ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В древнегреч теорию входили: гармоника, ритмика и метрика (стихосложение), органика (учение о муз инстр) и позднее учение о нотации.

Гармоника – теоретическая и практическая дисциплина о природе музыкального построения.

Греч гармоника состояла из 7 разделов, поэт называлась семичастной (символич свящ число 7). Логика последования разделов – движение от простого к сложному.

  1. Звуки.«фтонг» - «попадание музыкального звучания на одну высоту». 2 типа движения: речевой и мелодический. С мелодическим движением связано числовое понимание звука – число выражает определенное напряжение голоса. Поэтому понятие мелоса у греков предполагает высотно расчлененное звуковое движение, близкое современному понятию лад. лад – критерий отличия музыки от речи. Речевые звуки без фиксации высот называются экмелическими – т.е. находящимися вне мелоса.

  2. Интервалы. Интервал – диάстема = через-стояние. Т.е. это некое расстояние, отношение одного звука к другому. Унисон – гомофон, четвертитон – диеса, полутон – гемитон, тон- тон, м.3 – тригемитон, б.3 – дитон, 4 – диатессάрон, тритон-тритон, 5 – диапента, м.6 – тетратон, б.6 – тетратон с гемитоном, м.7 – пентатон, б.7 – пентатон с гемитоном, 8 - диапасồн. самостоятельными считаются только интервалы в пределах 8. свыше – составные. 8 мыслилась состоящей из 4 и 5. древнегреч теория ориентировалась на малообъемные звукоряды, т.е. олиготонику (т. е. немногие тоны)

Интервалы, числовые соотношения которых не выходят за пределы первых 4х чисел называются симфонии, т.е. консонансы (8,5,4). Все остальные числовые соотношения образуют диафонии, т.е. диссонансы. Первым консонансом считалась 4, она была каркасом мелодических структур. Тетрахорд составлял основу древнегреч музыки. По 4 также настраивалась легендарная лира Орфея (е-h-a-e). Интервалы понимались мелодически.

  1. Звукоряды.Система – букв. сстав, т.е. соединенное воедино множество звуков. Система объединяет более, чем 2 звука. Раздел о системах – учение о звукоряде.

Звукоряды различались по протяженности – в объеме 4, 5, 8,16.

Полный звукоряд – система телейон (совершенаая система) – букв. полный состав в натуральной позиции, сост. из нескольких дорийских тетрахордов и заключал в себе все виды октавы.

2 полных звукоряда: больший – в объеме 2х октав, меньший – в объеме ундецимы. Названия связаны со строем кифары, с положением рук и пальцев исполнителя на струнах: нета– крайняя (струна),паранета– «рядом с крайней»,трита– «третья» (от неты),месса– «средняя» (центр звукорядной системы),парамеса– «рядом с мессой» (со средней),лихана– «указательный палец» (захватывающий определенную струну),гипата– главная,парипата– «рядом с гипатой»просламбанồмен– «добавочная» (дополнительная струна)


Совершенная система имеет относительно высотный характер, для нашего удобства от А до а1, структурирована по главному у греков дорийскому тетрахорду (сверху вниз: тон, тон, полутон). Внутри тетрахордов повторяются модальные функции (нета, паранета, трита), краевые тоны тетрахордов функционально подобны.

Полный меньший звукоряд (в объеме ундецимы от А до d1) состоял из 3х тетрахордов, сверху содержал си-бемоль, а снизу си.

В совокупности больший и меньший звукоряды дают миксодиатоническую систему (из-за 2х вариантов звука си). В такой смешанной диатонике 8 ступеней.

  1. Роды –классификационная категория, продолжнение учения о звуковых системах в особом аспекте: в объеме тетрахорда. Тетрахорд – 1й классический образец звуковой системы, пронизанный тонкими ладоинтонационными связями. (особпя роль кварты).

Роды – определенные исторически сложившиеся типы сочетания интервалов в ладозвукорядной системе, то есть роды интервальных систем. Род – определенное расположение четырех звуков.

3 рода: диάтон: полутон, полутон, тон (растянутый род – e1-d1-c1-h). Хрома: полутон, полутон, полтора тона (расцвеченный цветистый род – e1-des1-c-h). Энармон: четвертитон, четвертитон, 2 тона (особо изнеженный род, e1-c1-ces1-h).

Песни в этих 3х родах обладали определенным характером – этосом. Диатон – демократический, суровый. Хрома и энармон – изысканные, чувственные.

В рамках тетрахорда существовала своеобразная функциональность – модальные функции звуков. Краевые тоны – гестоты– твердые и неизменные. Средние звуки –кинумены– подвижные. Господствующий тон– гегемон– верхний звук тетрахорда.

  1. Тоны– транспозиционные гаммы – транспозиция полного двухоктавного звукоряда по определенной схеме. Раздел о тонах – продолжение учения о системах (звукорядах). Трактуется как перестройка струн лиры для получения другого лада-строя.

  2. Метаболы – широкое понятие, указывающее на перемены разного рода, не ограниченное только звуковысотностью. Метабола по метру, роду, тону, этосу.

  3. Мелопея– обобщающий раздел гармоники, где излагается наука о создании целостной мелодии. Мелопея, согласно Платону – сочинение музыки. Мелопойос – сочинитель лирических песен. Параллель – ритмопея – искусство постоения муз-поэтических ритмов.

Проблема этоса. Этос – выразительный характер различных элементов музыки.. геки были уверенны в огромном, почти магическом действии музыки.


4. Боэций.

Боэций (конец 5 – нач 6 века) – ключевая фигура в истории западной музыкальной теории. Собиратель того, что было накоплено в античной науке.

Рим, завоеванный варварами. Боэций – государственный деятель, консул, первый министр, был оклеветан, заключен в заточение и казнен. В заточении написал самый знаменитый из своих трактатов – выдающееся философское сочинение «Утешение философией». В 1883 г был канонизирован.

Наследие - 3 тематические группы:

  1. сочинения по философии. «Книга определений». Переводы и комментарии к трудам греческих философов.

  2. богословские труды по христианской теологии. «Святоотеческие сочинения», трактат «О святой троице»

  3. учебные руководства в области квадривия, из которых сохранились 2:«Наставление в арифметике»и«Наставление в музыке»- адаптация разных греческих текстов о музыке.

  4. особняком - художественно-философская сатура «Утешение философией»(прозаические части чередуются с поэтическими). Послание-исповедь из темницы в форме диалога с Философией – аллегорической фигурой, выражающейся поэтически. Слова Боэция – проза.

Музыка в понимании Боэция – не искусство, а теоретическая наука о числе. Наука о природе мировой гармонии, ее проявлении в звуках.

Философия гармонии. Обобщенная Греко-римская философия, начиная с пифагорейцев, Платона.

Понятия гармонии и музыка практически тождественны. Мусическое, по мысли древних, это все то, что устроено гармонически.

Гармония как философская категория неотъемлема по Боэцию от субстанции Бога, как высшего первоначала. Категория гармонии раскрывается посредством понятия единства или единения: мировой порядок существует при одном условии – условии единства.

Бог – Гармония (Порядок) – Единство – Благо.

Учение о трех родах музыки и трех видах гармонии.

Мировая гармония отражается в устройстве человека и в музыке, которая есть ее звуковое проявление на земле.. доктрина о 3х музыках:

Музыка Mundana – мировая (Harmonia – красота божественных сущностей) – гармония мира, Вселенной. Модель и прообораз для двух других видов музыки.7 небесных светил или сфер соответствуют 7 струнам кифары или лиры, образуя небесный гептахорд или гармонию сфер.

Музыка Humana – человеческая (Concordia – согласие в одушевленных вещах, красота одушевленного мира)– многообразная гармония в человеке. Рекомендация избегать крайностей, уход за телом, занятия физкультурой. Гармония в этом смысле – нечто среднее, уравновешанное.


Музыка Instrumentalis – инструментальная (Consonantia – гармония, вошедшая в звуки, музыкальная гармония в нашем смысле слова)– понимается как собственно звучащая, проихзводимая человеческим голосом или инструментом.

Музикус.

Каково человеческое познание этой триединой музыки? Оно возможно 2мя путями – практическим действием и разумом. Тот, кто познает разумом называется музикусом (спец глава в «Наставлениях о музыке» - кто такой музикус).

Музикус – это понятие = музософ.

Иерархия музыкальной деятельности: те, кто играют, те, кто сочиняют, и те, кто выносят суждение о песнях и инструм сочинениях. Исполнители по мнению Боэция далеки от понимания музыкальной науки. Сочинители сочиняют не по умозрению, а по природному инстинкту. Музикусы – имеют способность судить о ладах, ритмах, целых песенно-поэтических композициях.

Определение музикуса: это тот, кто точным разумом постигает науку пения не службой действия, но силой созерцания. Теоретик выше практика настолько, насколько разум выше тела. Разум имеет несомненное преимущество перед слухом, т.к. ощущения несовершенны и субъективны.

Музикус должен заниматься не только звучащей музыкой, но и мировой и чловеческой, поскольку музыка едина в своей троичности и троична в своем единстве.

Теория числа.

Основа гармонии – мера. Гармония чисел есть гармония (равновесие) элементов всякой вещи, предохраняющей ее от распада. Изучение математических наук необходимо для философа, ибо мир создан по образцу чисел и имеет числовую структуру. В основе всех чисел лежит единица – «мать всего». В геометрии ей соответствует точка. Число – собрание единиц. Числа представлялись также посредством геометрических фигур. Римские цифры показывают, что числа воспринимались наглядно, зрительно, пластично. Единица – мужское начало, двоица – женское.

Концепция квадривия.

Все математические предметы делятся на 2 рода: непрерывные, называемые массами, и прерывные или дискретные, называемые множествами. Исследованием неподвижных масс занимается геометрия, астрономия изучает подвижные массы, арифметика исследует множества сами по себе, музыка же познает отношения множеств друг к другу.

Квадривий – греческая традиция.

Из всех прочих отраслей математики все прочие, кроме музыки, трудятся над исследованием истины, тогда как музыка связана не только с умозрением, но и с нравственным состоянием души.


Учение о пропорциях.

Пропорция – определенное сравнение 2х величин между собой через третью, а именно среднюю. Пропорция предполагает три числа. Три пропорции: арифметическую,а именно среднюю.третьюственным состоянием души.музыки, трудятся над исследованием истины, тогда как музыка связана не только геометрическую и гармоническую.

Арифметическая – система 3х чисел, для которых выполняется условие равенства разностей.Геометрическая – система 3х чисел, для которых выполняется условие равенства отношений.Гармоническая– объединяет 2 предыдущих принципа – предполагает равенство отношений между разностями смежных членов и отношением крайних членов.

Каждая из пропорций имеет свою сферу действия в музыке и показывает зависимость ряда муз явлений арифметическая пропорция – обертоновый ряд – основано все устройство муз инструментов (хотя сам обертоновый ряд еще не был открыт)

Геометрическая пропорция лежит в основе метрической симметрии – тенденция к прогрессирующей квадратности, и в функциональной взаимозависимости членов в формуле S:T=T:D

Отношения гармонической и арифметической пропорций реализуются в соотношении мажорного и минорного трезвучий.

5. Муз. теория Средневековья. Общая характеристика, периодизация, источники, теория лада.

Средневековье – огромный период в истории с VпоXIIIвека. Проблема периодизации этой эпохи: общеисторической, истории искусства и истории музыки. ТрадиционноXIV–XVIвека в искусстве считаются Эпохой Возрождения, значитXIIIвек граница. Однако в истории музыки ВозрождениеXVвек. НоXIVвек – особый периодARS NOVA как переходный. Периодизация теоретической мысли совпадает с границами истории музыки, хотя и запаздывает за ней.

Для эпохи характерно:

  • постоянные нашествия варваров,

  • «великое переселение народов»,

  • частое перекраивание карты Европы (постоянные войны),

  • начало единого «культурно-исторического» процесса на континенте.

  • возникновение Христианства– огромный стимул для искусства и музыки. Новое понимание смысла жизни. Разделение на два мира: земной – греховный, небесный – мир Бога, мир истинный. Диктат церкви перед музыкой: ведущая сфера в профессиональной музыке – направление к божественному началу: аскетический характер, молитвенное содержание, доминирование слова (музыка только для его распевания). Церковные установки: