ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Концепция развития музыки по Ш.:1. вокальная, 2. инструментальная, 3. электронная.

28. Музыкально-теоретическая концепция Я. Ксенакиса

«Создавать музыку значит выражать человеческий интеллект звучащими средствами».

Янис Ксенакис – человек, получивший два образования: архитектурное в Афинах и музыкальное в Париже. Двойная профессия оказала влияние на его композиторское мышление, музыка на архитектуру и наоборот.

Фундамент в концепции Ксенакиса – древнегреческая философия. Также и понятие музыки в пифагорейском духе как одна из важнейших наук. Музыка – материальное воплощение Числа, объективного выразителя Космоса. В музыке гармония небесных сфер передает красоту и логику космических законов, обретая объективность и значительность. «Мы все – пифагорейцы».

В области музыкальной теории имя Ксенакиса связано с явлением стохастической музыки, названным им так в 1956 году и организованным чисто математическими способами на основе теории вероятности и больших чисел. Сам термин стохастический взят из математики – случайный, или вероятный – означает процесс, характер изменения которого предсказать невозможно.

Две причины возникновения:

  • Сознательная попытка выйти из тупика тотального господствовавшего сериализма в 1950-х,

  • Вхождение вероятностных законов в музыку из «природных явлений, как падение града или дождя… пение цикад… они состоят из тысячи отдельных звуков, масса которых создает новое звуковое событие (sonicevent). И это событие образует изменение во времени, которое подчиняется алеаторическим, стохастическим законам».

По Ксенакису, вероятностные законы встречаются в самых разных областях, управляют законами бытия и становления. Вместе с тем композитор убежден, что музыка должна основываться на понимании причинности, характерном для физики (негатив к алеаторике – Кейджу, где причинность часто отрицается).

Цель композиторапо Ксенакису: «изготовление звуковых объектов» на основе применения законов природы, прежде всего стохастических.Определение музыки: «…искусством монтажа, комбинаторикой… Музыка нуждается в математике, так как последняя – плоть от плоти музыки».

Основной теоретический труд композитора «Формализованная музыка. Новые принципы формализации музыкальной композиции» (1963). В 1992 переработан в «Формализованная музыка. Мышление и математика в композиции».


Базовые методы стохастической композиции изложены в первых 6 главах.


Глава 1. Свободная стохастическая музыка (Free Stoshastic Music). Восемь фундаментальных фаз создания музыки:

  1. Начальные концепции (интуитивные замыслы),

  2. Определение звучащих сущностей (просто звуков не бывает, каждые имеют свое значение: электронные, шумы, музыкальных инструментов и др.),

  3. Определение трансформаций, которым подвергаются эти звуки. Все выражается через алгебру.

  4. Микрокомпозиция (фиксация функциональных или стохастических отношений между звуками),

  5. Последовательное программирование пунктов 3 и 4,

  6. Осуществление вычислений, проверка и преобразования программы,

  7. Окончательные символические результаты программирования (музыка в традиционной записи, числовые выражения),

  8. Звуковая реализация программы (оркестровое исполнение, электромагнитная запись, компьютер и др.). Примеры сочинений: «Действие вероятностей» (1956) для 49 музыкантов, «Achoorripsis» (1957) для 21 инструмента.

Главы 2–3. Марковская стохастическая музыка (Markovian Stoshastic Music). Метод сочинения на основе «Цепей Маркова». Случайный процесс, когда будущее предсказано прошлым; данное состояние зависит от предшествовавшего, а не от более ранних.

Глава 4.Музыкальная стратегия (MusicalStrategy). Применение теорий из высшей математики, а именно –теория игр.Она руководит моделью принятия решений в условиях конфликта. Два типа конфликта:

  • Внутренний– между звуковой реализацией музыки и ее графической записью. Музыка на этом конфликте –автономная.

  • Внешний– например, между двумя противостоящими инструментами или оркестрами. Музыка на ее основе –гетерономная. Её-то и предлагает создавать на основе игр. Разбирается произведение «Стратегия» (1962) для двух оркестров.

Глава 5. Свободная стохастическая музыка с применением компьютера (Free Stoshastic Music by Comruter). Шесть пунктов:

  1. Мысль человека рождает ментальные механизмы, они есть и в искусстве.

  2. Что-то из механизмов выражается в математических терминах.

  3. Что-то реализуется физически: колесо, моторы, бомбы и др.

  4. Что-то корреспондирует с природными механизмами.

  5. Что-то может быть смоделировано физическими механизмами или машинами.

  6. Компьютер полезен в ряде случаев.


Преимущества такого метода в быстроте необходимых вычислений.

Глава 6.Символическая музыка (Symbolicmusic). Стремление обосновать законы музыки при помощи математической логики, которая и есть символическая.

Ксенакис создатель компьютерной системы UPIC(о ней в приложении книги). Система для интерактивной композиции музыкальных партитур, может переводить графическую нотацию в звуковые волны.

Сам осознал своеобразный кризис своей системы. Незначительные художественные результаты имеют две основы: музыканты не сведущи в математике, физике, акустике; ученые же испытывают «комплекс неполноценности» перед музыкой. Страдает художественная сторона.

Здесь он приближается к древнему толкованию творцов музыки, которые должны знать «математику, логику, физику, химию, генетику и даже палеонтологию, а также гуманитарные науки и историю».

Его музыкальная концепция, как и в древности, занята обоснованием общих логических законов композиции, но на новом витке спирали.

29. Американская теория рядов.

Это аналитическая система, предназначенная для анализа свободно тональной («атональной») музыки XX века. Инициатор — Милтон Бэббит(математик, композитор, род. 1916). Авторское название — СЕТ-ТЕОРИЯ. Осн. положения в диссертации «Функции структуры ряда в 12-тоновой системе» (1946). Исп. матем. термины (комбинаторика, матрица, агрегат), в т.ч. и осн. понятие —set (множество13). Здесь множество = совокупность высот в качестве композиционной единицы, то есть звукоряд, созвучие (-> теория рядов).

Последователь Аллен Форт14(книга «Структуры атональной музыки», 1973) — собственная теория рядов, способных объединяться в комплексы (анализ морфологических единиц муз.текста, высотные классы).

В полном виде теория — соединение концепций двух музыкантов —> «теория рядов Бэббита-Форта».

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ: Сет— ряд, набор высотных классов равномерно-темперир.строя.Высотный класс— число, показывающее высоту звука относительно осн. тона множества (это не функция). Их всего 12, они выражаются числами от 0 до 11 (c=0,cis=1).Интервальный класс— их всего 6 (интервалы от полутона (1) до тритона (6), остальные — их обращения, то есть эквиваленты, унисон не в счёт).


ПРИНЦИПЫ приведения любого множества к первоначальной форме15нормальный порядок»):

1. редукция (сведения множества звуков ряда в одну октаву без повторов), 2. приведение путём ротации к сжатому виду (между крайними звуками д.б. наименьший интервал) 3. приведение к «первоначальной форме» («приме») — ряду в сжатом расположении в нулевой позиции (от звука ДО), причём ряд всегда должен начинаться с наименьшего числа. ПРИМЕР: аккордf-e1-c2-h3, в сжатом виде: h-c-e-f, от примы:с1-des1-f1-ges1.

Ряды в теории Форта характеризуются тремя показателями, выражающиеся числами, обозначающими сумму полутонов:

1. ИМЯ (name) — наименование ряда, выраж. двумя числами через дефис: кардиналом (число элементов (звуков) в ряду от трёх до девяти16) и номером внутри кардинала(порядковый номер в группе рядов с таким же кардиналом17). ПРИМЕР: имя 3–1 (ряд из трёх элементов, в группе из подобных стоит под номером один)

2. РЯД, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ ВЫСОТНЫЙ КЛАСС (Pcs) — последование интервалов-чисел через запятую от нулевого выс.класса. ПРИМЕР: c-des-e= Pcs (0, 1, 4)

3. ИНТЕРВАЛЬНЫЙ ВЕКТОР — числовая формула, указывающая на количество интервалов того или иного класса в данном ряду (последование из шести цифр). ПРИМЕР: вектор ряда c-des-d (0, 1, 2) = 210000 (два интервала первого класса (м.2), один — второго (б.2) , остальные отсутствуют). Иногда вектор записывают одним числом, представляющим сумму всех интервалов ряда. В примере это число равно 3 (2+1+0+0+0+0=3). Есть зависимость между кардиналом (количеством звуков ряда) и количеством составляющих его интервалов (в трёхзвучии — 3, в четырёхзвучии — 6, в пятизвучии — 10, в шестизвучии — 15).

ЭКВИВАЛЕНТ — повторяющаяся структура в различных реализациях, бывают трёх видов (это базовые операции):

1. пермутационный(созвучияC-fis-e1-h1 иg1-c2-d2-as2 эквивалентны, т.к. сводятся к приме 0157: h-c-e-fis и g-as-c-d), 2.транспозиционный— повтор интервальной конструкции на другой высоте (прибавление к множеству определённой цифры), 3.инверсионный c-des-es(1.2.) и инверс.эквивалент:с-d-es(2.1.) (преобразование по модулю). Минор — инверс.эквив. мажора.

Другие операции над множествами: дополнение, умножение, ракоход, вращение.