ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
III. Оперы эпического и сказочного жанров
1.Номерной и сквозной принципы организации формы
2. Взаимодействие эпического и драматического начал
3. Особенности композиции опер в целом.
3.1. Система тематической организации драматургических сфер
1. Жанровая типология опер-сказок
3. Особенности композиции опер в целом.
Такова система концентрической организации в операх-сказках, охватывающая все без исключения уровни музыкальной формы. Она отождествляет важные композиционные закономерности данного оперного жанра.
Индивидуальные особенности композиции эпических и сказочных произведений, подобно драматическому жанру, отражают закономерное сопряжение процессуального и кристаллического начал. В единстве противоположностей – диалектическая природа становления и развертывания оперной формы. Система тематической организации драматургических сфер и система тематических комплексов (или макротем), действующие преимущественно на высшем композиционном уровне, воплощают динамику, процессуальность, мощные энергетические импульсы, способствующие симфоническому становлению формы. Последнее, в свою очередь, неотделимо от контрастного обновления тематического материала, непрерывного вариантного роста, обеспечивающего сквозной ток и постоянное качественное обогащение ведущих звукоидей.
Всеобщим упорядочивающим архитектоническим началом выступает принцип повторности или тождества, реализующийся в периодической (типа a, a) или зеркальной симметрии (типа a b a, a b c b a и пр.). Принципы утроения и концентричности, охватывающие тотально все уровни композиции, олицетворяют гармонизующее структурное совершенство. Его предпосылки – в жанровом генезисе эпических и сказочных произведений, который неразрывно связан с зрительно-иллюзорными представлениями, пространственностью, конструктивностью, картинностью, органически недвижимым целым. В этом – незыблемость, прочные устои архитектоники, проявление генерализирующего упорядочивающего начала, выступающего в качестве противодействия процессу симфонического развертывания формы.
1В примечаниях к поэме А.Пушкина «Руслан и Людмила» написано: «Стихи
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал
связаны со следующими строками Карамзина: времени сей князь (Владимир) всякую неделю угощал в гриднице, или прихожей дворца своего, бояр гридней» (т.I, гл.IX). Там же историк говорит о богатырях, пировавших у Владимира, среди которых был сильный Рахдай (так же писал Пушкин имя богатыря в черновой редакции). Стих “Мечом расширивший пределы” связан с текстом Карамзина “расширил пределы государства на западе”. Имя Фарлафа находится среди имен бояр, окружавших Олега (гл.V). Чародейство финна основано на свидетельстве Карамзина: “Финнские чародейства подробно описываются в северных сказках”. Обращением к истории объяняется и то, что традиционных былинных врагов – татар Пушкин заменил историческими печенегами» (Примечания к поэме А.Пушкина «Руслан и Людмила» // А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. – Т.IV. - С. 548).
2На концентрическую организацию пролога в опере «Князь Игорь» указывается в книге:Гейлиг М.Форма в русской классической опере. – М.: Музыка, 1968. – С.65.