ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
15. Понятие образа в искусстве и в дизайне. Отличие проектного образа от художественного. Различные подходы к созданию проектного образа (на примере творчества ведущих дизайнеров). Авторские концепции и стили в дизайне. Отвечает Филатова Анна: Образ в дизайне - Идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера. Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.
Проектный образ отличен от художественного тем, что вписан не в художественную, а в потребительскую культуру, что выводит его из чистой созерцательности в плоскость практического взаимодействия с ним. Это: 1. Идеальный объект или модель, созданная воображением дизайнера, в которой отражается реальный мир.
2. Целостная и завершенная форма, в которой все части согласованы друг с другом.
3. Предметно выраженный смысл.
Методы проектирования в дизайне. Для решения проектной задачи существует определенный план творческого процесса дизайнера:возникновение замысла и постановка задачи;
сбор и накопление материала, определение творческого источника. Решая определенную задачу, дизайнер всегда стоит перед проблемой выбора средств, способных наиболее плотно и точно выразить его идею.
Концентрирование усилий, интенсивная работа, использование различных методов эвристики и проектирования;
Передышка, отвлечение, чтобы через некоторое время опять вернуться к решению и оценить его «свежим взглядом».
Озарение - получение окончательного оптимального решения;
Доработка, доведение работы до конца, обобщение, выводы, оценка, оформление документации.
Процесс творчества - это поиск единства формы и содержания.
Каждый дизайнер имеет свой индивидуальный подход к созданию проектного образа, свой стиль работы и свои авторские концепции. Рассмотрим это на примере всемирно известного американского дизайнера Карима Рашида.
Карим Рашид , родился в 60 году двадцатого века, в Египте. Из под его рук вышло более 2500 тысяч объектов дизайна, каждая тридцатая вещь, как правило, используется сегодня. Он сделал более 70 тысяч набросков. Когда к нему обращается заказчик, то в голове у Карима уже есть с десяток набросков. Он живет под девизом прошлое лишено смысла. Каждая из его работ, уникальна и интересна и во всех его работах, присутствует футуризм. Объектом его творчества является, не только, какие-либо детали интерьера. Но и весь дизайн в целом. Столы и стулья, ванные и плитка, светильники и одежда, кастрюли, чашки, ложки и ноутбуки, игрушки и драгоценности, часы и ковры, бутылочки для жидкого мыла и флаконы духов. Он создает объекты, которые не только интересны и уникальны своим дизайном, но и практичны. Карим Рашид не использует натуральных материалов, его объекты сделаны из синтетики. Он совмещает, реальный мир с виртуальным, потому как виртуальный мир становится, все более и более реальным. Его работы хранятся в постоянных коллекциях четырнадцати музеев по всему миру. Его проект магазина Bosco в Москве резко отличается от проектов магазинов одежды и обуви других дизайнеров.Торговое пространство заполнено подобиями пластиковых фруктов: зеленых яблок, розовых и синих ягод, тонких долек груш (одновременно являющихся полками для обуви и аксессуаров) и каких-то невиданных футуристических плодов. Все фрукты надрезаны, внутри вместо семечек и мякоти — одежда. А в центре — диджейская будка и бар со свежевыжатыми соками, мороженым и прочими сладостями.
Проект ресторана «Morimoto» выглядит так: в ресторане Карим разместил два ряда кресел по бокам, как в самолёте и центральный ряд со столиками на четырёх или шесть человек. Белые матовые кабинки из плексигласа в центральной зоне подсвечиваются изнутри. Цвет при этом меняется каждые 15 минут.
Необычный подход, яркая цветовая гамма, интерпретация и стилизация образов фруктов, овощей, самолетов и других предметов быта в работе дизайнера, его умелое использование новых материалов и технологий делает дизайнерские проекты Карима Рашида запоминающимися, эксклюзивными, имеющими неповторимый авторский стиль.
СТИЛЬ (в дизайне) — художественно-пластическая однородность предметно-пространственной среды и ее элементов, выделяемая в процессе восприятия материальной и художественной культуры как единого целого.
Характерный признак Стиля — его сравнительное постоянство. Важной для дизайна является тесная связь его проявлений с общественными и эстетическими нормами эпохи, а также ценностный характер этих проявлений. В дизайне стилевое решение часто носит концептуальный характер и выражает творческую платформу (например, «хай-тек», «ретро», «Мемфис» и пр.).
Стиль означает характерные для этого художника (группы) приемы визуального отображения его творческой концепции.
16. Экономические основы дизайна. Дизайн в системе маркетинга. Ориентация дизайна на систему потребления: типологии потребительских групп и проблемы ассортимента. Отвечает Цветкова Марта
Дизайн-это комплексная проектно-художественная деятельность, направленная на все сферы коммерческой деятельности. Визуальное воздействие на поведение потребителей — не единственная и не основная функция дизайна. Дизайн разрабатывает образцы рационального построения предметной среды, соответствующие многообразию функций современного общества. Он решает серьезные социально-технические проблемы существования людей в предметной среде, конструируя вещи и пространство по принципам сочетания удобства, экономичности и красоты.
Сегодня многие наши производственники, работая над дизайном своих товаров, уделяют большое внимание фактору удобства. Яркий пример — упаковка. Нельзя не заметить, как удобно стали преподноситься продукты питания отечественного производства. Но, к сожалению, в основе этого пока разработки зарубежных дизайнеров, мастерство которых там востребовано бизнесом. Отечественный же промышленный дизайн находится только в начале своего пути.
С 2001 г. в мире происходит дизайнерский кризис. По данным журнала Design Week, совокупный оборот 100 крупнейших британских компаний, специализирующихся на создании брэндов, сократился с 888, 5 млн фунтов до 795, 5 млн.
Ничего не может развиваться само в себе, и чтобы взрастить отечественное племя дизайнеров — творцов комфортной и красивой жизни, нужно дать им возможность максимально «слиться» с производством и бизнесом. А не выхватывать вчерашние достижения Запада (кто же нам сегодняшние даст!), зачастую не самого лучшего качества. Отечественный дизайн — вполне конкурентоспособен, но пассивен, поскольку слишком малые силы у нас задействованы для его активизации.
Активные предприниматели из развитых стран уже серьезно обращают внимание на наших дизайнеров и по крупице собирают уникальные идеи, зачастую вместе с создателями. А потом эти же идеи возвращаются в страну, но уже в виде товаров под импортным брэндом.
Дизайн, по сути своей явление утилитарное, однако у нас он пока воспринимается как высокое искусство, и не признается в качестве обыденного инструмента формирования качества и прибыли. Потому и застой.
Перспективы у отечественного промышленного дизайна появятся только тогда, когда товары станут активно экспортироваться. Но это возможно лишь при условии, что они будут соответствовать высоким эргономическим и эстетическим требованиям развитого общества. Получается замкнутый круг.
Лидеры промышленного дизайна — Япония, Голландия, Франция. Крупные компании этих стран давно поняли выгодность сотрудничества с дизайнерами. И отношение государства к этой теме там особое: правительство проводит целенаправленную политику по внедрению дизайна на предприятиях с тем, чтобы они могли продуманно обновлять и совершенствовать свою продукцию и успешно конкурировать с зарубежными производителями.
Нельзя сказать, что у нас все уж совсем плохо. Проводятся различные выставки и конференции, на которых обсуждается вопрос развития дизайна. Жаль, что пока эти вопросы живут только в теории. На коммерческом уровне, повторюсь, интерес катастрофически мал. Возможно, мысль о создании государственной концепции поддержки дизайна, сделает более тесным сотрудничество дизайна и бизнеса.
Инвестировать в дизайн надо, хотя бы потому, что конкурировать иначе сейчас невозможно — ни на международных рынках, ни на внутреннем. Но необходима определенная предпринимательская зрелость, чтобы включать подобные затраты в постоянные расходы. Ведь многим это по-прежнему кажется меценатством.
Реклама, имидж, креатив, и, обязательно, промышленный дизайн — все это инструменты для создания конкурентных преимуществ. Которые, в свою очередь, приносят увеличение объемов продаж и дают основания повышать цену на товары и услуги, обеспеченные, благодаря дизайну, уникальными качествами. Выгодность использования возможностей дизайна прямо пропорциональна правильности постановки задачи. Рационально подключая на всех этапах дизайнерские усилия можно сократить рекламный бюджет, за счет автоматического воздействия на сознание покупателей положительного имиджа, который в значительной мере создается дизайном. Уже не нужно будет, напоминать о товаре, скажем, директ-мейлом или телерекламой — вас и так запомнят. Благодаря эффектному дизайну, мысль о вас и вашем товаре, так сказать, «западет в душу».
Типологии потребительских групп: дизайн ориентирован на потребителя и заказчика. Для начала нужно четко разграничить целевую аудиторию, на кого ориентирован товар или услуга ( покупатели делятся между собой на группы по возрасту, социальному статусу, уровню дохода и др. Перед дизайнером требуется четко поставить задачу: для чего вы делаете ту или иную вещь и чего хотите добиться.
Сегодня клиенту мало просто хорошей с точки зрения дизайна вещи — его интересует комплексное комфортно-эстетическое сопровождение. Дизайн промышленный, т. е. самого товара, и дизайн как элемент бизнеса — вещи разные, но очень тесно взаимосвязанные.
В этом смысле можно сказать, что дизайн — это совершенно особый инструмент маркетинга, или даже над-инструмент, который применим на всех этапах: создание товара, реклама, брэндинг, мерчандайзинг, обслуживание клиентов и даже ценообразование.
Ма́рке́тинг (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке) — управление созданием товаров и услуг, и механизмами их реализации, как единым комплексным процессом.
Однако у нас дизайн не воспринимается как нечто комплексное, и поэтому все выгоды от его применения не только не используются, но часто даже не осознаются. Бизнесмены не понимают или не умеют эффективно использовать дизайн в решении маркетинговых задач. Кроме того, что использование дизайна должно подчиняться принципам практичности, приятного восприятия и соответствовать рыночным задачам, дизайн должен выполняться в комплексе, а не отдельными, разорванными во времени мероприятиями. Только в этом случае он приобретет свой вес в бизнесе. Собрав воедино все возможности дизайна, можно достигать бизнес-целей несомненно с большим эффектом.
Коммерческая сущность дизайна заключается в комплексе всех его элементов и цели максимально приблизиться к потребителю и воздействовать на него. Дизайн — это гармония, созвучие всех элементов. Он тесно переплетается со стилем и имиджем, являясь очень ответственным инструментом в диалоге с целевой аудиторией.
17. Графический дизайн как проектная деятельность. Виды графического дизайна. Выразительные средства в проектировании объектов графического дизайна. ТИХОМИРОВА ОКСАНА БЛОК 1, № 17. Тихомирова Оксана. Графический дизайн как проектная деятельность. Виды графического дизайна. Выразительные средства в проектировании объектов графического дизайна (рисунок, шрифт, цвет, композиция)
Графический дизайн (от aura, design - замысел, проект, чертеж, рисунок) представляет собой специфическую область художественно-проектной деятельности, которая направлена на создание визуальных сообщений, распространяемых с помощью средств массовой коммуникации.
Главная задача которого - сделать удобным и красивым то, что окружает человека в повседневной жизни. В этом направлении работают многие специалисты; художники - конструкторы автомобилей, станков, механизмов, разработчики бытовой техники, проектировщики мебели, создатели моделей одежды, обуви, работники аналогичных творческих профессий.
Особенности дизайнерского подхода к решению проектных задач. Универсальность феномена дизайна, как особого вида мышления, способного применяться в любых областях деятельности. Проблема разработки методов дизайна, принципов и способов анализа и осмысления проектных ситуаций, научного и художественного моделирования объекта и адекватных им методических средств (проектных идей, замыслов и концепций). Координирующая роль дизайна в разработке промышленных изделий разных групп, необходимость учета системы формообразующих факторов в процессе проектирования. Потребительская ценность дизайн-продукта, синтез эстетики, функциональности и утилитарности. Необходимость увязывать требования красоты с формой и функцией предмета, законы визуальной гармонии с требованиями эргономики, свойствами и возможностями материалов. Направленность проектирования на решение основных задач: удовлетворение утилитарных запросов потребителей-пользователей продукции, жесткая заданность производственно-экономических условий, необходимость обеспечения коммерческого успеха при реализации продуктов производства. Связь с понятиями удобства, комфорта и безопасности, гармоничности, экологии, с проблемами конструктивного решения, технологии изготовления, новых материалов, с маркетингом, вопросами анализа потребительского рынка, учетом социальных аспектов, тенденций моды, защиты корпоративных интересов, комплексного представления продукта, его рекламы, обратной связи от потребителя к производителю.