ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве.

2. Эпитет, метафора.

1. Язык литературного произведения. Художественная речь и её элементы.

2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.

2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.

1. Содержание и форма литературного произведения.

2. Метафора, сравнение.

1. Литература и сми. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.

2. Анализ драматического произведения как художественного целого.

2. Анализ драматического произведения как художественного целого.

2. Роды и жанры литературы.

1. Модель творческой индивидуальности писателя. Определение типа воображения и типа творчества писателя.

2. Метонимия. Синекдоха и её виды.

Структура творческой индивидуальности

1 .Сюжет и композиция. Пространство и время в литературе.

2. Лирическое отступление. Вводные эпизоды. Художественное обращение.

1. Автор - повествователь - персонаж .

2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.

2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.

1. Направления (течения) как способы и формы исторического развития художественной литературы.

2. Антитеза. Усиление.

1 .Эпизод как микроструктура анализа прозаического художественного текста.

2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание. Пафос.

2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание

1. Наука и искусство: сходство и различие.

2. Тема. Идея. Пафос.

1. Место литературы в ряду других искусств.

2. Элементы сюжета.

2.Элементы сюжета

1. Предмет и содержание художественной литературы как искусства слова.

2. Архитектоника. Группировка образов.

1. Литература - фундаментальная наука.

1. Лирика как род литературы, как особый способ мышления и осмысления жизни.

2. Бессоюзие. Многосоюзие. Умолчание.

1 .Литература - беллетристика - паралитература.

2.Символ художественный. Характер художественный.

1. Художественная литература как универсальная форма общественного сознания, как универсальный вид искусства.

2. Инверсия. Стык. Параллелизм.

1. Соотношение сюжета и фабулы в литературном произведении.

2.Ассонанс. Аллитерация. Звукоподражание.

1. Вымысел. Персонаж- Деталь.

2. Идейно- эстетические функции литературы: познавательные, идеологические, эстетические, воспитательные возможности литературы.

1. Художественное описание. Пейзаж. Портрет литературный. Интерьер.

2. Олицетворение. Гротеск. Аллегория.

1. Художественный метод и творческая практика писателя.

2. Гипербола. Литота. Перифраз.

1. Назначение литературы.

2. Анафора. Повторение. Эпифора.

Художественная речь, ее признаки:

  1. приращение смысла (комбинаторное);

  2. внутренняя форма слова; (образность слова. Потебня);

  3. контекстная характеристика;

Более частотное использование.


2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.

Эпос - повторный принцип изобразительного искусства . В эпическом роде литературы организующим началом произведения является повествование о персонажах,их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет. Это – цепь словесных сообщений или, проще говоря, рассказ о происшедшем ранее. Эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы, так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи и романы, охватывающие жизнь с необычайной широтой. Св-ва эпоса: 1) изобразительность, т.к. в эпосе с помощью слов может быть изображен любой объект любой степени сложности с высокой степенью детализации.Эта способность позволяет обращаться к детальным портретам, развернутым описаниям пейзажа или интерьера. 2)Сюжетность эпоса, т.е. способность воспроизводить сложные обстоятельства, большое кол-во событий и персонажей, давать множество сюжетных мотивировок. 3) Хронотоп - особые пространственные временные отношения. В эпосе пространство и время связаны гораздо теснее, чем в лирике и драме. Эпос стремится к воспроизведению окружающих событий, явлений и предметов, поэтому в максимально достоверной степени изобр. пространство и время. 4) Эпос предполагаетособую речевую организацию.В нем соче5таются все осн.формы речи: косвенная, прямая, несобственная прямая.Для дифференциации речевых форм эпоса вводятся понятия повествователь и рассказчик.5) Повествовательная манера - это особая интонация, с кот. Автор описывает те или иные события.6) Эпическое мировоззрение ( иерархия ценностей). Чем крупнее эпическое произв., тем больше потребность автора объединить его разрозненные части и придать единства. Это единство и явл. эпич.мировоззрением. Эпические жанры: Для героического эпоса характерен спокойный тон повествования. Белинский считал, что автор смотрит глазами своего народа. Роман -самая большая форма эпического жанра. Всякое произведение написано на романском языке, а не на латинском. Роман как жанр появился ещё в античности. В средине века имеют популярность рыцарские романы. Разновидности романов: исторические, приключенческий, детективный, семейно - бытовой, военный, интеллектуальный, женский, философский, эротический роман. Для романа как жанра характерен психологизм личности. Повесть – это средний эпический жанр. Иногда даже ученым трудно определить повесть от романа. Рассказ – небольшое повествование в котором обычно описывается одно событие. Новела – разновидность рассказа, неожиданный сюжет, неожиданная развязка. Очерк – относится к эпическому жанру. В русской литературе в середине 17в. физиологический очерк – это различные харак явления описанные с натуры.


Драма один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой). Д. принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. Д. сформировалась на основе эволюции театрального искусства: выдвижение на первый план актёров, соединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовало её возникновение как рода литературы. Его специфику слагают: сюжетность, т. е. воспроизведение хода событий; драматическая напряжённость действия и его членение на сценические эпизоды; непрерывность цепи высказываний персонажей; отсутствие (или подчинённость) повествовательного начала. Герои Д. сами говорят за себя, все дано здесь под знаком происходящей между ними борьбыОтсюда и возможность появления в драматургии так наз. закона трех единств (действия, места и времени), схоластического в том виде, в каком его утверждала французская классическая теория Драма, литературное произведение, изображающее событие в действии, воспроизводимое пред зрителями на сцене. Сведения о характере и биографии персонажей мы получаем из отдельных реплик других персонажей или особой манеры говорения каждого героя. В Д.идет единая сюжетная линия.Компоненты сюжета драмы располагаются в строго определенной последовательности: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Действие Д. происх в реальном времени.

Своеобразие лирики в том, что в ней выдвигаются на первый план внутренний мир лирического героя, его переживания.

Особенности:1способность передавать явления и факты внутр. жизни человека; 2 лирич. сюжет представляет собой переход от одного эмоционального состояния к другому, либо процесс рассуждений; 3 фигура лирич.героя - условно-воображаемое лицо от имени кот.передается лирическое переживание.(лирич. Персона, лирическое «я», лирический субъект, лирическое пространство, субъективно-объективная лирика). Лирика отнюдь не замыкается в сфере внутренней жизни людей, их психологии как таковой. Ее неизменно привлекают душевные состояния, знаменующие сосредоточенность человека на внешней реальности. Поэтому лирическая поэзия оказывается художественным освоением состояний не только сознания, но и бытия. Лирика обретает себя главным образом в малой форме. Лирически выражаемые переживания могут принадлежать как самому поэту, так и иным, не похожим на него лицам. Речевая экспрессия в лирическом роде поэзии нередко доводится как бы до максимального предела.


3


1. Содержание и форма литературного произведения.

2. Метафора, сравнение.

Форма и содержание - существенные внешние и внутренние стороны, присущие всем явлениям действительности. В литературоведческих понятиях формы и содержания обобщены представления о внешней и внутренней сторонах литературного произведения. Данные литературоведческие понятия опираются на общефилософские категории формы и содержания, которые в литературе проявляются особенным образом. Специфичность соотношений формы и содержания в литературе и искусстве состоит в органическом соответствии, гармонии содержания и формы, хотя ведущим в данной паре понятий является содержание. Произведение, не обладающее такой гармонией, в той или иной мере теряет в своей художественности. Таким образом учение о единстве формы и содержания является основополагающим как для построения теории литературы, определяющей принципы изучения последней, в частности — принципы анализа ее художественной формы, так и для истории литературы и критики. Вместе с тем это учение входит в качестве одного из существеннейших моментов в определение критерия художественности литературы. Единство Ф. и С. является необходимым условием художественности произведения, хотя и недостаточным, так как и при наличии его остается еще основной вопрос — оценка самого содержания с точки зрения полноты, значимости его жизненной правды. В зависимости от ответа на этот вопрос мы и даем оценку художественности уже во всем объеме произведения.

Вопрос об обусловленности художественной формы, специфика которой связана и с природой отражаемых явлений, и с качеством мировоззрения и художественного метода писателя, и со своеобразием языка, очень сложен. Форма это переход содержания в форму, а содержание - это осознанная писателем действительность, а объективность художественной формы относительна.819 Единство и противоположность формы и содержания, «борьба содержания с формой и обратно» могут быть обнаружены в процессе литературного развития, в процессе развития стиля, жанра, творческого роста писателя. Без учета таких факторов, как традиция, влияние, литературная учеба, вне связи с историей языка не может быть до конца раскрыта диалектика формы и содержания в истории литературы и в отдельных ее произведениях. Таким образом, проработав весь материал я могу полностью согласиться с тем, что «Содержание -это переход в форм, а форма – это переход в содержание», – Гегель. А также сказать что, форма и содержание – это два неразрывно связанных явления. Содержание - это совокупность всех составных элементов, свойств, состояний, событий данного предмета их взаимодействий определяющих его характер (тип ). Форма - это способ существования и выражения данного содержания, совокупность устойчивых связей образующих вещь, в рамках которых существуют элементы вещи и их взаимодействие. Одно и тоже содержание может быть в разных формах. Форма активно влияет на содержание, она может ускорить развитие или замедлить его или соответствовать ему. Содержание - изменчиво, форма – устойчива