Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли ООО «ХАБАР».pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 310
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ
1.1 Ассортимент: сущность, понятие, виды, классификация
1.2. Формирование товарного ассортимента с позиции жизненного цикла товара
1.3. Основные методы анализа и оценки торгового ассортимента интернет-магазина
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОЦЕНКА АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ
2.2. Характеристика деятельности и основных технико-экономических показателей ООО «ХАБАР»
2.3. Оценка эффективности существующего товарного ассортимента предприятия ООО «ХАБАР»
Рис. 2.2. Структура российского рынка туристических товаров по географии производства
На мировом рыке туристическое снаряжение российского производства представляет незначительную часть. По прогнозам экспертов, доля России на мировом рынке туристических товаров в 2015 году увеличиться на 2%, в 2016 году – на 3%, в 2017 – на 5%.
Рис. 2.3. Динамика и прогноз развития Российского рынка
туристических товаров
На сегодняшний день наблюдаются следующие тенденции развития российского рынка туристического снаряжения – высокие темпы роста рынка, обострение конкуренции, усиление позиций крупных международных компаний, развитие региональных рынков, изменение в системе дистрибуции, формирование рыночной инфраструктуры, рост интереса к туризму, активному образу жизни, экстремальным видам спорта. Основные потребители туристического снаряжения относятся к «среднему классу». Развитию данного рынка способствует рост числа торговых центров, в каждом из которых есть отделы туристического снаряжения. Наибольший объем рынка туристических товаров занимает туристическая обувь и одежда.
Согласно прогнозу, до 2020 г. основная группа потребителей туристических товаров – население в возрасте от 20 до 40 лет – значительно сократится. По мнению компании «Спортмастер», рынки туристических товаров в Москве и Санкт-Петербурге характеризуются наибольшей стабильностью. Однако уже скоро их емкость будет заполнена окончательно, конкуренция обострится и компании, которые заботятся о своем развитии, будут вынуждены искать новые, более перспективные и еще не освоенные рынки. Ожидается, что ими могут стать города с населением более 100 тыс. жителей. По данным государственной статистики, 47 % населения России проживает именно в таких городах. Отрицательные факторы, способные ограничить рост рынка туристических товаров, в «Спортмастере» видят в демографическом кризисе, низких, хотя и увеличивающихся, в последние годы доходах населения, неблагоприятных климатических условиях некоторых регионов России.
Среди факторов, объясняющих положительную динамику на рынке туристической индустрии в России и позволяющих экспертам считать его одним из ключевых в Европе, можно выделить следующие [39]:
1. Большое количество потенциальных покупателей (более 100 млн. человек). Так, в Германии, где самый большой рынок туристических в Западной Европе, число жителей составляет чуть более 80 млн.
2. Только 10 % населения России занимается туризмом более-менее постоянно. В США, например, это цифра достигает 40%, а в Германии - 60%. Таким образом, емкость отечественного рынка туристических товаров может возрасти в несколько раз. Многое здесь зависит от популяризации экстремальных видов спорта и здорового образа жизни.
3. В торговом отношении Россия – одна из главных для поставщиков стран на европейском континенте. В России представлено не более 30% всего ассортимента туристической продукции, продаваемого в мире.
4. Набирающий в России популярность туризм как образ жизни.
5. Представители «среднего класса» являются основными потребителями туристических товаров.
6. Постоянное увеличение числа торговых центров, в которых представлены отделы с туристическим снаряжением, также способствует развитию рынка туристических товаров. На сегодняшний день в Москве насчитывается около 1 тыс. туристических магазинов.
7. Мода на туристический стиль у массового потребителя. В последнее время туристические товары перестали быть востребованными только у узкого круга любителей туризма. Для все большего числа людей они становятся частью стиля жизни. В Европе основные продажи ритейлеры делают на продажах туристического снаряжения, используемых не по прямому назначению, а потому, что покупатели одеваются в так называемом «outdoor» – стиле (объем продаж товаров «outdoor» – стиля превышает 50 % всех продаж «туристического» ритейлеров).
Как отмечалось выше, на российском рынке туристические товары российского производства представляют незначительную часть. По прогнозам экспертов, эта тенденция сохранится на ближайшие годы, несмотря на значительные темпы роста рынка. Ситуацию на внутрироссийском рынке туристических товаров характеризуют обострение конкуренции, усиление позиций крупных международных компаний, развитие региональных рынков, изменения в системе дистрибуции, формирование рыночной инфраструктуры, рост интереса к туризму, активному образу жизни.
Среди факторов, объясняющих положительную динамику на рынке туристической индустрии в России и позволяющих экспертам считать его одним из ключевых, можно выделить большое количество потенциальных покупателей, недостаточную насыщенность рынка товарами, моду на туристический стиль в одежде, обуви и аксессуарах.
В 2016 году среди покупателей турмагазинов был проведен опрос (рис. 2.4), после которого стало ясно, что идеальным выбором для большинства покупателей-туристов будет магазин, в ассортименте которого есть:
— туристическая и спортивная одежда в стиле унисекс по доступной цене;
— большой выбор размеров, включая одежду для детей (желательно, яркую);
— туристическая одежда и снаряжение высокого качества (то есть, прочные и долговечные вещи).
Многим покупателям также хотелось бы видеть широкий ассортимент различных туристических товаров – желательно, отечественных, потому что к цене импортных вещей, помимо переплаты за бренд и ценовой накрутки, добавляется еще и стоимость транспортировки. А в спецмагазинах – еще и цена за аренду помещения, обычно, довольно высокая.
Рис. 2.4. Идеальный ассортимент для большинства покупателей-туристов магазин туристических товаров
Наибольшую долю на российском рынке туристических товаров составляют туристическая обувь и одежда зимнего пользования. На летние туристические обувь и одежду, как считают эксперты, приходится немногим менее трети продаж.
На российском рынке туристического снаряжения лидирующие позиции занимают зарубежные фирмы-производители. Туристическое снаряжение российского производства составляет в большинстве случаев конкуренцию иностранному только в отношении цены, особенно уступая в качестве товаров профессионального уровня. В сегменте товаров любительского уровня конкуренция развивается более успешно. По некоторым видам туризма выпускаются российские аналоги зарубежного инвентаря, существуют и собственные российские разработки. Производство конкурентоспособного туристического снаряжения низкой ценовой категории, в частности, положительно влияет на развитие туристической индустрии в России. Отсутствие ведущих позиций для отечественных фирм в производстве туристического снаряжения по многим видам туризма объясняется не только агрессивной политикой зарубежных фирм на отечественном рынке, но и достаточно пассивной позицией государства в области туризма, особенно любительского.
На рынке туристической одежды и обуви популярность «outdoor» – стиля у россиян связана не столько с интересом к туризму, сколько с модой на здоровый образ жизни, распространением «молодежных» тенденций на рынке одежды и обуви. Большинство нетуристических и туристических брэндов выпускают одежду и обувь на стыке туризма и моды. Наиболее известные и покупаемые марки туристической одежды и обуви в России: Salomon, Marmot, RedFox и Killy. Приверженность российских потребителей к определенному брэнду проявляется в покупке широкого перечня предметов одежды и обуви полюбившейся марки.
До недавнего времени практически все туристические магазины были ориентированы на продажу дорогих туристических товаров известных мировых брэндов. Только в последние год-полтора компании, вышедшие на рынок в 90-е годы, стали последовательно расширять ассортимент, включая товары менее именитых и дорогих марок. Несмотря на высокий уровень рентабельности в премиальной нише, сетевые фирмы начали обслуживать потребителя со средним достатком. С расширением присутствия в разных ценовых нишах изменилась и ассортиментная политика продавцов: стала появляться продукция отечественных производителей туристического снаряжения – одежда, товары для рыболовства и туризма.
Развитие среднеценовой ниши в сетевой торговле спровоцировало перемещение спроса с открытых рынков (с большим количеством no-name марок и контрафактной продукции) в магазины. Освоение новых для себя ниш сетевые фирмы связывают с увеличением доходов населения, которое стало более требовательным к сервису покупки.
Отсутствие дистрибуторских сетей для многих брэндов аналитики связывают с большой удаленностью крупных потребительских центров друг от друга. Главными рынками сбыта туристического снаряжения являются Москва и Санкт- Петербург. Наиболее крупные операторы – «Спортмастер», «Высшая лига», «Эпицентр», «Триал Спорт». Из каналов приобретения продукции крупными сетями распространены участие в закупочной группе, прямые поставки фирмы-производителя, поставки определенных товаров по франчайзингу.
Основные риски компаний на российском рынке туристических товаров связаны с недостаточным изучением потребительского спроса, трудностями поиска региональных партнеров, нечеткими законодательными нормами в отношении различных видов туристической индустрии.
В Иркутской области около 10 фирм занимаются производством туристского снаряжения – палаток, спальников, рюкзаков и прочего (табл. 2.1). Среди них «Третий полюс», «Снаряжение», «Normal», «Терра», и др. Более 100 магазинов, в частности «Ирбис», «Снаряжение», «Терра», «ХАБАР» и другие, торгуют товарами для активного туризма, отдыха и спорта (рис. 2.5) [46].
Таблица 2.1
Компании по производству туристского снаряжения в Иркутской области
№ п/п |
Наименование компании |
Описание деятельности |
1 |
Снаряжение |
Все для туризма, своя фурнитура. Рюкзаки, палатки, тенты, спальники, одежда, обувь, осветительные и нагревательные приборы, пиротехника, альпинистское снаряжение, топоры, ножи, термосы, костровые принадлежности, средства радиосвязи, веревки, фурнитура. |
2 |
Новатур |
Все для туризма. Рюкзаки, палатки, тенты, байдарки, спальники, одежда, гермомешки, костровые принадлежности, термосы, газовые баллоны |
3 |
Торгово-производственная компания Тент-иркутск |
Производство различных тентов |
4 |
Производственная фирма Байкал тент |
Компания БайкалТент ведущий производитель тентов для катеров и яхт в Иркутске и Иркутской области. |
5 |
Производственная фирма ООО Спорт-Контур |
Детское игровое оборудование, аксессуары спортивного снаряжения |
6 |
Торгово-производственная компания Иркут-текс |
Производство изделий технического назначения (тенты, чехлы, шторы, пологи и т. п), производство туристического снаряжения и сумок. |
7 |
ВДК-Иркутск |
Производит воздуходержащие конструкции делаем на заказ из пвх ткани разного направления к примеру; лодки надувные гребные,под транец, аэролодки, катамараны, тримараны, баллоны для переправ и сплавов. Надувные модули, арки, ангары, |
8 |
Универсальный Турник |
Компания работает в сфере Спорттовары, туристическое снаряжение: artisport, турники в Иркутске, универсальные турники, турники и брусья |
9 |
Русская охота |
Магазин охотничьего и туристического снаряжения производит различные виды туристической одежды, обуви |
10 |
Байкальская тентовая компания |
Производство изделий технического назначения (тенты, чехлы, шторы, пологи и т. п), производство туристиче-ского снаряжения и сумок. |
Многие фирмы одновременно развивают производственное направление и имеют свои магазины. Это направление оказалось очень востребованным. Иркутская область имеет большой потенциал в сфере активного туризма и отдыха. Потребителей товаров для активного туризма и отдыха становится все больше — иркутяне активно занимаются водными видами спорта, горными лыжами, активным туризмом и др. Если 10-15 лет назад ощущался большой дефицит туристского снаряжения, то сейчас этот рынок заполнен.
Рис. 2.5. Компании торгующие туристическим снаряжением и инвентарем, туристической одеждой и обувью
Многие фирмы работают в этой сфере 10-15 лет и накопили солидный опыт. Если по некоторым позициям (альпинистское «железо», веревки и др.) иркутские фирмы не смогли конкурировать с иностранными производителями, то по отдельным позициям, как, например, производство палаток, рюкзаков, они добились ощутимых успехов. В Иркутской области также широко представлено импортное снаряжение и одежда для активного отдыха. Хотя спрос на палатки, рюкзаки начинается в апреле-мае и заканчивается в сентябре, сезонность не сильно сказывается на этом виде бизнеса.
В отличие от Москвы и Петербурга, в Иркутской области пока нет крупного оптового рынка товаров для туризма и отдыха. К примеру, на спортивном рынке «Экстрим» в Москве действуют около 300 магазинов. Однако, как прогнозируют участники рынка, в Иркутской области в ближайшие годы может появиться оптовый гипермаркет. Спрос на палатки, рюкзаки начинается в апреле-мае и заканчивается в сентябре. В зимнее время устойчивым спросом пользуется снаряжение для горнолыжников, спортивная одежда и обувь. В остальное время года упор делается на товары для рыбаков и охотников.
Прогнозы и перспективы рынка туристических товаров:
Данный рынок стабильно развивается, и объемы его продаж будут расти дальше. Таким образом, покупка автомобиля летом и осенью обойдется еще дороже.
Ассоциация российского бизнеса в России прогнозирует дальнейшее увеличение продаж новых туристических товаров — по итогам 2017 года они могут увеличится на 2-5%. Это, оптимистичный прогноз.
По прогнозу аналитиков PricewaterhouseCoopers (PwC), в 2017 году мировые продажи туристических товаров увеличатся на 25-35% —, говорится в презентации «Туристический рынок России: результаты 2016 года и перспективы развития» [45]. В следующем параграфе курсовой работы рассмотрим процесс формирования ассортимента на примере торговой компании интернет-магазина «ХАБАР», осуществляющего свою деятельность на территории Иркутской области.