ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2024
Просмотров: 250
Скачиваний: 7
Проверим свое предположение. Для
этого воспользуемся простейшим спо-
собом - «вычитанием»: не было бы сы-
ра - не было бы этой басни, или она
была бы совсем о другом, другой была
бы и фабула, согласитесь. Сделаем
проверку анализом. Чем продикто-
ваны, мотивированы действия персо-
нажей? Конфликт возник из-за чего?
Ответ бесспорен: все связано со зло-
получным сыром - все действия персо-
нажей/ главное событие, мораль басни
(идея автора). Значит, делаем вывод:
исходное событие мы определили вер-
но.
А может, нацдется сомневающийся
и предположит: «А не встреча ли плу-
товки с вороной - исходное событие?»
Л тоже задам ему встречный во-
прос: «А если бы у вороны не было в
клюве «кусочка сыру», что бы привлек-
80
ло внимание лисицы, «пустая» ворона?
Ведь в этом случае изменились бы
предлагаемые обстоятельства/ исчез
бы конфликт - получилась бы другая
басня, с другой идеей...
Так вот, если вороне где-то (за ку-
лисами) удалось раздобыть на завтрак
«кусочек сыру» - исходное событие
басни, то встреча с лисицей - будет ос-
новным событием, потому что именно
во время этой встречи и происходит
основное действие: поединок двух
персонажей, завершающийся в своей
кульминации главным событием - во-
рона, так долго упорно молчавшая,
каркает, разевает рот и теряет сыр,
которым завладевает лисица. На этом
примере мы легко убеждаемся/ что
главное событие «совпадает» с кульми-
нацией. Скажем более категорично:
главное событие всегда находится в
кульминации. Пора сделать некоторые
выводы:
- исходное событие может про-
изойти вне границ прописанного
сюжета («за кулисами», «за кадром»,
что, заметим, бывает крайне редко).
- исходное событие, как правило,
происходит непосредственно в «гра-
ницах» произведения.
Какой вариант лучше для произве-
дения и для его анализа, судить об этом
«вообще» - нет смысла, пустое занятие.
По при любых вариантах местона-
хождения исходного события, следует
помнить:
- исходное событие должно быть
конфликтным для всех пер-
сонажей;
- исходное событие мотивирует
все последующие действия всех
персонажей (именно это
исходное событие вызвало
именно эти их действия);
- от меткости определения исход-
ного события зависит вся
последующая работа по анализу
данной пьесы, произведения.
Что мы еще узнали на данный
момент?
О главном событии:
ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ - это такое
событие, в котором конфликтность
отношений между персонажами
достигает наивысшего напряжения,
после разрешения которого кар-
динально меняются их последующие
действия, их взаимоотношения.
Главное событие заключено в
кульминации пьесы, произведения.
Если исходное событие и главное
82
событие являются, как мы уже можем
констатировать, решающими для дра-
матического произведения, то какое
же значение имеют основные собы-
тия? И еще напрашивается вопрос: а
что, помимо основных событий, разве
нет иных событий/ которые, скажем,
«не тянут» на основные, не столь значи-
тельные? Разумеется, есть и не мало.
Приступая к анализу пьесы (сцена-
рия), мы, по настойчивому совету Ста-
ниславского/ должны, прежде всего/
определить и оценить наиболее круп-
ные события - в их последовательно-
сти и взаимодействии. На этом, на-
чальном этапе анализа, все события
как бы уравниваются одним общим по-
нятием: основные, крупные. Но в
дальнейшем/ после углубленного ана-
лиза поступков персонажей и причин,
побудивших их к тем или иным дейст-
виям, мы можем установить, что, на-
пример/ событие, послужившее для
всех персонажей объединяющим кон-
фликтным фактором, предопределив-
шее те действия/ которые они совер-
шают, и является исходным событием.
А событие, в результате которого в
корне изменились взаимоотношения
персонажей/ их последующие дейст-
вия, - главное. Все остальные события
(основные и не основные) так и оста-
нутся в своей прежней «должности»,
83
что ни в коем случае «не унижает» их
достоинства, не умаляет важности их
непосредственного значения дня пье-
сы/ дня ее анализа.
А сейчас, приближаясь к примеру/
дадим слово М.О.Кнебель, чтобы она
обобщила, подытожила пройденную
нами тему:
«Все подробности жизни героев, их
прошлое, обстановка, в которой они
живут или жили, все то/ что составляет
их внутренний мир, их поведение/ их
мысли и чувства/ все, что постепенно
формировало их индивидуальность, все
это - предлагаемые обстоятельства
жизни героев. Но вот в этой жизни
случается что-то, что все меняет/ - вы-
зывает новые мысли и чувства, застав-
ляет по-новому всматриваться в жизнь,
меняет русло этой жизни. Это проис-
шествие мы и называем событием.
Наиболее крупные/ наиболее значимые
события/ выстраивающие, обусловли-
вающие основные вехи в развитии
драматургического действия произве-
дения, являются основными события-
ми».
Чтобы не путать событие с предла-
гаемыми обстоятельствами, следует -
для контроля - пользоваться «факто-
ром времени».
М.О.Кнебель объясняет это так:
«Пережитые события, подернув-
84
шись пеленой времени, из событии
превратились в предлагаемые об-
стоятедьства».
Возьмем такой пример: рождение
ребенка. Сколько трудностей (предла-
гаемых обстоятельств) должны пре-
одолеть ОН и ОНА, прежде чем в их
жизни произойдет событие - рожде-
ние ребенка! Но/ постепенно «пережи-
тое событие/ подернувшись пеленой
времени, из события превращается в
предлагаемые обстоятельства», кото-
рые, опять же «со временем», по мере
роста ребенка, непременно будут ме-
няться. И вот наступает время, такие
предлагаемые обстоятельства, когда
ребенок впервые идет в школу. Собы-
тие? Для семьи - конечно!..
Но воспользуемся данным примером
и немного разовьем эту ситуацию.
Итак, рождение ребенка стало для се-
мьи событием, возможно и главным, по
крайней мере/ на этом этапе жизни. А
для соседей? Ну, если представить/ что
они живут за хорошо прослушиваемой
панельной стеной, и плач ребенка до-
нимает их каждый день? При таких
предлагаемых обстоятельствах, ока-
жется, что и для соседей «рождение
ребенка» станет событием... исходным.
Исходя/ начиная с которого у них нач-
нется совершенно другая полоса жиз-
ни. Какая именно - необъятный про-
стор дня фантазии, направить которую
сможет в первую очередь знание ха-
рактеров персонажей. Так/ кстати/ ут-
верждают и психологи: только познав
характер человека, можно с опреде-
ленной долей уверенности предсказать
его поведение.
Итак/ приступая к анализу произ-
ведения, определяя и оценивая со-
бытия (и основные моменты дейст-
вия), необходимо обращать самое
пристальное внимание на постоян-
ную «изменчивость» жизненных кол-
лизий, предлагаемых обстоятельств,
на изменения в поведении персона-
жей, на проявление в связи с этим
все новых и новых «конфликтных
факторов», являющихся решающими
«двигателями» драматургической ос-
новы литературного произведения.
И еще следует помнить: возникно-
вение и накопление целого ряда оп-
ределенных обстоятельств подго-
тавливает (и провоцирует) появле-
ние последующих за ними тоже оп-
ределенных событий. Такие события/
развивающиеся в динамике драматур-
гического действия, Станиславский на-
зывал действенными факторами.
Смена этих действенных факторов (од-
них - другими), происходящая в сюже-
т^ по мере его развития, и помогает
86
нам установить границы событий, если
они умышленно «не размыты» автором.
Это же правило (условие) в полной
мере относится и к "основным момен-
там действия», что подчеркивает их
неизбежную «творческую взаимосвязь"
- основных событий и основных мо-
ментов действия.
Режиссеры театра и кино, знающие
«систему», метод действенного анализа,
давно уже оценили практическую выго-
ду от этой «творческой взаимосвязи»:
параллельно с основной аналитической
работой по содержанию произведения,
они, режиссеры/ как бы по пути,
подспудно изучают и самую форму
произведения, принцип его построе-
ния, познают закономерности развития
его сюжета, темпо-ритма/ жанра, нако-
нец. Режиссеры знают важнейший
закон диалектики: «Организация со-
держания - это и есть переход со'
держания в форму». Следовательно,
изучая форму, познаешь содержание.
Что же нам поможет «изучить
форму» произведения?
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ДЕЙСТВИЯ:
экспозиция;
завязка;
развитие действия;
87
- кульминация;
- развязка.
Еще раз, пожалуйста, взгляните на
этот столбик. А теперь - на его вари-
ант, расположенный ниже:
- экспозиция и завязка;
- развитие действия;
- кульминация и развязка.
Сравните. Разница не велика. Она
лишь в том/ что в первом варианте -
пять позиций/ во втором - три, причем
они не сокращены, их объединили:
первую со второй, четвертую с пятой.
Принципиального разночтения здесь
нет. Указал второй вариант только по-
тому/ что некоторые режиссеры счи-
тают его более удобным в работе.
Главное - не допустить ошибку в опре-
делении основных моментов действия/
не перепутать их местами. Такое случа-
ется, когда режиссеры неверно опре-
деляют основные события.
В одном из своих «отступлений» я
уже «конфликтовал» с кинорежиссером
А.Миттой по поводу его учебника для
студентов ВГИКа.
Теперь у меня более конкретная
причина продолжить развитие «кон-
фликтной ситуации».
Разбирая в своем учебном пособии
трагедию «Ромео и Джульетта», Митта
определяет исходное событие так:
«Вражда двух родов - Монтекки и Капу-
летти», то есть совершает грубейшую
ошибку. И далее, опираясь в своих
рассуждениях на ошибочно уста-
новленное им исходное событие, он
так же ошибочно, что уже вполне
закономерно, определяет и главное
событие пьесы: «Примирение двух
враждующих родов».
Конечно, если ставить спектакль
(фильм) о вражде/ то тогда Митта
прав, и тогда в его спектакле (фильме),
во всех основных моментах действия, в
центре всех основных событий -
конфликтные перипетии Монтекки и
Капулетти: их беспрерывные козни,
постоянные встречные выпады, дуэли
и т.п., а Ромео и Джульетта, с их
любовью и борьбой за нее - на за-
дворках режиссерского внимания!
Тогда и название пьесы Митта должен
изменить на «Монтекки и Капулетти».
Но ведь у Шекспира в центре его
внимания - любовь! И главным, дви-
жущим все действия персонажей, явля-
ется конфликт двух влюбленных мо-
лодых людей с дикими феодальными
устоями своих родов, представителями
которых они и являются. И стало быть
исходное событие этой (Шекспиров"
сной) трагедии - любовь (а не
вражда), вспыхнувшая любовь Ромео и
89
Джульетты! Вот прежде всего по какой