ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве.

2. Эпитет, метафора.

1. Язык литературного произведения. Художественная речь и её элементы.

2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.

2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.

1. Содержание и форма литературного произведения.

2. Метафора, сравнение.

1. Литература и сми. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.

2. Анализ драматического произведения как художественного целого.

2. Анализ драматического произведения как художественного целого.

2. Роды и жанры литературы.

1. Модель творческой индивидуальности писателя. Определение типа воображения и типа творчества писателя.

2. Метонимия. Синекдоха и её виды.

Структура творческой индивидуальности

1 .Сюжет и композиция. Пространство и время в литературе.

2. Лирическое отступление. Вводные эпизоды. Художественное обращение.

1. Автор - повествователь - персонаж .

2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.

2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.

1. Направления (течения) как способы и формы исторического развития художественной литературы.

2. Антитеза. Усиление.

1 .Эпизод как микроструктура анализа прозаического художественного текста.

2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание. Пафос.

2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание

1. Наука и искусство: сходство и различие.

2. Тема. Идея. Пафос.

1. Место литературы в ряду других искусств.

2. Элементы сюжета.

2.Элементы сюжета

1. Предмет и содержание художественной литературы как искусства слова.

2. Архитектоника. Группировка образов.

1. Литература - фундаментальная наука.

1. Лирика как род литературы, как особый способ мышления и осмысления жизни.

2. Бессоюзие. Многосоюзие. Умолчание.

1 .Литература - беллетристика - паралитература.

2.Символ художественный. Характер художественный.

1. Художественная литература как универсальная форма общественного сознания, как универсальный вид искусства.

2. Инверсия. Стык. Параллелизм.

1. Соотношение сюжета и фабулы в литературном произведении.

2.Ассонанс. Аллитерация. Звукоподражание.

1. Вымысел. Персонаж- Деталь.

2. Идейно- эстетические функции литературы: познавательные, идеологические, эстетические, воспитательные возможности литературы.

1. Художественное описание. Пейзаж. Портрет литературный. Интерьер.

2. Олицетворение. Гротеск. Аллегория.

1. Художественный метод и творческая практика писателя.

2. Гипербола. Литота. Перифраз.

1. Назначение литературы.

2. Анафора. Повторение. Эпифора.

Не будем приводить статистические данные, характеризующие динамику развития советского КСИ. Они общеизвестны. Причем оказывается, что наиболее высокие показатели по выпуску книг, их ассортименту и тиражам, количеству библиотек и книжных магазинов, числу профессионалов книжного дела и учебных заведений приходятся на 1970-е гг. — эпоху застойного "развитого социализма". СССР был проистине сверхдержавой, а советский народ слыл самым читающим в мире. Эту его репутацию поддерживал постоянно растущий спрос, вызывающий книжный дефицит, неведомый в других странах. Скупались все виды литературы: справочная, научная, художественная, детская, даже общественно-политическая, включая классиков марксизма-ленинизма.

Советский псевдолитературоцентризм — это такой период в истории русской культуры, когда любовь и уважение к книге, жажда чтения и познания приобретали извращенные формы погони за дефицитной литературой. Ни о каком плюрализме мнений, свежести и смелости писательской мысли, свойственных подлинному литературоцентризму, не было и речи. Цензура и репрессивные органы были постоянно начеку.

Запрещенный и извращенный русский литературоцентризм возродился, вышел на общественную арену в незабвенную эпоху гласности и перестройки. Цензурные путы ослабели, железный занавес раздвинулся, и вот уже в 1988—1990 гг. миллионные тиражи журналов "Огонек" и "Новый мир", многомиллионные тиражи газет "Аргументы и факты" и "Московские новости" кажутся читателям недостаточными. Появляется "возвращенная литература", популярные публицисты не покладают своих красноречивых перьев, и происходит чудо: народ пробуждается! Литература стала тем рычагом, опираясь на который демократы-реформаторы смогли опрокинуть колосс КПСС и СССР. Можно сказать, что 1990 г. когда был принят закон "О средствах массовой информации", упразднивший цензуру, стал вехой, означающей конец псевдолитературоцентризма.

1990-е гг. — время крушения советской книжной сверхдержавы. Колоссальный книжный социальный институт оказался в глубоком кризисе

Стало быть, в наши дни пробудившийся в период гласности традиционный русский литературоцентризм не востребован массами образованной публики. Он выглядит неконкурентоспособным рядом с "безбумажной" коммуникацией: Интернет предлагает своим пользователям достаточно широкий выбор деловой, научной, технической и прочей нужной информации, а невзыскательному художественному вкусу вполне достаточно телесериалов и видеокассет


Очевидно, что наше время — переходный период от документальной "бумажной" коммуникации к электронной "безбумажной" коммуникации. "Информатизированный" социум, т.е. информационное, постиндустриальное общество должно кардинально отличаться от "литературоцентрического" индустриального общества. Похороны литературы и музеефикация книжности могут состояться в постиндустриальной, а никак не в индустриальной цивилизации. Сегодняшняя Россия — страна далеко не постиндустриальная. Поэтому хоронить русскую литературу преждевременно, хотя налицо печальные признаки ее увядания.


2. Анализ драматического произведения как художественного целого.

  1. Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

  2. Связь пьесы с каким-либо литературным направлением или культурной эпохой (античностью, Возрождением, классицизмом, Просвещением, сентиментализмом, романтизмом, критическим реализмом, символизмом и т.д.). Как проявились в произведении черты этого направления?1

  3. Вид и жанр драматургического произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений, плаща и шпаги; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр. Значение этих терминов уточните по справочной литературе.

  4. Специфика организации действия драмы: разделенность на действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, "сны" вместо актов или действий в драме М.Булгакова "Бег").

  5. Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, "говорящие" имена). Главные, второстепенные и внесценические персонажи.

  6. Особенности драматургического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.

  7. Особенности драматургического действия: внешнее - внутреннее; "на сцене" - "за сценой", динамическое (активно развивается) - статическое и т.д.

  8. Особенности композиции пьесы. Наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д. Как связаны между собой все "острые точки" (особо эмоциональные сцены) произведения? Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими "острыми очками" действия.

  9. Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах. (Краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по вашему выбору).

  10. Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.

  11. Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.

  12. Специфика авторских ремарок, поясняющих:


  • действия персонажей (игру актеров);

  • обстановку на сцене, костюмы и декорации;

  • настроение и идею сцены или явления.

  • Специфика авторской позиции, выраженной посредством ремарок.

  • Смысл названия пьесы.

    5

    1. Художественный образ. Виды образности.

    2. Роды и жанры литературы.

    Худ.образ – есть конкретно – чувственная форма воспроизведения преображения действительности. Категория эстетики, характеризующая рез-т осмысления атвором (художником) какого-либо явл-я, процесса свойственными тому или иному виду иск-ва способами, объективированными в форме пр-ния как целого или его отд. фрагментов.

    С точки зрения теории познания понятие - тоже образ. Однако есть разница м\ду худ. образом и понятием: Понятие выделяет в предмете общие, существенные черты, оно не индивидуально. Худ. образ же воспроизводит предмет в его целостности, образ индивидуален.

    Существуют чувственно – образное и понятийно – логическое формы освоения мира. Различают образные представления как феномен сознания и собственные образы как чувственная воплощенность представлений (зрительная и слуховая).

    Св-ва худ. образа.

    1) Типичность. Несет в себе обобщение. Даже если образ эскизен, недоговорен – он несет в себе целостность. Собств. имена героев становятся нариц. из-за обобщающего смысла худ. образа. Творческая типизация – отбор определенных сторон жизненных явл-й и их подчеркивания, гиперболизации в худ. изображении. Гоголь «Нос», С-Щ. Два варианта описывания: а) писатель может описывать, создавая иллюзию правдоподобности б) вторичная условность – нарочитое разрушение правдоподобия, гротеск и фантастика.

    2) Экспрессивность (выразительность): Изображение обычно превосходит рассуждение по силе эмоцион. оценки возд-я. Идейно-эмоцион. оценка автора -> деление героев на полжит, отрицат, противорег. (условно). Формы выражения авт. оценки: а) явные (Пушкин – Татьяна). б) неявные (Пушкин – Онегин). Оценку помогают выразить тропы, ст. фигуры. Созд-е собств. предметного мира.

    3) Самодостаточность, образ жив сам по себе. Будучи воплощением общего, существенного в индивидуальном, худ. образ может порождать различные толк-я, интерпретации.

    Многозначность худ. образа.

    Образность иск-ва создает объективные предпосылки для споров о смысле пр-ния, для его различных интерпретаций, иногда полемичных авторских концепций. Авторы часто не желают определять идею своих произв-й -> споры. Тургенев «О и д».

    Внутренние образы – медведь, окно.

    Внутренняя форма слова – приращение смысла.

    Образ – внушаемое автором в умы читателей.

    Для образа надо владеть ключом, литературным кодом.

    Образ – облик, вид, способ (средство) с помощью которого литература осуществляет свою миссию (см. предыдущую лекцию).

    В составе психологии и филологии образы – конкретные представления, т. е. отражение человеческим сознанием единичных предметов, фактов, событий, в их чувственно воспринимаемом обличии.

    Они [образы] противопостоят абстрактным понятиям, которые фиксируют общие постоянные свойства реальности, игнорируют индивидуальные черты.

    ИТОГ: существуют чувственно-образная и политийно-логическая форма освоения действительности.

    Различают:

    1. образные представления, как феномен сознания;

    2. собственно «образы», как чувственная воплощенность представлений.

    Различают образы:

    1. научно-иллюстративные;

    2. фактографические;

    3. информационно-журналистские, которые информируют о действительно имевших место фактах;

    4. художественные, создаются при активном участии воображения: они не просто воспроизводят единичные факты, но сгущают, концентрируют существенные для автора стороны жизни, во имя ее оценочного осмысления.

    Воображение художника не только психологический стимул его творчества, но и некая давность.

    В воображении есть вымышленная предметность, не имеющая полного соответствия в реальности.

    В современной науке присутствует понятие знаковости.

    Знак – материальный предмет, выступающий, как представитель, заместитель другого предмета, свойства.

    Определение художественного образа – их более 70!

    Одна из точек зрения:

    Художественный образ – конкретно-чувственная форма воспроизведения и преобразования действительности.

    По характеру обобщенности художественные образы разделяют на:

    • индивидуальные (самобытностью, неповторимостью. Встречаются у романтиков и писателей-фантастов);

    • характерные (является обобщающим. В нем содержатся общие черты характеров и нравов, присущие тому времени);

    • типические (высшая ступень образа характерного. Это наиболее вероятное, образцовое для определенной эпохи. Изображение типичных образов было одной из главных целей, достижений целей реалистической литературы. Порой в художественном образе могут быть запечатлены социально-исторические предметы эпохи, так и общие человеческие черты характера человека – вечные образы);

    • образы-мотивы (выходят за рамки индивидуальных образов героев), (это устойчиво повторяющаяся в творчестве писателя тема, выраженная с помощью разных аспектов, с помощью варьирования);

    • топасы (место, местность, общее место), (обозначают общие и типичные образы, создаваемые в литературе целой эпохи, нации, а не в творчестве отдельного писателя);

    • архетипы (начало, образ) (начало 19 века, немецкие романтики. Юнга – понимал АРХЕТИП, как общий человеческий образ, бессознательно передающийся из поколения в поколение. Чаще всего мифологические образы. Общечеловеческие символы: огонь, небо, дом, дорога, сад и т. д.).

    Структура образа:

    1. звучащая, ритмическая поверхность речи;

    2. художественная речь (последовательность слов и их отношений);

    3. сюжет – цель движения людей, вещей;

    4. фабула – система основных целей;

    5. взаимодействующие образы;

    6. художественная идея; концепция автора;

    постижение жизненного смысла образа.

    Художественный образ - это популярный термин, который используется в разных науках. Самое распространенное определение – это субъективное отражение объективного мира. Художественный образ имеет сверхзадачу – это всегда некая мысль, воплощенная в художественную форму. Это не просто описание. Пример: Буратино. Образ всегда конкретен, изобразителен. Но эта конкретность всегда выражает что-то общее, какую-то мысль. Образ пластичен, эмоционален, он выражает состояние героя, все в нем находится в единстве. Что в реальности может быть антитезой, в образе сходится. Пример: рисование сердца у влюбленных в ответ на абстрактное чувство. Потебня: «Если нам дан поэтический образ, то мы спрашиваем себя каков круг идей, наблюдений, мыслей, замечаний, восприятий, из которых возник этот образ? Он мог возникнуть из непосредственных наблюдений, он мог возникнуть из предания, то есть при помощи других образов». Абстрактные, философские идеи изображаются через предметные реалии, чаще всего из природы. Пример: стихотворение Веневитинова «Ветка». Наблюдение природы – источник художественных образов. У Тургенева есть множество прототипов: Рудин – Бакунин, Базаров – Добролюбов. Но образ, даже если он списан с натуры, не буквален, он всегда автономен, самодостаточен, он живет своей собственной жизнью.

    - Классификация образов.

    Есть условные и жизнеподобные образы. Жизнеподобные – это реальность, зеркально подобная жизни. Условные – это нарушения, деформация, в них есть два плана – изображаемое и подразумеваемое. Жизнеподобные – характер и тип, условные – символ, аллегория, гротеск.

    Предметная классификация.

    1 ступень. Детали от однословных подробностей до развернутых описаний (интерьер, пейзаж, внешность и т д.). Они статичны и фрагментарны.

    2 ступень. Фабульный строй: события, поступки, настроения, стремления человека. Это динамизм и эволюция.

    3 ступень. Субъектный строй: характеры, персонажи, образ автора, рассказчика, хор.

    4 ступень. Образ мира.

    Природа – Человек – Общество

    Пейзаж портрет семья

    Интерьер система среда

    Экстерьер персонажей народ

    Вещи образ автора мир

    Животные автор-рассказчик

    Детали

    Обобщенно-смысловые: мотив, топос, архетип.

    Мотив – это слово или комплекс слов, которые повторяются (в творчестве писателя, группы писателей или эпохе).

    Топос – обозначение места, повторяется в пределах культуры или нации (Питер. Лес, степь).

    Архетип (По К. Г. Юнгу) – древнейший мифологический символ, порожденный архаическим коллективным сознанием. Пример: образ блудного сына, Каин и Авель, Агасфер, Фауст.

    Внутренняя структура образа:

    1) внутренняя форма слова. Пример: чернила.

    2) сравнение: А=Б

    3) со и противопоставление: А не равно или равно Б.

    Образно все – и слово, и люди, и действие.

    - Малые формы образности.

    С точки зрения многих исследователей образно только то, что создано с помощью слова. Возможности и особенности слова – тема дискуссий, так возникает футуризм. Слово в художественном произведении ведет себя не так, как в обычной речи – слово начинает реализовывать эстетическую функцию помимо номинативной (назывной) и коммуникативной. Цель обычной речи – общение, дискурс, передача информации. Эстетическая функция другая, она не просто передает информацию, а создает определенный настрой, передает духовную информацию, некий сверхсмысл, идею. Само слово проявляет себя по-другому. Важен контекст, сочетаемость, ритмическое начало (особенно в стихах). Бунин: «знаки препинания – нотные знаки». Ритм и смысл совмещены. Слово в художественном произведении не имеет определенного значения как в повседневной речи. Пример: хрустальная ваза и хрустальная пора у Тютчева. Слово выступает не в своем значении. Одинаковый поток ассоциаций с автором. Хрустальная пора – описание звуков осенью. Слово в художественном контексте рождает индивидуальные ассоциации. Если совпадает авторское и твое – все запоминается, нет – нет. Любой художественный троп – отклонение от правил. Ю. Тынянов «Смысл стихового слова». «Слово – хамелеон, в котором каждый раз возникают не только разные оттенки, но и разные краски». Эмоциональная окраска слова. Слово – абстракция, комплекс значений индивидуален.

    Все приемы изменения основного значения слова – тропы. В слове есть не только прямое, но и переносное значение. Определение, обычно даваемое в учебниках, не совсем полное. Томашевский «Поэтика речи». Пример: название повести Шмелева «Человек из ресторана». Сначала человек значит официант, причем используется слово, как его обычно называет клиент. Затем действие развивается, герой размышляет, что элита общества порочна. У него есть свои искушения: деньги, которые он возвращает. Официант не может жить с грехом, главное слово становится «человек» как венец природы, духовное существо. Метафора у Пушкина «Горит восток зарею новой» - и начало нового дня и появление на востоке нового мощного государства.


  • 2. Роды и жанры литературы.

    Роды литературы

    Признаки родового членения

    Эпос

    (слово, речь, рассказ)

    Драма (действие как проблема)

    Лирика

    (музыкальный)

    Познавательная направленность

    Объект

    (преобладает объективное начало)

    Объект + субъект

    (синтез субъективного и объективного начал)

    Субъект (преобладает субъективное начало)

    Предмет изображения

    Мир как объективная данность и жизнь человека в ее органичной связи с ним, представленная как судьба

    Человек в конфликте с объективной ходом жизни

    Внутренний мир человека «Царство субъективности»

    Содержательная доминанта

    События

    Действие

    Переживания, мысли, настроение

    Форма словесного выражения (тип речевой организации)

    Повествование

    Диалог (полилог)

    Монолог

    Функция слова

    Изображает окружающий мир

    Воспроизводит процесс речевого общения

    Выражает состояние говорящего

    Жанр – это индивидуальное бытие художественного творчества. Он образуется в результате преломление того или иного или тех или иных типов художественного содержания в литературном роде или в межродовом образовании. Тем самым складывается единство жанрового содержания и жанровой формы

    Жанры – лит. виды, на которые делятся три рода литры. Жанр дает представление о прозведени и определяется через комплекс признаков, постоянно меняющихся. Например, один из признаков трагедии – «ужасающий» финал. Он часто отсутствует в р класс традиции. Можно выделить переменчивые и устойчивые признаки (внутренне страдание героя). Последние помогают узнать жанр в ист. разв. В 18в идет на убыль традиционализм и подражание жанровым образцам.