ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОТНОШЕНИЯ МНОЖЕСТВ: у разных множеств одинаковый интерв.вектор. Их (отношений) всего 4: Z, X, O, R. Главное —Z(зэт-ряды: пара рядов с одинак.интерв.вектором (т.е. совпад.по интерв.составу), но не сводимые к одной приме.

В учебнике приведена таблица рядов Форта (всего 208 позиций). Холопов назвал её «периодической системой атональных элементов», т.к. она даёт возможность идентификации любого звукосочетания в 12-полутоновой системе.

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА «атональной» музыки по Форду: 1. отыскание рядов и сведение каждой в максим.сжатое положение, 2. их исследование — определение имени ряда и вектора, 3. исследование связей — сравнение рядов, 4. целостность системы — выяснение соотнешения между разл.рядами.

Существует ещё теория трансформации(Льюис, 1987) идиатоническая сет-теория.

НЕДОСТАТКИ сет-теории: проблема с обращениями, мажором и минором, функц.отношениями, стилевыми особенностями.

30. А. Ф. Лосев как философ музыки. Концепция музыкального времени.

1. Алексей Федорович Лосев (1893-1988) – крупнейший русский ученый, философ, филолог, автор множества книг и статей по античной культуре. Он создал музыкальную теорию, в которой разрешил труднейшую проблему сущности музыки. «Музыка как предмет логики» (1927) – первый в рус. науке фундаментальный труд, положивший начало философии музыки. (До него – концепция В. Ф. Одоевского, мысли Флоренкого, Яворского. Асафьева, статья Ланца «Философия музыки» в 1914 - неглубокая). Лосев профессионально знал теорию музыки, стремился стать скрипачом. В 1922-1929 гг. преподавал эстетику в Московской консерватории. 1927-1930 – издание «восьмикнижия», куда входила «Музыка как предмет логики». Другие книги:

Античный космос и современная наука;

Философия имени;

Диалектика художественной формы;

Диалектика числа у Плотина;

Критика платонизма у Аристотеля;

Очерки античного символизма и мифологии;

Диалектика мифа.

2. Музыкальная область была на последнем месте, но и того, что создал, хватило бы для славы музыковеда:

- Два мироощущения. Из впечатлений после Травиаты(1916)

- О музыкальном ощущении любви и природы. К 35-летию «Снегурочки» Р- К (1916)

- Философский комментарий к драма Вагнера (1918)

-Мировоззрение Скрябина (1919-1920)


- Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера (1978)

- Античная муз. эстетика (1960)

Муз-теоретическая концепция Лосева включает две дополняющие друг друга теории: музыка как искусство времениифилософская теория гармонии(вVIIIтоме «Истории античной эстетики»).

3. Теория муз. времени. Музыка – искусство звуковых структур во временном развертывании, искусство времени. Время – некое дление, и для определения времени необходимо найти его противоположность, стало быть – нечто вневременное, недлящееся, неизменное. В качестве такой категории выступает число. Лосев: «время есть длительность и становление числа.» Музыка же содержит в своей глубинной сущности идеальное число, которое эстетически размеряет все звукоотношения. В музыке – особого рода время, то есть эстетически размеренное дление, которое можно определить как логическое становление числа. Пение соловья не является музыкой, так как в нем нет искусства-разума, нет становления числа. Именно поэтому музыка содержит особые, эстетические эмоции: чувство прекрасного, художественной гармонии. (Лосев резко критикует тезис «музыка есть язык чувств», точнее говоря, его примитивное понимание как чувств непосредственно-жизненных, «животных». Он говорит о художественной специфике эстетических музыкальных эмоций, о чувственном восприятии развертывания числа.)

Ну, что еще написать?.. Если время есть жизнь, а музыка – идеальное воплощение времени (одновременно и абстрактная, и чувственная), следовательно, музыка – это идеальная модель жизни.

Знал бы Лосев, что его концепцию ухитрятся запихнуть в один абзац.

1Естественным, значит природным основам звука.

2Число 5 для него магическое. 5 линеек на нотоносце.

3эту описку я решила не исправлять, поскольку она заключает в себе определенно онтологизируемое в своем сущностном феномене эмпирического опыта и отнюдь не имманентное саморазвитие некой методологической идеи.

4Красота гор — идеал. Созерцание.

5Когда на протяжении участка формы она не слышна

6 отмечает разницу в серединах скерцо и менуэта. Простая середина — признак менуэта, сложное развитие на месте середины — скерцо. Жанр не важен. ОСТРОВ — особая середина — площадка стабильности, омываемая волнами развития.

7В отл.от Хиндемита, осн.тон определяется традиционно.


8Гипериндивуализм: художник, ставя себя на место Творца, стремится создать собственный стиль вплоть до элементов — черта искусства XX века. Противоположность — космизм, внеиндивуализм. Возвращение к Музыке сфер.

9Термины ЮНХ

10первый авангард всё же использовал их

11в электронной музыке нет ничего, что не изобрёл Ш.

12высота, громкость, длина, тембр — первые четыре.

13В математике — совокупность объектов, обладающих общим для них всех характеристическим свойством.

14Проанализировал всю «Весну Священную» с точки зрения своей теории

15Заимстование принципов из теории Шенкера

16больше девяти звуков в ряду быть не может, по Форду. А почему, не понятно.

17см. таблицу Форта в учебнике С. 537

50