Файл: Кокорин А. Вам привет от Станиславского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2024

Просмотров: 247

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

что все произведения обязательно заканчиваются «развязкой»? Больше того, многие произведения, точнее, их авторы, обходятся и без экспозиции, без завязки - сразу «берут быка за рога». Но это диктуется вовсе не

надуманной теорией Фрейтага, а «жизненной обусловленностью»

(П.Н.Толстой) и «предполагаемыми обстоятельствами»

(А.С.Пушкин).

А чего стоит утверждение А.Поламишева, что Станиславский, дескать, и сам-то не разобрался до конца в «исходном событии». Этим «смелым» утверждением А.Поламишев как бы «зарабатывает» себе право на

подачу собственных теоретических выкладок по ряду положений «системы». Разумеется, в этом ничего нет плохого - в желании Поламишева «переосмыслить» метод действенного анализа и «дополнить» его. Станиславский бы не возражал: он сам призывал своих учеников не относиться к «системе», как к

догме, а постоянно развивать, совершенствовать ее. Но ведь всему, «даже благородному порыву надлежит иметь предел».Поламишев же с таким самоупоением занимается тяжеловесной наукообразной трактовкой самых простых понятий и терминов «системы» (в чем совершенно нет никакой потребности)/ что невольно возникает подозрение, деликатнее говоря/

67

недоумение, вопрос: какая цепь (идея, сверхзадача) заставила Поламишева «взяться за перо», что, собственно, он хотел сказать, чего добиться своим «трактатом»? Углубить/ откорректировать Станиславского? А может, здесь более уместным будет «чеховское» объяснение:

«они хочут свою ученость показать»?

Пренебрегая одним из основополагающих правил «системы» - идти при анализе авторского произведения прежде всего по основным, крупным событиям, «не мельчить», Поламишев поступает с точностью наоборот,

и, как следствие, как логический результат его теоретических заблуждений - ненужные наукообразные дебри и ошибочные выводы в части практического применения действенного анализа. Например, подвергая «измельченному» анализу «Бесприданницу», поначалу справедливо отмечая важность таких «действенных фактов»,как «согласие Парисы на свадьбу с Карандышевым», как «приезд Паратова», Поламишев, после

головокружительных исследований, вдруг приходит к выводу, что якобы «предопределяющим

конфликтным событием» (читай: исходным событием) всех последующих действий персонажей является... «полдень воскресного дня»! Аналогично препарируя «Дядю Ваню», Поламишев, естественно, и здесь остается верен себе, своему «аналитическому принципу», подводя под «решающий конфликтный факт» (чтобы вы думали?)... «самовар уже два часа на столе...» Как видим, в обоих случаях происходит элементарная подмена понятий: «предлагаемых обстоятельств» - «исходными событиями». Это не безобидные ошибки, тем более «осознанные», и они не остаются без печальных последствий в режиссерской и актерской практике.


По мере знакомства с работой Поламишева, первоначально возникшее недоумение быстро перерастает в чувство досады, если не сказать более жестко. Да, Поламишев «крепко сидит в материале», он «знаком» со Ста-

ниславским, много цитирует его

69

и, казалось бы, к месту, но выводы делаются в пику Станиславскому, во вред методу действенного анализа. А ведь эта работа Поламишева была издана, как «учебное пособие для ств театр, ин-тов и ин^гов культуры» (сокращения не мои - А. К.). Думаю, что после прикосновения к таким учебным пособиям по «системе Станиславского» и возникает у студентов, режиссеров и актеров отчуждение, недоверие к методу действенного анализа, к этюдному методу и ко всей «системе» в целом.

Вот такой осадок остался у меня с 1982 года после знакомства с «учебным пособием» А. Поламишева.

Есть и более свежий осадок - от работы А.Митты., напечатанной в серии журналов «Киноискусство» за 1995-96 г. г., позднее вышедшей отдельной книгой под названием «Кино между адом и раем». Здесь, в отличие от устаревших педантичных нравоучений предьщущего «теоретика», резко бросается в глаза до удивления сверхсовременная раскованность, «легкость в мыслях необыкновенная». И хоть Митта, как и Поламишев, довольно часто ссылается на «систему Станиславского», нередко путается в ней, в ее элементах, подменяя некоторые ее понятия, и с завидной, но вряд ли уместной, убежденностью вводит свою собственную

терминологию, явно позаимствованную «за бугром».

Например, «препятствие» (по Станиславскому) по Митте называется «брешь». Цитирую: «Брешь - это пропасть между вашим желанием и реакцией окружающего мира... И вам нужна энергия, чтобы перепрыгнуть через эту брешь. Падо заставить мир сотрудничать с вами. Вы собираете всю свою энергию и волю. С риском для жизни прыгаете и проваливаетесь. Цель не достигнута».

Ради Бога, извините, но это же пособие по легкой атлетике, для прыгунов. А какая нарочитая, совершенно неуместная высокопарность: «реакция окружающего мира», «заставить мир сотрудничать с вами»!

А «дальше в лес - больше

71

дров». Вот в какой изощренной форме Митта дает свое толкование «событию», но... вовсе не для студентов ВГИКа/ которым предназначено данное пособие, а скорее учащимся кулинарного техникума: «Событие - как цепочка сосисок: в каждой свое содержание, но все составлены по единому рецепту»... Опять прошу прощения, но ведь это «словесный мусор», пустословие! А дальше еще более режущие слух и сбивающие с толку «прыжки» или очередные «сосиски», испеченные на импортной сковородке: «Простейшая единица информации и времени


называется БИТ... Развитие действия в событии идет от БИТа к БИТу через развитие конфликта, из БИТОВ складываются события».

Господи, что же бы творилось со Станиславским, будь он жив сегодня! Так и хочется спросить у Митты: зачем же ссылаться на учение Станиславского, если вы его познали намного реже, чем «от БИТа к БИТу»? Зачем такая демонстрация заковыристой эрудиции: «минимизация осевой информации» и т.п.? Кому нужны подобные завихрения? И уж совсем не годится засорять русский язык - без надобности! - этими «битами» и набившими оскомину «кайфами».

Кстати, ради справедливости, должен признаться: один фрагмент из книги А. Митты, явно выпавший из «учебного процесса», меня буквально задел за живое - в самом хорошем смысле! Митта рассказывает о неприятном эпизоде во время съемок фильма «Экипаж», когда неожиданно, раньше времени взорвалась и загорелась дорогостоящая декорация (самолет, начиненный взрывсредствами). В этом рассказе все есть, и все

точно по «системе» Станиславского: и труднейшие «предлагаемые обстоятельства», и острое, конфликтное для всех «исходное событие», и стремительное «развитие действия», и мощное по своей неожиданности и драматической силе проявления «главное событие», и нет... никакого «витийства», ни одного лишнего слова, не пона

73

добилась и «забугорная начинка»! И невольно опять убеждаешься, как прав Станиславский, утверждавший, что «только хорошо вам знакомое, лично вами глубоко пережитое, вы сможете взволнованно и убедительно донести в своем рассказе до зрителя». До читателя - тоже.

Еще раз прошу прощения у вышеупомянутых "оппонентов" за критическое отношение к их работам. Я и не помышлял задеть чье-либо достоинство или свести счеты: ни с кем из них лично не знаком, ни на кого не

держу зла. Я лишь воспользовался - по совету Немировича-Данченко - "кривым зеркалом", чтобы сфокусировать внимание на довольно типичных ошибках во избежание их повторов, поэтому и заострил свое отношение к таким теоретическим излишествам, как "доморощенная заумь" Поламишева и "забугорная", совсем не "клевая" новизна Митты: «за державу обидно». Ну и, разумеется, за Станиславского.

К нему, к Станиславскому, и вернемся:

"Оценить события и факты — это значит найти в них скрытый внутренний смысл, их духовную сущность, степень их значения и воздействия, найти ключ для разгадки многих тайн "жизни человеческого духа" роли, скрытых под фактами пьесы".

Сразу не терпится выяснить: как определяются события и что значит "их скрытый внутренний смысл".


Прислушаемся к совету М.О.Кнебель:

"Оценивать события и факты нужно через конфликт".

Следовательно, именно сейчас, на подступах к событиям и фактам, нам необходимо задержать свое внимание

на конфликте.

КОНФЛИКТ

"В каждой пьесе, - продолжает развивать свою мысль Кнебель, одни действующие лица стремятся к одному,

другие - к другому, разные \ цели.

75

Вследствие этого происходят столкновения. Определить причины их столкновений. понять цели и мотивы

поведения тех и других персонажей - значит, понять пьесу, верно определить идею произведения».

Сделаем первый вывод:

Конфликт - это столкновение противоборствующих сторон, каждая из которых заинтересована в

удовлетворении своих интересов.

Стало быть, конфликту, его обострению, вспышке, должна предшествовать такая ситуация, в которой и

обнаруживается, что мнения персонажей, их взгляды по какой-то причине диаметрально противоположны. С этой "ситуацией", как известно, мы знакомились в предлагаемых обстоятельствах.

Итак, зафиксируем, от чего зависит сила напряжения конфликтной ситуации:

- от предлагаемых обстоятельств. которые мотивируют причину разногласий;

- от исходного события, которое обостряет конфликтную ситуацию;

- от значения проблемы для каждой из сторон, заинтересованных в ее решении в свою пользу;

- от характеров персонажей: чем

76

сложнее и ярче характеры, тем острее борьба.

Безусловно, следует учитывать и возрастные данные персонажей, их умственный и культурный уровень

развития, что не в малой степени определяет способ решения конфликтной ситуации, способ ведения

борьбы.

И еще запомним:

Конфликт - это опора действия. Конфликт, как правило, является причиной события, но может быть и

следствием события, свершившегося "действенного факта".

Раньше мы уже говорили о «беспрерывности» развития действия - о сквозном действии. Упоминали и о

контрдействии, которое «питает и усиливает сквозное действие, придает своей конфликтной неизбежностью

остроту и динамизм драматическому развитию событий».

Думаю, вы уже поняли, почему именно здесь, находясь в "зоне конфликта», я вспомнил о контрдействии.

Потому что все, что касается конфликта, в полной мере относится и к контрдействию. Оно находится в такой же прямой зависимости и от предлагаемых обстоятельств, и от исходно-


77

го события, от характеров персонажей, и т.д.

Нужно особо отметить еще один важный фактор: этих двух антагонистов (действие и контрдействие)

«объединяет» один общий конфликт, который вспыхивает в исходном событии и угасает (разрешается) лишь в главной событии, в кульминации.

В дальнейшем эти взаимозависимые "спутники" будут постоянно "выходить с нами на связь" при анализе примеров на ту или иную тему. А сейчас, в заключение данной темы, еще раз, коротко о сути конфликтной ситуации.

Конфликтную ситуацию создают

острые разногласия двух сторон. Эти

разногласия, по природе своей,

настолько противоречивы, конфлик-

тны, что готовы проявиться, вспыхнуть

в любой момент. Остается поднести

спичку - и бочка с порохом взорвется.

Этой «спичкой» и является событие.

ВИДЫ СОБЫТИЙ

Напомню предупреждение Стани-

славского, оно уместно и здесь:

«Разбирая пьесу, избегайте опас-

78

ной ошибки - не отвлекайтесь на

мелочи, которые могут увести в

сторону. Прежде всего, на основе

анализа нужно определить и понять

крупные события н.

Вот они - КРУПНЫЕ СОБЫТИЯ:

- исходное;

- основное;

- главное.

Как их определять?

Что значит «исходное»? Ну, скажем,

«исходная позиция» в танце - чего

проще: позиция, с которой начинается

движение, танец. То есть в данном

случае - «начальная позиция», первая.

Или возьмем «исходные рубежи»:

«войска вышли на исходные рубежи» -

те рубежи, с которых начинаются,

«исходят» военные действия.

Следовательно, в буквальном смысле:

- Исходное событие - это перво-

начальное (первое, начальное)

событие, от которого исходят все

последующие действия и другие

события.

Следует постоянно помнить, что от

точности (меткости) определения

исходного события зависит весь даль-

нейший анализ литературного произ-

79

ведения, установление единственно

верных побуждений всех персонажей/

попадание в главный конфликт, в

жанр... Исходным событием, как «ком-

пасом», можно и следует контролиро-

вать, не ушло ли действие в сторону, не

допущена ли ошибка в определении

последующих событий.

Предположим, если опять обратить-

ся к нашей басне, что «Вороне где-то

Бог послал кусочек сыру» - это и есть

исходное событие.