ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 1785

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Земская реформа (1864 г.)

Городская реформа (1870 г.)

Судебная реформа (1864 г.)

Военные реформы (60 — 70-е гг.)

В глазах историков и современников

Детство, образование и воспитание

Начало государственной деятельности

Царствование Александра II Государев титул

Начало правления

Отмена крепостного права (1861)

Предыстория

Основные положения крестьянской реформы

Реформа самоуправления (земское и городовое положения)

Судебная реформа

Военная реформа

Организационные реформы

Технологические реформы в области вооружений

Реформа образования

Прочие реформы

Реформа самодержавия

Экономическое развитие страны

Проблема коррупции

Внешняя политика

Рост общественного недовольства

Покушения и убийство История неудачных покушений

Гибель и погребение. Реакция общества

Итоги царствования

Внутреннее положение россии после русско-турецкой воины 1877--1878 гг.

Заключение

Рабочее движение в 80-х — начале 90-х годов

Зарождение

Течения

Консервативное направление

Реформистское (либеральное или легальное) направление[1]

Либерально-революционное направление

Социально-революционное направление

Анархистское направление

История революционного народничества

«Теория малых дел»

Имена, титулования, прозвища

Детство, образование и воспитание

Нравственный облик Николая Александровича

Вступление на престол и начало правления

Первые шаги и коронация

Экономическая политика

Внешняя политика и русско-японская война

Революция 1905—1907 годов

События 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге

Нарастание революции. Манифест 17 октября

Десятилетие между двумя революциями Вехи внутренней и внешней политики

Николай II и Дума

Земельная реформа

Преобразования в военной сфере

Первая мировая война

Принятие Николаем II на себя Верховного главнокомандования Русской армией

Зондирование мира

Падение монархии Нарастание революционных настроений

Отречение

Ссылка и расстрел

Религиозность и взгляд на свою власть. Церковная политика

Образ жизни, привычки, увлечения

Семья. Политическое влияние супруги

Русско-японская война (1904-1906 года)

2. Введение винной монополии

3.Реформы в железнодорожном хозяйстве

4.Денежная реформа.

5. Деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики.

6. Реформы в промышленности.

III Итоги реформ Витте.

Октябрьская революция 1917 года

Название и оценки

Предпосылки

Версия «двух революций»

Версия единой революции

За что боролись

Что обрели

Версия «революционной ситуации»

Апрельский кризис

Июльские дни

Выступление Корнилова

Демократическое совещание и Предпарламент

Версия «немецкого финансирования»

Вооружённое восстание в Петрограде

II Всероссийский съезд Советов

Формирование правительства

Сопротивление

Укрепление политической базы Советской власти и коалиция большевиков с левыми эсерами

Установление Советской власти на местах и распад страны

Мероприятия Советской власти в октябре-декабре 1917 г

Учредительное собрание: выборы и роспуск

Выход России из войны

Последствия

В 1917 году.

[Править] Идеологическая основа репрессий

[Править] Другие репрессии конца 1920-х — начала 1930-х годов

[Править] Некоторое ослабление репрессий в 1933—1934 годах

[Править] История

[Править] Десталинизация

[Править] Пределы и противоречия оттепели

[Править] Оттепель в искусстве

[Править] Усиление давления на религиозные объединения

[Править] Конец оттепели

Профессиональная и партийная деятельность

В Свердловском обкоме кпсс

В Верховном Совете ссср

В Московском горкоме кпсс

Избрание народным депутатом ссср

Президентство Внутренняя политика Президент рсфср

Распад ссср

1991—1992 Годы

Политический кризис

Прекращение деятельности Верховного Совета

Октябрьские события 1993 года

Конституционная реформа

Чеченский конфликт

Президентские выборы 1996 года

Второй срок Президента Ельцина

Отставка

Социально-экономическая политика Экономические реформы 1990-х

Критика

Обвинения в разрушении обороноспособности страны

Демографическая ситуация

Внешняя политика

Правительства Ельцина Вице-президент

Главы правительств

Министры иностранных дел

Министры обороны

Ельцин после отставки Участие в публичных мероприятиях

Мнения и оценки его положения в отставке

Смерть и похороны

Оценки Бориса Ельцина «Ельцинизм»

Личные качества

Общественное мнение о Ельцине

Отношение к Ельцину на Западе

Биография (до августа 1999) Детство и юность

Служба в кгб

Работа в Санкт-Петербурге

Работа в Москве

Защита диссертации

Председатель Правительства (август — декабрь 1999 года)

Вторжение боевиков в Дагестан и взрывы жилых домов в сентябре 1999 года

Версии прихода к власти

Президент (2000—2008)

Внутренняя политика

Вторая чеченская война

Положение сми

Образование молодёжных организаций, поддерживающих политику Путина

Положение национальных меньшинств

Гибель подводной лодки «Курск»

Экономическое развитие

Взаимоотношения власти и крупных предпринимателей

Оценки изменения уровня коррупции в президентство Путина

Внешняя политика

Оценки президентства (2000—2008)

Председатель Правительства (2008—2012)

Внешняя политика

Экономический кризис 2008—2010 годов

Их условно можно разделить на три условныe группы: 1) вопросы, регулирующие переход из одного вероисповедания в другое, 2) заключение межконфессиональных, межэтнических браков, и, 3) регистрация актов гражданского состояния.

В соответствии с «высочайшим» повелением от 2 августа 1854 г. о принятии мер к ограждению язычников от обращения в ислам, Министерство внутренних дел предписало не допускать таких переходов. Отступления из этого правила всегда разрешались исключительно с монаршего позволения. Другим циркуляром Министерства (от 12 июля 1888 г. за №182) мусульманскому духовенству было предписано воздержаться на будущее время от совершения браков между мусульманами и язычниками.

Циркулярным предписанием силового ведомства от 15 марта 1886 г. за № 1227 было запрещено муллам ведение метрических книг для татар, возвратившихся из православия в ислам. Специальным циркуляром Министерства от 3 августа 1891 г. за № 2618 на волостные правления были возложены полицейские функции – ведение об «отпавших» в ислам специальных списков, а не метрик, и при этом исключительно для счета населения.

«Высочайше» утвержденным 16 мая 1886 г. положением Комитета Министров было постановлено, что, ввиду устранения «вредного влияния» в волостном и сельском управлении должностных лиц мусульманского исповедания, иметь наблюдение, чтобы на эти должности были, по возможности, назначаемы лица из числа русских односельцев и татары, не принадлежащие к числу «фанатиков-мусульман».

Начиная с 1883 г. Министерством в предложениях начальникам степных областей неоднократно рекомендовалось не допускать построения новых мечетей для казахов свыше одной на волость, ввиду стремления правительства к ограничению развития ислама среди кочевников.

Указом Сената от 24 сентября 1904 г. за № 8758 была оставлена без удовлетворения жалоба татар г.Кустаная Тургайской области на распоряжение министра внутренних дел об отказе в дозволении постройки мечети в городе, вследствие признания Сенатом достаточным для удовлетворения религиозных потребностей просителей существовавшего там молитвенного дома.

Циркуляром МВД от 13 августа 1892 г. за № 3788 было разъяснено, что медресе и мектебе должны быть открываемы с разрешения директоров народных училищ, о существующих же мусульманских школах должно быть заявлено этому гражданскому институту18.

Циркулярным распоряжением Министерства от 16 апреля 1891 г. за № 2459 в адрес духовных управлений инославных исповеданий было предписано требовать от каждого еврея, проживающего вне черты оседлости и желающего креститься по обряду инославного исповедания, свидетельства местной полиции о праве проживать в данной местности и присылать в Министерство представления просителей о крещении; евреям же, не представивших означенных свидетельств, указывалось, чтобы они спрашивали разрешение на принятие крещения в местах своей оседлости19.


Таким образом, законодательные акты следует рассматривать как важнейшие юридические предписания, транслирующие на чиновников приоритеты внутренней политики правительства, но не дающие читателю полного представления о реальном положении дел в этой области.

Представленный вниманию читателей материал позволяет утверждать о существовании во внутриполитическом курсе самодержавия в отношении этноконфессиональных меньшинств двух противоположных подходов: имперского (наднационального) и националистического (православно-великорусского).

Многочисленность юридических ограничений в отношении католиков и иудеев свидетельствует о том, что «польский вопрос» и «еврейский вопрос» являлись большой проблемой для российской власти.

С учетом механизма формирования приоритетов национальной политики, порядка принятия законодательных актов, деятельности многочисленных закрытых правительственных комиссий и комитетов, разбиравших различные стороны «национального вопроса», ключевой роли в принятии решений российского государя и влиятельных сановников, определенного воздействия на внутриполитический курс правительства позиции местных элит и русского общественного мнения пореформенного периода, и других факторов, действующее законодательство следует назвать важнейшим элементом регламентации отношений государства со своими подданными.

При конкретно-историческом анализе предыстории принятия каждого нормативного акта или отдельных царских указов выясняется, что некоторые из них издавались как ответ на отдельные случаи жизни, не уточненные в действующем законодательстве, с целью искоренения или регулирования нежелательных явлений в общественной и социально-экономической жизни страны; некоторые законы являлись компромиссом при столкновении интересов различных ведомств или сановников, отдельные законодательные акты принимались под воздействием «националистического угара».

В клерикальном государстве, каковым являлась Российская империя, семейные ценности и отношения строились по церковным канонам. Выписки из законодательных актов позволяют определить дозволенные сферы деятельности женщины в российском обществе. Оказывается, взгляд на «женский вопрос» в России у церкви и светской власти во многом совпадал, нежели отличался.

Предлагаемый вниманию читателя исторический материал представляет безусловный научный интерес, по крайней мере, в двух планах. Во-первых, позволяет реконструировать имперскую традицию регулирования «национального вопроса», воочию увидеть ее приоритеты и особенности. Сам факт составления выписок из «Свода законов Российской империи» по определенной тематике косвенно свидетельствует о начале формирования в центральных государственных учреждениях системного подхода к «национальному вопросу». Во-вторых, выступает ценным источником для определения компетентности составителей – чиновников центральных органов власти.


Документы нами были обнаружены в фонде Департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел (Российский государственный исторический архив, ф.821, оп.138, д. 160) – головного правительственного учреждения, курировавшего неправославные конфессии20.

Их появление связано с событиями, во многом определившими общественно-политическое развитие страны в начале XX в. 12 декабря 1904 г. был подписан именной «высочайший» указ Сенату о пересмотре законодательных ограничений об инославных и иноверческих исповеданиях и постановлений, ограничивающих права «инородцев» и уроженцев отдельных местностей империи. Издание указа вызвало петиционную кампанию от различных этнических групп с перечислением наболевших проблем и просьбами о равноправии с титульным народом империи.

Взгляд на «национальный вопрос» верховной власти, зафиксированный в законе от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», закрепил демократические установки, царившие в этот период в правительстве. Закон декларировал необходимость тотального пересмотра законодательства, ущемляющего гражданские права неправославного населения страны во имя исполнения повелений российского государя о незамедлительной отмене «всех не соответствующих началам веротерпимости и не основанных прямо на законе распоряжений»21.

Управление окраинами и внутренними губерниями курировали различные ведомства. Для формирования целостной картины действующих в империи законодательных актов, регламентирующих правовой статус этноконфессиональных меньшинств, требовался системный подход. Органы власти для себя должны были уяснить, от чего следует «оттолкнуться» при ревизии действующего законодательства. Видимо, в ходе проводимых в 1905-1906 гг. центральными органами власти совещаний, обсуждений предстоящих изменений в законодательстве и в целом корректировки внутриполитического курса в отношении отдельных этноконфессиональных групп населения, были подготовлены и опубликованы «Ограничительные узаконения и особые законоположения, изданные по соображениям национального или вероисповедного свойства либо обуславливаемые различием полов». Все три части (книги) имеют мягкий переплет темно-голубого цвета, размеры: 34,5 х 23 см.

Издание книг в типографии Министерства внутренних дел было обусловлено необходимостью соблюдения конфиденциальности напечатанных сведений. Дело в том, что здесь были помещены ранее не опубликованные, по сути, секретные «высочайшие» указы, дискриминирующие правовое положение некоторых этнических групп. По всей вероятности, книжки были присланы в Департамент для внутреннего пользования и призваны были играть роль своеобразного справочника. Примечательно, что на обложке первого тома от руки написано «Секретно», что лишний раз подтверждает конфиденциальный характер материала.


Первая часть печатного текста (СПб., 1906. – 44 с.) названа «Узаконения, изданные по соображениям национального или вероисповедного свойства, за исключением касающихся евреев». По четко продуманной структуре отдельные статьи из законодательных актов распределены по основным критериям гражданских прав. Это – служба в казенных, общественных и частных учреждениях, применение государственного языка или «местных наречий» в делопроизводстве и при обучении, права учащихся и учащих в начальных, средних и высших учебных заведениях, права на землевладение и землепользование, храмовое строительство, межконфессиональные отношения, «первенствующее положение православной церкви», иерархия инославных и иноверных исповеданий и др. В конце первой части имеется приложение, в котором приводится представленный в Комитет Министров от 22 ноября 1905 г. за №2220 проект списка должностей ведомства Министерства внутренних дел, которые не должны быть замещаемы в губерниях Царства Польского лицами польского происхождения.

Вторая часть издания (СПб., 1907. – 38 с.) под названием «Узаконения о евреях» раскрывает различные аспекты «еврейского вопроса» в России. Это, прежде всего, вопросы жительства в черте и вне черты оседлости, ограничительные положения, обусловленные правилами о местожительстве, права на землевладение, аренду и управление недвижимостью, ведение коммерческих операций, промышленное и ремесленное производство в черте и вне черты оседлости; особенности реализации прав евреев при поступлении на службу в казенные, общественные, частные учреждения, сословные органы самоуправления. Здесь же представлены выписки из царских указов, направленных против уклонения евреев от воинской повинности, регламентирующие их специфические права в получении высшего образования, участия в общественном управлении и в ряде других сфер.

Третья часть (СПб., 1906. – 12 с.) «Узаконения, изданные по соображениям, обуславливаемым различием полов», включает выписки из законодательных актов, определяющих правовой статус женщины в Российской империи по таким параметрам, как служба в государственных и общественных учреждениях, права состояния, наследственные и имущественные права, получение паспорта, бракосочетание, судопроизводство, опека и др.

Выписки, фрагменты из первой части издания были опубликованы С.В.Дякиным в его книге «Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX – начало XX вв.)»22.

В нашей редакции I часть называется «Юридические ограничения по этноконфессиональному признаку», II часть – «Юридические ограничения в отношении евреев», III часть – «Юридические ограничения по половому признаку».


По форме изложения материала все части издания имеют одинаковую структуру. В таблицах первая графа отведена для общей нумерации положений. Во второй графе – «Изложение подлежащих законов, узаконении и правительственных распоряжений» – в рамках определенной тематики представлено краткое содержание статьи законодательного акта. В следующей, третьей графе – «Где опубликовано» – приводятся названия нормативных актов, их статьи, в которых изложены положения, указанные во второй графе таблицы. (Лишь в III части эта графа именуется «Опубликованы ли и, в утв[ердительном] случае, где именно»). Четвертая графа «Объяснения» предназначена для разъяснения, уточнения положений закона, помещенных в третьей графе.

Все сокращенные названия законодательных актов, приведенные в таблицах, мы сохранили без изменений и в конце документа дали их расшифровку, полные названия.

При изложении выписок из законодательных актов составители придерживались следующего правила. Первенствующее значение имеет тематический принцип, представленный во второй графе. Однако ее пополнение осуществляется по конкретному нормативному акту. Когда же происходит повторение одного и того же положения, зафиксированного одновременно в двух и более законах, 2-я графа оставляется незаполненной: в четвертой графе уточняется, под каким номером в данной таблице (первая графа) изложена эта же статья закона.

Аспекты «национального вопроса», составленные по тематическому принципу и оформленные в виде таблицы, дают возможность предметно рассуждать о слабых и сильных сторонах имперского законодательства, обнаружить общее и особенное в его реализации на окраинах и внутренних губерниях по этноконфессиональному и половому признакам.

Билет 19: Россия в годы первой мировой войны.

В первой половине 1941 г. немецкие войска фактически завершили боевые действия на западном фронте. Это позволило сосредоточить на границах с СССР основную часть войск и подтянуть к ним вооружения и тылы.

22 июня 1941 г. без объявления войны германские войска начали бомбардировку городов и населенных пунктов, немецкие сухопутные войска и войска их союзников (Италия, Румыния, Венгрия, Финляндия) перешли границу по всей ее протяженности.

Гитлер начал осуществлять разработанный в 1940 г. план «Барбаросса» (предполагались молниеносный ход войны и завершение ее до наступления зимы).

Начало боевых действий стало полной неожиданностью для советских войск. В первые дни немцам удалось уничтожить 1200 caмoлeтoвJ разгромить 28 дивизий; 70 советских дивизии потеряли до половины состава и техники; в плен было взято более 3 млн солдат.