Файл: КУЛЬТУРА ОБРАЗЦА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2024

Просмотров: 660

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Формирование культурной традиции востока и запада.

Культура образца

Материалы к лекциям

Словарь 98

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Формирование китайской парадигмы культуры

Теогония

Космогония и космология

Культурологический миф

Конфуцианство. Жэнь и ли

Даосизм. Дао и дэ

Чжуан цзы

Приложение

Классическая культура древней индии. Культура ом

I. Ведическая традиция

Для миров

Пространство, время, закон в системе ведического знания

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения словарь а

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 6. О месте пребывания разума

__________________________________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

III античная культура логоса и греческая пайдейя

Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры

Греческий полис и античный идеал

Ранние формы калокагатии. Арете

Лучшее для смертных – здоровье –

Греческая мифология и античная культура

Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос

Основные смыслообразующие элементы античной культуры

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич. Античная эстетика.

Притоком грязным, свежей не испить воды.

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

68Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. М., 1999. С. 88, 323.

69(Философские тексты МАХАБХАРАТЫ. БХАГАВАДГИТА. Третье издание. М., 1994. С. 38.)

70Тексты МАХАБХАРАТЫ. БХАГАВАДГИТА. М., 1994, с. 542.

71Здесь имеется в виду эволюция йогической практики в постведический период, которая приводит душу к Брахману и одновременно наделяет ее многочисленными сверхспособностями. Столь широкое истолкование практики йоги способствовало ее триумфальному распространению в различных областях духовной деятельности: философской, религиозной, эстетической, этической. (М. Элиаде. Йога: бессмертие и свобода. СПб., 1999, с.201-207.)

72Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. С. 136.

73Философские тексты Махабхараты. БХАГАВАДГИТА. «A-cad», 1994, с. 3.

74Махабхарата. Адипарва кн. 1. Литературные памятники. 1950, 1992, с. 591.

75Махабхарата. Адипарва кн. 1. Литературные памятники. 1992. С. 591.

76Цит. Мастера искусства об искусстве. Т. I. М., 1965, с. 16.

77Там же, с. 338-352.

78Столепестковый лотос. Антология древнеиндийской литературы. М., 1996. С. 360, 363, 364.

79Невиль П. Ритм и мелодия в камне/ «Индия.Перспективы». Нью Дели. 1999. Декабрь, с. 27.

80Артхашастра, или Наука политики. М., 1992. С. 16-17.

81Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1.М., 1989, с. 172.

82Там же, Гераклит. 13, 71, 90, 112.

83Софокл. Антигона. 791-800.

84Ж.-П. Вернан .Происхождение древнегреческой мысли. М.,1962. С. 15-16.

85Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971. С. 217.

86Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней ГрецииVIII-Vвв. до н. э. СпбГУ. 2001.

87Там же, с. 67.

88Там же. С. 87-86.

89Наиболее значительным исследованием на эту тему является работа Йохана Хейзинги «Homoludens» (Человек играющий). М., 1992.

90JagerW.Paideia.BdI. 1933.S. 29.

91Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней ГрецииVIII-Vвв. до н. э., с. 115.

92Тронский И.М. История античной литературы. М.,1988, с. 151.

93Реализовать себя как личность может только индивид, прошедший «школу» самосознания в качестве свободного, «просвещенного» человека. Для этого в античную эпоху не было необходимых предпосылок в силу отсутствия у эллинов приоритетного интереса к индивидуальным сторонам человеческой жизни. В тех же случаях, когда такой интерес возникал, как это было, например, в эпоху Греческого Просвещения и софистов, он вызывал у ревнителей традиционных ценностей полиса решительное неприятие. Свидетельством его может служить критика софистов Платоном (см. «Протагор»).


94Гесиод. Труды и дни. Земледельческая поэма, 311.

95Фрагменты ранних греческих философов. Часть1. М.,1989, с. 42.

96Павсаний. Описание Эллады в двух томах.Т.2. М., 1994, с. 28-29.

97Античная литература. Греция. Антология. Часть1. М., 1989, с. 93, 95, 124.

98Там же.

99Античная литература. Греция. Антология. Часть 2. С. 185-186.

100Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993. Домострой, гл. 5, 1-17.

101Там же, гл. 6, 4-10.

102Там же, гл. 11, 1-23.

103С. С. Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы.М.1977,с.204-205

104Эта система воспитания и ее культурное значение будет рассмотрено в заключительном раздел данной работы

105См.: Фукидид. История. Кн.2, 40.

106Платон. Государство. Гл.VII. 519c.

107А.Ф. Лосев. Мифология греков и римлян. М.1996,с.305

108Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.VIII. Кн. 1. С. 407-408.

109Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971, с. 210.

110Лосев А.Ф. ИАЭ. Т.VIII. Кн. 2, с. 407-408.

111Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979.11.3, 6.

112Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. С. 148. Пифагор, 26.

113Антология мировой философии в 4-х тт. Т. 1, часть 1. М., 1969, с. 335-337. Демокрит, 48-62.

114Лосев А.Ф. ИАЭ. Т.VIII. Кн. 1, с. 492.

115Платон. Горгий. 503e-504a.

116Платон. Государство.IV. 433e, 430.

117Платон.Тимей. 78a-b.

118Платон. Федон. 110b-c.

119Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.IV, с. 379.

120Фрагменты ранних греческих философов, с. 7.

121Там же, с. 239. Гераклит (85).

122Там же, с. 217. Гераклит (51).

123Там же, с. 181. Гераклит (1).

124Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960, с. 33, 237-341.

125Аристотель. Политика. Кн.1.a10-110.

126Лосев А. Ф. ИАЭ. Т.VIII. Кн. 2, 216.

127Фрагменты ранних греческих философов. Пифагор. 58,b4.

128Там же. Филолай. 13. 11. 4.

129Там же. Филолай. 58 В 12.

130Досократики. Минск,1999. С. 362. Эпихарм 56.

131Лосев А.Ф. ИАЭ.Т.VIII. Кн. 1, 512.

132Платон.Послезаконие,976c-979e

133Там же, 977a-b.

134Платон. Послезаконие. 990-992.

135Там же, 980a-986a.

136Лосев А.Ф. ИАЭ.Т.1. М., 1963, с. 92.

137Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971, с. 210.

138там же. Секст, с. 316.

139Лосев А. ИАЭ. Т.II, с. 74.

140Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.IV6, 9.III13,12, 6.IV7.II4, 5, 6.

141Лосев А. ИАЭ.Т.II, с. 667.

142Аристотель. Никомахова этика.II, 21 104a26.

143Там же. Кн.2 (В)110ba30-35.110a5.

144Лосев А.Ф. ИАЭ.Т.I, с. 996.

145Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. М., 1935, с. 234, 154.

146Платон. Федр. 244a, 244 е – 245 а.

147Аристотель. Никомахова этика. Кн. (В), 110 6. 10.

148Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора. М., 1976. С. 22.

149Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М., 1996. В этой книге была предпринята попытка реконструкции элевсинского ритуала.


150Аристотель. Поэтика. 1449, 6. 22-29.

151В.Йегер. Пайдейя. С.11

152Детальный анализ этой связи определения культуры и занятия земледелием был дан П.А. Флоренским в его статье «Термин».(См.: Флоренский П.А. Т. 2. У водоразделов мысли.М.Правда.1990.С.221-222

153Анализ содержания поэмы Гесиода и «Домостроя» Ксенофонта был дан в разделе «Греческий полис и античный идеал».

154Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора. М., 1997, с. 35.

155Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. Пифагор 21, с. 147.

156Там же, с. 492-493(1в).

157Там же,с. 491 (7). Эта идея будет впоследствии развита Платоном в его учении о «способности видения истины путем восприятия тела как «знака души» (См.: диалоги: «Кратил» 399с-400с, «Государство». Кн. 6. 518с-519.)

158Аристотель. Сочинения в 5 тт. Т. 4. М., 1974. С. 296.

159Пифагорейские Золотые Стихи с комментариями философа Гиерокла. М., 1996.

160Выдержки из литературного наследия Каллина, Тиртея, Пиндара, Эсхила и Аристофана, которые могут дать представление об особенностях «аристократической пайдейи», приведены в разделе данной работы, посвященном характеристике античного идеала.

161Греки не знали термина «природа». Они пользовались термином «фюзис», смысл которого отличается от того смысла, который мы вкладываем в термин «природа». Значение термина «фюзис» состоит в том, что он обозначает одновременно «природу» каждой конкретной вещи и мира в целом, которая проявляется в процессе их становления, но всегда при этом остается сама неизменной. Созданную Демокритом концепцию пайдейи иногда определяют какмиметическую (подражательную) в силу той роли, которая отводится в ней «подражанию» природе.

162Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. М., 1935. С. 147.

163Там же, с. 234.

164Там же, с. 154.

165Там же.

166Марру А.И. История воспитания в античности. М.,1998,с.313

167Йегер В. Пайдейя. М.1977,с.13

168Там же, с.15.

169Гиппократ. Избранные книги. М.,1994, с. 94.

170Там же. С. 279-305.

171Там же, с. 16.

172Антология мировой философии в 4-х томах. Т. 1. Часть1. Протагор. С. 316.

173Там ж. Секст, с. 316.

174Термин «энциклопедическая пайдейя» (в смысле «общее образование»), получивший распространение в первые два века новой эры, не отражал реальной педагогической практики этого времени и не соответствовалпонятию«общее образование». Он обозначал набор научных дисциплин, изучавшихся в школах неоплатоников, перипатетиков и стоиков и считавшихся введением в философию.


175Цит. по: Лосев А.Ф. ИАЭ. Т. 2, с. 7.

176Марру Ф.-И. История воспитания в античности. М., 1998, с. 120-121.

177Платон. Протагор. 319 а.

178Фукидид. Воспоминания о Сократе.IV.b9 .III,12,6.IV.7.II.4, 5 ,6.II. 2,3.III.7.III.1-5, 9.

179Йегер В. Пайдейя, с. 167.

180Платон «Государство», 499d.

181Йегер В. Пайдейя, с. 244.

182Фукидид. Воспоминания о Сократе.IV.b9 .III ,12, 6. IV.7. II. 4, 5, 6. II. 2, 3. III. 7. III. 1-5, 9.

183Платон. Филебb1в.

184Платон. Законы. Гл.З, 697.

185Там же, гл. 5, 730c.

186Платон. Государство. Кн. 7. 534b-c.

187Платон. Послезаконие. Собр. соч. в трех томах. Т.3 (2), с. 799.

188Платон. Протагор , 321-322d.

189Платон. Федон 69b.

190Платон. Кратил 415d.

191Платон. Кратил 400с.

192там же.

116 Платон. Законы. Кн.1. 644-645.

193

194

195Платон. Протагор 329е.

196Платон. Законы. Кн.1. 631d-e.

197Платон. Государство 376е.

198Платон. Законы 804c-d.

199Там же, 656с.

200Историческое значение этой мысли, - пишет Марру ,- трудно переоценить, ею открывается новая эпоха в истории педагогики. Ведь Платон формулирует здесь ни больше ни меньше, как идеальное понятие и специфическую программу того, что можно было бы назвать средним образованием. (Марру А.-И. История воспитания в античности, с. 111.)

201Платон. Государство. 540a-b.

202Там же.

203Там же 591c-d, 592a-b.

204Аристотель. Политика.1253а.9.5

205Аристотель. Политика.1332b. 7. 5-10.

206Там же.1334б.22.25

207Аристотель. Большая этика.1187а.29

208Там же,1190а.30

209Там же.1185в15

210Там же.1185а 35.

211Проблема добродетели детально рассматривается Аристотелем в его трактате «Никомахова этика». Кн. 1-10.

212Аристотель. Политика.1334 а. 24-25.

213Аристотель. Большая этика.1191 б. 25-29, 1200 а 31-34.

214Аристотель. Никомахова этика.1180 б. 25.

215Аристотель. Метафизика.980а.

216Аристотель. Политика. 1340б.11-14.

217Аристотель. Политика.1342б 1-20

218Этруски: Италийское жизнелюбие. Пер. с англ. М..ТЕРА. 1998

219Хайдеггер М. Время и Бытие. Статьи и выступления. М.,1993. С. 192-220.

220Там же, с.196.

221Лукиан из Самосаты. Избранная проза.М.1991. Сновидения или жизнь Лукиана,9-15

222Авл Геллий. Аттические ночи. Томск, 1993, с. 182.

223Так например, вIVв. н. э. епископ медиоланский Амвросий, переложив этот труд Цицерона в духе христианского вероучения, опубликовал сочинение под названием «Об обязанностях священнослужителей». В эпоху Ренессанса идея humanitas, которой был привержен Цицерон, легла в основу идеологии ренессансного гуманизма. В эпоху Просвещения один из выдающихся его идеологов Вольтер называл трактат Цицерона “Об обязанностях” одной из наиболее значительных произведений, которые он когда-либо читал.


224Цицерон. Избранные сочинения. М., 1975, с. 388.

225Цицерон. Философские трактаты. М., 1985, с. 111.

226Цицерон. О природе богов. LXII.

227Цицерон. Философские трактаты, с.151-152.

228Сенека. Письма к Луцилию 88, 89, 90.

229Цит. по: Муратова К. М. Мастера французской готики. М., 1988, с. 61.

230См. Жильсон Э. Разум и откровение в Средние века. – В кн. «Богословие и культура Средневековья». Киев,1992,с.14.

231Цитируется по: Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М., 2002, с. 118.

О необходимости изучения в «определенных пределах» т.н. «свободных искусств», т.е. наук, имеющих отношение к интеллектуальной, прежде всего философской деятельности, говорит

Аристотель в трактате «Политика». Кн. 8. II, 1-2.

232Говоряо христианской духовности,следует учитывать ее принципиальное отличие от понимания духовности в античном мире, основу которого составляет процесс самоодухотворения человека. «Христианство – ни в коем случае не религия духа, - замечает С.С.Аверинцев, - это религия «Святого Духа». Его идеал – не самоодухотворение, а «покаяние», «очищение», «святость». «Взятый же сам по себе дух или душа, это то, что лишь оживляет тело и наполняет его жизнью и не имеет прямого отношения к божией благодати. Поскольку она проявляет желание, она – воля, поскольку вспоминает – память, поскольку рассуждает и различает, она – разум, поскольку отдается созерцанию она – дух, поскольку полагает способность чувствовать – душа есть чувство», - пишет Августин в трактате «О душе».

233Здесь Августин следует также неоплатоническим идеям, которые выражены в словах неоплатоника Прока, утверждавшего: «Сколь велика польза математики для других искусств можем представить, поняв, что математика придает законность и порядок теоретическим наукам, как риторика, и всем тем наукам, которые воплощаются в речи, и дает им обрести полноту первого, серединного и конечного, подобно математике» (Цит. по Адо, с. 137).

234Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990, с.172.

235Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М., 2002, с. 230.

236Ле Гофф Ж. Рождение Европы. М., 2007, с. 36.

237Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.1, с. 118-119.

238Флоренский П.А. Соч. в 4-х т.Т.3(2). С. 23. М., 1999.

198