Файл: Кокорин А. Вам привет от Станиславского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2024

Просмотров: 254

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в отборе предлагаемых обстоя-

тельств с учетом жанровых особен"

ностей его произведения.

Ничего сложного в этой «процедуре»

нет. Автора не надо бояться, если вы с

ним считаетесь, если верите в его

«способ отбора».

Вот пример авторского отбора

предлагаемых обстоятельств. Возьмем

опять две крайности - для наглядности

примера - Хлестакова и Ромео. Если мы

легко и охотно можем поверить, что

Хлестаков, в экстазе проявления (де-

монстрации) своих чувств, вполне

обоснованно мог юркнуть под подол

женского платья, то вряд ли возможно

представить, чтобы Ромео был спосо-

бен совершить подобный (для него

безобразный) поступок. Согласны?

О «способе отношения к зрителю» -

тоже, полагаю, не впервые слышите,

поэтому - совсем коротко.

Под «способом отношения к зри-

100

тедю» следует понимать «степень

включения зрителей в сценическое

действие».

Известно, как у древних греков

«вмешивался» в сценическое действие

ХОР, который подготавливал зрителей

к восприятию происходящего на сце-

нической площадке, во время действия

актеров акцентировал «идейные мо-

менты», вел «разъяснительную работу»

по содержанию представления, то есть

помимо того, что ХОР сам выступал в

роли действующего лица, он еще вы-

полнял и функцию «культурного про-

светителя» - как представительное ли-

цо театра.

В японском театре, например/ тоже

искали свои национальные способы

общения со зрителями/ дополнитель-

ные приемы воздействия на него («до-

рога роз», специальное декоративное

украшение зрительного зала).

Немецкий театр Брехта также мно-

го (и даже дерзко, порою) эксперимен-

тировал в этом же направлении.

Позволю себе привести пример из

своей режиссерской практики.

В 1967 году в спектакле «Судебная

хроника» (пьеса Я.Волчека) мы с ху-

дожником и артистами, в полном со-

гласии с жанром пьесы, так «обозначи-

ли правила игры», что во время суда

(на сцене) зрительный зап театра не-

вольно становился залом судебного за-

седания, а зрители - соучастниками су-

дебного процесса. Причем «лобовых»,

прямых обращений к зрителям не бы-

ло/ никого «не привлекали» из сидящих

в зрительном зале и со сцены в зри-

тельный зал никого «не выпроважива-

ли». Пьеса, особенно в то время, «зву-

чала»» очень остро, но мы не боялись и


не хитрили, мы старались быть дели-

катными в «отборе средств вырази-

тельности»», чтобы не было излишней

«экзальтации» в способе включения

зрителей в сценическое действие. Тем

не менее, «эффект присутствия» зрите-

лей в «настоящем суде» срабатывал

очень эмоционально, в нужном жанре.

Да, от способа отношения к зрите-

лю, от степени включения зрителя в

сценический процесс зависит очень

многое: и культура подачи спектакля, и

его идейное звучание, успех или про-

вал. Неумелое и беспомощное, бесша-

башное и бесцеремонное «подключе-

ние» зрителей к участию в спектакле

действует губительно: разлагает и раз-

вращает - как публику, так и сам театр.

Если вы посещаете современный те-

атр/ то, очевидно, нередко становитесь

свидетелями чрезвычайно вольного

(без какой-либо жанровой необходи-

мости) разгуливания артистов спек-

такля по зрительному залу, несусветной

текстовой «отсебятины» (советов и

нравоучений сомнительного содержа-

ния), панибратского похлопывания

зрителя по плечу, рассиживания у него

на коленях. Какая-то агония

пошлятины и низкопробных чувств.

Такое впечатление, будто эти театры,

их режиссеры и артисты вообще за-

были о своем истинном предназначе-

нии. Грустная тема, и в своем крити-

ческом развитии, как я понимаю, сей-

час неуместна, бесперспективна. Поэ-

тому отставим ее и вернемся к сверх-

задаче нашего творческого общения,

продолжим знакомство с «системой».

Но прежде, как обычно, подведем

итоги по жанру, только теперь

«спрессуем» их, и, уже в сжатом виде,

сделаем полезные для себя выводы.

Жанр -это:

- способ отражения действи-

тельности, угол зрения автора,

режиссера, артистов на отра-

женную ими действительность,

их отношение к ней;

- признак формы и содержания;

- правила игры (средства выра-

зительности), соответствующие

идее произведения, способ-

ствующие наиболее полному ее

выражению.

Жанр определяется из:

- природы литературного материа-

ла;

- способа отбора предлагаемых

обстоятельств;

- способа отношения к зрителю;

- степени включения зрителя в сце-

ническое действие.

Повторим также, чтобы запомнить

наверняка, и такую полезную истину:

жанр - наш друг и помощник, если мы

относимся к нему внимательно и


уважительно; жанр может стать и

нашим врагом, вредителем, если мы

при знакомстве с ним проявим к нему

пренебрежение...

Если кто-то сочтет, что жанр

у нас возник раньше времени,

что его место ближе к

заключительной стадии работы

над спектаклем, я не соглашусь.

Б своей практике я не раз

убеждался, когда подключение

жанра к «застольному периоду»

работы не только оживляло

«теоретический процесс», но и в

значительной степени облегчало

анализ поступков персонажей,

помогало точнее определить их

хаоактеоы, сверхзадачу, сквоз-

ное действие...

104

Продолжим осваивать метод

действенного анализа. Напомню:

первый его основной этап -

анализ действия («Застольный

период») - подразделяется на

«Разведку умом» (этот раздел мы

только что закончили) и «Роман

жизни», к изучению которого мы

сейчас и приступаем.

<РОМАН ЖИЗНИ.

«Роман жизнин - это пересказ ар"

тистами литературного материала по

линии действий своих персонажей,

но - непременное условие - «через се-

бя», от своего имени, приближая тем

самым роль к себе, себя — к роли».

Уже из краткой «аннотации» Стани-

славского вполне понятен смысл «рома-

на жизни», его предназначение. Однако

хочется предупредить молодых и начи-

нающих режиссеров, чтобы они не

торопили артистов заводить скоро-

спелые «романы», а самих артистов -

быть предельно внимательными, осо-

бенно при встрече с «незнакомцами».

105

Только после предварительного

анализа пьесы, когда наметится хотя

бы пунктирная линия рола, линия по-

ведения вашего персонажа/ когда по-

чувствуете, что к незнакомцу возник

уже вполне осмысленный живой инте-

рес, - только после этого ваши отно-

шения с ним могут стать более довери-

тельными. И вы уже станете «встре-

чаться и общаться» с ним не только в

репетиционной комнате. И на улице, и

дома. Но все равно, не торопитесь пе-

реходить на «ты», тем более, «гулять

под ручку, в обнимку» - рано! Вы же

пока судите о том, что он говорит, что

делает, как ведет себя, довольно по-

верхностно. Чтобы понимать его луч-

ше, вам нужно (мысленно) поставить

себя иа его место, «побывать» в тех

ситуациях, в которых ему довелось по-

бывать (опять же мысленно, если эти

ситуации... чреваты последствиями).

Так и действуйте впредь: а что я бы де-


лал (делала) в его (ее) положении, а

как бы я повел (повела) себя, случись

это со мной, а я поступил (поступила)

бы так же/ как мой герой (моя герои-

ня)?

И здесь наступает в вашей работе

очень интересный момент (интересный

- со стороны познания самого себя/

своего характера/ своего творческого

воображения): вы начинаете «вне-

106

дрять» в роль, собственное «я»! И,

пожалуйста, не стесняйтесь «якать»: в

данном случае вы демонстрируете не

бескультурье, наоборот - высокий уро-

вень культуры профессионального от-

ношения к своему делу. Так и «якайте»,

пересказывая «роман жизни» своего

героя (своей героини). Так и говорите,

к примеру, поставив себя в положение

Хлестакова: «Я продулся в карты. Я не

могу выехать к своему дядюшке. Я го-

лодный, как бездомная собака. Меня

приняли местные идиоты за столичную

шишку, и я решил отыграться»...

Чем больше вам будет удаваться

такое «вживание» в роль, тем глубже

будет ваше «погружение» в нее, тем

скорее «срастетесь» с ней. И вот здесь-

то более действенным помощником в

этом процессе «взаимовыгодного сбли-

жения» для вас станет второй этап

работы методом действенного анализа

- этюдный метод!

ЭТЮДНЫЙ МЕТОД (анализ действиЕМ)

Теперь все свои «разведданные» о

персонаже, о его жизни, полученные в

результате «застольной разведки умом».

107

вы подвергаете проверке и разработке

уже в условиях/ максимально прибли-

женных к авторским (выгородки, рек-

визит и т.п.), то есть на сценической

площадке, реальными (уже не мыслен-

ными) физическими действиями.

Коротенькая «историческая

справка» -для сведения.

Создатели МХАТ, Станислав-

ский и Немирович-Данченко,

ввели новый репетиционный

прием - «Застольный период» -

уже при работе над своими пер-

выми спектаклями. Уже тогда

возникли «Разведка умом» и «Ро-

ман жизни», как способы более

глубокого познания пьесы, что

немедленно сказалось на воз-

росшем качестве спектаклей.

Однако это, явно прогрессивное

«начало новой театральной ре-

формы», совершенно неожи-

данно для всех, вскоре повергло

Станиславского в уныние: он

почувствовал «однобокость, пе-

рекос, ограниченность этого

приема и даже... опасность его

применения».

Да, «застольный период», со-

вместная умственная работа


благотворно влияет на актер-

ский ансамбль - объединяет,

повышает творческую актив-

ность, но... этого мало. И Стани-