ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
ОТНОШЕНИЯ МНОЖЕСТВ: у разных множеств одинаковый интерв.вектор. Их (отношений) всего 4: Z, X, O, R. Главное —Z(зэт-ряды: пара рядов с одинак.интерв.вектором (т.е. совпад.по интерв.составу), но не сводимые к одной приме.
В учебнике приведена таблица рядов Форта (всего 208 позиций). Холопов назвал её «периодической системой атональных элементов», т.к. она даёт возможность идентификации любого звукосочетания в 12-полутоновой системе.
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА «атональной» музыки по Форду: 1. отыскание рядов и сведение каждой в максим.сжатое положение, 2. их исследование — определение имени ряда и вектора, 3. исследование связей — сравнение рядов, 4. целостность системы — выяснение соотнешения между разл.рядами.
Существует ещё теория трансформации(Льюис, 1987) идиатоническая сет-теория.
НЕДОСТАТКИ сет-теории: проблема с обращениями, мажором и минором, функц.отношениями, стилевыми особенностями.
№30. А. Ф. Лосев как философ музыки. Концепция музыкального времени.
1. Алексей Федорович Лосев (1893-1988) – крупнейший русский ученый, философ, филолог, автор множества книг и статей по античной культуре. Он создал музыкальную теорию, в которой разрешил труднейшую проблему сущности музыки. «Музыка как предмет логики» (1927) – первый в рус. науке фундаментальный труд, положивший начало философии музыки. (До него – концепция В. Ф. Одоевского, мысли Флоренкого, Яворского. Асафьева, статья Ланца «Философия музыки» в 1914 - неглубокая). Лосев профессионально знал теорию музыки, стремился стать скрипачом. В 1922-1929 гг. преподавал эстетику в Московской консерватории. 1927-1930 – издание «восьмикнижия», куда входила «Музыка как предмет логики». Другие книги:
Античный космос и современная наука;
Философия имени;
Диалектика художественной формы;
Диалектика числа у Плотина;
Критика платонизма у Аристотеля;
Очерки античного символизма и мифологии;
Диалектика мифа.
2. Музыкальная область была на последнем месте, но и того, что создал, хватило бы для славы музыковеда:
- Два мироощущения. Из впечатлений после Травиаты(1916)
- О музыкальном ощущении любви и природы. К 35-летию «Снегурочки» Р- К (1916)
- Философский комментарий к драма Вагнера (1918)
-Мировоззрение Скрябина (1919-1920)
- Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера (1978)
- Античная муз. эстетика (1960)
Муз-теоретическая концепция Лосева включает две дополняющие друг друга теории: музыка как искусство времениифилософская теория гармонии(вVIIIтоме «Истории античной эстетики»).
3. Теория муз. времени. Музыка – искусство звуковых структур во временном развертывании, искусство времени. Время – некое дление, и для определения времени необходимо найти его противоположность, стало быть – нечто вневременное, недлящееся, неизменное. В качестве такой категории выступает число. Лосев: «время есть длительность и становление числа.» Музыка же содержит в своей глубинной сущности идеальное число, которое эстетически размеряет все звукоотношения. В музыке – особого рода время, то есть эстетически размеренное дление, которое можно определить как логическое становление числа. Пение соловья не является музыкой, так как в нем нет искусства-разума, нет становления числа. Именно поэтому музыка содержит особые, эстетические эмоции: чувство прекрасного, художественной гармонии. (Лосев резко критикует тезис «музыка есть язык чувств», точнее говоря, его примитивное понимание как чувств непосредственно-жизненных, «животных». Он говорит о художественной специфике эстетических музыкальных эмоций, о чувственном восприятии развертывания числа.)
Ну, что еще написать?.. Если время есть жизнь, а музыка – идеальное воплощение времени (одновременно и абстрактная, и чувственная), следовательно, музыка – это идеальная модель жизни.
Знал бы Лосев, что его концепцию ухитрятся запихнуть в один абзац.
1Естественным, значит природным основам звука.
2Число 5 для него магическое. 5 линеек на нотоносце.
3эту описку я решила не исправлять, поскольку она заключает в себе определенно онтологизируемое в своем сущностном феномене эмпирического опыта и отнюдь не имманентное саморазвитие некой методологической идеи.
4Красота гор — идеал. Созерцание.
5Когда на протяжении участка формы она не слышна
6 отмечает разницу в серединах скерцо и менуэта. Простая середина — признак менуэта, сложное развитие на месте середины — скерцо. Жанр не важен. ОСТРОВ — особая середина — площадка стабильности, омываемая волнами развития.
7В отл.от Хиндемита, осн.тон определяется традиционно.
8Гипериндивуализм: художник, ставя себя на место Творца, стремится создать собственный стиль вплоть до элементов — черта искусства XX века. Противоположность — космизм, внеиндивуализм. Возвращение к Музыке сфер.
9Термины ЮНХ
10первый авангард всё же использовал их
11в электронной музыке нет ничего, что не изобрёл Ш.
12высота, громкость, длина, тембр — первые четыре.
13В математике — совокупность объектов, обладающих общим для них всех характеристическим свойством.
14Проанализировал всю «Весну Священную» с точки зрения своей теории
15Заимстование принципов из теории Шенкера
16больше девяти звуков в ряду быть не может, по Форду. А почему, не понятно.
17см. таблицу Форта в учебнике С. 537