ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 313
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Долитературный период. Условия формирования героического эпоса.
6.«Гомеровский вопрос» в античности.
7. «Гомеровский вопрос» в новое время.
11. Социальные и политические условия появления древнегреческой лирики, её основные черты.
13. Политические, социальные и дидактические мотивы элегий Солона и Феогнида.
14. Основные представители ямбической поэзии: Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский.
18. Торжественная хоровая мелика: Пиндар и Вакхилид. Особенности жанра эпиникий в их творчестве.
36. Древнегреческая лит-ра эпохи Эллинизма (3-2 века до н.Э.).
37. Особенности эллинистической поэзии. Поэзия «малых форм». Творчество Каллимаха.
39. Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх.
43. Древнегреческий роман. Источники и особенности жанра. Структура и тематика романа.
45. Этапы развития греческой эпиграммы.
46. Ораторское искусство греко-римского периода. Вторая и третья софистики.
25. Периодизация древнегреческой комедии. Происхождение и структура древнегреческой комедии. Первые комические поэты.
Периодизация древнегреческой комедии: 1. староаттическая (древняя) комедия – 2 половина 5 в. до н.э. 2. среднеаттическая комедия – середина 4 в. до н.э. 3. новоаттическая комедия – конец 4 в. до н.э. – 3 и 2 в. до н.э. Черты древнегреческой комедии (по содержанию): • носила общественно-политический характер; • введение конкретных исторических персонажей в карикатурном виде; • все комедии носят фантастический характер.
Развиваются формы примитивного народного театра, становятся популярна сицилийская комедия – бытовые сценки. Автор: Эпихарм. Сохранились отрывки из его «Одиссеи» и «Брисеиды». Комедия близка к сатировой драме, но в ней не было хора. Также распространяется сицилийский мим. Основан на подражании, преимущественно имел по 2 актера. Схема следующая: один актер зачитывает текст, другой его иллюстрирует. Фриахи – бытовые сценки, пародии на тему измен и воровства. Источник – вазопись. Еще один автор – Кратин, прославившийся злободневными насмешками в адрес политиков, до нас дошли фрагменты. История сохранила имя Эфполида – афинского поэта. Состязания «комедийных хоров» были установлены на «Великих Дионисиях» только около 488 — 486 гг. До этого комедия входила в состав Дионисовых празднеств лишь как народная обрядовая игра, и государство не брало на себя ее устройства. «Древняя» аттическая комедия представляет собой нечто исключительно своеобразное Архаические и грубые игры празднеств плодородия причудливо сплетены в ней с постановкой самых сложных социальных и культурных проблем, стоявших перед греческим обществом. Построение на осмеянии. Характерны резкая критика современных событий, ярко выраженный политический характер, лица современников (реальных) в фарсовом виде, но сюжет чаще всего фантастический. Ее объект — не мифологическое прошлое, а живая современность, текущие, иногда даже злободневные, вопросы политической и культурной жизни. Начинается с пролога; парод (вступительная песня хора, обозначающая действие в комедии в роли птиц, зверей); агон (борьба, спор, состязание, конфликт между главным героем и его соперником, заканчивающийся моральной победой героя, ибо это идейная основа); эписодии (отстаивание правды при помощи драки); эксод (заключительная песня хора). Парабаса – песнь хора, не имевшая значение. Монолог от автора! Первые комические поэты: сицилийские мимы Софрона и Ксенарха (5 в. до н.э.); Эпихарм (520-500 г. До н.э.) ввёл в комедию фабулу; Аристофан (450-390 г. До н.э.).
26. Аристофан – представитель древней комедии. Этапы творчества Аристофана. Социально-политические взгляды Аристофана. Язык и стиль его комедий. Этапы творчества Аристофана: 1. 425-421 г. До н.э. – «Облака», «Мир». Совпадает с первой войной между Афинами и Спартой, отсюда – прославление Афин, надежды на союз. 2. 414-405 г. До н.э. – победа Спарты. «Птицы», «Лягушки», «Лисистрата». Почти исчезают персональные нападки на политиков и военных, зато высмеивания философов и драматургов многочисленны; проблемы мира, литературы; большое количество пародий на трагедии и Еврипида. 3. 390-388 г. До н.э. – «Женщины в народном собрании». Переход от политики к бытовой тематике. Фантастический аспект. Основная тема – утопия, благополучное государство. «Плутас» - комедия перехода к средней комедии. • Комедии Аристофана связаны с проблемами реальной жизни, но имеют фантасмагорические ситуации. Решение сюжета комическо-фантастическое. Оттого они кажутся призрачными и невероятными. • Древнегреческая комедия связана с народным театром. Карикатура и буффонада обязательны – передаются через костюмы. • Имеет место частое обращение к зрителям. • Содержит элементы пародии, в этом схожа с трагедией больше, нежели с лириками. По Аристофану выделяют три типа пародии: 1. Фраза в устах трагического поэта; 2. Герой комедии выводится в ситуации, которая всем знакома по трагедии; 3. ? Задача трагических поэтов и драматургов, по словам Аристофана, - учить и наставлять на путь истинный афинскую молодежь. Древняя комедия в первую очередь – это взгляды и мнения самого автора. У Аристофана существует четкая популяризация города и деревни. Плохие персонажи относятся чаще всего к городу, добрые земледельцы-труженики – к деревне. Зачастую Аристофан обращается к эпохе марафонских героев, к эпосу греко-персидских войн. Старое и новое также было связано с проблемами софистики. Комедии Аристофана не направлены простив афинской демократии! Его критика носит исключительно личный характер. Неизменно звучит идея патриотизма. Многие из комедий Аристофана посвящены проблемам мира («Лисистрата», «Мир»). Он нередко высмеивает модных лирических поэтов. В его комедии отражены самые разнообразные слои общества, мужчины и женщины, государственные деятели и полководцы, поэты и философы, крестьяне, городские обыватели и рабы; карикатурные типические маски получают характер четких, обобщающих образов. Впервые поднимается вопрос о смысле творчества. Сам себя Аристофан называл очистителем и критиком. Средство воздействия: смесь серьёзности и шутки, высказывание правды. Идеализация – эпоха марафонских героев. Положительные идеалы – в деревнях. Все новые школы называл сборищем шарлатанов; отрицательно относился к городской культуре. Язык и стиль: Большое количество шуток и каламбуров, часть из них непристойного характера. Многочисленные пародии. Появление новых слов, терминов и искажение старых. Речь действующих лиц: многие чужеземцы (персы, скифы, восточные божества). Речь иноземцев – каверкание греческое речи, различные диалекты. Воспроизведение стилей трагедии, лирики, пародии на лирику (на дифирамбы в частности), на оракулов и юридическую терминологию, декламации софистов, публичные выступления и дебаты. Коверкание речи + выдумывание новых слов или скороговорок. Язык – образец аттической речи. В хоре – подражание животным. 27. Эстетические законы творчества Аристофана. Идеальный образ трагического поэта (комедия «Лягушки»). Еврипид и Аристофан. Литературно-эстетические взгляды Аристофана выражены главным образом в комедиях «Лягушки» и «Женщины на празднике Фесмофорий», где он сопоставляет стиль Еврипида, представляющийся ему субъективистским и декламационным, с древним торжественным стилем Эсхила, и отдаёт предпочтение последнему. В религиозных взглядах весьма принципиален, но это не мешало ему выводить богов в смешном, даже шутовском виде, давать карикатуру на молитву и пророчества.
В «Лягушках» Еврипид изображён в виде сентиментального, изнеженного, антипатриотически настроенного поэта. Эсхил – поэт высокой и героической морали, серьёзного, глубокого и стойкого патриота. Стихи трагиков взвешиваются на весах, стихи Эсхила оказываются солидными, вескими, а лёгкие стихи Еврипида подскакивают вверх. У Еврипида – личное, бытовое, у Эсхила – вечное. А цель трагического искусства – сделать его бессмертным + моральное воспитание. Борьба трагиков носит политический характер: здесь оправдывается прежний крепкий политический строй и осуждается современная, разбогатевшая, но весьма жалкая демократия. 28. Философская проза: Аристотель. Литературная теория Аристотеля
Аристотель был родом из города Стагиры (384-322 гг. до н.э.), воспитатель Александра Македонского, ученик Платона. Автор около 1000 трудов, 47 из них дошли до нас полностью, многие сохранились фрагментарно. По Аристотелю, искусство есть способ познания мира. Аристотель делит искусства в зависимости от подражания: • Подражание посредством звука (музыка, пение); • Подражание красками и формой (живопись, скультура); • Подражание ритмом (танец); • Подражание словами и размером (литература). Задача поэта по Аристотелю: говорить о том, что могло бы случиться. В поэзии главным поэт признавал содержание. Ввел несколько понятий: • Соразмерность. Внутреннее единство произведения, единство времени, места, действия («Царь Эдип» Софокла как идеальная иллюстрация этого); • Целесообразность. Размер фабулы должен соответствовать сущности дела. Эпос – это не история с хронологией! (идеальный пример – Гомер, «Илиада»). Все связано внутренним единством. Трагедия должна состоять, согласно Аристотелю, из шести элементов: 1. Фабула; 2. Характеры; 3. Сценическая обстановка; 4. Мысли; 5. Текст; 6. Музыкальная композиция. Драма не должна содержать ничего того, что мешает ее цельности и стройности. Единство времени неизменно подчинено единству действия. Выступил против основных принципов идеалистической философии своего учителя: прежде всего, он отрицал наличие двух миров, мира идей и мира вещей, считая, что существует лишь один мир – материальный. Наряду с материалистическими принципами, ему не чужды идеалистические взгляды: он признаёт чистую форму без содержания. В своём трактате «Поэтика» ставит вопрос о сущности красоты. Отталкивается от этического понимания красоты, и видит прекрасное в самой форме вещей и их расположении. Считал искусство творческим подражанием природе, что искусство помогает людям познать жизнь. По его мнению, задача поэта – «говорить не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном – по вероятности или необходимости». Считал, что поэзия философичнее и серьёзнее истории. Поэзия и выдвигается на первый план из всех видов искусств, а из форм поэзии выше всего ставится трагедия. Образцом трагического характера является образ Эдипа Софокла. Аристотель настаивал на единстве действия, требовал лишь изображения людей, благородных по образу мыслей, по поведению, а не происхождению. Проблема катарсиса: 1. этическая – очищение человека от пороков. 2. эстетическая – соединение музыкального ритма, гармонии достигается в человеке чувство страха или сострадания, понятие справедливости. 3. катарсис – высшая эмоциональная точка, как следствие сострадания происходящему. 4. религиозная.
29. Эстетические взгляды Платона. Платон (427 – 347 гг. до н.э.) был родом из Афин. Происходил из старинного аристократического рода. В молодости был драматургом, музыкантом, живописцем, атлетом. Однако все эти занятия прекратились после встречи с Сократом. А его смерть так подействовала на Платона, что Сократ стал постоянным героем почти всех его сочинений. Возглавлял антидемократическую партию. Был учеником Сократа. После смерти последнего переехал в Мегару, оттуда – в Сиракузы. Основал в Афинах школу, «Академию». Платону предписывается около 43 произведений. Большая их часть написана в форме диалога. И количество персонажей, и объем сочинений различны. В хронологическом порядке учитывается связь с политическими тенденциями того времени. Группы: • Самая ранняя группа, условно названа «Сократические диалоги». Небольшой объем, нечеткая философская доктрина, изложение учения Сократа и определение различных этических понятий. Примеры: диалог «Лисий», диалог «Малый Гиний» (категории правды и лжи) + диалог «Критон», сочинение «Апология Сократа» (относятся к процессу на Сократом и его смерти). Общее: диалог проходит в бытовой обстановке, реалистически выписаны типы персонажей, множество шуток и каламбуров, рефреном проходит одна и та же мысль; • Вторая группа посвящена аристократическому идеалу государства и идеям. К ней относятся диалоги «Пир», «Федр», «Федон» и первая половина книг «Государство». Общее: диалоги о познании и об идее идеального государственного строя, диалоги между учеными мужами о душе (философское познание как рост крыльев души (образ Эроса)), об Эросе: связь с философами, это абсолютное новаторство автора! Новая форма диалога: более четкие мысли и идеи, более четкие понятия, более отвлеченный стиль диалога. • Обоснование учения Платона об идеях (философские и этические категории). К этой группе относятся диалоги «Софист», «Фаэтет», «Политик». Общее: отсутствие бытового фона, все внимание сконцентрировано на философских понятиях. • Новое изложение идей Платона. Проникновение идей Пифагора, от некоторых своих же Платон отказывается. Диалоги «Тимей», «Критий» + «Законы». Общее: это не что иное, как длинные пространственные монологи. Язык сухой и абстрактный. Учение об идеях и государстве связано и с литературной теорией. Платон делил людей на три группы: 1. Низшие (крестьяне, ремесленники); 2. Средние (воины, стражники); 3. Высшие (мудрецы, философы). Платоном было сформировано понятие «прекрасное». По его словам, оно не существует в реальном, зримом мире, но оно есть в мире идей. Узрит его только тот, кто возвысится до него. Прекрасное существует вечно, оно неизменно. Прекрасное само по себе и едино само с собой. Чтобы увидеть его, нужно познание и лицезрение. Вышеназванные категории полярны с творческим вдохновением! Последнее, по Платону, противоразумно. Перу поэта принадлежат крайне отрицательно суждения и творческой деятельности. По учению Платона, существует мир вечных, неизменных идей. Материальный мир никак не может быть совершенным. Отсюда вытекает эстетика. Если материальный мир есть только отражение мира идеального, а художник и поэт в своих произведениях стремятся подражать окружающему миру, его мастерство ложное, является только бледной копией высших идей. Такого рода искусство не может существовать в идеальном обществе, а потому даже Гомер должен быть изгнан из стен города, которым управляют философы. Для Платона высшим воплощением красоты является соразмерный, гармоничный космос. Диалоги Платона – своеобразные драматические сцены. Драма человеческой мысли, т.к. поиски истины не менее драматичны, чем события жизни. 30. Греческая историография. «История» Геродота – тема, композиция, особенности стиля. Новелла Геродота. Историография имеет два значения: • История изучения некой проблемы; • История описания некой проблемы. Истории архаических древних полисов Греции оказала влияние на развитие историографии. Малая Азия преимущественно была под влиянием ионийцев и дорийцев. Там, в их городах, возникает развитие мысли. В связи с путешествиями понадобилась письменность. Периплы - описания плаваний. Логосы - («слово», рассказ, греч.) более подробные описания. Логографы – те, кто писали логосы. Первым греческим автором, решившимся написать что-то вроде исторической хроники, был Геродот. Выходец из знатного рода, небедный человек, связанный отношениями со знатью. Значительную часть жизни провел в Афинах, путешествовал по городам, собирая материалы, под конец своих дней осел в Фуриях. Общался со многими афинскими жителями, знал множество семейных преданий. Геродот был политическим эмигрантом. Искал причины войны с Персией. Для этого и начал писать свой труд. Геродоту приходилось объяснять огромное количество вещей, доказывать различные факты. Впервые обратился к логосам и стал соединять их. Лигийский, египетский, вавилонский логосы включает историй в свое повествование – все вышеупомянутые связаны так или иначе с персами. Логосы позволяют использовать источники. Геродот то пользуется рассказами путешественников, то сам посещает описываемые места, разговаривая с местными жителями. Геродот верил в Богов. «Отцом истории» древние называли Геродота из Галикарнасса (484-426г. До н.э.). Жизнь и творчество проходили в годы после великих побед греков над персами, в годы блестящих достижений афинской культуры. Геродот – горячий патриот Афин; много путешествовал в Средиземноморье, глубоко изучал Египет, Скифию. Труды Геродота разделены на девять книг, названных именами муз. Композиция «Истории» напоминает эпическую поэму в прозе. Как основная тема взята героическая борьба греков с персами; особенно сильно звучит в этой теме прогрессивная мысль о превосходстве греков – воинов-патриотов, прекрасно обученных гимнастике и военному делу, - над полчищами персов, гонимых бичами. Наряду с научными наблюдениями и географическими описаниями есть много легендарно-мифологических сказаний, идущих от древних историков. Много народных сказок-новелл придают истории литературно-художественную специфику. Вводится драматизм, если повествуется о знаменитых людях древности (Солон, Поликрат). При этом Геродот проводит основную идею – судьба и боги жестоко карают «гордого» человека, есть суровый закон о превратности жизни. Вторая книга «Истории» посвящена описанию того, что он видел и слышал во время своего путешествия по Египту. Он поражён мощью и красотой Нила. Богатейший материал о сооружениях египтян, о законах, обычаях, растениях и животных, о папирусах, даже о нравах. Жизнь племён и героев, полумифические сказания. В творчестве Геродота имелись характерные для эпохи рационалистические черты. Материал о жизни скифов дают главы третьей книги.