Файл: Кокорин А. Вам привет от Станиславского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2024

Просмотров: 255

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

славский делает очень важное

открытие: «Работа за столон

будоражит у артистов только

психическое самочувствие. Но

ведь связи между физической

жизнью и духовной нераздели-

мы. Следовательно, нельзя

разъединять процесс творче-

ского анализа внутреннего и

внешнего поведения челове-

ка. Психическое действие и

физическое связаны нераз-

рывно!»

И появляется в «системе» но-

вое понятие: «психофизическое

самочувствие артиста, «артисто-

роли», и дополнительная ступень

действенного анализа - «этюд-

ный метод».

Вот как Станиславский определил,

что такое ЭТЮДНЫЙ МЕТОД:

«Это — поиск артистом верного

психофизического самочувствия

персонажа на сценической площад-

ке, но не в образе, не прикидываясь

кем-то, не подлаживаясь под кого-

то, а оставаясь самим собой, при

109

этом действуя не текстом роли, а

своими словами».

Таким образом, артист из «застоль-

ного аналитика», как бы со стороны

изучавшего поведение своего персо-

нажа, превращается в активно дейст-

вующего, то есть сам становится дей-

ствующим лицом, и уже невольно ис-

пытывает то психофизическое само-

чувствие, какое должен испытывать

его персонаж в данных автором пред-

лагаемых обстоятельствах. В этом

прежде всего и заключается главная

задача этюдного этапа работы дейст-

венным анализом, в этом и его огром-

ное преимущество перед начальными

репетициями с уже готовым, зазубрен-

ным текстом. «Зубрежные репетиции»

Станиславский считал «преждевремен-

ными и вредными, потому что они при-

водят только к штампам».

«Лишь вооруженный своим понима-

нием произведения в цепом и своего

места в нем, актер имеет право пере-

ходить к авторскому тексту, - дополня-

ет своего учителя М.О.Кнебель и сооб-

щает основные правила этюдной рабо-

ты: - Все этюды должны делаться ис-

полнителем только на собственном им-

провизационном тексте. Это значит,

что работа этюдным порядком ставит

актера в условия, когда он до поры до

времени подменяет слова автора свои-

110

ми словами, но обязательно сохраняет

при этом авторские мысли... Тотчас

после этюдной репетиции необходимо,

чтобы актеры вновь перечитали репе-

тировавшийся эпизод или сцену, про-

веряя авторским текстом все то, что


было сделано в этюде».

Некоторые режиссеры и актеры, не

понимая, недооценивая всех преиму-

ществ этюдного метода, если еще с ка-

кой-то натяжкой, робко пытаются

«этюдить» в современных пьесах, то в

классических, считают они, подобное

«своеволие» недопустимо. Они очень

заблуждаются. Станиславский, напри-

мер, приступая к репетициям «Отелло»,

прежде всего, что сделал, отобрал у

артистов текст, заставив говорить

своими словами. Эксперимент удался

на славу: у актеров не только речь ста-

ла значительно активнее, действенней,

но зажила и заработала психофизика

«артистороли». Объяснение: в этюдах

быстрее и продуктивнее, более

осознанно и эмоционально вскры-

ваются сверхзадача и сквозное дей-

ствие, как самой пьесы, так и каж-

дого действующего лица, что и

обеспечивает органический творче-

ский подъем. Помните кредо Стани-

славского: «В нашем искусстве позна-

, вать - значит чувствовать»! Поэтому не

ill

:леоует нарушать органику взаимосвя-

зи двух процессов - анализ действия

за столом) и анализ действием (на

щенической площадке), нельзя

разрывать единство существования

кизненно необходимых психичес-

кого самочувствия и физического.

далеко ли ускачешь на одной ноге?

^олго ли будешь испытывать интерес к

рассказчику, довольно умному, но

тшенному способности сопереживать

гому, о ком и о чем он делится своим

зпечатлением?

Надеюсь, что теоретическая основа

тодного метода вполне ясна, и нам

:ледует идти дальше. Но я предлагаю

вделать небольшой перерыв, после

которого и продолжим знакомство с

•системой Станиславского». Восполь-

зуйтесь паузой, оглянитесь на процден-

1ый нами путь: зафиксируйте, что для

зас стало новостью, событием из того,

ITO вы узнали; отметьте также

моменты/ в которых вы и «сами с

^сами», то есть «на уровне» и даже

зыше.

А я еще раз, всего лишь простым

юречислением, напомню пройденные

гемы в их естественной связи и

юследовательности:

— главные поинципы «системы

Станиславского»;

— практическое учение об

органических законах

творчества;

— что такое «метод действенного

анализа»?

— предлагаемые обстоятельства;

— автор и его эпоха;

— тема, идея, фабула;

— сюжет, сверхзадача, сквозное

действие;

— действие и событие,


контрдействие;

— события и факты;

— конфликт;

— виды событий;

— основные моменты действия;

— жанр;

— «роман жизни»;

— этюдный метод;

— психофизическое

самочувствие артнстороли.

Пройденные темы понадобятся нам,

по мере необходимости, и в

дальнейшей нашей работе, во второй

части.

из

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМИТЬСЯ С

«СИСТЕМОЙ СТАНИСПАВСКОГО»

Вот следующие элементы «системы»,

орые необходимы нам в

ьнейшей работе над ролью, над

ктаклем:

— сценическое действие;

— основные принципы сценичес-

кого действия;

— основные признаки сценичес-

кого действия;

— основные виды сценического

действия;

— метод простых физических

действий;

— психическое действие, его

виды и способы проявления;

— словесное действие;

— видение;

— подтекст;

— внутренний монолог;

— второй план;

— характер и «зерном, характер"

ность и приспособления;

— темпо-ритм;

— атмосфера;

— мизансцена и композиция.

Вели кто-нибудь из начинающих/

неосведомленных вдруг испугается

только от одного вида этого очеред-

ного списка, прошу - наберитесь терпе-

ния и постарайтесь пройти начатый

вами творческий путь до конца: я ведь

вас не в тупик веду, не омрачайте ра-

дость познания неверием в свои силы.

Хочу также надеяться, что и

умудренные опытом, вполне уже

осмысленно и самостоятельно дейст-

вующие режиссеры и артисты тоже

непременно пойдут со мной дальше: им

не помешает освежить свою память,

стряхнуть с личного корабля искусств

штампованных ракушек, если они, не

дай Бог, появились и тормозят его

движение, а возможно, даже доведется

познать и проложить новый курс к

более дерзкой, этапной цели?

Ну, что ж, вперед!

СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ

Это волевое стремление актера,

направленное на партнера с целью

115

ювлиять на его поведение.

(Повторили - запомнили лучше).

Сила волевого стремления и его

влияния (способы воздействия на парт-

iepa, будь они прямолинейные, физи-

[еские, или тонкие/ психологические)

ависят от цели, какая она (мелкая/

>ытовая или глобальная, имеющая

удьбоносное значение), то есть в


>азных случаях - разная степень

1роявления силы волевого стремления

1 способов влияния на партнера.

Конечно, здесь было бы уместно

запомнить о значении предлагаемых

обстоятельств, тех условий, в которых

троисходит данное, конкретное сцени-

lecKoe действие, о ведущем значении

сверхзадачи и сквозного действия...

1о, я надеюсь, вы не забыли о том, что

1ы «проходили» совсем недавно.

Еще следует обязательно отметить/

ITO и партнер не безучастен. У него

х»же своя цель, своя линия поведения.

^сли действия двух персонажей

конфликтны, они - по Станиславскому

"образуют столкновение воль».

Примеров «гармонической сораз-

юрности» столкновения волевых уси-

ий («воль»), присущих, как правило,

классическим драмам, трагедиям/а так-

ке примеров несоответствия (порой

иперболических) встречных волевых

усилий, свойственных иногда мело-

драмам, но - постоянно комедиям и

водевилям, вы, при желании, найдете,

вспомните с избытком. А теперь...

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ:

- смотреть и видеть;

- слушать и слышать;

- понимать и чувствовать.

Вот от этих, казалось бы, элемен-

тарных правил зависит умение обща-

ться - и в жизни, и на сцене. Чего уж

проще смотреть и видеть/ правда? А

вот однажды на занятиях по

актерскому мастерству я попросил сту-

дентов-первокурсников признаться, все

ли помнят, какого цвета глаза у их

матерей. Всего лишь половина курса

сразу, не задумываясь, ответила

«положительно». Значительная группа

долго вспоминала, но, к стыду своему,

так и не смогла ответить утвердитель-

но. Один студент и вовсе огорошил:

- Я не обращал внимания, может, и

не видел.

- Вы что, в глаза своей мамке ни

nasv не погмптпепи?

- Смотреть-то смотрен/ а вот... не

помню.

Конечно, он смотрел в глаза матери,

и неоднократно, только он не видед!

А представьте такой курьез на сце-

не. Эсмиральда впервые встречается с

Квазимодо, а ведет себя так/ будто

уже давно с ним знакома: ее не пуга-

ет уродство Квазимодо, у нее не возни-

кает к нему ни толики сочувствия. Зри-

гели, наверняка, так и ахнут, глядя на

/родство Квазимодо: они, зрители/ ви-

^ят! А Эсмиральда - стоит рядом с ним/

смотрит на него и тю-тю - не видит

гго! Да разве зрители поверят действи-

ям, переживаниям такой «слепой» ак-


грисы? А как тяжко актерам общаться

-ia сцене с такими «незрячими» партне-

рами?!

Вот пример, к каким «накладкам»

1риводит неумение или нежелание

•слушать и слышать».

В театре идет спектакль, первый

акт. В комнату к «мужу» входит «жена» с

чемоданом в руке.

- Ты добился своего - я ухожу от

гебя! - совершенно убитая горем/ за-

являет она.

- Я так и знал, что ты вернешься, -

<ивает он «жене» . - Я же говорил, не

1роцдет и года/ как ты одумаешься!

Актриса от «глухоты» партнера в

шоке. Не знает, что делать.

- Чего мнешься? - он подходит к

ней/ обнимает нехотя. - Располагайся/

приступай к обязанностям.

Тут актриса соображает/ что «муж»

шпарит текст из финальной сцены. От-

чаянно пытаясь спасти спектакль, она

переходит на «открытый текст»:

- Ты что/ не слышишь меня, олух? Я

ухожу! Я еще не вернулась! Ухо-о-жу-

у! - кричит она, бедняжка/ совершенно

не понимая, что происходит с партне-

ром, и поглядывает за кулисы, прося

помощи.

А партнер тихонечко и тоже «от-

крытым текстом» добивает ее оконча-

тельно:

- Ты телевизор в холле не смотре-

ла? Как там «Спартак»?

На следующий день актера вызвали

на худсовет. Актер был в полном тран-

се, так сильно переживал - на нем, как

говорится, лица не было! «Спартак»

вчера проиграл - вот в чем дело! Вме-

сто мольбы о пощаде, он выдвинул

ультиматум: если еще раз поставят его

спектакль в день, когда играет «Спар-

так», он уйдет из театра!

Без комментария.

Если рассмотренные нами выше

принципы сценического действия яв-

ляются, в большей степени, внешними

элементами актерской техники обще-

ния, то понимать и чувствовать - это

сугубо внутренняя основа сцени-

ческого общения. Она закладывается

в период застольного анализа пьесы,

обогащается и закрепляется в этюдном

периоде работы. И чем сильнее в это

время актер сумеет увлечь себя твор-

ческим процессом - разбудить и акти-

визировать свое сознание/ приобщить

к умственной аналитической работе

сердце и душу, добиться, чтобы разум и

чувство заработали в унисон - тем ско-

рее и полнее он станет понимать и

чувствовать.

Студенты, обучающиеся актерскому

мастерству, актеры-новички должны

крепко-накрепко запомнить (профес-

сионалы уже давно убедились), что по-