ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 310
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Долитературный период. Условия формирования героического эпоса.
6.«Гомеровский вопрос» в античности.
7. «Гомеровский вопрос» в новое время.
11. Социальные и политические условия появления древнегреческой лирики, её основные черты.
13. Политические, социальные и дидактические мотивы элегий Солона и Феогнида.
14. Основные представители ямбической поэзии: Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский.
18. Торжественная хоровая мелика: Пиндар и Вакхилид. Особенности жанра эпиникий в их творчестве.
36. Древнегреческая лит-ра эпохи Эллинизма (3-2 века до н.Э.).
37. Особенности эллинистической поэзии. Поэзия «малых форм». Творчество Каллимаха.
39. Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх.
43. Древнегреческий роман. Источники и особенности жанра. Структура и тематика романа.
45. Этапы развития греческой эпиграммы.
46. Ораторское искусство греко-римского периода. Вторая и третья софистики.
9. Гомеровские гимны и киклические поэмы. Пародии на героический эпос. Гомеровские гимны — сборник из 33 обращенных к богам молитв, которые пели на празднествах рапсоды, перед тем как приступить к исполнению героической поэмы. Создание этих гимнов относят к 7-5 вв. до н.э. Киклические поэмы – созданные на подобие «Илиады» и «Одиссеи». Они заполняли пробелы, оставленные в предании Илиадой и Одиссеей. Так, «Киприи»( 11 книг) – это по сути завязка «Илиады», которая делится на: - Рассказ о причине войны (широкогрудая Гея жалуется Зевсу, что ей трудно нести бремя человечества и Зевс обещает ей, что население сократится. Он снисходит на Землю в образе лебедя к Алкмене. У них рождается Елена) - Свадьба Пелея и Фетиды, яблоко раздора. - Суд Париса - Похищение Елены Затем шла «Илиада», «Эфиопида» (о смерти Ахилла), «Малая Илиада» (погребение Ахилла, битва Одиссея и Арэса за его доспехи. Троянский конь), «Разрушение Илиона» и «Возвращения», «Одиссея» и «Телегония». Кроме Троянского, был еще Фиванский цикл — в него входили Эдиподия, Ибаида, Фиванида и Эпигоны, посвященные дому Лайя и походам аргивян на Фивы, а так же Алкмеонида. Пародии: 1) Магрит 2) Война мышей и лягушек (V век до н.э.)
10. Дидактический эпос – происхождение, мировоззрение, стиль. Этические и социальные взгляды Гесиода («Труды и дни»). Космогоническая картина мира в «Теогонии» Гесиода.
На рубеже 8-7 вв. до н.э. возникает дидактический эпос (дидактика – поучение, наставление). На территории Балканской островной Греции начинает меняться экономика, появляется полис.
Отличия дидактического эпоса от героического:
Дидактический эпос – рассказ о современной автору жизни.
Рассказ о реальных людях, часто автор – герой поэмы.
Присутствие авторской позиции сверх меры; его взгляд на жизнь, на проблемы современной ему жизни.
Автор дидактического эпоса – Гесиод. Труды и дни – рубеж 7-8 вв. до н.э.
Гесиод рассказывает о себе: отец его был торговцем из Малой Азии, селится в область Биотии, умирая, оставляет наследство Гесиоду и его брату Персу (имя вымышленное). Перс подкупил судий и получил все наследство. Но Гесиод не опустил руки, он нажил имущество своим трудом. Пер растратил все имущество и пришел к Гесиоду с просьбой о материальной помощи. Но Гесиод предложил ему совет. Вся поэма состоит из советов Гесиода Персу о том, как нужно жить. В первой части поэмы Гесиод впервые обращается к вопросам эстетики (добро, зло и т.д.). Все общество Гесиод подразделяет на царей (знать) и пастухов. Счастливы могут быть только те, кто живут в гос-ве и живут правдой. Пастухи – группа населения, занятая трудом, торговцы (купцы) – нечестный слой, ремесленники – обманщики. Прометей – бог-покровитель ремесла представлен в поэме обманщиком.
Гесиод обращается к внутреннему миру человека, чтобы понять, откуда рождается зло и алчность. Миф о Пандоре: Гесиод показывает идею о том, что женщина – корень всего зла и неправды (Зевс послал на землю обаятельную женщину Пандору, желая погубить людей, из сосуда Пандоры вылетели все бедствия, осталась им только Надежда). Этот сюжет использовался во всей последующей греческой литературе.
5 поколений людей – 5 веков. Гесиод дает первую хронологию.
1 век – золотой, всеобщее счастье, земля сама плодоносила, не нужно было прилагать труда, люди не болели и жили вечно.
2 век – серебряный, люди начинают есть хлеб и мясо, проливается первая кровь – кровь животного, люди меняются, противятся богам.
3 век – медный, появляется медное оружие, главная деятельность – война, поколение истребило само себя.
4 век – героический, век героев, миг улучшения и передышки, перечисляет героев троянской войны, благодаря богам герои были перенесены на остров блаженных.
5 век – железный, век насилия и неправды, железные люди с железным сердцем, распалась связь поколений, люди перестали чтить и слушать отцов, это современный Гесиоду век, все самое плохое он сосредоточил в этом веке.
Хронология впервые встречается у Гесиода. Хроника ранее встречалась только о золотом веке. После было много подражаний Гесиоду, но без присутствия героического века.
Во всей поэме мы встречаем личные взгляды и рассуждения Гесиода, которые в основном носят пессимистичный характер, но Г. верит в силу богов и в честный труд (только земледельцев). Впервые мы говорим о таких понятиях, как труд и добродетель, по мнению Гесиода, - это законы человеческой жизни, данные богами.
Композиция разбивается на 4 части:
Автобиографичная история, 5 веков, рассуждение о теоретических вопросах.
Изложение и наставление о том, как нужно трудиться на земле.
Наставления житейского плана.
Календарь: счастливы или несчастливы дни для тех или иных земледельческих дел.
Эпос Теогония – небольшая поэма, посвященная происхождению богов – это первая попытка осознанно изложить происхождение мира, носит черты космогонии.
Зафиксирована попытка реформ – дельфийская реформа. Долго не просуществовала, мала территориально.
Поэма начинается с прославления муз, из Хаоса появляется богиня земли Гея, затем появились Тартар – подземное царство и Эрот – сила любви, влекущая друг к другу элементы мироздания. От Геи родились Уран (Небо), Эреб (Мрак) и Ночь, от нее Эфир и день. Детьми Урана и Геи были титаны, среди них Крон, отец Зевса. В дальнейшем перечисляются все главные божества греческой мифологии, какие почитались в эпоху Гесиода. Здесь рассказывается, как Крон низвергает отца своего Урана и затем, опасаясь, что сам будет низвергнут кем-нибудь из сыновей, он проглатывал своих детей, как только они рождались. Наконец, его супруга Рея сумела спасти одного из сыновей – Зевса, дав отцу вместо младенца запеленатый камень. Зевс возмужал, заставил отца изрыгнуть проглоченных детей и вместе с братьями и сестрами воцарился над миром, оставив за собой первенство в качестве отца богов и людей. Далее рассказывается о том, как от этих богов рождались новые поколения богов, а от браков богов со смертными женщинами рождались герои.
Перечень женщин – Герогония – генеалогия героев, рожденных от богов и смертных женщин – маленькая поэма Гесиода, давшая толчок возникновению генеалогического эпоса – родословных.
Щит Геракла условно приписывается Гесиоду – подражание описанию щита Ахилла в «Иллиаде».
После Гесиода появляются эпосы хронологические, связанные с историей того или иного города. Философские эпосы – об Ироде.
11. Социальные и политические условия появления древнегреческой лирики, её основные черты.
В конце 7 века эпосы уступают место ранней греческой лирике, которая дает более субъективные взгляды поэта на современную жизнь и отдаляет от мира богов. Это явилось результатом серьезных изменений в политической и общественной жизни греческого народа. Почти во всех областях Греции происходило в это время глубокое социальное движение, во многих местах назревали и совершались экономические и политические перевороты. Началось это движение в восточных областях греческого мира – на побережье Малой Азии и на близлежащих островах, где грекам раньше всего пришлось вступить в соприкосновение с богатыми и имевшими более древнюю культуру народами Востока и Египта. Но вскоре это движение распространилось и на континентальную Грецию.
Старая монархия, сохранявшая еще черты первобытной военной демократии, уступили место господству аристократии, а в некоторых местах даже правлению ограниченного круга знатных родов, так называемой «олигархии». Общинная собственность уступала родовой, а затем и частной индивидуальной собственности. Это открывало простор для частной инициативы и для выдвижения из коллектива индивидуальной личности. Возникновение монетной системы в 7 веке в Лидии получило быстрое распространение во всей Греции и сразу же изменило весь характер товарооборота и торговли. Это было крупнейшим переворотом в экономических отношениях, и уже у поэта конца 7 века Алкея мы встречаем ссылку на изречение какого-то мудрого Аристодама, что деньги – это человек.
Члены больших знатных родов сосредоточили в своих руках наиболее крупные плодородные участки и жестоко эксплуатировали окрестную бедноту, что приводило к частым столкновениям между простым народом и знатью.
По мере того как население маленького города росло, все труднее становилось снабжать его продовольствием. Основывались колонии (Мегары основали Византию на Босфоре, Коринф основал колонию на Керкире, Сиракузы в Сицилии). Завязывались торговые отношения. Среди аристократии возникло расслоение, выделились торговые аристократы, которые старались в своих целях воспользоваться недовольством простого народа и привлечь его на свою сторону. Противоречия приводили к смутам. Смуты вызвали необходимость написания законов (законодательство Драконта, Солона). Тирания, вскоре выродившаяся в режим произвола и насилия. Во время таких смут слово видного деятеля приобретало особенную цену, а если оно было облечено в ритмическую форму стиха, оно легко запоминалось и, передаваясь из уст в уста, получало действенную силу. Это была чисто индивидуальная поэзия. Стал преобладать субъективизм, вместо мира фантазий – живая действительность, вместо далекого прошлого – современная жизнь.