Файл: Эпическая и сказочная оперы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такова система концентрической организации в операх-сказках, охватывающая все без исключения уровни музыкальной формы. Она отождествляет важные композиционные закономерности данного оперного жанра.

Индивидуальные особенности композиции эпических и сказочных произведений, подобно драматическому жанру, отражают закономерное сопряжение процессуального и кристаллического начал. В единстве противоположностей – диалектическая природа становления и развертывания оперной формы. Система тематической организации драматургических сфер и система тематических комплексов (или макротем), действующие преимущественно на высшем композиционном уровне, воплощают динамику, процессуальность, мощные энергетические импульсы, способствующие симфоническому становлению формы. Последнее, в свою очередь, неотделимо от контрастного обновления тематического материала, непрерывного вариантного роста, обеспечивающего сквозной ток и постоянное качественное обогащение ведущих звукоидей.

Всеобщим упорядочивающим архитектоническим началом выступает принцип повторности или тождества, реализующийся в периодической (типа a, a) или зеркальной симметрии (типа a b a, a b c b a и пр.). Принципы утроения и концентричности, охватывающие тотально все уровни композиции, олицетворяют гармонизующее структурное совершенство. Его предпосылки – в жанровом генезисе эпических и сказочных произведений, который неразрывно связан с зрительно-иллюзорными представлениями, пространственностью, конструктивностью, картинностью, органически недвижимым целым. В этом – незыблемость, прочные устои архитектоники, проявление генерализирующего упорядочивающего начала, выступающего в качестве противодействия процессу симфонического развертывания формы.

1В примечаниях к поэме А.Пушкина «Руслан и Людмила» написано: «Стихи

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал

связаны со следующими строками Карамзина: времени сей князь (Владимир) всякую неделю угощал в гриднице, или прихожей дворца своего, бояр гридней» (т.I, гл.IX). Там же историк говорит о богатырях, пировавших у Владимира, среди которых был сильный Рахдай (так же писал Пушкин имя богатыря в черновой редакции). Стих “Мечом расширивший пределы” связан с текстом Карамзина “расширил пределы государства на западе”. Имя Фарлафа находится среди имен бояр, окружавших Олега (гл.V). Чародейство финна основано на свидетельстве Карамзина: “Финнские чародейства подробно описываются в северных сказках”. Обращением к истории объяняется и то, что традиционных былинных врагов – татар Пушкин заменил историческими печенегами» (Примечания к поэме А.Пушкина «Руслан и Людмила» // А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. – Т.IV. - С. 548).


2На концентрическую организацию пролога в опере «Князь Игорь» указывается в книге:Гейлиг М.Форма в русской классической опере. – М.: Музыка, 1968. – С.65.