ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 330
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Долитературный период. Условия формирования героического эпоса.
6.«Гомеровский вопрос» в античности.
7. «Гомеровский вопрос» в новое время.
11. Социальные и политические условия появления древнегреческой лирики, её основные черты.
13. Политические, социальные и дидактические мотивы элегий Солона и Феогнида.
14. Основные представители ямбической поэзии: Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский.
18. Торжественная хоровая мелика: Пиндар и Вакхилид. Особенности жанра эпиникий в их творчестве.
36. Древнегреческая лит-ра эпохи Эллинизма (3-2 века до н.Э.).
37. Особенности эллинистической поэзии. Поэзия «малых форм». Творчество Каллимаха.
39. Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх.
43. Древнегреческий роман. Источники и особенности жанра. Структура и тематика романа.
45. Этапы развития греческой эпиграммы.
46. Ораторское искусство греко-римского периода. Вторая и третья софистики.
Живости действия соответствовал также размер (трохаический тетраметр), первоначально употреблявшийся, по свидетельству Аристотеля (Poet. § 14), в сатировской поэзии и имевший близкое отношение к пляске. Хоровые метры вообще были свободнее и проще, чем в трагедии; хоровые партии не были строфичными. В диалогах, произносимых сатирическими лицами, также допускалась свобода как стиля, так и метра: замена ямба киклическим анапестом встречалась, напр., во всех стопах, кроме последней. Напротив, героические партии были строго выдержаны в стилистическом и метрическом отношениях, как того требовали законы трагической формы.
Пляска сатиров (др.-греч. σίκιννις) представляла собой скорее ритмические прыжки, порою непристойного характера; темп пляски был быстрый, причем сатиры сопровождали движения жестами, гримасами и ужимками, рассчитанными на то, чтобы вызвать у зрителей смех (вазовая живопись представляет много материала, иллюстрирующего сатировскую драму как со стороны сюжетов, так и со стороны внешней обстановки). Число хоревтов в сатировской драме было 12—15, хор имел четырехугольное построение. Сатиры были одеты в козлиные шкуры и имели спереди фаллос (были также итифаллические сатиры) и сзади хвост (лошадиный), как об этом можно заключить по вазовой живописи
По сравнению с трагедией сатировская драма была консервативнее, на что указывает, между прочим, архаичность ее стиля, и имела менее жизненных элементов, которые могли бы обеспечить ей свободное развитие. Хотя составные элементы трагедии и сатировской драмы были одни и те же, но вторая всегда казалась по сравнению с первой как бы недоразвившейся. Это явствует как из рассмотрения метрических свойств того и другого драматического вида, так и из того факта, что по сравнению с трагедией объем сатировской драмы был меньше и драматический конфликт проще. Особенно трудно было для поэта дать художественное сочетание элементов серьезного и смешного и выдержать тон, средний между трагедией и комедией.
Обязательство забавлять без полной свободы для шутки и узкий круг сюжетов задержали эволюцию сатировской поэзии; успех ее в V в. до н.э. объясняется лишь высокой талантливостью поэтов, создавших художественную драму. Вырождение сатировской драмы замечается уже при Софокле, который в некоторых пьесах вместо сатиров вывел обыкновенных смертных (в драме «Пастухи» хоревтами были пастухи, в драме «Геракл на Тенаре» — илоты). Наконец, упадку сатировской драмы способствовали успехи комедии, которой выпало на долю смешить афинскую публику начиная с восьмидесятых годов V в. К концу IV в. сатировская драма совершенно вышла из моды, чем объясняется, между прочим, утрата многочисленных образцов ее, созданных в VI и V вв.
22. Эсхил – «отец трагедий». Этапы творчества Эсхила. Религиозные и нравственные взгляды Эсхила. Драматические особенности трагедий Эсхила. Язык и стиль Эсхила.
До Эсхила мы знаем имена двух трагиков – Феоспида и его ученика Фринаха. Оба относятся к истории доэсхиловской трагедии. От Фриниха дошло несколько фрагментов. В его время произошло взятие Милета, начало греко-персидских войн. Тематика трагедии: на основе мифологических сюжетов решались проблемы политического и социального плана. Эсхил (525 – 456 гг. до н.э.) был назван «отцом трагедии». Был уроженцем Элевзина (город, расположенный неподалеку от Афин). Родился в знатной семье, происходит из землевладельческого рода. Принимал участие во многих греко-персидских войнах, о чем и заявил в своей эпитафии. Эсхил стал автором около 30 трагедий, до наших дней из них дошли 7. В основу «Персов» положен исторический сюжет. Единственная сохранившаяся трилогия – «Орестея». Будучи постоянным победителем поэтических состязаний, терпит поражение от Софокла. За два года до смерти выступает с «Орестеей». Умирает Эсхил на Сицилии. Выделяют три периода творчества (они же являются тремя периодами формирования греческой трагедии): • «Просительницы», «Персы». Большое количество партий хора, два актера, причем второй значительнее; слабо развит диалог, слабо развиты индивидуальные образы; • «Семеро против Фив», «Прометей прикованный». Образ главного героя становится более четким (получает характеристику в виде нескольких основных черт), диалог получает большее развитие, появляется пролог, второстепенные персонажи имеют более четкие образы. • «Орестея». Появление третьего актера, сложная композиция, нарастание романтизма, появление большого количества второстепенных персонажей. Нарастание драматизма. Основная роль принадлежит хору. Вестнику (или гонцу) отводится важная роль. Форма – тетралогия. Особенность трагедии – люди! Почти всегда присутствовал образ Тирана. Диалоги в традиции ямбов. Раскрыл с помощью мифологических образов историческое содержание того переворота, современником которого он являлся, — возникновения демократического государства из родового общества. Из трагедий видно, что поэт являлся сторонником демократического государства, хотя и принадлежал к консервативной группировке внутри демократии. Эсхил вводит второго актера, с ним приходит действие и сюжет. Развитие действия происходит во второй части трагедии. Эпизодии мало связаны друг с другом. Эсхил зафиксировал становление олимпийской религии. Образы Богов ассоциируются с правдой. Правда приобретает значение высшей ценности, синонима понятия «чувство меры». Ей противостоит надменность – гнев, чванство. Человек при этом лишает рассудка, наступает нравственное помутнение. // Софокл: тема рока, который человек не в силах преодолеть. Эсхил уверен, что собственная натура руководит действиями человека. Боги до некоторой поры терпят, но потом людям с лихвой воздается за их грехи («проклятые поколения»). Эсхил близок к Гомеру. Поэмы наполнены гомеровскими приемами. Язык Эсхила богат метафорами («Орестея»: зверь в западне, обреченный корабль, красный цвет – метафоры как дополнительный элемент трагедии). Элементы традиционного мировоззрения тесно переплетаются с установками, порожденными демократической государственностью. Он верит в реальное существование божественных сил, воздействующих на человека и зачастую коварно расставляющих ему сети, придерживается даже старинного представления о наследственной родовой ответственности. С другой стороны, боги Эсхила становятся блюстителями правовых основ нового государственного устройства, и он усиленно выдвигает момент личной ответственности человека за свободно выбранное им поведение. В связи с этим традиционные религиозные представления модернизируются. Соотношение между божественным воздействием и сознательным поведением людей, смысл путей и целей этого воздействия, вопрос об его справедливости и благости составляют основную проблематику Эсхила, которую он развертывает на изображении человеческой судьбы и человеческого страдания. Материалом для Эсхила служат героические сказания. Однако заимствуя сюжеты из эпоса, Эсхил не только драматизирует сказания, но и переосмысляет их, пронизывает своей проблематикой. Власть денег, бесчеловечное отношение к рабам, захватнические войны — все это встречает безусловное осуждение, суровое миросозерцание которого основано на глубоком сочувствии к человеческому страданию. Свойственны известная торжественность и величавость, особенно в лирических частях. Торжественный, «дифирамбический» стиль Эсхила и малая динамичность его пьес казались уже в конце V в. несколько архаическими. Из образов, созданных Эсхилом, наибольшее значение имел Прометей. Мощь и величие трагедий Эсхила получили должную оценку лишь с конца 18 в.; однако буржуазные исследователи и поныне искажают образ основоположника трагедии, подчеркивая исключительно консервативную, религиозно-мифологическую сторону его творчества и игнорируя его глубоко прогрессивную сущность. Эсхил был одним из самых титулованных поэтов. В 4 веке он является олицетворением расцвета Афин. Греция сильна в это время, там живет поколение марафонских бойцов. Эсхила воспринимали как воспитателя, источника народных истин. Во всемирную литературу вошел благодаря трагедии «Прометей прикованный».
23. Софокл – основные этапы творчества. Театральные реформы Софокла. Религиозно-нравственные и политические взгляды Софокла. Особенности языка и стиля Софокла. Софокл (496 – 406 гг. до н.э.) – уроженец сельского округа Колон близ Афин. Он занимался политикой, административными делами. Являлся одним из магистратов афинского полиса. В юном возрасте одерживает победу над Эсхилом. За всю свою жизнь не знал ни одного сокрушительного поражения. Участвовал в нескольких военных кампаниях. По происхождению Софокл принадлежал к состоятельным кругам. До конца жизни держался лишь умеренно-демократических взглядов. Софистическое свободомыслие почти не затронуло Софокла: он верил в оракулы и в чудесные исцеления. Уважение к полисной религии и морали и вместе с тем вера в человека и его силы — основные черты мировоззрения Софокла. Поэт был любимцем современников; после смерти он был причислен к лику «героев».
Софоклу предписывается 123 трагедии и около 24-26 побед в поэтических состязаниях. До наших дней дошли 7 трагедий, относящихся к троянскому и фиванскому циклам и мифам о Геракле. Также сохранились отрывки сатировой драмы «Следопыт». Этапы: Троянский миф («Аякс»), Фиванский цикл («Антигона», «Царь Эдип»), мифы о Геракле. Основные реформы, предписываемые Софоклу: • Ввод третьего актера. Увеличение количества действующих лиц приводит к увеличению действия и диалога. • Хор увеличился с 12 до 15 человек; • Участие драматурга в качестве актера при Софокле становится необязательным; • Наносит удар по тетралогии и драме: откалывается сатирова драма (отныне моет быть не связана с тетралогиями); • Условно Софоклу предписывается создание рисованных декораций и ввод обуви для трагических актеров («котурны» - каблуки). В драматургии Софокла упор переходит с хора на действующие лица (значение не так важно, но песни превращаются в фон). Хор Софокла – это срез общественного мнения, а не мысли автора! Несколько вариантов композиции трагедии: • Монодрама: «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Электра». Все внимание сосредоточено на главном герое. Почти все время он находится на сцене. Львиная доля текста принадлежит ему. • Трагедия-поединок: «Антигона». Столкновение двух главных героев. Оба персонажа наделены яростными и экспрессивными диалогами. • «Аякс», состоящий из двух частей: смерть героя и спор за его захоронение. Для своих трагедий Софокл выбирает общественные мифологические сюжеты. В прологе обозначаются основные лица, причины конфликта, намечается развитие сюжета. Воля Богов, по Софоклу, - главная определяющая сила, управляющая действиями людей. // «Орест» Эсхила и «Орест» Софокла! Трилогия об Эдипе – иллюстрация «проклятых поколений». Софокл заостряет внимание на самих личностях: и Эдип, и Антигона необыкновенно сильны. Чем люди сильнее, тем страшнее их трагедия. Софокл играет на контрастах: Антигона сравнивается со своей сестрой и происходит противопоставление характеров с выделением более сильного. Изменение настроения, чувств, эмоций героев происходит путем смены масок. Образы Софокла более простые, чем у Эсхила и Еврипида. Почти никогда он не показывает героя в минуты тяжелого нравственного выбора. У Софокла герои появляется с заведомо принятым решением. Простота речи показана через пословицы, лукавства различного рода. Софоклом использовался прием стихомифии, который заключается в том, что собеседники обмениваются быстрыми короткими репликами или обрывками фраз. Проблемы, волнующие Софокла, связаны с судьбой индивида, а не с судьбой рода. Выступая с тремя трагедиями, он делает каждую из них самостоятельным художественным целым, заключающим в себе всю свою проблематику. Изображая величие человека, богатство его умственных и нравственных сил, Софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей. Другое значительное драматургическое новшество Софокла — допущение третьего актера. Сцены с одновременным участием трех актеров позволяли разнообразить действие введением второстепенных лиц и не только противопоставлять непосредственных противников, но и показывать различные линии поведения в одном и том же конфликте. Драмы Софокла обычно строятся таким образом, что герой уже в первых сценах выступает с твердым решением, с планом действия, определяющим весь дальнейший ход пьесы. Этой экспозиционной цели служат прологи; пролог к «Антигоне» содержит и другую черту, очень частую у Софокла, — противопоставление суровых и мягких характеров: непреклонной Антигоне противопоставляется робкая Исмена, сочувствующая сестре, но не решающаяся действовать вместе с ней. Софокл очень часто удовлетворяется убеждением, что боги справедливы, какими бы непонятными ни оставались их действия. Изображая жестокую судьбу Эдипа, он избегает постановки вопросов, которые могли бы смутить веру в правоту богов. Это связано также и с тем, что Софокл в своих поздних трагедиях уже является защитником полисной старины. Уделяет большое внимание женским образам.
Язык был приближён к разговорной речи. Много внимания по-прежнему уделялось диалогам. Поздние авторы присвоили Софоклу имя «трагический Гомер».
24. Еврипид – «философ на сцене». Новый тип трагедии. Социальные и религиозно-нравственные взгляды Еврипида. Миф в творчестве Еврипида. Язык и стиль Еврипида. До наших дней о Еврипиде (~ 480-484 – 406 гг. до н.э.) биографических данных сохранилось крайне мало. Известно, что он принадлежал к богатой семье, отец его был торговцем. Еврипид получил хорошее образование. Большую часть своей юности проводил в школах, гимназиях, раздумьях и беседах. Трагедии Еврипида очень любила римская аристократия. Творческая судьба Еврипида была крайне неудачна. Одержал всего 5 побед, причем 2 из них посмертно. Частыми были провалы на поэтических состязаниях; в комедиях Аристофана Еврипид упоминается как поэт-неудачник. В 408 году он перебирается из Афин в Македонию. Трагедии Еврипида – это новая ступень в развитии жанра. Поэт намного опередил свое время, ибо современная ему публика привыкла к иным темам греческой трагедии. Впоследствии из нее родится новая бытовая комедия. До нашего времени дошли 18 драм, целиком сохранилась одна сатирова драма – «Киклоп», написанная на сюжет «Одиссеи» Гомера. Еврипида его современники в насмешку называли «философом на сцене» из-за того, что очень часто его герои отвлекались от сюжета и произносили речи на интересовавшие автора проблемы. Софокл и Еврипид были современниками Пелопонесской войны (конфликт между Афинами и Спартой). Вообще Еврипид осуждал войну, однако признавал оборону и смерть во благо родины. Новые мотивы, которые внес поэт, можно проследить по теме религии. В божестве пытаются найти религиозное начало. Часто трагические действия героев обусловлены таковой волей богов. Еврипид говорит, что боги не идеальны, что они не могут быть нравственными ориентирами и диктовать людям свою волю. Хор у Еврипида получает роль массовки, оформляющей действия главного героя. Поэт видит возможность через хор выражать свои мысли. Основное внимание сосредоточено на действующих лицах: убийства, безумие, неизменно пиковое эмоциональное напряжение. Новые темы у Еврипида: • Впервые основа сюжета – любовная тематика. Отсюда выходит новый тип героини. До этого они были подобные Антигоне, например, но теперь это женщины в любви, отвергнутые и жаждущие мести. Благодаря этому новаторству поэта он обзавелся еще одним насмешливым прозвищем: «женоненавистник» (с) Аристофан • Бытовой, семейный элемент (ранее – война, долг…) Здесь показана трагедия внутри семьи. Эта тема ведет за собой целый ряд новых персонажей – таких, как кормилица, например. Появляются сцены бытовой брани. • В некоторых трагедиях появляются комические герои. • Тема брошенных, покинутых детей и обретения их через много лет. У Еврипида насчитывается 4-5 трагедий с таковой темой. Впоследствии этот сюжет становится популярным в эпоху эллинизма. Часто завершение трагедий Еврипида счастливое. NB: новый вариант концовки трагедии, это также относится к новаторству поэта. Еврипид старается выискивать новые мифологические сюжеты. Берет одни и те же образы, но дает их в различных ипостасях (образ Геракла, образ Елены). Для трагедий Еврипида характерна интрига. Зачастую она крайне запутанна. Смысловая нагрузка ложится на пролог. В нем появляются божества, олицетворяющие определенные моральные качества. Первое появление героя – рассказ о себе. Идея прославления Афин, «идеального города», и тема войны, хотя он был пацифистом; тема самопожертвования, единственный вид войны – оборона. Сложная интрига, разрешаемая при помощи героя или божества (приёмы «бог из машины», поднимая актёра на подъёмнике). За основу брал редкие, малоизвестные версии мифов. Своеобразная трактовка прологов: максимально подробно и быстро ввести зрителей в курс дела. Чаще всего о сюжете рассказывал герой или божество. Конфликт богов и героев/людей; зависть или гнев богов, от которых возникает масса проблем, нередко влекущих за собой гибель. Еврипид дает обработанные версии Полимаха и Гераклита, которые ищут в божестве моральное начало. Происходит некое размельчение идеализированного божества. Новый тип женской героини: любящей, но и мстительной. На образы богов переносили психологию человека со всеми недостатками, как приём снижения, к которому зрители не испытывали симпатии. Язык и стиль. Еврипид испытал большое влияние софистики. Его монологи и диалоги часто строятся по ее принципам. Присутствует четкое изложение доказательств и аргументов (спор Медеи и Ясона, например, спор Елены и Менелая). Как и Софокл, Еврипид использовал стихомифию. У него этот прием приобретает размах: около 50 реплик на человека. Язык поэта упрощается и приближается к разговорной речи (бытовая тематика, однако), но сохранены элементы мелоса и диалектов. В связи с Еврипидом говорим о музыкальной составляющей трагедии. Музыкальный момент переносится на актеров. Появление кантиков – арий действующих лиц. Также встречаются и дуэты, и пения трех. Кантики впоследствии перейдут в театр эпохи эллинизма. Обобщение по языку и стилю Еврипида: 1. знание риторики, красноречие, споры в сценах диалогов. 2. чередование реплик, «перебивание». 3. вестник или гонец, его монолог, максимально приближённый к разговорной речи, с эпическими намёками. 4. тематика: морально-этические проблемы, философские рассуждения.