ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 304
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Долитературный период. Условия формирования героического эпоса.
6.«Гомеровский вопрос» в античности.
7. «Гомеровский вопрос» в новое время.
11. Социальные и политические условия появления древнегреческой лирики, её основные черты.
13. Политические, социальные и дидактические мотивы элегий Солона и Феогнида.
14. Основные представители ямбической поэзии: Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский.
18. Торжественная хоровая мелика: Пиндар и Вакхилид. Особенности жанра эпиникий в их творчестве.
36. Древнегреческая лит-ра эпохи Эллинизма (3-2 века до н.Э.).
37. Особенности эллинистической поэзии. Поэзия «малых форм». Творчество Каллимаха.
39. Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх.
43. Древнегреческий роман. Источники и особенности жанра. Структура и тематика романа.
45. Этапы развития греческой эпиграммы.
46. Ораторское искусство греко-римского периода. Вторая и третья софистики.
Некоторые детали тончайшим образом подчеркивают внутреннее состояние человека: Медея закрывает лицо, чтобы не видеть убитого брата, Ясон жадно пьет после пахоты на поле Ээта. Кирка по золотистым искрам в глазах узнает свою племянницу Медею - внучку Солнца. Медея без слов дает Ясону зелье, на Медею и Ясона находит между ласками внезапный страх.
Характеры героев с их психологической заостренностью свидетельствуют о рождении индивидуальной неповторимости. В III песни Медея впервые видит Ясона. Она пытается идти к сестре с расспросами и только на четвертый раз осмеливается это сделать. Она хитрит с сестрой, наводит разговор на ее детей (а их в пути встречает Ясон и с ними приезжает в Колхиду). В речах ее упоение любовью, стыдливость, готовность умереть за Ясона и сознание будущего позора. Интересна в IV песни (355-393) сцена, когда аргонавты хотят покинуть Медею, а она в гневе упрекает и проклинает Ясона. Он же полон страха и отвечает ей вкрадчиво и мягко.
Страсти, которыми томятся люди, не чужды богам: Луна злорадствует, глядя с небес на Медею, что не одна мучается любовью к Эндимиону; Гера питает расположение к Фетиде, так как та отвергла любовь Зевса.
Некоторые физиологические подробности усугубляют психологическую характеристику героя. У Медеи болит нижняя часть затылка и стынут ноги, когда она ждет Ясона на свидание. Перед бегством из дома она стонет, хватается за шею, рвет волосы, у нее шумит в ушах. Умирающий Аспирт руками брызгает кровь на пеплос сестры, а Ясон, отсекая ему руку, дважды набирает в рот кровь убитого и выплевывает ее, чтобы избежать мести мертвеца.
Трогательные и обязательно со слезами на глазах изображаются прощальные сцены: например, мать и отец расстаются с Ясоном, Гипсипила и Медея плачут от жалости к себе. Медея даже целует свое ложе и косяки дверей, отрезая локон на память для своей матери, обливаясь слезами и даже беседуя с остающимся дома локоном. Тягостное расставание аргонавтов с родиной подчеркивается чувствительной картиной проводов, которые устраивают им нимфы и боги, причем среди этой любопытной толпы обитателей чащ и лесов стоит кентавр Хирон с малюткой Ахиллом на руках и показывает его отцу - Пелею, спутнику Ясона.
Совершенно нова и чужда древнему эпосу сцена первой встречи Ясона и Медеи (III, 948-972), проникнутая неведомым гомеровским героям внутренним томлением, каким-то трагическим единением душ, молчаливым, не нуждающимся в словах пониманием и осознанием будущих катастроф.
6. Стиль и жанр.
Поэма Аполлония, на первый взгляд очень неровная сюжетно и композиционно, тем не менее наделена определенными ведущими стилевыми чертами. Если I песнь характеризуется дробностью и распыленностью старых мифологических мотивов и новых бытовых деталей, совмещая это с устойчивостью традиционного эпического языка, то II песнь, при господстве старой мифологии и эпической поэтики, уже лишена такой дробности. Отдельные мотивы можно при анализе поэмы сгруппировать в 12 крупных эпизодов (вместо 29 в I песни), которые дополняются учеными экскурсами автора и намеками на психологическую обрисовку героя. В III песни старая мифология отступает на второй план (9 эпизодов наряду с 23 жизненно реалистичными картинами). В этой песни сконцентрировано все мастерство Аполлония-психолога, ваятеля неповторимой индивидуальности Медеи и Ясона. Более того, эта песнь - наиболее выразительный пример поэзии и эстетики эллинизма, для которых характерно совмещение разных стилей с их пестротой (греч. poicilia), все еще не выделившихся и не оформившихся в самостоятельные жанры. Здесь наряду с изображением древних ужасов магии и колдовства есть очаровательно-изящные боги типичного бурлеска, чувствительно-идиллические сцены, безоглядная влюбленность героев будущих любовных романов, иронически-добродушные пассажи (умная ворона, мешающий влюбленным прорицатель Мопс) и продуманная рационалистическая риторика.
Однако вместе с тем III песнь обладает некоей целостностью, каким-то монолитным чувством совершенно нового качества. Поэтому самая хаотичная и неравномерная IV песнь, где на 52 мифологических эпизода приходится 35 реально-житейских и где среди нагромождений экзотической географии есть талантливейшие строки (бегство Медеи из дома, убийство Аспирта, заклинание и смерть Талоса), уже не может поколебать уверенность в том, что "Арго-навтика" - новый тип поэмы, ничуть не гомеровской и не героической. Эта поэма - предтеча эллинистических романов, которые тоже изобиловали приключениями и ужасами скитаний. Но если в романе неслыханные испытания и странствия стремительно и неуклонно вели к единению героев и поэтому они были лишены трагического миросозерцания (счастливый конец в романе обязателен), то здесь все события направлены к внутреннему разладу и разъединению Медеи и Ясона, как бы внешне крепко ни были они спаяны кровью преступлений и самозабвенной любовью Медеи. "Ар-гонавтика" - не поэма о героических подвигах (и ошибочно подходить к ней с этой меркой), а поэма о трагическом распаде героической души, о ее блуждании в мире больших катастроф и неожиданных перемен, какими чревата была эпоха раннеэллинисти-ческих монархий. Внешне эпические атрибуты поэмы не могут поколебать нашей уверенности в том, что это конец героического эпоса и начало трудного пути одинокого и находящегося в разладе с самим собой героя.
39. Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх.
Буколическая (пастушеская) поэзия – особый жанр, базированный на поэзии пастухов. 2. Феокрит (350-250) – представитель ранней эпохи Эллинизма. Сторонник малой формы. До нас дошел сборник идиллий (30 штук) и 26 эпиграмм. Собственно, он и создал идиллию (картинка, либо песенка). Любовные песни, эпиллии (маленькие поэмы), мимы (бытовые сценки) городские и особенно сельские (пастушеского жанра) и гимны. Буколических 11 штук. Гигзаметр. Диалог. Эпиграммы – надписи под изображением поэтов или надгробные. Особенности: - Усталость от мегаполиса, любовная тематика песен, всегда светит солнце, мечта о сытой жизни, религия присутствует чисто формально. - Герои – пастухи, которые живут, сочиняя песни, и состязаются в них. - Дафнис – мифологический пастух, который из-за своего характера умер же, Киприда, Полифем – образ сельского увальня, плачущего на любовь. - Элементы астрономии и астрологии: вещий сон, приворотные зелья, гороскопы. - Описание быта реалистично. Описание праздников и сельских обрядов. - Рабский труд, но эпизодическое место. Сочувствие бедности. Пессимизм о жизни. Прочитано: 1 Тирсис, 2 Колдунья, 7 Талиссии, 11 Циклоп, 15 Сиракузянки. 3. Бион из Смирны. Из элегии на его смерть (автором элегии считается Мосх) выясняется, что Бион провел последнюю часть своей жизни на Сицилии и умер от яда. Из дошедших до нас самое значительное — элегия «Плач по Адонисе», иронический мотив. Остальные произведения дошли до нас лишь в отрывках. Они издавались и переводились большею частью вместе с идиллиями Феокрита. Мосх из Сиракуз. Ему приписывается лирические любовные стихотворения «Эрос-беглец», «Похищение Европы», плач о буколике Бионе, эпиграмма на Эрота, сравнение жизни рыбака и сельского жителя (единственное собственно буколическое произведение). Эрот – не страшный бог. Модернизация мифа, любовная история – только фон. Большей частью сочинения Мосха печатаются в изданиях сочинений Биона и Феокрита.
40. Театр эпохи Эллинизма. Новоаттическая комедия – условия формирования, тематика, структура. Менандр – общая характеристика творчества. Малые драматические жанры.
Афины – центр новой бытовой комедии. Путь к бытовой драме был намечен и в трагедии Эврипида. Из слияния этих двух линий и создалась «новая» комедия. Авторов уровня Эсхила больше нет, трагедия ушла. Бытовая комедии (3-2 века до н.э.), дошли более 60 имен комедиантов. Основоположники – Филимон и Менандр. Условия, тематика, структура: - исчезает пародия на трагедию - пародия на философов и лидеров - исчезает тема политики - семейная тематика - хор приравнялся к массовке - определенный набор сюжетов, штампы, ограничение сюжетов и тем - исчезает агон и парабаза. Замена на 5 актов (вместо стасимов и т.д.). Начало с пролога, в котором мелкое божество (у Менандра Пан) дает предварительные сведения. 1 акт – расширение пролога, 2 акт – действие, 3 акт – напряжение, 4 акт – кульминация, 5 акт – счастливый конец, по счастливой случайности. - набор характеров: две семьи живущие по соседству, одна социальная группа – деревня, глава семьи скупой и ворчливый, негативно относящийся к будущему зятю/невестке, раздолбай богатый МЧ или прямая ему противоположность. Хэппи-энд. Кормилица, старая раба – образ для девушки или раб домашний. Повар. Образ алчной дамы. Парасит (около хлеба) – нахлебник, находится при доме богатого старика. Это переходит из комедии в комедию. Под каждый хар-р своя маска. Человек действует исходя из особенностей своего характера. 2. Афинянин Менандр (343-291 до н.э.). Дошел целиком только «Брюзга». Наиболее полно сохранился «Третейский суд». Много биографий. Получил хорошее образование. Не принимал активного участия в политической жизни своего города. Филемон – его вечный соперник. Еврипид был его идеалом и он повторил его судьбу: 100 комедий, но мало побед. В Афинах особой популярностью не пользовался. До 19 века считался потерянным автором. Его комедии впитали в себя все характерные черты Эллинизма. Комедии характеров, лихо закрученная интрига, любовная тема, тема потерянных детей, характер человека и случай (чаще всего счастливый). Ввел много монологов на социальные темы, рассуждение о судьбе и смысле жизни. Разговорная речь – разнообразная. Музыкальный элемент – хор, как массовка, кантики – отдельные арии. Уступал Филемону, подражал римским авторам. 3. Мимы (мимиямбы)(подражание) – небольшие бытовые сценки, 2-3 персонажа, мелкие описания деталей, пародия на героев трагедии. Различают драматические, вокальные, балетные. Мим – родоначальник эстрадного жанра. Участвовали также женщины. У мимографов этого периода мимы обращаются в орудие борьбы с господствующими классами (пародии на патетику трагического стиля, религию, вплоть до осмеяния жизни монархов). Яркий представитель Герод (3 век до н.э.). Флиаки - в южной Италии, была сделана попытка создать пародийно-мифологическую комедию на основе местной фольклорной драмы флиаков. На рубеже IV и III вв. сиракузец Ринфон сочинял в Тарене свои «веселые трагедии», пародируя сюжеты трагических поэтов. Другая отрасль драмы флиаков приближалась к бытовой комедии. Попытки эти остались изолированными, тем более, что Тарент в 273 г. был завоеван римлянами и перестал играть роль в культурном развитии Греции.
41. Греко-римский период – периодизация, особенности, новые жанры. 1 век до н.э.-5 век – длительность. Греция теряет свою независимость и становится провинцией Рима. И хлынули греческие философы в Рим… 2 и 3 софистики, эпос эпиграммы, проза, роман (лучшие его образцы), сатирический рассказ/диалог (Лукиан), эпистолярный жанр. Хрестоматия и энциклопедия. Но ничего оригинального не создается, только подражание. Лирика и драма увядают. Периодизация: 1. Середина 1 века до н.э. – 1 век – расцвет научно-популярной лит-ры, история география, философия (Плутарх). 2. 2-3 века – снижение кол-ва научной лит-ры, большое кол-во комментариев, грамматических сочинений, энциклопедий. Занимательный хар-р. Литературное письмо. Лукиан. Гелиодор. Лонг. 3. 4-5 века – лит-ра христианской догматики (3 софистика). Неоплатонизм, идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений.
42. Плутарх – историк, философ-моралист. Сборник «Моралии» и «Сравнительные жизнеописания». Плутарх (45-120), жил в Афинах, потом в Александрии. Популяризировал в Риме греческую философию. Любитель прошлого, как и антиквар. Самый популярный автор исторической биографии. 1. Сборник «Моралии» - цикл трактатов на научную тематику: - сочинения поэтики (добродетель, значение судьбы), о семейных ценностях, утешительные сочинения (об изгнании, о брошенной жене). - политическая тема (сторонник монархии). - философские сочинения (особой оригинальностью не блещут) против Эпикура и стоеков, проблема космологии, устройства мира (все это носит популярный, а не научный характер). - религия (об Изиде и Асирисе, трактат о суевериях, Дельфийские диалоги). - о музыке (единственный дошел), история греческих философов и ладов, о значении на характер человека. - филологические или драматические (большие комментарии к Гомеру и Гесиоду, сравнение Аристофана с Менандром, сравнительный анализ древней комедии, идеал – Менандр). - «О злонравии Геродота». - исторически-авантюрные сочинения: римские и греческие вопросы (мелкие заметки о каких-то интересных обрядах и законах). - сочинения в форме пира: «Пир семи мудрецов» (реальные лица), «Застольные беседы» (вымышленные герои). - отдельные новеллы: о доблестях женщин. 2. Сборник «Параллельные жизнеописания» представляют собой серию парных биографий, причем всякий раз рядом поставлены греческий и римский исторический деятель. Заключительной частью такой биографии служит во многих случаях «сравнение», в котором сопоставляются оба деятеля. Подбор исторических фигур для сопоставления в иных случаях сам собой напрашивается (например Александр Македонский и Юлий Цезарь, Демосфен и Цицерон), но очень часто оказывается искусственным. Это не отразилось, однако, на самих биографиях, так как каждая из них составляет самостоятельное целое, и «сравнение» является лишь привеском. До нас дошли 23 пары, т. е. 46 биографий. Плутарх и в «Жизнеописаниях» остается моралистом. Повествование нередко прерывается морализирующим размышлением. Биографии в большинстве случаев имеют назидательную цель — показать достойные образцы поведения, и автор нередко сознательно идеализирует своих героев. Он любит рисовать высокие моральные качества древних государственных людей, строгую добродетель и простоту нравов, свободолюбие, героизм, преданность родине.