ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве.
1. Язык литературного произведения. Художественная речь и её элементы.
2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.
2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.
1. Содержание и форма литературного произведения.
1. Литература и сми. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.
2. Анализ драматического произведения как художественного целого.
2. Анализ драматического произведения как художественного целого.
2. Метонимия. Синекдоха и её виды.
Структура творческой индивидуальности
1 .Сюжет и композиция. Пространство и время в литературе.
2. Лирическое отступление. Вводные эпизоды. Художественное обращение.
1. Автор - повествователь - персонаж .
2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.
2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.
1. Направления (течения) как способы и формы исторического развития художественной литературы.
1 .Эпизод как микроструктура анализа прозаического художественного текста.
2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание. Пафос.
2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание
1. Наука и искусство: сходство и различие.
1. Место литературы в ряду других искусств.
1. Предмет и содержание художественной литературы как искусства слова.
2. Архитектоника. Группировка образов.
1. Литература - фундаментальная наука.
1. Лирика как род литературы, как особый способ мышления и осмысления жизни.
2. Бессоюзие. Многосоюзие. Умолчание.
1 .Литература - беллетристика - паралитература.
2.Символ художественный. Характер художественный.
2. Инверсия. Стык. Параллелизм.
1. Соотношение сюжета и фабулы в литературном произведении.
2.Ассонанс. Аллитерация. Звукоподражание.
1. Художественное описание. Пейзаж. Портрет литературный. Интерьер.
2. Олицетворение. Гротеск. Аллегория.
1. Художественный метод и творческая практика писателя.
Эпические жанры
Эпические литературные жанры восходят к эпическим фольклорным жанрам, ближайшим образом к сказкам. Древнейшим литературным эпическим жанром является эпическая песня. По форме это устный стихотворный повествовательный жанр с однотипными персонажами – героями, богатырями – повторяющимися приемами повествования: героические песни Древней Греции ,ирландские саги, эпические песни скандинавской Эдды, русские былины.
В эпопее главное – художественное освоение жизни и судьбы исторически сложившейся и складывающейся общности людей в моменты их критического состояния, требующие от их представителей героических деяний.
Наряду с романом в эпической литературе нового времени широкое распространение получили повесть и рассказ. Простейшее различие между ними, а также между ними и романом, проводится по их объему.
Особую разновидность эпического жанра представляет собой новелла. От обычного рассказа она отличается тем, что сущность характера иди ситуации раскрывается здесь не через ее внешнее проявление, а внезапно, неожиданно, в виде резкого противопоставления сущности явлению, истинного содержания характера персонажа его обыденному состоянию и поведению.
Жанры драматургии
Возникновение жанров драматургии вполне определенно засвидетельствовано исторически. Как уже сформировавшийся жанр драматургии явилась древнегреческая трагедия – пример прочного единства жанрового содержания и жанровой формы как результата творческого преломления трагизма в родовых особенностях драмы. Древнегреческая комедия заимствовала у трагедии ее жанровую структуру, придав ей свое, комическое содержание. В результате претерпела изменение и жанровая структура.
В комедии Возрождения, которая вышла в начале этой эпохи на первый план в драматургии, высмеивается какое – то недоразумение и заблуждение все несоответствующее истинной, естественной родовой сущности человека. В комедиях Шекспира весело торжествует исконно родовая природа человек над чуждыми ей пороками. Шекспир разрушил античную непроходимую грань между трагедией и комедией. В его комедиях и трагедиях один и тот же конфликт – между доброй природой человека и враждебными ей силами зла. Существенным для драматургии Шекспира является и включение элементов комического в трагедию и трагического в комедию.
В XVIII веке утвердился, а в XIX – XX веках получил широкое распространение еще один жанр драматургии – просто драма, то есть пьеса с преимущественно драматическим типом художественного содержания.
В XIX – XX веках преобладает драма с острым конфликтом между самоценными личностными характером персонала и социальными условиями его жизни, их этологической природой («Дядя Ваня» Чехова, «Живой труп» Л. Толстого).
Жанры лирики
В лирике особо четко различаются два типа жанров: один представляет собой жесткое единство жанрового содержания и жанровой формы, другой – довольно свободное сочетание художественного содержания и формы.
Жанры первого типа сложились в ранние эпохи художественного развития. Это такие лирические жанры, как элегия, ямб, эпиникий в древнегреческой лирике; канцона, пастораль, Альба – в средневековье; сонет в лирике Возрождения.
В лирике веков преобладают жанры со свободным единством формы и содержания. Чаще всего просто лирические стихотворения или лирические песни с очень разными художественным содержанием. Общая суть лирического содержания состоит в художественно – творческом освоении внутреннего мира человека от сложнейших размышлений, до тончайших переливов чувств. Поэтому по своему содержанию лирические жанры вбирают в себя в собственно – лирическом преломлении, самые разные типы художественного содержания со всем многообразием их внутренних разновидностей.
- Эпос как род литературы.
«Эпос» в переводе с греческого – «слово, речь, рассказ». Эпос – один из самых древних родов, связан с формированием национального самосознания. В 17-18 веке много мистификаций. Удачная – песни Оссиана, Шотландия, попытка поднять национальное самосознание. Они повлияли на развитие европейской литературы.
Эпос – изначальная форма – героическая поэма. Возникает при разломе патриархального общества. В русской литературе – былины, складывающиеся в циклы.
Эпос воспроизводит жизнь не как личную, а как объективную данность – извне. Цель любого эпоса – рассказать о событии. Содержательная доминанта – событие. Ранее – войны, позднее – частное событие, факты внутренней жизни. Познавательная направленность эпоса – объективное начало. Рассказ о событиях без оценки. «Повесть временных лет» - о всех кровавых событиях рассказывается бесстрастно и обыденно. Эпическая дистанция.
Предмет изображения в эпосе – мир как объективная данность. Жизни человека в ее органической связи с миром, судьба – также предмет изображения. Рассказ Бунина. Шолохов «Судьба человека». Важно понимание судьбы через призму культуры.
Формы словесного выражения в эпосе (тип речевой организации) – повествование. Функции слова – слово изображает предметный мир. Повествование – это способ/тип высказывания. Описание в эпосе. Речь героев, персонажей. Повествование – речь образа автора. Речь героев – полилоги, монологи, диалоги. В романтических произведениях обязательна исповедь главного героя. Внутренние монологи – это прямое включение слов героев. Непрямые формы – косвенная речь, несобственная прямая речь. Не вычленяется из речи автора.
Важная роль системы отражений в романе. Герой может наделяться качеством, которое не нравится автору. Пример: Сильвио. Любимые герои Пушкина многословны. Очень часто нам неясно, как автор относится к герою.
Авторское повествование:
А) Рассказчик
1) Персонаж имеет свою судьбу. «Капитанская дочка», «Повести Белкина».
2) Условный рассказчик, в речевом плане безлик. Очень часто – мы. Речевая маска.
3) Сказ. Речевой колорит – говорит социум.
Б) Автор.
1) Объективный. «История государства российского» Карамзин, «Война и мир».
2) Субъективный – направленность к читателю, обращение.
Сказ – особая речевая манера, воспроизводит речь человека, как бы литературно не обработанную. Лесков «Левша».
Описания и списки. Важны для эпоса. Эпос, пожалуй, самый популярный род.
- Драма как род литературы.
Слияние субъективного и объективного. Событие показано как формирующееся, а не готовое. В эпосе автор дает много комментариев и деталей, в драме этого нет. Субъективное – происходящее дается через восприятие действующих лиц. Многие эпохи в развитии театра пытались разрушить преграду между публикой и актерами. Идея «театр в театре» - романтизм, бурно развивалось в начале 20 века. «Принцесса Турандот» - актеры спрашивают у зрителей. Этот же принцип у Гоголя в «Ревизоре». Стремление разрушить условность. Драма выходит из обрядов. Драматический текст в значительной степени лишен авторского присутствия. Показана речевая деятельность героев, актуальны монолог и диалог. Авторское присутствие: название (Островский любил пословицы), эпиграф (Гоголь «Ревизор» - тема зеркала), жанр (комедии Чехова – особенность восприятия), список действующих лиц (часто определяется традициями), говорящие имя, комментарии, ремарки – описание места действия. Характеристика речи героев, действий, внутреннего действия в драме. «Борис Годунов» Пушкин, «Маскарад» Лермонтова. Чехов – иное. Ранний театр – упражнения в монологах. Диалог чаще был вспомогательным средством для связи между монологами. Это меняет Грибоедов – диалог глухих, комический диалог. Чехов – тоже. Горький: «А ниточки-то гнилые».
Томас Манн: «Драма –искусство силуэта». Герцен: «Сцена всегда современна зрителю. Она всегда отражает ту сторону жизни, которую хочет видеть партер». Всегда видны отголоски современности.
- Лирика как род литературы.
Познавательная направленность лирики. Предмет изображения в лирике – внутренний мир человека. Содержательная доминанта: переживания (какого-то чувства, мысли, настроения). Форма словесного выражения (тип речевой организации) – монолог. Функции слова – выражает состояние говорящего. Эмоциональная сфера человеческих эмоций, внутренний мир, путь воздействия – суггестивность (внушение). В эпосе и драме пытаются выявить общие закономерности, в лирике – единичные состояния человеческого сознания.
Эмоционально окрашенное размышление – иногда внешняя безэмоциональность. Это лирическая медитация. Лермонтов «И скучно, и грустно…» Волевые импульсы, ораторские интонации в лирике декабристов. Впечатления – тоже может быть предметом лирического текста.
Нерациональные ощущения и устремления. Неповторимость, хотя и есть элемент обобщения для передачи своих мыслей современникам. Созвучие с эпохой, возрастом, эмоциональными переживаниями. Как род литературы лирика важна всегда.
Очень важен конец 18 – начало 19 века – период разрушения представления о лирике, разрушение жанрового мышления в лирике, новое мышление – стилевое. Связано с Гете. В 70-е годы 18 века Гете создает новую особенность лирического произведения, которая порывала с традициями. Была строгая иерархия жанров: четко распределено какие формы лирики когда использовались. Стихотворные формы очень разветвленные.
Ода – идеализация вышестоящего лица, поэтому определенная форма. Десятистишье, торжественное вступление, описательная часть, часть о процветании страны.
Гете разрушает связь между темой и формой. Его стихотворения начинаются как слепок с мгновенного переживания – изображение. Могли включаться и природные явления, но только не условные. Процесс стилевой индивидуализации. В 19 веке часто невозможно определить жанр.
С каждым поэтом связан определенный круг эмоций, особое отношение к миру. Жуковский, Маяковский, Гумилев.
В основе лежат переживания. Лирический сюжет – это развитие и оттенки авторской эмоции. Часто говорят, что лирика бессюжетна, но это не так.
Поэт отстаивает право писать в легком, малом жанре. Малые жанры возвели в абсолют. Подражания другим жанрам, игра ритмами. Иногда из-за жизненной подоплеки появляются циклы стихотворений.
Лирический герой – это понятие вводит Ю. Тынянов и Л.Я. Гинзбург «О лирике». Есть синонимы «лирическое сознание», «лирический субъект» и «лирическое я». Чаще всего такое определение – это образ поэта в лирике, художественный двойник поэта, вырастающий из текста лирических композиций. Это носитель переживания, выраженность в лирике. Термин возник из-за того, что нельзя поставить знак равенства между поэтом и носителем сознания. Этот зазор появляется в начале 20 века в лирике Батюшкова.
Могут быть разные носители, поэтому два вида лирики: автопсихологическая и ролевая. Пример: Блок «Я Гамлет…» и Пастернак «Гул затих…». Образ один, но лирика разная. Блок играет в спектакле, это переживание межличностных отношений – автопсихологическая лирика. У Пастернака – ролевая, даже входит в цикл Юрия Живаго. Большая часть в стихотворной форме. Установка на неуклюжий стих – Некрасов.
- Деление литературы на роды и виды. Понятие литературного жанра.
Эпос, лирика и драма. Сократ (в изложении Платона): поэт может говорить от своего лица, преимущественно дифирамб. Поэт может строить произведение в виде обмена репликами, к которым могут примешиваться и слова автора. Поэт может соединять свои слова со словами чужими, которые принадлежат другим действующим лицам. «Поэтика» Аристотеля. Искусство есть подражание природе. «Подражать одному и тому же можно разными способами». 1) Рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер. 2) Рассказывать так, что подражающее остается самим собой, но изменять свое лицо – лирика. 3) Писатель представляет всех действующих лиц как действующих и деятельных.
Наука онтология. В разные эпохи человеку нужны разные литературные роды. Свобода и необходимость. Важна психология. Экспрессивность, апелляция.
Драма – это то, что развивается на наших глазах. Лирика – удивительный сплав времени. Одно время роман хотели объявить отдельным родом. Много переходных явлений.
Межродовые и внеродовые произведения. Межродовые – признаки разных родов. «Евгений Онегин», «Мертвые души», «Фауст». Внеродовые: очерк, эссе и литература потока сознания. Диалектика души. «Анна Каренина». Джойс «Улисс». Виды – это не совсем жанры. Вид – конкретное историческое воплощение рода. Жанр – это группа произведений, обладающих комплексом устойчивых признаков. Важно: тематика, тема – жанровый объект. Художественное время – определенное. Особая композиция. Носитель речи. Элегия – разное понимание. Повесть.