и отправлены на строительство Великой китайской стены, где и погибли. В этот период создаются грандиозные архитектурные комплексы, строительство которых поражает богатством декора. Примером может служить открытая в конце XХ века гробница Императора Цинь Ши Хуанди, в которой в миниатюре была воссоздана вся Поднебесная, которую охраняла 6-тысячная армия воинов в полном вооружении, воссозданных из терракоты в натуральную величину и в полном боевом вооружении и выстроенных в соответствии с правилами военного регламента. Поражает своей индивидуальной неповторимостью облик каждого из этих сотен воинов императора.


После смерти в 210 году до н.э. Ши Хуанди в империи воцаряется хаос. В 209 до н.э. в бывшем царстве Чу происходит восстание против власти Цинь. Войска правителя Цинь терпят поражение в битве с восставшими. К власти приходит новая династия Хань с центром в городе Лоян (провинция Хэнань).

Империя Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), просуществовавшая 400 лет, представляла собой бюрократическую деспотию с сильной централизованной властью, обладавшей изощренной государственной машиной. Доминирующую роль в империи играло чиновничество, насчитывавшее 130 тыс. человек23.

Официальной идеологией Хань вначале являлось учение «законников» («легистов»). Важную роль в укреплении централизованной власти сыграла отмена запрета конфуцианства, а затем и провозглашение его в период правления т.н. «младшей династии» Хань императором У ди (140-87 гг. до н.э.) официальной идеологией. При этом был отменен запрет и на деятельность других философских школ, что вело к восстановлению традиций «золотого века» китайской философии. Вместе с тем, весь интеллектуальный опыт этой традиции был поставлен на службу обучению и совершенствованию административного аппарата империи. Главным требованием к чиновникам было знание не только грамоты, счета, правил управления и законов, но и конфуцианской доктрины, в которой идея «единства» правителя и его подданных, их «искренней» преданности государю являлась центральной. Для образования чиновников создаются особые учебные заведения - «академии», в которых запрещалось преподавание философских концепций, критически настроенных по отношению к конфуцианской доктрине. История империи Хань делится на два династических периода: «Западную Хань» (время господства «старшей» династии) и «Восточную Хань» (время правления «младшей» династии). Укрепление централизованной власти в каждый из этих периодов сопровождалось сменой времен стабильности и упадка. Времена стабильности сопровождались подъемом земледелия, развитием торговли, высоким уровнем ремесленного производства, стремлением восстановить культурную традицию. Развитие знаний, философской мысли, технические изобретения, расцвет литературы, поэзии и искусства, создание библиотек и многочисленных учебных заведений, - характерные черты ханьской эпохи в такие периоды стабильности. Напротив, для периодов упадка была типична полная или частичная утрата культурных достижений.


Западная Хань (206 вв. до н.э.- 9 г. н.э.)

Ее ранний период отличался экономической и политической стабильностью и значительными культурными достижениями. В это время в результате успешных войн императора У-ди с кочевниками и освоением западных районов получает развитие торговля на Великом шелковом пути. Через посредников налаживаются торговые контакты между Римом и Чанъянем – столицей Западной Хань. Развитие торговли способствовало процветанию городов, расцвету ремесел. Столица империи поражала современников своим великолепием. Недавние археологические раскопки обнаружили богатейшие погребения, в которых содержались великолепные произведения прикладного искусства, поражающие своим мастерством. Это время и интенсивной духовной жизни, когда идет активный процесс восстановления культурной традиции, в значительной мере утраченной в период правления Ши Хуанди. В этот период работал выдающийся историк Древнего Китая -«китайский Геродот» Сыма Цзянь (145-86 гг. до н. э), создатель первой всеобщей истории Китая «Ши цзы». В заключительной 19-й главе этого обширного сочинения он цитирует «Сици чжуань» - самый авторитетный комментарий к «Книге перемен»: «Поднебесная стремится к единой цели, но для достижения ее существуют сотни планов, все они стремятся к одному и тому же, но ведут к этому разные пути» и, опираясь на этот текст, перечисляет шесть главных философских школ. Называет школы: «темного и светлого начала», конфуцианцев, моистов, номиналистов, законников и даосов. Здесь же он дает характеристику «важнейших черт» каждой из них и описывает состав конфуцианского канона24.

В 136 г. до н.э. У-ди основывает высшую школу «Тай сюэ» и учреждает в нем экзамен по канону «Пятикнижья» и государственную должность «Доктора «Пятикнижья». В эпоху Хань, когда ведущую роль в жизни Поднебесной играло чиновничество, происходит своеобразная «бюрократизация» философской мысли, имевшая целью поставить развитие философской мысли на службу делу «окультуривания» чиновничьего аппарата китайской империи. Первоначально в качестве официальной идеологии выступает легизм.

Рубеж I в. до. н. э. и I в. н. э. отмечен кризисными явлениями. В это время происходит смена династий. Новые властители Хань переносят столицу на Восток в Лоян (Хэнань), наступает новый династический период.

Восточная Хань (25-220 гг. н.э.). Начало этого периода было отмечено восстановлением экономической и политической стабильности, возрождением былого могущества империи. Восстанавливаются разрушенные ирригационные системы, что привело к росту сельскохозяйственного производства. Успехи в борьбе с кочевниками привели к оживлению внешней торговли. В 166 году в столицу империи прибывает посольство из Рима. Оживленная торговля Китая изделиями из шелка, керамики, железа и лака, позднее бумаги (она была изобретена в Китае в I в.) ведется по Великому шелковому пути со Средней Азией и Римом25. Состояние стабильности в это время предопределило новый культурный подъем. Изобретение туши и бумаги и их широкое использование способствовало распространению образованности. В этот период продолжалось и совершенствование письменности. Появляются первые трактаты, посвященные теории письменности, толковые словари. На рубеже нашей эры был составлен древнейший словарь иероглифов «Эр я». К концу династии Хань китайские иероглифы приобрели законченную форму, сохранившуюся в почти неизменном виде до наших дней. Императоры «младшей династии» покровительствовали развитию философии, поэзии и литературы, знанию и изобретательству. В I в. н.э. китайский астроном Чжан Хэн на основе постоянных наблюдений создал первый в мире небесный глобус, изобрел сейсмограф. Высокого уровня достигла медицина. В этом веке был составлен первый каталог медицинских книг, включающий 36 трактатов26. Продолжилась и систематизация философской мысли, что находит выражение в создании первой системы китайских канонических книг «Ли и» (шести искусств). В империи Хань процесс централизации власти достиг своего апогея, что наложило свой отпечаток и на культурный процесс. Происходит своеобразная идеологизация и «бюрократизация» философской мысли, имевшая целью использовать ее достижения для укрепления власти и подготовки образованных чиновников, воспитанных в духе верности власти имперских правителей.