ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Изгнание всех интервальных родов кроме диатонического,

  • Изгнание моторно-мускульных, телесных ритмов,

  • Изгнание инструментов из службы (в Восточной традиции до сих пор, в Западной на время, до появления органа),

  • Длительный запрет на многоголосие,

  • Недопущение женщин к отправлению культа,

  • Предписание к новой музыкальной нотации, что привело к унификации.

Периодизация музыкальной науки:

Переходный этап от Античности. Марциан Капелла, Августин, Боэций, Кассиодор, Исидор Севильский и др. Основная сфера деятельности – перевод суммы древнегреческой музыкальной теории на латынь и ее адаптация в новых исторических условиях.

Патристика – совокупность доктрин Отцов церкви, они же творцы новой теории богослужебного пения. Их сочинения откровенны, словно послание-назидание, которые часто цитировались в трактатах того времени.

Каролингский этап(VIII–Xвека) связан с расцветом империи Карла Великого. Выделяется характерной рационализацией музыкальной теории, разработкой ее областей: ладовая теория октоиха, теория раннего многоголосия, теория нотации. «Специалисты» Алкуин (ок. 735 – 804) трактат «De musica» и Хукбальд (840 – 930) «Musica enchiriadis», «Alia musica».

Высокое Средневековье:XI–XIIIвека. Период раскола церкви (1054) и крещения Руси. Растет рационализм и профессиональность музыкальной науки: Гвидо из Ареццо и его новации: гексахордная система сольмизации, реформа нотации.

Тория эпохи Ars antiqua: школа Нотр-дам, появление многоголосия, ритмических модусов, учения о мензуральной музыке (трактат “De ensurabili musica” Иоанна де Горландии), признание терции консонансом, реформа модально-мензуральной нотации Франко Кёльнского.

Теория Ars nova: развитие и реформа мензуральной системы (Филипп де Витри, Иоанн де Мурис, Маркетто Падуанский), расщепление понятия гармония на гармонию в многоголосии (armonia multiplex) и на гармонию в одноголосии (armonia simplex).

Ренессансная теория XVXVI веков. Иоанн Тинкторис, Глареан, Джозеффо Церлино, Николо Вичентино и др. «Возрождение музыкальных древностей». Постепенная секуляризация музыкальной науки и образования.

Источники. Основная масса была опубликована еще в 18-19 веках в антологиях-сериях Герберта и Кусмакёра:Gerbert M. Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum. Сокращение: GS;Coussmaker E. De. Scriptores de misica medii aevi nova series. Сокращение:CS


Многие средневековые источники с прошлого века публикуются в так называемых критических изданиях. Наиболее известны: Corpus scriptorum de musica [CSM] и Divitae Musicae Artis [DMA].

Характерные свойства музыкальной науки. Теологичность– устойчивая черта, определяет основную христианскую методологию.Латиноязычность,Математичность– свойственна еще античной традиции, рассмотрение музыки как науки о числах (пифагорейская традиция).

Ладовая теория. Огромное значение для последующего. Сформирована модель теоретического понимания лада – как звукорядной функциональной плоскости. Осмыслена практика октоиха (8 церковных ладов). Введены буквенные обозначения и новые категории (финалис, реперкусса, иниций и др.).


№6. Музыкально-теоретическая система Гвидо Аретинского. Реформа нотации, сольмизация, литерафония

Гвидо Аретинский (первая половина XI века, активная деят-ть: 1020-1035) — знаменитый муз.учёный Средневековья. Начало Высокого Средневековья, обобщение + взгляд в будущее. Огромные заслуги: нотация, сольмизация. Два жизненный периода. 1. г. Помпоза: облегчения, новшества в практике обучения пению, переписал Антифонарий, 2. г. Ареццо — дальн.реформы. Встречался с Папой в Риме.

Автор четырёх трактатов.:

1. «Пролог к Антифонарию или Другие правила о незнакомом песнопении». Предлагает невмированный Антифонарий, чтобы певцы могли сами разучивать его без учителя. НОТАЦИЯ — линейная система со знакоами — невмами.NEW!—Линиям и промежуткам придаются точные высотные значения. В начале строчек — прообразы ключей (буквы монохорды). Исп. также цветной нотный стан (желтая и красная линейки). Нотацию иногда называют трёхлинейной, хотя у него бывало и 4-5 линеек.

2. «Правила Пролога к Антифонарию, переложенные на стихи» — то же, только в стихах + описание новой нотации

3. «Краткое учение о музыкальном искусстве или Микрорлог» — самый обширный. Поощряет использование монохорда, экспонирует звукоряд из 21 ступени (вкл.двойную ступерьb/h). Говоря о ладах, предпоч.терминыmodusиtropus, а не tonus, лады называет по старой системе. Положение офиналисе— главном критерии в определ.лада (т.о. формулируя важн.принцип модального лада). Говорит о каденциях: соотношении закл.тонов строк с финалисом. Главы одиафонии, даёт образцы органумов (квинтовый органум — жёсткий, лучше кварта, терция). Применяет прообраз органного пункта («выдержанный органум»). Учение о муз.форме применительно к монодии, система структ.единиц: звуки, слоги, невмы, дистинкции (разделы). Правила просодии. Рекомендует замедление в каденциях.ЭКВИВОКАЛИЗМ(литерафония): закрепление пяти гласных латин.алфавита за пятью муз.звуками (a, e, i, o, u= c, d, e, f, g), озвучивание любых латинских слов по данной схеме (берутся гласные и подставляются звуки, элемент случайности мелодии). Гвидо расширил диапазон до 19 ступеней.

4. «Письмо Гвидо о незнакомом песнопении, направленное брату Михаилу». Метод сольмизации.

СОЛЬМИЗАЦИЯ. Слоговая нотация. Смастерил гексахорд из первых слогов строк гимна св. Иоанну по принципу акростиха — шестиступенный звукоряд. Гексахорд выр.модальные отношения, слоги — воксы— модально-интерв.функции. три варианта смежных отношений звуков: сверху тон, снизу полутон; наоборот; тон и сверху и снизу. 7я ступень не вводилась во избежание в ряду тритона, кроме того амбитус первого лада соотв.этому гексахорду. ПОКОЛЕБАЛ УСТНУЮ ТРАДИЦИЮ БЫТОВАНИЯ ХОРАЛА.


Весь звукоряд от G до e2разделён на диапазоны: низший, низкий, высокий, наивысший. Устан.подвижные слоги-воксынад высотноабсолютными буквами-клависами. Идеямутации(подобие совр.модуляции) — перехода из гексахорда в гексахорд, в основании — частичное наложение (транспозиция). Три гексахорда — прообразы осн.тон.функций в будущем:натуральный(от С),твёрдый(G),мягкий(F). ГВИДОНОВА РУКА — звуки закреплены за суставами и пальцами руки – для наглядного обучения детей. Пение по звукам «руки» — миксодиатоническое за счетb/h — «правильная музыка», хроматизированная впоследствии гамма — «musica ficta».b/h — зародыш хроматизации — распространилось и на другие ступени (альтерации). Новые звуки —voces fictae. Система мутации впоследствии отпала. Сольмизация стала абсолютной. В XV в. Рамос де Парехе дополнил гексахорд седьмой ступенью. Название звукаси— из последней, не использованной, строки того же гимна.

Рационализм (отсюда все преобразования для облегчения). Историческая перспектива. XIвек. Гвидо исп.слово «музикус» — прообраз будущего «композитора». Октавность звукоряда — особенность важная. Октохорды вместо греч. тетрахордов.

7. Возрождение. Общая характеристика. Царлино и его трактат «Установления гармонии». Нотация.

1. Ренессанс, или Возрождение – термин итал. Гуманистов, возникший в конце XIVвека в отношении живописи. Во 2й половинеXIХ века термин стал прилагаться к муз. искусству. В муз. теории Возрождения: попытка возродить идеалы, формы античной музыки (вернуть греч. трагедию, с чем связано рождение оперы, античные метры, названия древнегреч. ладов –Глареан.) В муз-теоретических текстах «возрождение» - в попытках подражать языку Цицерона, Вергилия (у Тинкториса и др), в стремлении следовать греческой философии (Глареан, Царлино). Противопоставление «светлого» Возрождения «темному» Средневековью не совсем правомерно – институты инквизиции, преследования еретиков и охота на ведьм процветали. Но было и гуманистическое направление – вытеснение теоцентризма антропоцентризмом. Встречное движение духовной и светской музыки.

2. Джозеф Царлино и его «Установления гармонии» (1558). Один из самых великих теоретиков в истории музыки. Обосновал научно ту практику, к которой относится творчество Палестрины, Лассо, Жоскена Депре. Трактат подводит итог целой эпохе – средневеково-ренессансному периоду в 10 столетий. Написан на итал. языке(национальные языки вместо латыни – примета Возрождения). Царлино(1517-1590) – теоретик, певец, органист, композитор, монах францисканского ордена. В 1541 г. приехал в Венецию и стал учеником Вилларта, а с 1565 – стал маэстро капеллы собора св. Марка в Венеции и сидел там до своей смерти. Композитор – автор мотетов, мадригалов, песен.Три трактата: «Установления гармонии» (1558), «Доказательства гармонии» (1571) и «Музыкальные добавления»(1588). Главный – первый, одновременно руководство по композиции практического значения и образец философии музыки.


3.Царлино выделяет 3 этапа в истории музыки: Древность(до Боэция) –золотой век, средние века –упадок, современность – новый расцвет музыки (Окегем, Изак, Жоскен). Опирается на философию Аристотеля, - теория соотношения формы и материи. Форма – это числа, а материя – то, что организуется числами (муз. материал или интервалы). Другая пара категорий – теория и практика, или музыка умозрительная и практическая. Схема труда: рассматривается теория в аспекте формы и потом материи, затем практика в аспекте материи и потом формы. Соответственно, получается 4 части:

Iч. «Умозрительная музыка» в аспекте формы: числа и пропорции, исходный пункт для теории музыки. О происхождении музыки, связи с арифметикой.

IIч.«Умозрительная музыка» в аспекте материи: звуковые воплощения чисел и их отношений (звуки, интервалы, конс. и дис-сы, созвучия). Воздействие музыки на душу.

IIIч.«Практическая музыка» в аспекте материи: о контрапункте, каденциях, полифонич. техниках, имитациях, фуге; разрабатывается теория мажорного и минорного трезвучий и ее математическое обоснование.

IVч. «Практическая музыка» в аспекте формы: здесь дается теория ладов, т.к. они дают форму – закон – для муз. произведений. Кроме этого, говорит, как словесный текст соединяется с музыкой. Последние главы - как достичь совершенства в музыке; и что в суждении о музыке нужно полагаться не только на чувство, но и на рассудок.

4. Царлино, насколько можно, следует античной теории, оттуда «предметом музыки является звучащее число». Но пифагорейская концепция священной «четверицы» уже не охватывает все муз. явления: появляются терции, а это 4:5 (большая) и 5:6 (малая). Так что у Царлино уже шестьсвященных чисел, а не четыре. В музыкеXVIвека появляется «трезвучный стиль» в творчестве Лассо, Палестрины и др. Именно Царлино вXVIвеке обосновал центральный элемент будущей ладовой системы, маж. и минорное трезвучие, хотя саму мажорно-минорную систему следует датироватьXVIII-XIXвеками. Царлино принял систему чистого строя, строя натуральных терций, так как в пифагорейском большая терция звучала напряженно. В чистом строе есть две возможности деления квинты большой терцией: терция в нижней части и в верхней, соотвественно гармония становится «веселой» или «печальной».

!но у Царлино нет ни слова «трезвучие», ни мажора и минора, ни обращений!

5.Ситема 12 ладов.Впервые систему 8 ладов до 12 расширил Глареан (Трактат «Додекахорд»). Царлино тоже говорит о 12 ладах, объясняя их число тем, что в основной диатонической гамме 6 чистых квинт и разных сочетаний квинты и кварты. Причем половина ладов имеет в основании мажорную терцию, а половина - минорную. Царлино предлагает иное расположение ладов: начинать от звукас, а неd. То есть первым ладом становится как бысионийский.