Файл: Античка_билеты_1сем(2).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 324

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3. Долитературный период. Условия формирования героического эпоса.

6.«Гомеровский вопрос» в античности.

7. «Гомеровский вопрос» в новое время.

10. Дидактический эпос – происхождение, мировоззрение, стиль. Этические и социальные взгляды Гесиода («Труды и дни»). Космогоническая картина мира в «Теогонии» Гесиода.

11. Социальные и политические условия появления древнегреческой лирики, её основные черты.

12. Древнегреческая элегия VII-V вв. До н. Э. – происхождение, стихотворный размер, тематика. Элегии Каллина, Тиртея, Мимнерма.

13. Политические, социальные и дидактические мотивы элегий Солона и Феогнида.

14. Основные представители ямбической поэзии: Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский.

15. Древнегреческая мелика. Виды мелической поэзии. Дорийский мелос (Терпандр, Алкман) и эолийский мелос (Алкей, Сапфо).

16. Анакреонт. Значение лирики Анакреонта в русской поэзии XVIII-XIX вв. Энкомии Ивика. Лирическая триада Стесихора.

17. Ранние формы торжественной мелики (Арион, Лас Гермионский). 17. Торжественная хоровая мелика: Симонид Кеосский. Греческие поэтессы.

18. Торжественная хоровая мелика: Пиндар и Вакхилид. Особенности жанра эпиникий в их творчестве.

19. Классический (аттический) период древнегреческой литературы. Общая характеристика исторической и культурной ситуации. Рождение новых жанров.

20. Возникновение древнегреческой драмы. Виды драмы. Устройство древнегреческого театра и организация представлений.

21. Происхождение и структура древнегреческой трагедии. Первые трагические поэты. Сатирова драма. Аристотель о происхождении трагедии («Поэтика»).

22. Эсхил – «отец трагедий». Этапы творчества Эсхила. Религиозные и нравственные взгляды Эсхила. Драматические особенности трагедий Эсхила. Язык и стиль Эсхила.

25. Периодизация древнегреческой комедии. Происхождение и структура древнегреческой комедии. Первые комические поэты.

33. Ораторское искусство древней Греции – первая софистика. Задачи софистики. Виды красноречия. Горгий и Лисий.

1. Зарождение красноречия.

2. Лисий.

34. Исократ – родоначальник системы «периодов» речи. Политические речи Исократа, особенности их композиции и стиля.

35. Расцвет греческого ораторского искусства - Демосфен. Политические взгляды Демосфена («Филиппики»). Риторические приёмы Демосфена.

36. Древнегреческая лит-ра эпохи Эллинизма (3-2 века до н.Э.).

37. Особенности эллинистической поэзии. Поэзия «малых форм». Творчество Каллимаха.

38. Аполлоний Родосский и возрождение гомеровского эпоса. «Аргонавтика» - сюжет, композиция, главные образы. Особенности стиля.

39. Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх.

40. Театр эпохи Эллинизма. Новоаттическая комедия – условия формирования, тематика, структура. Менандр – общая характеристика творчества. Малые драматические жанры.

43. Древнегреческий роман. Источники и особенности жанра. Структура и тематика романа.

45. Этапы развития греческой эпиграммы.

46. Ораторское искусство греко-римского периода. Вторая и третья софистики.

Под названием лирика александрийские ученые объединяли произведения небольшого размера, отражающие чувства автора. Все формы ранней лирики исполнялись под лиру или кифару, отсюда и появилось условное понятие лирика. История греческой лирики переходит и в эпоху эллинизма и в греко-римский период. Ранняя греческая лирика охватывала все сферы человеческой жизни, была основным жанром греческой литературы.

Монодийная – одноголосая, личные чувства

Хоровая – торжественная, события в рамках семьи, полиса или государства.

Виды лирики отличались по стихотворному размеру:

  1. Ямб

  2. Элегия

  3. Мелос, мелика

На формирование лирики повлияла песня. Разные виды свадебных песен повлияли на многие виды хоровой лирики.

Ото всех авторов дошли только отрывки. Плохая сохранность связана с тем, что лирика связана с современной жизнью. Александрийские ученые составили уникальные своды работ, вывели канон о лучших древнегреческих поэтах, многие поэты, не попавшие в этот канон, были забыты.

Элегия и ямб – виды лирики, которые рано оторвались от музыкального сопровождения.

Элегия – поздний термин. Ранняя греческая элегия – только стихотворный размер, но не тон. Грустно-сентиментальный тон элегия приобретает лишь в более позднее время. По форме более близка к героическому гомеровскому эпосу, встречаются многие сравнения Гомера.


12. Древнегреческая элегия VII-V вв. До н. Э. – происхождение, стихотворный размер, тематика. Элегии Каллина, Тиртея, Мимнерма.

Элегия – поздний термин. Ранняя греческая элегия – только стихотворный размер, но не тон. Грустно-сентиментальный тон элегия приобретает лишь в более позднее время. Элегии писались в форме элегических двустиший, состоящих из соединения гексаметра с пентаметром. Гексаметр – шестистопный дактилический стих, такой же как и в эпических поэмах. Пентаметр, буквально пятистопный стих, в сущности, есть тоже шестистопные дактилический стих с шестью ритмическими ударениями, но с усечением двух краткостей в третьей и шестой стопах, причем после долготы третьей стопы обязательно бывает цезура (рассечение), разделяющая стих на две равные половины. Этот стих таким образом состоит из четырех полных дактилических стоп и двух половинных, что в сумме составляет как бы пять стоп – отсюда его название. По форме более близка к героическому гомеровскому эпосу, встречаются многие сравнения Гомера.

Поэты 7-го века – Каллин и Тиртей – призывы защищать отечество.

Каллин жил в Эфесе в 7 в в то время, когда области Малой Азии подвергались опустошению от вторгшихся с севера киммерийцев и трерийцев. Поэт призывал сограждан к энергичной борьбе. Каллин, призывая воинов не бояться смерти, рисует образ храброго бойца, который пользуется почетом и славой не только при жизни, но и после смерти. Из его элегий сохранилось лишь четыре отрывка – в общем 25 стихов.

Элегии Каллина представляют собой переработанные диалоги гомеровских героев, напоминание о любви к отечеству, высмеивает страх смерти.

Имя Тиртея окружено легендой. Эта легенда интересно показывает, какую агитационную силу приписывали древние его поэзии. В 7 в. спартанцы вели продолжительные и ожесточенные войны со своими соседями мессенцами, желая захватить их плодородную область. Но мессенцы оказывали стойкое сопротивление и нанесли спартанцам тяжелое поражение. По совету дельфийского оркакула спартанцы обратились за помощью к афинянам, а те в насмешку прислали им хромого учителя Тиртея. Однако, Тиртей своими песнями так воодушевил спартанцев, что они на голову разбили врагов. В противоположность этой, явно неправдоподобной легенде спартанцы утверждали, что Тиртей был спартанцем. То, что в некоторых местах он говорит от лица всего войска «мы», наводит на мысль, что он выступал как начальник. Из его стихов видно, что война кончилась на двадцатом году завоевания Мессены. Одна версия называет Тиртея уроженцем Милета, переселившимся в Спарту. Действительно, среди современников Тертея были и друге поэты, как Терпандр и Алкман, которые также переселились в Спарту с Лесбоса и из Малой Азии. Важно отметить, что спартанский поэт пользовался ионийским диалектом: это свидетельствует об установившейся литературной традиции. Тиртей – спартанец, описывает войну Спарты, призывы взять в руки оружие, выступить против врагов. Зарождение общины в рамках полиса. Тиртей рассматривает тему предательства и трусости. Прославился особым видом военных маршей –эмбатерий.


Тиртей входит в обязательный список литературы спартанских юношей, популярность его была огромна.

Сохранилось несколько элегий Тиртея. В одной из них поэт, обращаясь к спартанцам, называет их потомками мифического богатыря Геракла и призывает к совершению подвигов, угодных богу войны Ареса. В другом отрывке он описывает, как сограждане чтят память воина, павшего в бою за отечество. Вечный позор, говорит поэт, трусу, который уклонился от боя или бежал с поля битвы: ему придется блуждать на чужбине со своей семьей, в нищете он будет жить, всеми презираемый. Этот пример должен служить предостережением и поучением для всех граждан. Молодежь должна быть впереди, не допуская, чтобы старцы с седыми головами легли убитыми в первых рядах. Ряд элегий Тиртея объединен под названием «Добрые законы». Во всех этих песнях нашли типичное выражение аристократические идеалы воинственных спартанцев. Вместе с тем его песни проникнуты высоким патриотическим чувством. К этим элегиям близка по содержанию маршевая песня из анапестических стихов – эмбатерий.

Стихи Тиртея пользовались большую популярностью в Греции, их распевали для воодушевления воинов перед битвами еще в 4 в и разучивали в школах как образец патриотизма.

Во второй половине 7 в. в связи с изменениями в экономической и политической жизни малоазиатских греков в элегии наряду с воинственностью и духовной стойкостью появляются упадочные мотивы грусти и меланхолии, мотивы мировой скорби.

Родоначальником этого направления в элении был Мимнерм - уроженец Колофона.

Это было время, когда Колофон и находившаяся в зависимости от него Смирна были покорены Лидийским царством. Это обстоятельство не могло не отразиться на творчестве поэта. Некоторые его стихи, как видно по сохранившимся отрывкам, напоминают своим воинственным тоном поэзию Каллина и Тиртея, но в отличие от них автор воспевает прошлое. В настоящем он не находит ничего утешительного, ничего, что могло бы вдохновить граждан на подвиги, в настоящем ему остается только искать личных наслаждений.

Сборник элегии последнего типа носил название «Нанно» (ударение на последний слог), по имени флейтистки, возлюбленной поэта. В поэзии Мимнерма впервые встречается прославление личной любви, но оно соединятся с пессимистическими мотивами о смысле жизни, о смерти и особенно о старости.

В другом стихотворении поэт пользуется гомеровским сравнением жизни человеческой с листвой на деревьях. Но у Мимнерма это сравнение вызывает только грустную мысль о бренности человеческой жизни, о кратковременности счастья и об ужасе старости.


Любовная тематика, внутренние чувства человека. Условно считают создателем любовной греческой лирики. Рассуждает о смысле жизни, боязни будущего, страхе старости, любовь возможна только в юности, рассуждает о десятилетках жизни – 6 десятилеток, дальше жить нельзя и незачем. Использовал большое количество сравнений Гомера, отсутствует политическая тематика.


13. Политические, социальные и дидактические мотивы элегий Солона и Феогнида.

В конце 7 и начале 8 в. до н.э. греческое население Малой Азии подверглось жесткому натиску с востока и подпало под власть сначала лидийцев, а потом персов. Естественно, что при этих условиях значительная часть греческого населения устремилась на запад, неся с собой и подчинявшуюся на большую высоту ионийскую культуру. Афины сделались главным средоточием этого культурного населения. Типичным выразителем его был Солон.

Солон (634-559 гг.до н.э.) родом из Афин, из разорившейся аристократической семьи, примкнул к торговой аристократии, улучшив состояние семьи торговлей, обратился в политику. В Афинах, как и в других греческих государствах, в это время происходила ожесточенная борьба между аристократией и демосом – между богатыми и бедными. По своему состоянию оказался между боровшимися группами, и это давало ему возможность обращаться в своих стихах к обеим партиям. Был более известен, как активный политический деятель. Был включен в число 7 мудрецов.

Пользуясь смутами у афинян, соседи их, мегарцы, захватили принадлежавший им остров Саламин, и, как ни старались афиняне вернуть его себе, все попытки их оставались тщетными. Есть рассказ, будто афиняне запретили под страхом смерти поднимать вопрос о возвращении Саламина. Тогда Солон, притворившись сумасшедшим, однажды на площади перед собравшимся народом продекламировал элегию под названием «Саламин». Из этой элегии объемом около ста стихов сохранилось лишь 8. В ней Солон говорил, потеряла Саламина является позором для афинян, что стыдно даже называться афинянином и лучше быть гражданином какого-нибудь самого незначительно островка. В конце элегии был призыв сразиться за остров. По рассказу, впечатление от этой элегии было настолько сильным, что афиняне тотчас взялись за оружие и на этот раз отбили остров у врага.

Видя, к каким губительным последствиям приводит государство междоусобица, Солон старался воздействовать на общественное мнение своими элегиями. Особенную известность, как передает Аристотель, ему принесла элегия, в которой он обращался к борющимся партиям, убеждая их прекратить вражду. Особенно он настаивал на том, чтобы богачи отказались от своих чрезмерных притязаний.

Такими произведениями Солон приобрел известность и доверия обеих партий и был избран в 594 г. на должность архонта и даже облечен чрезвычайными полномочиями, с тем чтобы в качестве посредника уладить раздоры и написать законы. Он выполнил это поручение и провел в жизнь свое законодательство. Однако вскоре оказалось, что он своими законами не удовлетворил ни ту, ни другую сторону: одни ожидали радикальных преобразований и передела земли, другие, наоборот, рассчитывали, что он ограничится незначительными переменами. На него посыпались обвинения со всех сторон и ему пришлось в своим стихотворениях объяснять сущность и значение проведенной им реформы. Он говорил, что своим могучим щитом прикрывал тех и других и никому побеждать не дал неправо других. Все эти стихотворения являются весьма ценным историческим памятником его поэзии. В них оживают перед нами экономические и социально-политические отношения. две большие элегии – Завещание самому себе и завещание афинянам – дают общую картину социальных бедствий. С большой художественной силой он бичует страсть к наживе. Сам будучи купцом,ю он признает это стремление естественным, но клеймит нечестные средства в приобретении богаства.