Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18202

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Декларация обязывает государства сотрудничать «в установлении всеобщего уважения и соблюдении прав человека, основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной нетерпимости». Тем самым подчеркивается важ­ность и обязанность широкого сотрудничества государств в соответ­ствии с Уставом ООН в гуманитарной сфере.

Согласно Декларации, «государства сотрудничают в экономичес­кой, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники и содействуют прогрессу в мире в области культуры и образования государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах». Таким образом, наряду с общими проблемами сотрудни­чества особо выделена специальная проблема – международное сотрудничество в целях содействия экономическому росту развиваю­щихся стран.

Существенный вклад в утверждение и дальнейшее развитие прин­ципа сотрудничества государств внесло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт Совещания 1975 года в числе десяти основных международно-правовых принципов взаимо­отношений государств-участников включает и принцип IX – «Сотрудничество между государствами». Согласно этому принципу, государства-участники обязались «развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соот­ветствии с целями и принципами Устава ООН», а также непрестанно совершенствовать это сотрудничество.

Положения Заключительного акта, находясь в полном соответ­ствии с Декларацией 1970 года, вместе с тем представляют собой его дальнейшую конкретизацию. Государства, развивая свое сотрудни­чество, будут стремиться «повышать» благосостояние народов, «ис­пользуя, в частности, выгоды, вытекающие из расширяющегося вза­имного ознакомления и из прогресса и достижений в экономической, научной, технической, социальной, культурной и гуманитарной об­ластях», а также «предпринимать шаги по содействию условиям, благоприятствующим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех». При этом они «будут учитывать интересы всех, и в частности интересы развивающихся стран во всем мире».

Конкретизация принципа сотрудничества достигается в Заключи­тельном акте и путем указания, что государства-участники будут придавать особое значение областям сотрудничества, как они опре­делены в рамках совещания. Каждая из этих областей детализируется по видам и направлениям сотрудничества, методам и формам его осу­ществления.

Принцип сотрудничества не следует понимать буквально. Его не­обходимо рассматривать в контексте с принципом государственного суверенитета, в силу которого каждое государство свободно в выборе форм своих взаимоотношений с другими государствами.- Принцип сотрудничества как международно-правовую обязанность государств следует отличать от самой деятельности государств по реализации сотрудничества, которая должна осуществляться в соответствии с этим принципом. Эта деятельность должна осуществляться в рам­ках международного права и прежде всего при строгом соблюде­нии предписаний других основных принципов международного права.


6. Принцип равноправия и самоопределения народов

Принцип равноправия и самоопределения народов стал основ­ным принципом общего международного права с образованием ООН.

В Уставе Организации этот принцип упоминается дважды. В п. 2 ст. 1 провозглашается, что одна из целей Организации – «раз­вивать дружественные отношения между нациями на основе уваже­ния принципа равноправия и самоопределения народов». В ст. 55 самоопределение народов отнесено к одной из основ мирных и дру­жественных отношений между нациями, которые сами являются ус­ловиями стабильности и благополучия/Показательно, что сама эта статья входит в главу «Международное экономическое и социальное сотрудничество».

Несколько иное толкование право на самоопределение приобре­тает после принятия Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (резолюция 1514 (XV) ГА ООН от 14 декабря 1960 г.). Статья 2 провозгласила, что «все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанав­ливают свой политический статус и осуществляют свое экономичес­кое, социальное и культурное развитие».

Однако в ст.6 содержится важное ограничительное положение о том, что «любая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций».

Хотя этот документ в связи с его значением в деле деколонизации можно по праву назвать историческим, его принятие положило на­чало явно расширительному толкованию права на самоопределение.

В 1966 году ООН приняла Международные пакты о правах чело­века. В обоих пактах имеются аналогичные статьи следующего со­держания: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культур­ное развитие». Включение данного положения в важнейшие между­народные документы договорного характера дало толчок к широкой дискуссии, в ходе которой это коллективное право (право народов) рассматривалось в качестве чуть ли не основы всех других прав че­ловека, что не могло не сказаться и на реальных политических про­цессах, происходящих в мире.

В Декларации о принципах международного права 1970 года есть положение, касающееся принципа равноправия и самоопределения народов, и сводится оно к тому, что «все народы имеют право свобод­но определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».

В то же время в нем содержатся и важные ограничительные сложения. Во-первых, говорится, что «каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеоб­щему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом».


Во-вторых, дается краткое, но тем не менее довольно четкое пере­числение способов осуществления права на самоопределение, таких как «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом».

И в-третьих, в Декларации не только подтверждается важнейшее требование об отказе от любых действий, ведущих к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целост­ности или политического единства суверенных и независимых госу­дарств, но и указываются условия, при соблюдении которых само право на самоопределение, по существу, ограничивается и не может включать в себя расчленение государств, нарушение территориаль­ной целостности, политического единства государства. Важнейшее из них – наличие «правительства, представляющего весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероиспове­дания или цвета кожи». Поэтому если правительство на недискрими­национной основе с соблюдением основных прав человека и свобод предоставляет своему населению право на участие в политической и социальной жизни государства, то попытки, направленные на рас­членение государства, подрыв его территориальной целостности, политического единства, являются незаконными.

Подтвердив положения Устава ООН о самоопределении народов и Декларации 1970 года о ненанесении ущерба территориальной целостности или политическому единству государства, Конференция по правам человека в Вене в 1993 году приняла важные формулиров­ки, отражающие, с одной стороны, значение реализации права на самоопределение в контексте соблюдения прав человека, а с Другой – стремление положить предел дестабилизирующему эффек­ту, связанному с этническими и национальными проблемами.

Итак, право народов на самоопределение должно осуществлять­ся в строгом соответствии с требованиями других принципов международного права.

Особенно следует подчеркнуть первостепенное значение повсе­местного соблюдения прав человека. Несомненно, что интерес к само­определению приобрел столь гипертрофированные формы именно в силу попрания прав человека и меньшинств. Международно признан­ная концепция прав меньшинств, сформулированная в ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах, исходит, однако, из индивидуального характера этих прав как прав лиц, при­надлежащих к национальным меньшинствам.

Нередко право народов на самоопределение, провозглашаемое основой всех других прав человека, стремятся свести к праву только на отделение, при практической реализации которого происходит грубейшее нарушение прав и свобод человека.

Каковы же допускаемые международным правом способы осуществления права народов на самоопределение, то есть основанные на их волеизъявлении и ведущие к полному уважению и соблюдению их политических, гражданских, социальных, экономических и культур­ных прав?


Этнос, народ может по собственному желанию постепенно утра­тить свои национальные и этнические черты, ассимилироваться с другой этнической общностью, или, вернее, в процессе развития со­здать совместно с последней какое-то новое образование.

Достаточно распространенными в мире являются самые разнооб­разные формы национально-культурной автономии. Такого рода авто­номия дает возможность сохранять этническую самобытность тех или иных народов, решать вопросы развития, религии, культуры, языка, образования. Преимущество этой формы состоит в том, что вопрос о территориальном разграничении снимается.

Автономия во многих случаях приобретает форму национально-территориальной государственности и при соблюдении прав челове­ка и интересов национальных меньшинств позволяет решать вопро­сы их развития.

Наконец, велики возможности федерализма. Опыт федерализма в ряде государств доказывает, что в рамках федерации удается решить национальный вопрос, если это делается на основе демократии и верховенства закона.

Что же касается права на отделение, то оно, как общее правило, не является органической формой права на самоопределение. Его воз­можность связана либо с закреплением в конституциях государств, как это имело место в СССР и Югославии, либо с экстремальными ситуациями, когда той или иной этнической общности отказывается в праве принимать участие в политической и социальной жизни стран на недискриминационной основе.

7. Принцип суверенного равенства государств

Государства участвуют во взаимных отношениях и в многосторон­нем международном общении, обладая суверенитетом как политико-правовым свойством, выражающим верховенство каждого из них внутри страны и его самостоятельность и независимость во внешних

Наличие у государств одного и того же свойства суверенности, участие в международном общении в одинаковом качестве субъекта международного права закономерно уравнивают их в правовом Сложении, создают объективную основу для равноправия. Чтобы быть равноправными, государства должны быть суверенными; чтобы оставаться суверенными, они должны быть равноправными. Эта орга­ническая взаимосвязь суверенитета и равноправия составляет суще­ство принципа суверенного равенства государств как одного из обще­признанных принципов международного права.

В Декларации 1970 года принцип суверенного равенства госу­дарств трактуется как имеющий «первостепенное», «основополагаю­щее значение», Функция этого принципа в условиях формирующейся постбиполярной, неконфронтационной структуры международных отношений состоит в том, что принцип суверенного равенства явля­ется оптимальной основой отношений партнерства и конструктив­ного взаимодействия между государствами) условием сохранения международной стабильности, с чем несовместимы притязания на гегемонизм и одностороннее лидерство.


Важнейшую роль принцип суверенного равенства играет в инсти­туционализированной сфере международного общения, в создании и функционировании межправительственных международных органи­заций. В Уставе ООН подчеркивается, что эта Организация и входя­щие в ее состав государства действуют в соответствии с тем, что она «основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов».

В случае, когда речь идет о федеративных государствах – субъек­тах международного права, даже если какие-либо их составные части по конституции считаются государствами и в законодательстве речь идет об их суверенности, к взаимоотношениям федерации как таковой и какого-либо ее субъекта этот принцип неприменим, равно как он неприменим и к взаимоотношениям самих субъектов федерации, а также и к общению с подобными образованиями других государств. При характеристике содержания принципа суверенного равенства государств в Декларации 1970 года указывается, что государства имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий эко­номического, социального, политического или иного характера.

Согласно Декларации, концепция суверенного равенства включает, в частности, следующие элементы: 1) все государства юридически Равны, или, как точнее сказано в Хартии экономических прав и обя­занностей государств, принятой ООН в 1974 году, «юридически рав­ноправны»; 2) каждое государство пользуется правами, «присущими полному суверенитету»; 3) каждое государство обязано уважать право­субъектность других государств; 4) территориальная целостность и Политическая независимость государств неприкосновенны; 5) каж­дое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему; 6) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими го­сударствами.

Заключительный акт ОБСЕ 1975 года связывает принцип суверен­ного равенства государств с их обязательством уважать «также все пра­ва, присущие их суверенитету и охватываемые им», к числу которых отнесены как перечисленные в Декларации 1970 года элементы, так и ряд других, таких как право каждого государства на свободу и поли­тическую независимость, право устанавливать свои законы и адми­нистративные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению отношения с другими государствами в соответствии с меж­дународным правом. К числу прав, присущих суверенитету, уважение которых предполагает принцип суверенного равенства, Заключи­тельный акт относит право принадлежать к международным организа­циям, быть или не быть участниками двусторонних или многосторон­них договоров, включая союзные договоры, право «на нейтралитете По смыслу Декларации 1970 года и Заключительного акта 1975 года каждое государство имеет равное право на обеспечение своей без­опасности, не нанося ущерба безопасности других государств. Про­явлением суверенитета и суверенного равенства государств является иммунитет каждого из них от юрисдикции другого государства (par in parem non habet imperium).