ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 315
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Долитературный период. Условия формирования героического эпоса.
6.«Гомеровский вопрос» в античности.
7. «Гомеровский вопрос» в новое время.
11. Социальные и политические условия появления древнегреческой лирики, её основные черты.
13. Политические, социальные и дидактические мотивы элегий Солона и Феогнида.
14. Основные представители ямбической поэзии: Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский.
18. Торжественная хоровая мелика: Пиндар и Вакхилид. Особенности жанра эпиникий в их творчестве.
36. Древнегреческая лит-ра эпохи Эллинизма (3-2 века до н.Э.).
37. Особенности эллинистической поэзии. Поэзия «малых форм». Творчество Каллимаха.
39. Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх.
43. Древнегреческий роман. Источники и особенности жанра. Структура и тематика романа.
45. Этапы развития греческой эпиграммы.
46. Ораторское искусство греко-римского периода. Вторая и третья софистики.
Высокого пафоса достигает он в ямбическом стихотворении, где объясняет значение проведенной реформы. Он рисует картину перед престолом Времени, где сама богиня – мать черная Земля, освобожденная от бремени тяготевших на ней долговых столбов, дает свидетельство в оправдание его реформы.
В своих стихотворениях Солон всегда старается показать моральную основу своей общественной деятельности. Но было ошибочно видеть в его лице настоящего демократа. Все его реформы, направленные на облегчение жизни простого народа, имели в то же время целью удержать его в повиновении у аристократии и носили, таким образом, компромиссный характер. Сам он по происхождению и по взглядам принадлежал к знатным и только по роду занятий сближался с демократическими кругами.
Целый обзор человеческой жизни дает элегия «О семилетках жизни», где жизнь и деятельность человека распределяются на десять семилеток. Возражая на пессимистические рассуждения Мимнерма, Солон высказывает пожелание дожить и до 80 лет.
Хотя стихотворения Солона являются по преимуществу политическими речами, они настолько богаты поэтическими образами, что их автор по праву считается одним из образцовых греческих поэтов. В них оживают перед нами образы Правы, матери-Земли, воля Зевса уподобляется ветру, который разгоняет на небе облака. В элегиях видно сильное влияние Гомера и Гесиода. Он заимствует у них и образы, и форму, и язык. В ямбических и трохеических стихотворениях он является последователем Архилоха и предшественником великих афинских драматургов. В то же время он – зачинатель аттической литературы, приобщивший ее к высшим достижениям ионийской культуры, он первый установил порядок в исполнении поэм Гомера. В это время проявлялись признаки растущего могущества Афин.
Наставление афинянам – изложил свои законы, появившееся в 1 в. понятие гражданин, не возлагает все беды на богов, а виновники только люди – испорченные характеры (жадность, алчность, страсть к наживе). Предлагает выход – соблюдать законы богов (и тогда Афины выйдут из кризиса). Человек должен измениться, подавить в себе отрицательные качества и жить по законам и справедливости.
Разделил население на 4 разряда по количеству материального достатка.
Наставление самому себе – носит личный характер. Что такое счастье, из чего оно состоит: из правды и законов: семья, дети, достаток, нажитый честным трудом (плавать по морю, чтобы вернуться с добычей, т.е. пиратством, наняться в батраки, пахать землю, дела Афины и Гефеста – ремесленный труд, дела Аполлона – жрецы, творчество, прорицатели, врачеватели). Новые мотивы – противостояние разный партий общества, понятие морали.
Такая же борьба общественных групп, какая происходила при Солоне в Афинах, имела место в соседнем с ними государстве – в Мегарах. Она ярко отразилась в поэзии Феогнида.
Феогнид (конец 6 - нач. 5 в. до н.э) – представитель древнего аристократического рода.
Элегии Феогнида, обращенные к его друзьям, и чаще всего к юному Кирну, сыну Полипая, дошли до нас в виде сборника отдельных мыслей и нравоучений на различные темы (всего 1389 стихов, среди которых немалое количество неподлинных). В этом сборнике для нас прежде всего представляют интерес мысли поэта о высоком значении поэзии. Поэту кажется, что на его стихах есть особая печать, отличающая их от всех других. Он говорит о бессмертии не только самого поэта, но и его друзей, увековеченных в его поэзии. Феогнид считает себя служителем Аполлона и муз.
Более всего поэт занимается социальными и политическими вопросами. В Мегарах произошли народные волнения и аристократия была изгнана. Феогнид лишился своих владений и в изгнании познал бедность. Он полон негодования и в стихах излагает свою аристократическую точку зрения: от благородных ты добро узнаешь, а если с худыми будешь общенье иметь, разум утратишь свой. Добрые и худые – это своеобразная классовая терминология для обозначение знатных и незнатных. С упорной настойчивостью поэт проповедует кастовую замкнутость и исключительность. Познав тяжесть бедности, он жалуется на несправедливость богов. Он говорит, что для знатного человека бедность хуже всякой болезни, он предпочитает умереть, чем жить в бедности. Бедность лишает человека силы.
Экономический и социальный переворот нашел яркое отражение в стихах Феогнида. Он с горечью говорит, что люди, которые прежде и дороги не знали в город, жили вдали от него, одеваясь в козлиные шкуры, и не имели представления ни о судах, ни о законах, теперь сделались хозяевами в городе: город все тот же, а люди иные.
Самым обидным ему представляется тот факт, что сами знатные непоследовательны в своем поведении, изменяют своим идеалам, увлекаясь новой приманкой – погоней за богатством. Феогнид с горечью говорит, что тек, кто даже среди животных выделяют благородных по крови, не придают значения этим качествам у людей, жертвуя ими ради корыстных расчетов.
Большой выразительной силы достигает Феогнид в тех стихах, где по примеру Алкея он изображает государство, обуреваемое смутой, в виде корабля, носимого по бушующему морю.
В пылу ожесточенной классовой борьбы Феогнид с необыкновенной четкостью и резкостью, доходящей иногда до цинизма, высказывает свою аристократическую точку зрения. Он горит жаждой мщения, не брезгуя при этом никакими средствами, и мечтает даже испить черной крови своих врагов. Высшей степенью выражения его аристократической нетерпимости является откровенное заявление о необходимости обуздать народ.
С непримиримой ненавистью высказывает он свою классовую вражду. Эти мысли впоследствии повторялись членами тайных аристократических клубов, гетерий, в пору Пелопонесской войны. Но у аристократов есть враг и в собственной среде – враг, который воспользуется случаем, чтобы, вкравшись в доверие народа, с его помощью захватить власть в государстве и сделаться тираном.
Поэзия Феогнида довольно разнообразна по своей тематике: есть и практические советы в духе Гесиода, есть и мотивы религиозные, когда поэт высказывает недоумение, как боги допускают торжество неправды, можно выделить и мотивы эротические, образующие вторую часть сборника. Впрочем, есть много оснований сомневаться в принадлежности ее Феогниду.
Поэзия Феогнида польтзовалась большими симпатиями у афнских олигархов второй половины 5 в. до н.э. Кем-то из них, по-видимому, был составлен сборник отрывков, который имеется у нас.
Основная тематика – жалобы, тоска по той жизни, которую он потерял, воспоминания об утраченном богатстве. Не борец. Бедность лишает человека всего: прав на свободную жизнь. Большая часть элегий написаны как наставление ученику. Тема взаимоотношения богов и людей. Феогнид обвиняет в бедах человека волю богов.
Философские произведения и лирика этики, политические труды и темы элегии постепенно сужаются, и к эпохе эллинизма остается только любовная тематика.
14. Основные представители ямбической поэзии: Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский.
Одновременно с элегией появилась и другая лирическая форма – ямб. Этим же словом обозначалась и особая стопа, состоящая из 2 слогов – краткого и долгого. Наиболее употребителен был шестистопный ямбический стих (ямбический триметр). Первоначально ямбический стих служил для выражения насмешки и шутки. Само слово ямб связывали с мифом о богине Деметре. Когда она в глубокой печали об исчезновении своей дочери Персефоны пришла ко двору элевсинского царя Келея, только грубая шутка служанки Ямбы заставила ее рассмеяться. Эта сказка обязана своим происхождением, вероятно, тому, что ямбический размер употребляется первоначально в шутках, связанных с культом Деметры. Так, название ямба было перенесено и на соответствующий сатирический жанр. Но впоследствии ямбический стих, наиболее близкий к ритму обыкновенной разговорной речи, стал применяться и в стихотворениях иного содержания, особенно же в диалогических частях драмы. В противоположность величавой торжественности гексаметра ямбические стихи отличаются большой простотой.
Архилох был современником Тиртея. Время его жизни определяется солнечным затмением 5 апреля 684 г., о котором он упоминает в одном стихотворении. Архилох писал элегии и ямбы, но особенно прославился своими язвительными ямбами. Архилох – уроженец каменистого острова Пароса, сын местного аристократа Телесикла и рабыни. Он принимал участие в войнах на острове Фасосе, куда еще прадедом была вывезена колония с целью овладеть местными богатствами. Воевал Архилох и во Фракии с саийцами и сапайцами, причем в одном сражении при поспешном отступлении должен был брощить свой щит. Как воин наемник он воевал на острове Эвбее, ездил в Великую Грецию и пал в битве с жителями острова Наксоса. Все это характеризует его как буйную неугомонную натуру.
Наиболее известен эпизод из его жизни – неудачное сватовство к Необуле, дочери знатного паросца Ликамба. Легенда рассказывала, будто за обиду, нанесенную ему отказом отца невесты, он отомстил такими едкими стихами, что не только сама невеста, но и ее сестры повесились от стыда.
Из стихотворений Архилоха мы узнаем о его военной деятельности. Как поэт и воин, он считает себя служителем одинаково и бога войны Ареса – Эниалия, и богинь искусства – муз. Сделавшись воином-наемником, он нашел в этом деле источник вдохновения для своей поэзии и средства к жизни, он заявляет даже что война для него – все.
Непринужденно, не боясь обвинения в трусости, он признает, что во Фракии в сражении с саийцами он вынужден был для спасения жизни бросить свой щит – факт, позорный для воина.
Жизнь, полная самых разнообразных приключений и превратностей, приносила поэту много разочарований и горя. Интересна по глубокому скорбному чувству элегия на смерть его зятя, некоего Перикла, погибшего при кораблекрушении.
Кипучая натура поэта не дает ему впасть в уныние из-за всевозможных несчастий. Одно из замечательных стихотворений, известное нам лишь в отрывке, содержит призыв поэта никогда не падать духом.
В то же время во всех ударах судьбы он видит действие богов и готов положиться всецело на их волю. Только жизнь имеет смысл, смотрит на жизнь трезво. Смерть во имя славы – над этим Архелох смеется (память коротка, жизнь – единственное, что имеет значение). Не плакать, не ныть, а жить и мужественно все сносить, призывы к смирению. Общественное место – не так уж и важно.
Архилоху приписывалось большое количество произведений, написанных ямбами, трохеями и элегическими двустишьями. Но сохранилось из них лишь немного более сотни незначительных отрывков. Тематика его произведений была весьма разнообразна. Писал он также и басни. Некоторые из его песен пользовались известностью и впоследствии. Память об Архилохе долго хранили на его родине. О культе его как героя свидетельствует открытая недавно надпись, относящаяся приблизительно к 100 г. до н.э. Древние греки ценили Архилоха и ставили его наравне с Гомером, считая его основателем нового жанра, но жанра, противоположного возвышенному гомеровскому и даже в значительной степени порывающегося с гомеровской традицией. У него впервые со всей определенностью выявляется поэтическая индивидуальность.
Другим представителем ямбической поэзии в конце 7 в. является Семонид Аморгский, уроженец острова Самоса. Приверженец демократии, он после политического переворота на родном острове, когда власть перешла к аристократии, переселился на Аморг, один из Кикладскийх островов. Среди разных произведений Семонида наибольшей известностью пользовалось его сатирическое стихотворение о женщинах, где он описывает десять различных типов женщин, объясняя их происхождения от животных – свиньи, лисицы, собаки, осла, ласки, лошади или обезьяны, а некоторых – от земли или от моря, единственным положительным типом считает он ту женщину, которая происходит от трудолюбивой пчелы. Счастье тому человеку, которому она достанется в жены. Благодаря такой жене процветает и умножается хозяйство. Общий же смысл этой сатиры сводится к тому, что женщина – величайшее зло, которое создал Зевс.