Файл: karasik_yazyk_sotsialnogo_statusa.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 473

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

по отношению к обвиняемому (reprobate), беспощадное осуждение (condemn), публичное выражение своего отношения (denounce)(WNDS). Значение критического высказывания, имеющего целью предупреждение или исправление ошибки, объединяет синонимы reprove - "делать выговор, корить", rebuke - "упрекать, укорять", reprimand - "объявлять выговор", admonish - "наставлять, предостерегать", reproach - "упрекать, укорять", chide - "упрекать". Общее значение упрека уточняется добрым отношением говорящего (reprove), строгостью (rebuke), официальным характером (reprimand), стремлением дать совет (admonish), придирчивостью (reproach), мягкостью выражения (chide)(WNDS). Критика часто бывает оскорбительной, задевающей достоинство критикуемого. Дифференциальные признаки таких эмотивнокаузативных актов отражены в значении слов scold - "ругать, бранить", upbraid - "придираться", rate - "отчитывать", berate - "(амер.) бранить, поносить", tongue-lash - "поносить", jaw - "отчитывать", bawl - "вопить, выкрикивать", chew out - "нудно ворчать", wig - "(разг.) давать взбучку", rail - "ругаться, браниться", revile - "осыпать бранью", vituperate - "поносить, злобно бранить". Для говорящих релевантны такие характеристики, как раздражение субъекта (scold), его обоснованный гнев (upbraid), длительность (rate, berate), эффективность (tongue-lash), напыщенность и громкость (jaw, bawl, chew out, wig), насмешка и глумление (rail), непристойность выражений (revile), злобность (vituperate) (WNDS). В другом словаре слова с выражением осуждения сравниваются по линии нарастания резкости обвинения (reprove - rebuke - reprimand) , степени вины (rebuke - chide - upbraid), гнева (scold - rate, berate). The mother reproves her child. We rebuke for more serious cause. To be rebuked cuts us; to be reproved makes us reproach ourselves. Reprimand is stronger than rebuke. A manager reprimands, not reproves or rebukes, a subordinate who has blundered; an officer is reprimanded by his superior (SBED). В приведенных примерах даны типичные случаи статусных реализаций партнеров в эмотивнокаузативных актах. Мать может пожурить ребенка, подчиненный же получит выговор от начальника. Вместе с тем эффективность воздействия критики не зависит от резкости выражений: благожелательная критика часто оказывается более действенной. Глаголы морального воздействия варьируют в плоскости субъективного отношения к предмету критики - от пристрастно доброго до пристрастно недоброжелательного по содержанию и от мягкого до грубого по форме. Глаголы юридического воздействия выражают беспристрастное и ровное отношение к осуждаемому.

Ситуация осуждения и обвинения контрастирует с ситуацией одобрения и похвалы. И в том, и в другом случае

172

агенс присваивает себе право выносить оценку. Различие между выражением отношения и вынесением оценки явдяется очень тонким и в ряде случаев почти неуловимым, но оно есть, и суть его, на наш взгляд, состоит в подчеркивании статуса агенса. Испытывать чувство любви, ненависти, восторга, страха значит находиться под влиянием своих впечатлений и ощущений, эмоционально переживать свое состояние, которое в известной мере не зависит от воли человека и общества. Человек может стыдиться некоторых чувств, т.е. оценивать их и стараться не выражать их. Выносить оценку значит выражать мнение о достоинствах и недостатках объекта оценки в соответствии с имеющейся у человека осознанной или неосознанной системой ценностей. Ценности имеют общественную значимость. Давая оценку, индивид тем самым присваивает себе право представлять общество. Говорят о стремлении к объективной, т.е. минимально зависимой от субъекта оценке. Стремясь к уточнению своей позиции, говорящий может подчеркнуть: "Я убежден/ на мой взгляд/ мне представляется, что это хорошо". И в то же время вряд ли можно сказать: "Я убежден, что мне нравится этот человек". Имеет место смысловая тавтология: мне нравится = мне лично нравится. С другой стороны, возможен тест на объективизацию позиции говорящего: "Это объективно хороший человек" :: *"Я объективно ненавижу этого человека". Нельзя объективно ненавидеть или любить, можно лишь находить объяснения для чувства, т.е. оценивать чувства. Иначе говоря, человек выражает свое отношение как независимый от общества субъект и выносит оценку как представитель общества. Представительская функция оценки придает говорящему маркированный статус.

Глаголы со значением одобрения и похвалы образуют несколько синонимических рядов. В ряду слов approve - "одобрять", endorse - "одобрять, поддерживать", sanction - "санкционировать", accredit - "уполномочивать", certify - "удостоверять", объединенных общим значением выражения положительного мнения о ком-либо или о чем-либо, выделяются такие специализирующие признаки, как положительное отношение, чувство уважения и восхищения (approve), поддержка того, кто нуждается в одобрении (endorse), подчеркиваемый статус лица, имеющего право выносить оценку (sanction), соответствие объекта оценки стандартам (certify), выделение общего мнения как основания оценки (accredit)(WNDS). К рассмотренным словам близки по значению глаголы commend - "хвалить", recommend - "рекомендовать, хвалить", applaud - "восхищаться, одобрять", compliment - "говорить комплименты". Эти слова объединены способом выражения положительной оценки. Отличительные признаки синонимов - обоснованность похвалы (commend), подчеркивание

173


положительных последствий (recommend), массовый характер и высокая степень положительной оценки (applaud), наличие особой коммуникативной стратегии - соблюдение правил вежливости или использование положительной оценки для лести (compliment)(WNDS). Отдельный синонимический ряд образуют глаголы высокой положительной оценки: praise - "хвалить", laud - "восхвалять", acclaim - "бурно приветствовать", extol - "превозносить, расхваливать", eulogize - "превозносить, произносить панегирики". Толкователи синонимов выделяют следующие дифференциальные признаки у сравниваемых глаголов: статусное превосходство субъекта похвалы (praise), очень высокую степень похвалы (laud), восторженное и публичное выражение похвалы (acclaim), контрастирование восхваляемого и противоположного ему объекта (extol), формальный характер и особая ситуация восхваления (eulogize)(WNDS).

Рассматривая синонимы, мы отвлекаемся от их существенных характеристик - тесной взаимосвязи, нейтрализации в определенных контекстах, структурных и идиоматических особенностей. Разумеется, не всегда идеографические различия релевантны. В какой-то мере справедливы упреки в субъективизме по отношению к лексикографам, стоящим на позициях компонентного анализа. Вместе с тем дифференциальные признаки отражают объективные характеристики ситуаций и могут быть обобщены в категориальные типы.

Сопоставив различные синонимические ряды глаголов, описывающих ситуацию оценочного суждения, мы приходим к следующей модели.

1. Б совершил поступок, имеющий отношение к А.

2. А квалифицирует этот поступок как положительный или отрицательный.

3. А высказывает свое мнение об этом поступке.

4. А совершает действие, связанное с оценкой, по отношению к Б.

А квалифицирует некоторый поступок Б как положительный, испытывая доброе чувство к Б, признавая более высокий статус Б, основываясь на своем более высоком статусе по отношению к Б, основываясь на мнении большинства, основываясь на соответствии поступка Б стандартам или нормам, подчеркивая высокую степень положительной оценки, обращая внимание на последствия поступка, сравнивая Б с другими лицами.

А квалифицирует некоторый поступок Б как отрицательный, испытывая доброе чувство по отношению к Б, испытывая недоброе чувство по отношению к Б, сравнив плюсы и минусы в поступке Б, основываясь на своем более высоком статусе по отношению к Б, подчеркивая высокую степень отрицательной оценки, обращая внимание на последствия

174


поступка Б, основываясь на соответствии поступка Б нормам, т.е. подчеркивая ответственность Б.

А высказывает положительное мнение о поступке Б публично, формально, восхищенно, в соответствии с правилами вежливости.

А высказывает отрицательное мнение о поступке Б в мягкой форме, публично, формально, строго, сдержанно, раздраженно, долго, с важным видом (напыщенно), громко, грубо, оскорбительно, т.е. несправедливо причиняя огорчения.

А высказывает положительное мнение о поступке Б и при этом оказывает поддержку Б, преследует корыстные цели.

А высказывает отрицательное мнение о поступке Б и при этом обращается к судье Г, который принимает решение относительно Б, в результате чего Б либо оправдан, либо осужден. В случае оправдания поступок Б не квалифицируется как отрицательный, при этом восстанавливается доброе имя Б, доказывается несправедливость обвинения, снимается ответственность за поступок. Отметим, что ситуация прощения, амнистирования сходна по результату с ситуацией оправдания - на человеке больше нет вины, но принципиально отличается от оправдания по условию - факту нарушения норм. Установление вины влечет за собой наказание, которое выносит исполнитель Д от имени общества по поручению суда. Исполнитель наказания заставляет нарушителя страдать, испытывать отрицательные эмоции за нарушение норм закона с целью исправления, подчинения, при этом наказание осуществляется физически, публично, сурово, путем лишения свободы, имущества, жизни; лишение свободы выражается в аресте, заключении в тюрьму или в лагерь, высылке из страны; лишение собственности имеет форму штрафа и конфискации; лишение жизни определяется способами легализованного убийства.

Данная модель представляет собой разновидность фрейма, т.е. некоторую структуру данных, образ [Минский,1979:7]. Фрейм соотносиим с известной моделью Л.Теньера (глагол и связанные с ним актанты и сирконстанты) и ролевой моделью Ч.Филлмора (глагол и связанные с ним "падежи" - агентив, инструменталис и др.). Более полное или развернутое объективное содержание основного номинативного значения глагола представляет собой конкретизацию его характеристик. Например, объективное содержание глагола walk - "передвигаться, переступая" уточняется 19 признаками: направление, манера, способ, темп, время, место, расстояние, цель, сопряженность с другим процессом, оценка, фазисность, модальность, кратность, результативность, спутник, состояние, переносимый предмет, средство ходьбы, звуковое сопровождение [Сентенберг,1984:26-27]. Развертывание значения слова соответствует вербализации

175


фрейма. Достоинство фреймовой модели описания значения состоит в развертывании узлов, когда подчиненный признак становится доминирующим признаком ситуации. Например, ходьба переходит в бег, одобрение - в разрешение, обвинение - в наказание.

Маркированный статусный вектор не является интегральным признаком ситуации оценочного суждения. В значении многих глаголов нисходящий статусный вектор подразумевается, но в ряде случаев он подчеркивается (sanction, censure, reprimand). Восходящий статусный вектор подчеркивается у слов со значением уважения и поклонения (respect, honour, esteem, revere, venerate, worship, idolize)[Шейгал, 1977:177], а также у глаголов лести [Петелина,1985]. Представляют интерес и другие характеристики оценочной квалификации, выраженные в синонимах: нормативный характер оценки, наличие оценочной градации, сопряженность оценки и эмоции, аналитичность оценки, прогностическая функция оценки. Рассмотренный нами материал свидетельствует о некоторой асимметричности положительной и отрицательной оценочной квалификации в суждениях. Асимметричность оценки объясняется психологически: не отмечены ситуации отрицательной оценки адресата, имеющего более высокий статус (нет глагола со значением "призирать, сознавая свой низкий статус"), и ситуации положительной оценки, сопряженной с отрицательной эмоцией (нет глагола со значением "положительно оценивать, испытывая недоброе чувство"). Заметим, что в ситуации лести акцент делается не на оценке, а на ее выражении.

Выражение оценки в значительной степени зависит от оценочного знака. Как положительная, так и отрицательная оценка высказывается публично и с глазу на глаз, формально и неформально. При этом способы выражения отрицательной оценки в значительной степени превосходят способы выражения положительной оценки. Похвала получает отдельное наименование, если она высказывается с восхищением или же по правилам вежливости. Порицание называется отдельным словом, если оно сделано в мягкой форме (мы помним, что маркируется более редкий знак в любом бинарном сопоставлении, и, значит, порицание в резкой форме осознается как более типичное). Доказательством того, что резкое порицание более типично, является тот факт, что в английском языке нет одного глагола со значением "высказать отрицательную оценку в резкой форме", но есть несколько более конкретных слов, уточняющих способ резкого выражения оценки. Порицание может носить грубый и оскорбительный характер, группа слов с таким значением относится не только к литературному, но и к разговорному стилю. Заметим, что в словаре нам не встретился глагол со значением похвалы, который бы относился к разговорному стилю или сленгу.

176


Слова, описывающие выражение отрицательной оценки в оскорбительной форме, выражают двойную оценку - внутреннюю и внешнюю. Их общая формула такова: "Некто поступает плохо, говоря о ком-то плохо". Оскорбление обычно бывает намеренным и преследует цель понизить статус адресата. "Смысл оскорбления - в том числе вербального - вызвать у оскорбляемой стороны негативные чувства, причинить ей моральный урон, понизить уровень ее (само)оценки" [Жельвис,1985:296]. Вместе с тем выражение отрицательной оценки может быть в значительной степени неконтролируемым, т.е. сливаться с отрицательными эмоциями. Поэтому имеются специальные слова, описывающие эмоциональное состояние человека, выносящего отрицательную оценку - "ругать коголибо раздраженно, громко". Выслушивать брань неприятно и утомительно, такая реакция адресата отражена в словах со значением "отчитывать кого-либо долго". Внешняя оценка может иметь и более сложную природу, если речь идет о напыщенном поведении. В случае оскорбления говорящий стремится понизить статус адресата, в случае напыщенной брани - повысить свой собственный статус. Общая формула такой ситуации, на наш вазгляд, такова: "Некто ведет себя так, как будто бы он является вышестоящим по отношению к адресату, но на самом деле этого нет, и поэтому поведение такого человека заслуживает отрицательной оценки". Оскорбление по своей сути несправедливо, стремление поучать - безосновательно. В конкретной ситуации оскорбление и высокомерие могут сливаться, поскольку статусный вектор отражает динамику отношений между статусом агенса и адресата. Однако названные нюансы статусных отношений представляются важными для говорящего коллектива и последовательно выражаются в семантике слов.

Действия, связанные с высказыванием оценки, весьма разнообразны и не сводятся лишь к поддержке адресата, либо к его обману, либо к жалобе. Квалификативная деятельность лежит в основе человеческого поведения, и поэтому для анализа соответствующих слов пришлось бы привлекать значительную часть словаря. Ситуация жалобы в суд интересна для нас в том отношении, что здесь происходит качественное изменение статуса оценивающего лица. Оценка приобретает юридический характер, ее выносит облеченное особыми полномочиями лицо - судья, и последствия такой оценки строго регламентированы. Регламентация связанных с оценкой действий и составляет специфику юридической оценки. Наказание в моральном плане варьирует по степени и цели причиняемых страданий, в юридическом плане уточняется по способу и типу ответственности. Наказание в юридическом плане направлено преимущественно ретроспективно: у контрабандиста, например, конфискуют собственность, поскольку имел место незаконный перевоз товаров.

177