Файл: Кокорин А. Вам привет от Станиславского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2024

Просмотров: 250

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проверим свое предположение. Для

этого воспользуемся простейшим спо-

собом - «вычитанием»: не было бы сы-

ра - не было бы этой басни, или она

была бы совсем о другом, другой была

бы и фабула, согласитесь. Сделаем

проверку анализом. Чем продикто-

ваны, мотивированы действия персо-

нажей? Конфликт возник из-за чего?

Ответ бесспорен: все связано со зло-

получным сыром - все действия персо-

нажей/ главное событие, мораль басни

(идея автора). Значит, делаем вывод:

исходное событие мы определили вер-

но.

А может, нацдется сомневающийся

и предположит: «А не встреча ли плу-

товки с вороной - исходное событие?»

Л тоже задам ему встречный во-

прос: «А если бы у вороны не было в

клюве «кусочка сыру», что бы привлек-

80

ло внимание лисицы, «пустая» ворона?

Ведь в этом случае изменились бы

предлагаемые обстоятельства/ исчез

бы конфликт - получилась бы другая

басня, с другой идеей...

Так вот, если вороне где-то (за ку-

лисами) удалось раздобыть на завтрак

«кусочек сыру» - исходное событие

басни, то встреча с лисицей - будет ос-

новным событием, потому что именно

во время этой встречи и происходит

основное действие: поединок двух

персонажей, завершающийся в своей

кульминации главным событием - во-

рона, так долго упорно молчавшая,

каркает, разевает рот и теряет сыр,

которым завладевает лисица. На этом

примере мы легко убеждаемся/ что

главное событие «совпадает» с кульми-

нацией. Скажем более категорично:

главное событие всегда находится в

кульминации. Пора сделать некоторые

выводы:

- исходное событие может про-

изойти вне границ прописанного

сюжета («за кулисами», «за кадром»,

что, заметим, бывает крайне редко).

- исходное событие, как правило,

происходит непосредственно в «гра-

ницах» произведения.

Какой вариант лучше для произве-

дения и для его анализа, судить об этом

«вообще» - нет смысла, пустое занятие.

По при любых вариантах местона-

хождения исходного события, следует

помнить:

- исходное событие должно быть

конфликтным для всех пер-

сонажей;

- исходное событие мотивирует

все последующие действия всех

персонажей (именно это

исходное событие вызвало

именно эти их действия);

- от меткости определения исход-

ного события зависит вся


последующая работа по анализу

данной пьесы, произведения.

Что мы еще узнали на данный

момент?

О главном событии:

ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ - это такое

событие, в котором конфликтность

отношений между персонажами

достигает наивысшего напряжения,

после разрешения которого кар-

динально меняются их последующие

действия, их взаимоотношения.

Главное событие заключено в

кульминации пьесы, произведения.

Если исходное событие и главное

82

событие являются, как мы уже можем

констатировать, решающими для дра-

матического произведения, то какое

же значение имеют основные собы-

тия? И еще напрашивается вопрос: а

что, помимо основных событий, разве

нет иных событий/ которые, скажем,

«не тянут» на основные, не столь значи-

тельные? Разумеется, есть и не мало.

Приступая к анализу пьесы (сцена-

рия), мы, по настойчивому совету Ста-

ниславского/ должны, прежде всего/

определить и оценить наиболее круп-

ные события - в их последовательно-

сти и взаимодействии. На этом, на-

чальном этапе анализа, все события

как бы уравниваются одним общим по-

нятием: основные, крупные. Но в

дальнейшем/ после углубленного ана-

лиза поступков персонажей и причин,

побудивших их к тем или иным дейст-

виям, мы можем установить, что, на-

пример/ событие, послужившее для

всех персонажей объединяющим кон-

фликтным фактором, предопределив-

шее те действия/ которые они совер-

шают, и является исходным событием.

А событие, в результате которого в

корне изменились взаимоотношения

персонажей/ их последующие дейст-

вия, - главное. Все остальные события

(основные и не основные) так и оста-

нутся в своей прежней «должности»,

83

что ни в коем случае «не унижает» их

достоинства, не умаляет важности их

непосредственного значения дня пье-

сы/ дня ее анализа.

А сейчас, приближаясь к примеру/

дадим слово М.О.Кнебель, чтобы она

обобщила, подытожила пройденную

нами тему:

«Все подробности жизни героев, их

прошлое, обстановка, в которой они

живут или жили, все то/ что составляет

их внутренний мир, их поведение/ их

мысли и чувства/ все, что постепенно

формировало их индивидуальность, все

это - предлагаемые обстоятельства

жизни героев. Но вот в этой жизни

случается что-то, что все меняет/ - вы-


зывает новые мысли и чувства, застав-

ляет по-новому всматриваться в жизнь,

меняет русло этой жизни. Это проис-

шествие мы и называем событием.

Наиболее крупные/ наиболее значимые

события/ выстраивающие, обусловли-

вающие основные вехи в развитии

драматургического действия произве-

дения, являются основными события-

ми».

Чтобы не путать событие с предла-

гаемыми обстоятельствами, следует -

для контроля - пользоваться «факто-

ром времени».

М.О.Кнебель объясняет это так:

«Пережитые события, подернув-

84

шись пеленой времени, из событии

превратились в предлагаемые об-

стоятедьства».

Возьмем такой пример: рождение

ребенка. Сколько трудностей (предла-

гаемых обстоятельств) должны пре-

одолеть ОН и ОНА, прежде чем в их

жизни произойдет событие - рожде-

ние ребенка! Но/ постепенно «пережи-

тое событие/ подернувшись пеленой

времени, из события превращается в

предлагаемые обстоятельства», кото-

рые, опять же «со временем», по мере

роста ребенка, непременно будут ме-

няться. И вот наступает время, такие

предлагаемые обстоятельства, когда

ребенок впервые идет в школу. Собы-

тие? Для семьи - конечно!..

Но воспользуемся данным примером

и немного разовьем эту ситуацию.

Итак, рождение ребенка стало для се-

мьи событием, возможно и главным, по

крайней мере/ на этом этапе жизни. А

для соседей? Ну, если представить/ что

они живут за хорошо прослушиваемой

панельной стеной, и плач ребенка до-

нимает их каждый день? При таких

предлагаемых обстоятельствах, ока-

жется, что и для соседей «рождение

ребенка» станет событием... исходным.


Исходя/ начиная с которого у них нач-

нется совершенно другая полоса жиз-

ни. Какая именно - необъятный про-

стор дня фантазии, направить которую

сможет в первую очередь знание ха-

рактеров персонажей. Так/ кстати/ ут-

верждают и психологи: только познав

характер человека, можно с опреде-

ленной долей уверенности предсказать

его поведение.

Итак/ приступая к анализу произ-

ведения, определяя и оценивая со-

бытия (и основные моменты дейст-

вия), необходимо обращать самое

пристальное внимание на постоян-

ную «изменчивость» жизненных кол-

лизий, предлагаемых обстоятельств,

на изменения в поведении персона-

жей, на проявление в связи с этим

все новых и новых «конфликтных

факторов», являющихся решающими

«двигателями» драматургической ос-

новы литературного произведения.

И еще следует помнить: возникно-

вение и накопление целого ряда оп-

ределенных обстоятельств подго-

тавливает (и провоцирует) появле-

ние последующих за ними тоже оп-

ределенных событий. Такие события/

развивающиеся в динамике драматур-

гического действия, Станиславский на-

зывал действенными факторами.

Смена этих действенных факторов (од-

них - другими), происходящая в сюже-

т^ по мере его развития, и помогает

86

нам установить границы событий, если

они умышленно «не размыты» автором.

Это же правило (условие) в полной

мере относится и к "основным момен-

там действия», что подчеркивает их

неизбежную «творческую взаимосвязь"

- основных событий и основных мо-

ментов действия.

Режиссеры театра и кино, знающие

«систему», метод действенного анализа,

давно уже оценили практическую выго-

ду от этой «творческой взаимосвязи»:

параллельно с основной аналитической

работой по содержанию произведения,

они, режиссеры/ как бы по пути,

подспудно изучают и самую форму

произведения, принцип его построе-

ния, познают закономерности развития

его сюжета, темпо-ритма/ жанра, нако-

нец. Режиссеры знают важнейший

закон диалектики: «Организация со-

держания - это и есть переход со'

держания в форму». Следовательно,

изучая форму, познаешь содержание.

Что же нам поможет «изучить

форму» произведения?

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ДЕЙСТВИЯ:

экспозиция;


завязка;

развитие действия;

87

- кульминация;

- развязка.

Еще раз, пожалуйста, взгляните на

этот столбик. А теперь - на его вари-

ант, расположенный ниже:

- экспозиция и завязка;

- развитие действия;

- кульминация и развязка.

Сравните. Разница не велика. Она

лишь в том/ что в первом варианте -

пять позиций/ во втором - три, причем

они не сокращены, их объединили:

первую со второй, четвертую с пятой.

Принципиального разночтения здесь

нет. Указал второй вариант только по-

тому/ что некоторые режиссеры счи-

тают его более удобным в работе.

Главное - не допустить ошибку в опре-

делении основных моментов действия/

не перепутать их местами. Такое случа-

ется, когда режиссеры неверно опре-

деляют основные события.

В одном из своих «отступлений» я

уже «конфликтовал» с кинорежиссером

А.Миттой по поводу его учебника для

студентов ВГИКа.

Теперь у меня более конкретная

причина продолжить развитие «кон-

фликтной ситуации».

Разбирая в своем учебном пособии

трагедию «Ромео и Джульетта», Митта

определяет исходное событие так:

«Вражда двух родов - Монтекки и Капу-

летти», то есть совершает грубейшую

ошибку. И далее, опираясь в своих

рассуждениях на ошибочно уста-

новленное им исходное событие, он

так же ошибочно, что уже вполне

закономерно, определяет и главное

событие пьесы: «Примирение двух

враждующих родов».

Конечно, если ставить спектакль

(фильм) о вражде/ то тогда Митта

прав, и тогда в его спектакле (фильме),

во всех основных моментах действия, в

центре всех основных событий -

конфликтные перипетии Монтекки и

Капулетти: их беспрерывные козни,

постоянные встречные выпады, дуэли

и т.п., а Ромео и Джульетта, с их

любовью и борьбой за нее - на за-

дворках режиссерского внимания!

Тогда и название пьесы Митта должен

изменить на «Монтекки и Капулетти».

Но ведь у Шекспира в центре его

внимания - любовь! И главным, дви-

жущим все действия персонажей, явля-

ется конфликт двух влюбленных мо-

лодых людей с дикими феодальными

устоями своих родов, представителями

которых они и являются. И стало быть

исходное событие этой (Шекспиров"

сной) трагедии - любовь (а не

вражда), вспыхнувшая любовь Ромео и

89

Джульетты! Вот прежде всего по какой